МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Оценка 4.8

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
история
Детсад
22.04.2019
МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
мастер класс по народному творчеству.docx
МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: «МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ» «МИЛОСТИ ПРОСИМ В НАШУ РУССКУЮ ИЗБУ» Цель: Создание условий для приобретения и осознания высших ценностей,  идеалов и ориентиров, используя русское народное творчество. Задачи: Познакомить гостей с традициями русского народа, с русской избой  – жилищем крестьянской семьи. Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их  пользу и красоту. Привить интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Развивать интерес к русскому фольклору, народным традициям. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ. Звучит музыка, воспитатели входят в избу. Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в русскую  избу. ­ Уважаемые гости! На Руси было принято не многословие. А показывать  свою радость и уважение к хозяевам дома языком жестов. Именно отсюда, пошел обряд поклона. И сейчас мы с вами попробуем  разучить этот обряд. МОЁ СЕРДЦЕ (руку к сердцу) МОЁ СОЛНЦЕ И ВОЗДУХ (руку вверх) ИДЕТ С ДОБРОМ ( поклон). ­ Еще разочек повторим, не стесняйтесь. Давайте все вместе. Я очень рада всех вас видеть. Изба у меня не большая. Да красивая какая. На убранство поглядите. Да про  все мне расскажите. ­ Как вы думаете, что самое важное было в избе? (печь) ­ А почему? (приносила в дом тепло) ­ Скажите мне пожалуйста, а что такое в доме тепло? (жизнь) Тепло – это синоним слова жизнь. Замечательно, спасибо. Печь – это сердце дома. В старину печь называли – кормилицей. В русской  печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, грели воду, сушили грибы. ­ Скажите, кто мне может ответить? Помимо жизни, что нам печка еще  давала? (здоровье) Правильно, здоровье. И до сих пор считается, что камень печной лечит от  многих болезней. Итак: Печь нам помогала жить, питаться и расти большими и здоровыми. Хозяйка: Как вы знаете на Руси есть очень много форм устного народного  творчества. В том числе и малые формы. Уважаемые гости! Скажите что относится к малым формам устного  народного творчества (частушки, песни, пословицы, поговорки, потешки). А что такое потешка? (потешка—это небольшие стихотворения­приговорки, которыми  сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка –  потягивание после сна, одевание и т.д.). ­ От какого слова потешка? (потешаться) ­ А что означает потешаться? (играть, смеяться) ­Кто мне может рассказать потешку о печке? Ладушки, ладушки. Испечем оладушки. На окно поставим Остывать заставим. А остынут – поедим. И воробышкам дадим. ­ Уважаемые гости нашей русской избы присоединяйтесь. Кто знает  пословицы и поговорки про печь? ­ «Хочешь есть калачи, не сиди на печи» ­ «Когда в печи жарко, тогда и варко» ­ «Печь нам мать родная». ­ «бабья дорога – от печи до порога» Хозяйка: Красна изба не углами, а красна пирогами» ­ А скажите мне, как понять «красна изба» (красивая) ­ Сшейте мне матушка красный сарафан. (Это означало, что не в смысле он  будет красный, он будет красивый) На Руси в русской избе почти все делалось своими руками. Долгими зимними  вечерами резали миски и ложки, ткали, вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, сундук –  но все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и  красивым, радующим глаз. В избе много было интересной домашней утвари, которую люди использовали  в своем быту. ­ Вот еще один из таких предметов. ­ Скажите мне, что это такое? (показываю на люльку) ­ Подумайте и скажите, почему слово люлька похожа на слово лялька? ( лелеять, люлюкать, ласкать. Дочь славянской богини ЛАДЫ звали ЛЕЛЕЙ.  От нее берут начало такие слова как «лялечка», люлька, лелеять, а  также лелека –имя посредника через которого появились дети. Птица Аист  считалась посредником.) ­ Посмотрите и скажите мне, из чего состоит люлька? (ответы гостей) ­ В матицу (в верхний брус избы) крепился кованный крюк или вбивался  гвоздь. На него наматывали веревку и привешивали люльку. Саму люльку  покрывали ситцевым или холщовым пологом, т.к считали что ребенка до года  никому нельзя показывать, чтобы его не могли сглазить и испортить судьбу. На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне, видят волшебные райские  сады, светлые и благоухающие. Так люльку и украшали. В головной части  люльки изображали красно солнышко в лучах, а в ногах – ясен месяц о  звездах. У подножья еще обязательно крест делали., чтобы он оберегал  младенца. Такую колыбель передавали из поколения в поколение и много  малышей вырастало в одной люльке. ­ Дорогие гости! Скажите, а для чего люльку подвешивали? ­ А зачем качать? (он успокаивается) ­ Скажите, а что еще помогает детям уснуть? (колыбельная) Хозяйка: Умнички! Колыбельную пели тихо, ласково. ­ Кто мне поможет успокоить нашу ляльку и спеть колыбельную? Баю, баю, баюшок Ложись, Маша, на бочок. На пуховую кровать Будет Маша крепко спать. ­ А теперь давайте все вместе споем колыбельную. Баю, баюшки, баю Не ложися на краю. Придет серенький волчок И ухватит за бочок, И утащит во лесок Под ракитовый кусток Там пташки поют Тебе спать не дадут. ­ Молодцы! ­ А теперь отгадайте загадку. И шипит, и кряхтит. Воду быстро кипятит. Кран на брюхе открывает Кипяточек наливает. Что это? (самовар) ­ Правильно. Это самовар. ­ Давайте подумаем, почему самовар так назывался? (сам варит) Его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него  воду и он кипятился. В старину говорили: «Не пойдемте попьем чай, а сварите мне чай». Если вы  поговорите с людьми пожилого возраста, то узнаете много секретов русского  чая. Его пили из настоев трав. Например: ­ чай из зверобоя укреплял сердце; ­ чай из мяты придавал бодрости; ­ мать­и­мачеха лечила кашель. А чай из липового цвета убирал жар. В чай добавляли мед, молоко, сметану. И это приносило людям здоровье. Хозяйка: Дорогие гости, нашей русской избы! Я для вас приготовила  небольшое задание. Вы все хозяйки, и все завариваете дома чай. Я тоже приготовила чай из разных настоев трав. Предлагаю вам вдохнуть и определить, какие травки здесь  заварены. (в горшочках заварен липовый цвет, зверобой, мята) Хозяйка: Как вы знаете, раньше не было электричества и на самовар одевали  вот такую куклу (показ). ­ Как вы думаете для чего? (чтобы сохранить тепло) Про самовар и чай людьми придумано много пословиц, поговорок, частушек. «Самовар кипит – уходить не велит» Уважаемые гости! Не стесняйтесь. Кто из вас еще знает пословицы или  поговорки. (ответы гостей) ­ Береги в доме добро, в чае ­ тепло. ­ Коль чаем угощают, значит уважают ­ Чай пить – долго жить. ­ Замечательно. Спасибо. Самовар поёт, гудит, Только с виду он сердит.  К потолку пускает пар Наш красавец самовар. Хозяйка: Всем известно, что на Руси люди много работали. После трудового  дня было принято отдыхать. Отдыхали люди всегда вместе, дружно. Неоценимым помощником в отдыхе была песня, частушка и игра на русских  народных инструментах. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни  народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой  древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в  воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными  инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки­трещотки,  погремушки, бубенцы, дудочки и т.д. Они развивали у детей сначала на  уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство  ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое  восприятие, интерес к музыкальной деятельности. И сегодня я предлагаю вам, дорогие гости, продолжить традиции наших  предков.  Сыграть на народных инструментах ­Берите гости дорогие деревянные ложки и начинайте играть! Играем на деревянных ложках («Ах ты, берёза» русская народная  мелодия) ­Поиграли: ­А теперь я предлагаю исполнить русские народные частушки  ­Выходите не стесняйтесь: На столе у нас пирог, Пышки, да ватрушки, Так давайте же споем Чайные частушки. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой Озаряет наши лица Он своею добротой! Самоварчик разогреем, Чаю с травкой заварим. Кто недугом заболеет Приходите, напоим! Само – само – самовар На столе красуется Дышит так, что виден пар  Мы им все любуемся. Чай бальзам от всех болезней, И напитка нет полезней.  Кто здоровым хочет быть,  Больше чая надо пить. Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого Самоварного чайку. Ой, чай, крепкий чай,   Пейте чай ­ чаёчек, Чтобы радость приносил Каждый день – денёчек. Подавай мне чашку чая. Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю, Наливай горячий чай! На Руси ­ один зарок, Кроме всякой пищи: Утром ­ чай, в обед ­ чаек, Вечером ­ чаище. Чай с усталостью поспорит Сокрушит любой недуг, Он сонливость переборет Чай здоровью лучший друг. Мы про чай вам долго пели, Даже уморилися. Но нигде не позабыли И совсем не сбилися. Самовар, давай скорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра. Хозяйка: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и  доброжелательностью. И мы, следуя традициям русского народа, приглашаем всех испить горячего  чая и откушать наши угощения.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

МАСТЕР – КЛАСС  по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019