Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с правилами игры в шахматы! Все мы помним, что шахматы в игре – двух цветов. У каждого игрока по 16 фигур: по 8 пешек, 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона и 2 коня. Но вот о чем именно пойдет речь на сегодняшнем занятии поможет узнать одна сценка.
Два мальчика играют в шахматы.
- Ой, мне пора домой.
- Но мы еще не закончили партию. Как же мы поймем, у кого преимущество?
- Давай попросим учителя посчитать!
- У меня больше взятых фигур!
- Но выигрываю я.
- Это еще почему?
- Действительно, ребята, почему, несмотря на то, что у второго мальчика больше съеденных шахмат, выигрывает первый?
- Потому что у него фигуры ценнее.
- Значит, о чем мы поговорим сегодня?
- О ценности шахматных фигур.
(отмечаем, что тема выведена ребятами посредством приема «яркое пятно», роль которого выполняет сценка)
Вывод темы на доску «Сравнительная ценность шахматных фигур»
- Очень часто посреди игры начинающие ребята спрашивают: «А сколько у меня баллов?» Что за баллы дети имеют в виду?
Все просто ценность шахматных фигур измеряется самыми слабыми фигурами. Какими? Пешками. (Наводящий вопрос)
И чем сильнее фигура, тем больше пешек она «стоит».
Внимание на доску.
Фото «Ценность шахматных фигур».
- Итак, мы можем, с помощью приема ассоциаций, представить пешку единичкой, как в математике, и разложить сложные числа (в нашем случае сильные фигуры) на эти единички.
А теперь я предлагаю решить такие «шахматно-математические» задачи.
Фото «Шахматные задачи» (1-3)
Таким образом, можно сравнить пешку с валютой – так сказать шахматный рубль, деревянный на деревянной доске (сравнение, ассоциации)
Для чего же нам нужно знать сравнительную ценность фигур? (пишем ответы на доске, что за прием?)
- чтобы выяснить, у кого преимущество, если партия не окончена;
- чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны.
- Если в процессе борьбы один из соперников обзавелся лишней фигурой или пешкой, то говорят, что у него материальное преимущество.
Если ты после борьбы поменял коня или слона на ладью, то у тебя лишнее качество.
Если ты поменял равноценные фигуры: ладью на ладью, слона на коня, то считается, что произошел шахматный размен.
А если после произошедших разменов у одной из сторон не хватает до равенства материалов, то произошел неравноценный размен.
Но важно помнить, что король бесценен! И порой, чтобы выиграть партию, приходится пожертвовать самой сильной фигурой.
А в завершение нашего занятия я предлагаю вам сделать небольшие напоминалки по сравнительной ценности шахматных фигур. Предлагаю вам поработать в парах.
Раздать картонки для напоминалки, вырезанные картинки, изображающие пешки и другие фигуры. Их нужно наклеить так, чтобы было видно, сколько пешек «стоит», каждая фигура.
А затем правильный вариант снова выводится на доску.
Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.