Серебрякова Альфия Хурматулловна
КГУ «Леденёвская средняя школа Мамлютского района Северо-Казахстанской области»
Учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
«Лучший мастер-класс учителя-предметника»
Урок развития речи «Мастерская творческого письма».
Подготовка к написанию эссе ассоциативного характера на лексическую тему «Утро»
Цели:
Создать условия для самореализации и самоактуализации учащихся.
Формировать функциональную грамотность и креативность мышления, предоставить возможности для конструирования собственных оригинальных текстовых продуктов.
Формировать технологические навыки творческой речи и творческого письма.
Образовательные задачи:
1.Обучение приемам словотворчества:
кеннинги; словесные миниатюры по опорным словам; создание словесного этюда.
2. Актуализация знаний в области морфологии и фразеологии.
3. Подготовка учащихся к написанию творческих работ ассоциативного характера (эссе).
Развивающие задачи:
Раскрепощение языкового мыщления, освобождение от языковых штампов и шаблонов.
Мобилизация творческого самочувствия, развитие психических процессов словотворчества.
Формирование навыков коллективного творчества.
Воспитатаельные задачи :
Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитание культуры эмоционального поведения и ответственности за речевые поступки.
Формирование стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся на уроке использую приемы активизации творческого мышления:
Кеннинги
Миниатюры по опорным словам
Цветовое и психологическое словесное рисование
Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»:
осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой
Данные виды творческих работ позволяют:
Развивать речемыслительную деятельность учащихся, навыки функциональной грамотности.
Учить создавать собственный оригинальный речевой текстовый продукт.
Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием.
Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:
Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)
Информационные (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа сказки)
Коммуникативные (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)
Социальные (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)
Личностные (способность к самосовершенствованию, формирование правильного эмоционального поведения)
Ход урока
1 ЭТАП. Организация урока. Целевая установка.
2 ЭТАП. «Индукция» .(Эмоциональный настрой). Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают под тихое музыкальное сопровождение.
Текст эмоционального настроя:
« Утро. Пение птиц, шепот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: сейчас войдет мама и скажет добрые, приятные слова. Каждое утро слова разные: мама – удивительная фантазерка! … И вот открывается дверь, входит мама, целует тебя и говорит:
- Вставай, солнышко мое! Тебя ждут друзья. Тебя ждет вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут одноклассники – вам хорошо вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия; вам нравится радовать друг друга! Тебя ждет учитель: ему всегда приятно общаться с тобой, потому что ты добрый, умный, оригинальный, способный… Тебя ждет замечательный день!
И ты открываешь глаза, твердо зная, что мама права: день должен быть замечательный! Тебя любит солнце, птицы, друзья, одноклассники, учитель! И ты любишь их!»
3 ЭТАП. Беседа по вопросам: Как можно охарактеризовать такое утро? Где можно встретить утро? Когда? ( В лесу, в саду, в горах, у моря, в джунглях, летом, весной…). Каким бывает утро?
Сейчас вы прослушаете музыку… Представьте себе такое утро, которое вам нравится. Что вы видите, чувствуете, ощущаете, какие краски, запахи и звуки – попробуйте передать это словами, запишите свои ассоциации.
(Слушание музыки, автор и произведение не называются).
Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации:
Капли росы, чистое небо, пастух, водопад, море, бабочка, даль, переливы света, капель, цветочная поляна, фонтан, хочется петь, туман, день рождения, поет свирель, журчание ручья, первый луч солнца, пробуждение мира. В лесу поет какая-то никому не известная птичка.
4 ЭТАП. Обучение приемам словотворчества: кеннинги, миниатюры по опорным словам, эстетическая формула красоты «живопись слова».
В древности кельтские бродячие поэты – барды использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые потом назвали кеннингами.
Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в Им. падеже + существительное в Род. падеже». Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра.
Приведем примеры кеннингов:
ДУБ – страж леса Луна – спутник солнца СОЛНЦЕ – императрица светил
КОРАБЛЬ – странник моря (и др.).
Задание: Давайте придумаем кеннинги к словам УТРО, ВЕТЕР, МОРЕ.
УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего.
ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес.
МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто.
Называем музыкальное произведение: Анугама, «Утренний бриз».
Утренний – УТРО.
Работа со словом «БРИЗ» ( работа со словарем иностранных слов):
Бриз (франц.) – ветер на побережье, с суточным изменением направления, возникает от неодинакового нагревания суши и моря: утром и днем дует с моря на сушу (морской ), а ночью – с суши на море (береговой).
Миниатюры по опорному слову (АКРОСТИХ).
По одному слову, любая часть речи:
Удивительное
Торжественное
Радостное
Очаровательное УТРО
По одному предложению:
Утро было замечательным!
Ты открыл глаза и ахнул.
Радость вспыхнула в твоей душе.
О, как прекрасна жизнь и мир вокруг!
Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»:
осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой
ПРИМЕР:
Важный гриб-боровичок, как маленький гном, подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я! Сорви же меня!»
5 ЭТАП. Работа с текстом.
Сказка Натальи Абрамцевой «Тише, пожалуйста».
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая- чистая, прозрачная- прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка! Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце.
Решило оно развеселить речку. Пощекотало солнце речку своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно.
А тут еще одна неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву.
Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же не нарочно упал в воду.
Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода между кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной вязкой трясиной стала светлая чистая речная вода.
Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца…
Болото… А была речка. Была.
Добрая, веселая лесная речка.
Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может… Выйти легко… Очень …Слишком даже…
Беседа по сказке.
- Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку?
- Как называется литературный прием, когда действия, мысли и чувства живого мира переносятся на живой? (Олицетворение, аллегория, иносказание).
- Какие слова обыгрываются в сказке? (выйти из себя). Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы).
6 ЭТАП. Выполнение ассоциативных словесных этюдов на тему «Утро».
Выполняем словесное рисование с реализацией новых, изученных на уроке, изобразительных фигур речи, приёмов словотворчества (кеннинги, миниатюры по опорным словам, живопись слова).
7 ЭТАП. Творческое домашнее задание.
1. Написать ассоциативное сочинение -эссе на лексическую тему «Утро» с использованием изученных приёмов словотворчества: кеннинги, миниатюры по опорному слову «Утро», этюд «живопись слова».
2. Работу оформить на отдельном листе А-4, дополнить красочными иллюстрациями по теме.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.