Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Оценка 5

Мастер-класс учителя русского языка и литературы.

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
русская литература +1
5 кл—10 кл
19.05.2020
Мастер-класс учителя русского языка и литературы.
Данный мастер-класс предлагает педагогу овладеть приёмами словотворчества (кеннинги, этюды по "Эстетической формуле красоты слова", миниатюры по опорным словам), а также знакомит с разнообразными формами работы по развитию функциональной грамотности и творческих способностей учащихся.
Презентация Microsoft PowerPoint (2).ppt

Серебрякова Альфия Хурматулловна

Серебрякова Альфия Хурматулловна

Серебрякова Альфия Хурматулловна

 
КГУ «Леденёвская средняя школа Мамлютского района Северо-Казахстанской области»
Учитель русского языка и литературы
Категория: высшая
«Лучший мастер-класс учителя-предметника»
Урок развития речи «Мастерская творческого письма».
Подготовка к написанию эссе ассоциативного характера на лексическую тему «Утро»


Цели: Создать условия для самореализации и самоактуализации учащихся

Цели: Создать условия для самореализации и самоактуализации учащихся

Цели:

Создать условия для самореализации и самоактуализации учащихся.
Формировать функциональную грамотность и креативность мышления, предоставить возможности для конструирования собственных оригинальных текстовых продуктов.
Формировать технологические навыки творческой речи и творческого письма.

Образовательные задачи: 1.Обучение приемам словотворчества: кеннинги; словесные миниатюры по опорным словам; создание словесного этюда

Образовательные задачи: 1.Обучение приемам словотворчества: кеннинги; словесные миниатюры по опорным словам; создание словесного этюда

Образовательные задачи:

1.Обучение приемам словотворчества:
кеннинги; словесные миниатюры по опорным словам; создание словесного этюда.
2. Актуализация знаний в области морфологии и фразеологии.
3. Подготовка учащихся к написанию творческих работ ассоциативного характера (эссе).

Развивающие задачи: Раскрепощение языкового мыщления, освобождение от языковых штампов и шаблонов

Развивающие задачи: Раскрепощение языкового мыщления, освобождение от языковых штампов и шаблонов

Развивающие задачи:

Раскрепощение языкового мыщления, освобождение от языковых штампов и шаблонов.
Мобилизация творческого самочувствия, развитие психических процессов словотворчества.
Формирование навыков коллективного творчества.

Воспитатаельные задачи : Формирование эстетического восприятия окружающего мира

Воспитатаельные задачи : Формирование эстетического восприятия окружающего мира

Воспитатаельные задачи :

Формирование эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитание культуры эмоционального поведения и ответственности за речевые поступки.
Формирование стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию.
 

С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся на уроке использую приемы активизации творческого мышления:

С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся на уроке использую приемы активизации творческого мышления:

С целью развития речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся на уроке использую приемы активизации творческого мышления:

Кеннинги
Миниатюры по опорным словам
Цветовое и психологическое словесное рисование
Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»:
осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой

Данные виды творческих работ позволяют:

Данные виды творческих работ позволяют:

Данные виды творческих работ позволяют:

Развивать речемыслительную деятельность учащихся, навыки функциональной грамотности.

Учить создавать собственный оригинальный речевой текстовый продукт.

Развивают творческие способности и умения, мотивируют: сделать по-своему, оригинально, с желанием.

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Развивая функциональную грамотность, формируем ключевые компетенции:

Способность к разрешению проблем (прогнозирование возможного результата при анализе причинно-следственных связей)
Информационные (приобретение моделей, образцов положительного и отрицательного жизненного поведения через эмоциональное вживание в роль, в жизнь литературного героя, персонажа сказки)
Коммуникативные (способность к письменной, устной, продуктивной коммуникации на русском языке)
Социальные (способность к социальному взаимодействию, формируется через вживание в социальные роли)
Личностные (способность к самосовершенствованию, формирование правильного эмоционального поведения)

Ход урока 1 ЭТАП. Организация урока

Ход урока 1 ЭТАП. Организация урока

Ход урока

1 ЭТАП. Организация урока. Целевая установка.

2 ЭТАП. «Индукция» .(Эмоциональный настрой). Читает учитель, учащиеся принимают удобное положение, слушают под тихое музыкальное сопровождение.

Текст эмоционального настроя: «

Текст эмоционального настроя: «

Текст эмоционального настроя:

« Утро. Пение птиц, шепот ветра за окном будят тебя. Ты начинаешь просыпаться и улыбаешься, потому что знаешь: сейчас войдет мама и скажет добрые, приятные слова. Каждое утро слова разные: мама – удивительная фантазерка! … И вот открывается дверь, входит мама, целует тебя и говорит:
- Вставай, солнышко мое! Тебя ждут друзья. Тебя ждет вода, чтобы смыть ночной покой и дать тебе силу морей и океанов. Тебя ждут одноклассники – вам хорошо вместе, никогда не бывает скучно: вы придумываете игры, делаете открытия; вам нравится радовать друг друга! Тебя ждет учитель: ему всегда приятно общаться с тобой, потому что ты добрый, умный, оригинальный, способный… Тебя ждет замечательный день!
И ты открываешь глаза, твердо зная, что мама права: день должен быть замечательный! Тебя любит солнце, птицы, друзья, одноклассники, учитель! И ты любишь их!»

ЭТАП. Беседа по вопросам: Как можно охарактеризовать такое утро?

ЭТАП. Беседа по вопросам: Как можно охарактеризовать такое утро?

3 ЭТАП. Беседа по вопросам: Как можно охарактеризовать такое утро? Где можно встретить утро? Когда? ( В лесу, в саду, в горах, у моря, в джунглях, летом, весной…). Каким бывает утро?
Сейчас вы прослушаете музыку… Представьте себе такое утро, которое вам нравится. Что вы видите, чувствуете, ощущаете, какие краски, запахи и звуки – попробуйте передать это словами, запишите свои ассоциации.
(Слушание музыки, автор и произведение не называются).

Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации:

Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации:

Чтение записей, одновременно уч-ся записывают понравившиеся им выражения и слова, вызвавшие новые ассоциации:
Капли росы, чистое небо, пастух, водопад, море, бабочка, даль, переливы света, капель, цветочная поляна, фонтан, хочется петь, туман, день рождения, поет свирель, журчание ручья, первый луч солнца, пробуждение мира. В лесу поет какая-то никому не известная птичка.

ЭТАП. Обучение приемам словотворчества : кеннинги, миниатюры по опорным словам, эстетическая формула красоты «живопись слова»

ЭТАП. Обучение приемам словотворчества : кеннинги, миниатюры по опорным словам, эстетическая формула красоты «живопись слова»

4 ЭТАП. Обучение приемам словотворчества: кеннинги, миниатюры по опорным словам, эстетическая формула красоты «живопись слова».
В древности кельтские бродячие поэты – барды использовали в своих торжественных песнях поэтические фигуры, которые потом назвали кеннингами.
Кеннинг – это образное определение понятия, перифраз в форме словосочетания «Существительное в Им. падеже + существительное в Род. падеже». Образ более емко, чем слово, передает суть понятия или одну из его сторон. Это как игра.

Приведем примеры кеннингов:

Приведем примеры кеннингов:

Приведем примеры кеннингов:
ДУБ – страж леса Луна – спутник солнца СОЛНЦЕ – императрица светил
КОРАБЛЬ – странник моря (и др.). 
Задание: Давайте придумаем кеннинги к словам УТРО, ВЕТЕР, МОРЕ.
УТРО: начало начал, пробуждение мира, конец ночи, зарождение лучшего.
ВЕТЕР: посланец туч, странник небес, дух неба, баловень небес.
МОРЕ: дитя океана, вода наслаждения, стихия свободы, друг Кусто.

Называем музыкальное произведение:

Называем музыкальное произведение:

Называем музыкальное произведение: Анугама, «Утренний бриз».

Утренний – УТРО.
Работа со словом «БРИЗ» ( работа со словарем иностранных слов):
Бриз (франц.) – ветер на побережье, с суточным изменением направления, возникает от неодинакового нагревания суши и моря: утром и днем дует с моря на сушу (морской ), а ночью – с суши на море (береговой).

Миниатюры по опорному слову (АКРОСТИХ)

Миниатюры по опорному слову (АКРОСТИХ)

Миниатюры по опорному слову (АКРОСТИХ).
По одному слову, любая часть речи:
Удивительное
Торжественное
Радостное
Очаровательное УТРО
По одному предложению:
Утро было замечательным!
Ты открыл глаза и ахнул.
Радость вспыхнула в твоей душе.
О, как прекрасна жизнь и мир вокруг!

Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»: осязательный цветовой эпитет + образ + сравнение + олицетворение световой

Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»: осязательный цветовой эпитет + образ + сравнение + олицетворение световой

Рисование словесного этюда по эстетической формуле красоты «живопись слова»:

осязательный
цветовой эпитет+образ+сравнение+олицетворение
световой
ПРИМЕР:
Важный гриб-боровичок, как маленький гном, подмигивал мне из-под своей глянцевитой шоколадной шляпки, словно хотел сказать: «Вот он я! Сорви же меня!»

ЭТАП. Работа с текстом. Сказка

ЭТАП. Работа с текстом. Сказка

5 ЭТАП. Работа с текстом.
Сказка Натальи Абрамцевой «Тише, пожалуйста».
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая- чистая, прозрачная- прозрачная. Весь лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреть в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая, добрая речка! Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидела, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце.

Решило оно развеселить речку. Пощекотало солнце речку своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну

Решило оно развеселить речку. Пощекотало солнце речку своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну

Решило оно развеселить речку. Пощекотало солнце речку своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол без того поцарапанную волну. «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно.
А тут еще одна неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да, расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно, на прибрежную траву.

Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев

Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев

Дальше до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка… И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же не нарочно упал в воду.
Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая огромная лужа. Все понимает, а вернуться не может… Сорвалась… Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет… Качается почти стоячая вода между кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной вязкой трясиной стала светлая чистая речная вода.

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли…

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли…

Болото… Неверные кочки… Ползучие стебли… Страшные черные оконца…
Болото… А была речка. Была.
Добрая, веселая лесная речка.
Только вот из себя вышла… Выйти каждый может. Всегда может… Выйти легко… Очень …Слишком даже…

Беседа по сказке. - Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку? -

Беседа по сказке. - Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку? -

Беседа по сказке.
- Почему автор в конце сказки говорит, что выйти из себя каждый может, ведь она нам рассказывала про речку?
- Как называется литературный прием, когда действия, мысли и чувства живого мира переносятся на живой? (Олицетворение, аллегория, иносказание).
- Какие слова обыгрываются в сказке? (выйти из себя). Как называются такие устойчивые сочетания слов? (фразеологизмы).

ЭТАП. Выполнение ассоциативных словесных этюдов на тему «Утро»

ЭТАП. Выполнение ассоциативных словесных этюдов на тему «Утро»

6 ЭТАП. Выполнение ассоциативных словесных этюдов на тему «Утро».
Выполняем словесное рисование с реализацией новых, изученных на уроке, изобразительных фигур речи, приёмов словотворчества (кеннинги, миниатюры по опорным словам, живопись слова).

ЭТАП. Творческое домашнее задание

ЭТАП. Творческое домашнее задание

7 ЭТАП. Творческое домашнее задание.
1. Написать ассоциативное сочинение -эссе на лексическую тему «Утро» с использованием изученных приёмов словотворчества: кеннинги, миниатюры по опорному слову «Утро», этюд «живопись слова».
2. Работу оформить на отдельном листе А-4, дополнить красочными иллюстрациями по теме.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020