Цель: систематизация и обобщение изученного материала; совершенствование навыков употребления причастий в речи. Обучающиеся делятся на 2 команды (каждой дается название). Какая команда быстрее решит задание, та и отвечает, и ей присуждается очко. Если одна команда дает неправильный ответ, то другая может ответить. Время для размышления 1 минута. О своей готовности команды извещают звоночком. Какая команда набирает больше очков, та и побеждает. В игре 6 туров.
Открытый урок на тему.docx
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Цель: систематизация и обобщение изученного материала; совершенствование навыков
употребления причастий в речи.
Обучающиеся делятся на 2 команды (каждой дается название). Какая команда быстрее
решит задание, та и отвечает, и ей присуждается очко. Если одна команда дает
неправильный ответ, то другая может ответить. Время для размышления 1 минута. О своей
готовности команды извещают звоночком. Какая команда набирает больше очков, та и
побеждает. В игре 6 туров.
Ход урока: 1. Слово учителя.
Сегодня мы обобщаем Ваши знания по теме «Причастие» и отправляемся в
путешествие в «Царство Причастия». Посмотрим, какая команда быстрее ответит
на вопросы, решит задания и правильно выполнит задания. Итак, дерзайте, думайте,
размышляйте!
Первый тур (разминка)
Значение и грамматические признаки причастия
1. Я расскажу Вам сказку о Причастии, после которой Вы должны дать ответы на вопросы.
есть
в
то
одна,
единственном
В давниедавние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло
событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное
родилась дочь! Девочку назвали Причастие. Как и всякий ребенок, Причастие была похожа
и на маму, и на папу. Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по
числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда
находится
числе.
Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.
От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла
перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.
Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с
существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла
возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера:
Причастие
несовершенной.
В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в
качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль роль сказуемого.
Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: ВШ,
Ш, НН, Н, ЕНН, Т.Сейчас, в настоящем времени, она играет в куколдвойняшек:
АЩ/ЯЩ и –УЩ/ЮЩ. Любит она и –ОМ/ЕМ. Часто играет с ИМ.
Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на
правильные части (морфемы), отыскивать спрятавшЕЕся окончание и вновь
приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и
другим вещам.У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед,
всегда появляются сторожазапятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную
Причастным оборотом. В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое
домашнее животное. Она назвала его НЕ Это хорошенький, не очень капризный зверек.
совершенной,
научилась
быть
и
и
К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с НЕ, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой
(одиночной), она тоже не может без НЕ. Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень,
Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое
или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А
еще НЕ очень не любит противоречий. Так и живет девочка Причастие в королевстве Части
речи.
Ответьте на вопросы:
1) Свойства каких частей речи имеет причастие? (глагола и прилагательного)
2) Назовите свойства глагола.
3) Назовите свойства прилагательного.
4)
Что такое причастие?
Прилагательное
1.Вопрос какой?
2. Род.
3. Число.
4. Падеж.
5. Полная и краткая форма (краткая для
некоторых).
6. Согласуется с существительными.
7.В предложении – определение и сказуемое.
2. Выполните задания:
Глагол
1.Возвратное и невозвратное. 2.Переходные и
непереходные.
3. Вид.
4.Время: настоящее и прошедшее.
5.В предложении сказуемое.
Назовите словосочетания с причастиями (на листочках командам)
Наступившая ночь, теплый ветерок, поспевающая рожь, золотое зерно, сложенное в
скирды сено, душистая трава, потемневшие поля, стройные ели, белеющая дорога,
освещаемая звездами дорога, хорошее настроение ,рисуемая картина.
Придумайте сами по 3 словосочетания с причастиями.
Второй тур – Поговорим о действительных и страдательных причастиях
1. Образуйте все возможные формы причастий от этих глаголов (глаголы записаны на доске ).
Сидеть – сидевший, сидящий;
Сажать – сажающий, сажавший, сажаемый;
Обуть – обувший, обутый;
Обувать – обувающий, обуваемый, обувавший;
Хранить – хранящий, хранимый, хранивший;
Сохранить – сохранивший, сохраненный.
2. Образуйте формы кратких страдательных причастий (называть словосочетания по очереди
каждому ряду): Решенная задача – задача решена;
Купленная книга – книга куплена;
Прочитанный журнал – журнал прочитан;
Построенное здание – здание построено;
привезенные вещи – вещи привезены;
любимые стихи – стихи любимы;
начатое сочинение – сочинение начато.
3. Найдите в предложенных текстах причастия и определите их вид. (карточки у
каждой команды)
1.
... В окно увидела Татьяна
По утру побелевший двор.
Картины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Наша ветхая лачужка
2.
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
3. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как спутник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин)
Деревни коегде расставлены,
4.
Как пятна в безднах белизны:
Дома сугробами задавлены,
Плетни под снегом не видны.
Леса вдали чернеют, голые,
Ветвей запутанная сеть.
Лишь ветер песни невеселые
В них, иней вея, смеет петь.
Змеится путь, в снегах затерянный:
По белизне две борозды... Лошадка рысью неуверенной
Новит чуть зримые следы. (В. Брюсов)
Третий тур – конкурс капитанов.
Капитанам поочередно задаются вопросы. Каждый правильный ответ – один балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Что называется причастием?
Рассказать об образовании действительных причастий;
Рассказать об образовании страдательных причастий;
Что называется причастным оборотом? Знаки препинания при причастном обороте.
Рассказать о раздельном написании НЕ с причастиями.
Рассказать о слитном написании НЕ с причастиями;
Рассказать о правописании НН в причастиях;
Как отличить причастия от отглагольных прилагательных?
Как отглагольные прилагательные переходят в разряд причастий?
Рассказать о правописании гласной перед суффиксами причастий прошедшего
времени;
Рассказать о кратких страдательных причастиях;
Рассказать о правописании гласной в суффиксах причастий после шипящих;
Назовите постоянные морфологические признаки причастий;
Назовите непостоянные морфологические признаки причастий.
Четвертый тур Причастный оборот
А) Прочитайте предложения и найдите в них причастные обороты. Перестройте
предложения так, чтобы причастные обороты выделялись запятыми (каждой команде
выдается отдельная карточка)
1)Облитые тенью деревья слабо шумят. –( Деревья, облитые тенью, слабо шумят.)
2)Пара только что проснувшихся гусей молча и медленно перебирается через дорогу. –
(Пара гусей, только что проснувшихся, молча и медленно перебирается через дорогу.)
3.Сквозь влажный разлитый в воздухе блеск ясно выступает даль. – (Сквозь влажный
блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль.)
Б) В это же время у доски работают по одному представителю от команды. Участникам
нужно вставить пропущенные буквы и открыть скобки в словосочетаниях
Разъезж…(н,нн)ая машинами дорога; подстрел…(н,нн)ый заяц;(не)сдела(н,нн)ое
задание;(не)коше(н,нн)ая фермером трава; (не)подмете(н,нн)ый пол; рожь (не)сжата;
реше(н,нн)ая проблема; поле (не)засея(н,нн)о; смеша(н,нн)ые семена; лицо
взволнова(н,нн)о.
Пятый тур – Причастие в гостях у Фразеологии
1.
Назовите фразеологизм по его толкованию: • Умеет хорошо говорить (язык хорошо подвешен).
• Лишен свободы действий (связан по рукам и ногам).
• Объединены чемлибо общим (одной веревочкой связаны).
• Суждено, предопределено (на роду написано).
• По внешнему виду сразу не разберешь, кто это (на лбу не написано).
• Вовсе не похож на других по взгляду, характеру (из другого теста сделан).
• Человек, утративший от усталости физические силы или творческие способности ( как
выжатый лимон).
2. Подберите фразеологизм – синоним.
• Сами с усами ( не лыком шит)
• Два сапога пара ( одним миром мазаны).
• От чистого сердца ( с открытой душой).
• Старого воробья на мякине не проведешь (тертый калач, стреляный воробей).
Шестой тур – Творческая работа
Каждая команда получает карточку с причастиями (затуманена, написано, взволнованная,
улыбающаяся, разукрашенная). Необходимо составить текст, используя данные причастия,
дать ему название.
Подведение итогов.
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Мастер – класс на тему « В царстве Причастия».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.