МАСТЕР-КЛАСС
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Проявлением детской инициативы в раннем возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами и веществами. Давайте подумаем, какие черты присущи ребёнку, который проявляет инициативу?
Задание для педагога «Цветочная поляна». Для этого предлагаю взять карточки-полянки и цветочки: ромашки и васильки. Ребёнку с развитой инициативой ложем ромашки на полянку, а ребёнку с неразвитой инициативой – васильки (раздаточный материал прилагается).
Для поисковой активности нужно создавать условия под контролем взрослого. Поддерживать интерес ребёнка, поощряя детские комментарии и вопросы к ним, инициативные наблюдения ребёнка за явлениями, событиями, ситуациями, живыми и неживыми объектами, вызывающее внимание. Способствовать применению знаний и способов действия в поисковой познавательной активности.
Инициативу ребёнку нужно развивать с самого раннего детства. Для этого необходимы три условия: положительно-эмоциональный комфорт, предметная среда, педагог. Это главные составляющие для проявления инициативы ребёнка в исследовательской деятельности. Рассмотрим вкратце эти условия. Самый основной компонент для проявления инициативы это эмоциональный комфорт. Если ребёнок позитивно настроен, то он будет находится в условии эмоционального комфорта и у него будет желание исследовать тот или иной предмет, явления.
Игра для педагога: «Подбери нужное слово и получится цветок» (материал прилагается).
Для проявления инициативы немаловажную роль играет создание предметной среды – не только один предмет и его окружение, побуждающие к исследованию. Предметная среда должна быть яркой и разнообразной. Она должна вызывать у ребёнка желание исследовать тот или иной предмет или явление.
И третье условие это сам педагог, который начинает делать что-то, и тогда у ребёнка проявляется стремление и желание исследовать предмет или явление. Если перед ребёнком раннего возраста будут лежать простые коробки то он не будет играть самостоятельно до тех пор, пока не начнёт действие педагог. Когда ребёнок присоединится и будет активно действовать в поисковой деятельности. Педагог должен заинтересовать ребёнка, чтобы у него проявилась инициатива и желание исследовать предмет, потому что в основе инициативы лежит интерес познать что-то новое. Задача воспитателя – создать ситуацию, побуждающую детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.
Познавательно-исследовательская деятельность состоит из трёх этапов:
1. Постановка проблемы – в чем проблема.
2. Выдвижение предположения какие гипотезы.
3. Подведение итогов к чему пришли.
Приём для педагогов: «Придумай проблемную ситуацию и её реши согласно алгоритму».
Рефлексия. У вас на столе лежит круг и треугольник, если для Вас информация полезная, положите на стог круг, если не интересная положите треугольник.
Приложение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.