Мастер-класс" Расширение тембрального диапазона пеня"
Оценка 4.9

Мастер-класс" Расширение тембрального диапазона пеня"

Оценка 4.9
docx
21.09.2020
Мастер-класс" Расширение тембрального диапазона пеня"
Цель: познакомить учащихся с понятиями «диапазон» «тембр» «красота голоса» «свобода пения» , сформировать понимание и тренировку расширения тембрального диапазона пения
Мастер-класс РасширениеТембрального Диапазона пения Данченко С.В..docx

Мастер-класс по методической разработке        «Расширение тембрального диапазона пения»                                                                    педагога по вокалу Данченко С.В.

 

Цель:  познакомить учащихся с понятиями «диапазон» «тембр» «красота голоса» «свобода пения» , сформировать понимание и тренировку расширения тембрального диапазона пения .                                                                                                                                         Задачи :

- развивать певческий голос (формировать естественное звучание, раскрывать тембр и красоту голоса расширять диапазон и т.п.);

- развивать музыкальные стилистические  способности;

- формировать креативное  отношение к исполнению музыки.

 

                                                      Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация.

- Здравствуйте вокалисты ! Приятно видеть учеников желающих развиваться в вокальном искусстве , подниматься на новый уровень и совершенствоваться в вокальных навыках .И на этой приятной ноте мы начинаем наш мастер-класс.

2. Актуализация знаний.

- С помощью чего мы поем, разговариваем?(С помощью голоса)

- Вокальный голос отличается от разговорного или просто певческого? Чем?                                                                                                                      - Как мы понимаем красоту голоса? Качество голоса?                                     Как мы понимаем виртуозность голоса?                                                                         - Отличаются ли голоса? А почему?

3. Постановка учебной задачи.

   А теперь, попробуем определить цель нашего урока.- О чем мы  беседовали, ребята?

(у нашего голоса есть определенные возможности )

- Цель урока не только понять как расширить диапазон но и выявить и сохранить тембральную окраску голоса.

4. Открытие нового знания

Тембр в музыке – это что за категория? Для чего она существует?

В музыке XX века такая характеристика звука, как тембр, начала играть ключевую роль в концепции новых музыкальных стилей и формировании новых вокальных техник.                                                         «Тембр» переводится с фр. как «отличительный знак». Тембр в музыке – это специфическая окраска звучания. Если на разных инструментах взять одну и ту же ноту одинаковой высоты или громкости, все равно звук будет значительно отличаться благодаря тембровым характеристикам инструмента. Одинаковые вокальные партии, исполненные двумя разными вокалистами, легко различить на слух благодаря особой тембровой окраске голоса. Таким образом, тембр – это та характеристика, которая во многом определяет атмосферу звучащего музыкального произведения, а главное, вызывает у человека те или иные эмоции по поводу услышанного. Теперь вспомним что такое диапазон?

Диапазон - это звуковой объем. Это возможности певца брать те или иные ноты.

Диапазон — охват звуковысот между нижней и верхней границами, допустимыми для голоса человека или музыкального инструмента.

    Слово диапазон«dia pason» греческого происхождения и означает «через все», то есть  в музыке через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого 

низкого звука, который может издать  голос, до самого высокого. 

     Иметь широкий диапазон рабочего голоса мечтает каждый вокалист. Но не все могут профессиональными методами добиться красивого звучания голоса на любом участке диапазона и пытаются расширить его самостоятельно в ущерб здоровью. Чтобы правильно это сделать, вокалисту нужно соблюдать определённые правила. Даже узкий диапазон можно значительно расширить, если научиться петь правильно и верно попадать во все резонаторы. Несколько несложных упражнений помогут вам расширить возможности голоса и научиться легко брать крайние ноты рабочего диапазона.

 

5. Игра " Сохрани свой тембр"

- Определение диапазона своего красивого тембра. Индивидуальные распевки на повышение – Кто удержит свой тембр?

. 

6. У каждого голоса своя примарная зона. Это середина диапазона, высота, на которой исполнителю удобно говорить и петь. С неё и нужно начинать различные распевания, чтобы расширить диапазон голоса. У сопрано она начинается с ми и фа первой октавы, у меццо – с си малой и до большой. Именно с примарной зоны можно начинать распевание вверх и вниз, чтобы расширить диапазон голоса.                                                                       Диапазон голоса состоит из следующих зон:

— примарная зона (высота речевого звука, на которой удобно говорить);

— нерабочий диапазон, включающий низкие и высокие ноты, которые вокалист берёт на распевках, но не использует во время пения произведений                                                                    Диапазоны голосов и их названия.

1) Сопрано- до 1 октавы ля 2 октавы

2) Альт -  до первой октавы ре второй октавы

3) Тенор I соль малой октавы - ля первой октавы

4) Бас I соль малой октавы ре первой

7. Методическая  и практическая работа по  расширению тембрального диапазона.                                                                                        Начинать работу над увеличением количества воспроизводимых звуков голосовыми связками нужно с простейших певческих мелодических упражнений, сохраняя тембральную окраску. октавы            Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов. Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания. Обратите внимание, как стал звучать голос на каждом участке верхнего диапазона. После каких нот изменилось его окраска и тембр? Это и есть ваши переходные ноты. Достигнув самых верхних нот, постепенно начинайте опускаться вниз. Отметьте, когда голос полностью перешёл на грудное звучание и насколько широк этот диапазон. Можете ли вы свободно в этой тесситуре напеть мелодию? Нужно постараться петь в одной манере , затем начать делать скачки на сексту вверх и вниз. Поначалу делать это будет трудно, но потом вы сможете управлять своим голосом на любом участке. Диапазон его значительно расширится, и вы сможете петь красиво и ярко любые сложные произведения. Учащийся начинает петь каждое предложенное преподавателем упражнение в примарной, удобной зоне его звукового диапазона, затем повторяет его, но уже от звука на полтона выше, и, так далее, поднимаясь по полутонам до тех высоких нот, на которых голос звучит без какого-либо напряжения. Последующее пение данного упражнения следует так же по полутонам в нисходящем направлении до самого нижнего звука, до ноты, от которой учащийся может исполнить упражнение также непринуждённо и тембрально красиво Рекомендуется повторять упражнение «м-м-м-м» - его нужно петь закрытым звуком (мычать) в медленном темпе, плавно скользя голосом с ноты МИ на РЕ, с РЕ на ноту ДО. Звук направлять в переносицу, ощущая его в области лба. При этом мысленно представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже, а наоборот выше, т. е. петь с чувством постоянного стремления вверх даже в то время, когда звук длительное время удерживается на одной ноте. В этом заключается ещё один плюс данного упражнения, т.к. постоянное мысленное стремление к ноте, которая выше исполняемого звука на тон (или полтона, например, в вокальных произведениях, в зависимости от лада: мажор или минор), способствует развитию у учащегося навыка чистого интонирования. Исполнять упражнение много раз, начиная его с каждым последующим разом на полтона выше.                                                                                                                Важно в достижении поставленной цели, а именно, расширить звуковой диапазон, это доведение исполнения упражнения до крайних звуков диапазона учащегося, где голос и весь артикуляционный аппарат находятся в свободном состоянии ,не напрягаясь, не зажимаясь, сохраняя красоту голоса. Здесь, при стремлении расширить звуковой диапазон голоса, важно распознать потенциальные возможности роста уже имеющегося звукового объёма, постепенно и аккуратно добиваясь введения в диапазон новых звуков. Связки должны постепенно привыкать к новому звуковысотныму воспроизведению. Но когда, по истечении некоторого времени, эти неудобные звуки станут звучать увереннее, обретут силу и войдут в рабочий диапазон голоса, тогда уже можно будет приступать к тезнической работе в вокале. При внимательном подходе к этому приёму работы, преподаватель определит момент закрепления, т.е. свободного воспроизведения новых звуков диапазона и начнёт включать при распевании, таким же образом «захватывать», «зацеплять» следующие, более высокие и более низкие для учащегося ноты.                                                      Требовательно направить внимание ученика на внутренний самоконтроль физических ощущений в голосовом аппарате («прислушиваться» к внутреннему состоянию), чтобы добиться желаемого результата, увеличить диапазон, сохранить тембр и избежать перенапряжения и срывов. Так же можно работать и над другими вокальными упражнениями, захватывая при их пении крайние, «пробные» звуки диапазона.                              Необходимо включать упражнения на  замедление темпа исполнения, позволяющие перенаправить внимание на физиологическое состояние голосового аппарата.                                        Полезно выполнять ещё не мелодические упражнения, способствующее расширению диапазона голоса, называемые «Сирена» (глиссандо на гласном звуке У) «Трактор»( на звуке «Р») «Полёт ракеты на луну» (глиссандо на гласном звуке А). Упражнения выполняется стоя, руки по швам. Медленно поднимая прямые руки вверх, одновременно с этим скользить голосом от лёгкой хрипотцы, с самого низкого звука, который может воспроизвести учащийся своим голосом, до самого высокого, до писка. «Замерев» на самом высоком звуке, как бы «приземлившись на луне», начать движение рук вниз с одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, тем самым закончить упражнение, как бы «вернувшись на землю». Делать это упражнение можно несколько раз подряд. В это время происходит так называемая тренировка голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно, без какого-либо напряжения.

8. Вокальная работа.

Разучивание песни с вокально- техническими и стилистическими приемами. Выберите для пения произведение с широким диапазоном и большими скачками. Пусть даже это будет просто фрагмент сложной песни, но зато он поможет вам расширить свой рабочий диапазон. Эти произведения можно использовать для того, чтобы почувствовать, как расширить тембральный диапазон голоса на практике.

9.  Анализ и обсуждение.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс по методической разработке «Расширение тембрального диапазона пения» педагога по вокалу

Мастер-класс по методической разработке «Расширение тембрального диапазона пения» педагога по вокалу

Открытие нового знания Тембр в музыке – это что за категория?

Открытие нового знания Тембр в музыке – это что за категория?

Игра " Сохрани свой тембр" -

Игра " Сохрани свой тембр" -

Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания

Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена распевания

Здесь, при стремлении расширить звуковой диапазон голоса, важно распознать потенциальные возможности роста уже имеющегося звукового объёма, постепенно и аккуратно добиваясь введения в диапазон новых звуков

Здесь, при стремлении расширить звуковой диапазон голоса, важно распознать потенциальные возможности роста уже имеющегося звукового объёма, постепенно и аккуратно добиваясь введения в диапазон новых звуков

Вокальная работа. Разучивание песни с вокально- техническими и стилистическими приемами

Вокальная работа. Разучивание песни с вокально- техническими и стилистическими приемами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020