Мастер - класс
«Нетрадиционные методы в работе с детьми
по развитию мелкой моторики рук»
Цели: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук . Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
Материал: бельевые прищепки,
мячи - ёжики,
пробки от пластиковых бутылок,
счётные палочки,
китайские шары,
верёвка с узлами,
«сухой бассейн» с горохом и фасолью,
фонограмма,
цветная бумага.
ХОД
Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, я использую упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Есть несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев. Упражнение сопровождается чтением стихов. Бывает самомассаж с предметами и без предметов.
Массаж подушечек пальцев. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают
подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стиха - разминание подушечки одного пальца.
Левая рука
Большой палец - дети любят всех зверей: Указательный палец - птиц и ящериц, и змей, Средний палец - пеликанов, журавлей, Безымянный палец - бегемотов, соболей, Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука
Большой палец - и клестов, и снегирей. Указательный палец - любят горного козла, Средний палец - обезьянку и осла, Безымянный палец - дикобраза и ежа, Мизинец - черепаху и ужа. Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами.
Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.
Упражнения с прищепками.
Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.
Левая рука
Вот
проснулся, встал гусёнок,
5 4 3 2
Пальцы щиплет он спросонок.
2 3 4 5
Правая рука
- Дай, хозяйка, корма мне
5 4 3 2
Раньше, чем моей родне!
2 3 4 5
Массаж фаланг пальцев рук
Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.
Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.
Левая рука. Правая рука.
По-пу-гай мизинец Са-мо-лёт мизинец
Во-ро-бей безымянны Теп-ло-ход безымянный
Пе-ли-кан средний Вер-то-лёт средний
Со-ло-вей указательный Вез-де-ход указательный
Пти-цы большой Транс-порт большой
Массаж ладоней рук.
Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики. Движения соответствуют тексту.
Вы длинней найдёте вряд ли. 3-й 3-й
Клювом меряться пришли 4-й 4-й
Аисты и журавли 5-й 5-й
Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»
Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия - смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка.
«Узловка»
Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.
Лезет, лезет альпинист -
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
«Сухие бассейны»
Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.
ГОРОХ
В ведро насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
ФАСОЛЬ
(на дне бассейна прячем игрушки от киндерсюрпризов)
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне - игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Хорошо использовать музыкальные пальчиковые упражнения на родительских собраниях. Предложить родителям выполнить их вместе с детьми. Такие упражнения сближают родителей и детей.
«КРАБ»
Ветер дует, завывает,
Пальму в сторону качает,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне
«ЧЕРВЯЧКИ»
Раз, два, три, четыре, пять -Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает Каркает - вот и обед,
Глядь, а червячков уж нет.
«РЫБКИ»
Пять маленьких рыбок играли в реке.
Лежало большое бревно на песке.
И рыбка сказала - нырять здесь легко.
Вторая сказала - нет здесь глубоко.
А третья сказала - мне хочется спать.
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула - здесь крокодил!
Плывите быстрее, чтоб не проглотил.
Занятия оригами хорошо влияют на развитие мелкой моторики рук у детей. Я предлагаю выполнить поделку «Бабочка». Выполняется она из двух геометрических фигур - круга и квадрата. Используя такие упражнения можно добиться заметного положительного эффекта. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Для этого выбран для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу текст. И как показал мой опыт, сочетание пальчиковых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Пальчиковые игры вызывают у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно выполнить пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Таким образом, включая упражнения на развитие пальцевой моторики на занятиях, воспитатель играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. Совершенствуются внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью. Легче усваиваются навыки письма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.