Технология
Тема: Работа с бумагой. Изготовление новогодней поделки «Чудо – ёлочка» (разметка по шаблону). 2 урока
Цель: изготовление новогодней поделки
Задачи:
•
•
•
•
1. Выполнение коллективного творческого проекта на выбранную тему.
2. Учить использовать известные знания и умения в новых ситуациях.
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, проводить аналогии, рассуждать и обсуждать, выполнять практическую работу с
опорой на инструкционную карту.
4. Развивать художественные и конструкторскотехнологические способности.
Оборудование: рабочее место для работы с бумагой
Этапы
I. Актуализация
знаний.
Ход урока
УУД
Вступительная беседа. 1 2
Беседа об истории празднования Нового года.(работа по группам)
Празднование Нового года в языческой Руси.
Как праздновался Новый год в языческой Древней Руси – один из неразрешённых и
спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа, с какого
времени начинался отсчёт года.
Начало традиции праздновать встречу нового года следует искать в глубокой древности.
Так, у древних народов новый год обыкновенно совпадал с возрождением природы и в
основном был приурочен к марту.
На Руси долгое время существовало пролетье, т.е. первые три месяца, с марта начинался
пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который
впоследствии перешёл на Новый год. Само же лето в древности длилось нынешние три
весенние и три летние месяца, а последние шесть месяцев заключали зимнее время.
Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно,
первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, 22 марта.
Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали – значит, наступил новый
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций.
2. Формируем умение выявлять
сущность и особенности объектов.
3. Формируем умение на основе
анализа объектов делать выводы. год.
Празднование Нового года после крещения Руси
Вместе с христианством на Руси (988 г. – Крещение Руси) появилось новое летоисчисление
– от Сотворения мира – и новый европейский календарь – юлианский, с закреплённым
названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
По одной версии, в конце XV века, а по другой – в 1348 году православная церковь
перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского
собора. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас
нашей церковью, известного в простонародье под именем Семёна летопроводца, потому
что этим днём оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным
днём празднования и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и
личных судов.
Нововведения Петра I в праздновании Нового года
В 1699 году Пётр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1
января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по
юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый,
григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь
изменил летоисчисление в России. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то
теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне
от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего
января с 1го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует
отметить, что новое летоисчисление ещё долго существовало вместе со старым: в указе от
1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от
Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы великого царя, имевшей большое значение, началось с
того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15
декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чёмто важном народу, который толпами
хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк
громко читал указ, что Пётр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во
всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В петровском указе писалось: «По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов
нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от
древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или
ветке на вороты или над храминою своею поставь...». В указе речь шла не конкретно о
ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже
овощами, а наряжать ёлку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день нового, 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером
небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года
народные новогодние забавы и веселья получили своё признание, а празднование Нового
года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника
палили из пушек, а вечером в тёмном небе вспыхивали невиданные прежде разноцветные
огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и
дарили новогодние подарки.
Рассказ учителя
Новый год при советской власти. Смена календаря.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о
реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на
григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII в 1582 году, тогда как Россия
всё ещё жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет о введении в Российской
республике западноевропейского календаря. В нём, в частности, говорилось: «Первый
день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день – 15м и
т.д.» Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и
новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты
гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали
жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового
года.
В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и ёлка, которая называлась
«поповским обычаем». Был отменён Новый год. Однако в конце 1935 года в газете
«Правда» появилась статья Павла Петровича Постышева «Давайте организуем к Новому
году детям хорошую ёлку!». Общество, ещё не забывшее красивый светлый праздник, отреагировало достаточно быстро – в продаже появились ёлки и ёлочные украшения.
Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних ёлок в
школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года ёлка вновь вошла в дома наших
соотечественников и стала праздником «радостного и счастливого детства в нашей
стране» – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и
сегодня.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
II. Проблема урока
Загадка
Хоть в бору она растет,
В дом приходит в стужу.
Рядом с ней мы в Новый год
Хоровод закружим.
В зимний день она в игрушках,
Вся в гирляндах и хлопушках
С чем ассоциируется у вас Новый год? С каким атрибутом?
Какова будет тема урока? Что будем изготавливать на уроке?
Что вы принесли сегодня на урок?
Из каких материалов сделана ёлка?
Кому мы подарим свои изделия?
3 1 1 2
III. Применение
знаний. Практическая
работа.
Составление плана работы
1. Анализ образца.
– Рассмотрите особенности конструкции изделия.
– Какое изделие мы будем сегодня делать?
– Из каких материалов изготовлено изделие? Можно ли использовать другие?
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и
понимать других.
2. Формируем умение строить
речевое высказывание в соответствии
с поставленными задачами. Ученики предлагают свои решения. Обсуждается разметка по шаблону.
– Какими известными способами можно разметить основу и детали оформления?
– Как можно соединить детали?
– Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?
– Что вы умеете, чего не знаете, не умеете? Чему надо научиться?
– Давайте составим план нашей работы.
3. Формируем умение оформлять
свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в
группе.
2. Планирование. Инструкционная карта:
1. Разметка деталей основы и оформления.
2. Вырезывание деталей.
3. Склеивание деталей
4. Сборка изделия.
3. Самостоятельная работа. Работа с опорой на инструкционную карту.
Класс разделён на группы
Повторяем правила работы в группах(учебник стр.17)
Выбор командира
Распределение обязанностей в группах:
1.Обводит шаблоны
2.Вырезает
3.Складывает круг
4.Делает надрезы
5,6 Склеивает
Второй урок
.
IV. Оценка работы.
Выставка и оценивание работ
Совместное обсуждение их качества, с точки зрения точности, аккуратности,
творчества и самое главное четкой организации совместной работы
Регулятивные УУД
1. Формируем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Формируем умение оценивать
учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Формируем умение
прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Формируем умение осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности. Командир оценивает каждого члена группы
1 4
V. Рефлексия. Итог.
урока.
– Что нового узнали на уроках, чему научились? Какие знания и умения помогли вам
аккуратно выполнить работу?
– Для чего нужны были эти уроки?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на этих уроках?
VI.Домашнее задание
На следующем уроке мы будем изготавливать ещё один атрибут Нового года, зимы.
Посмотрите, что вам будет нужно для изготовления этой снежинки?
Придумайте свою снежинку.
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Мастер класс "Чудо елочка" урок технологии ( 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.