Мастер класс «Необычный обычный урок».
Оценка 4.9

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
география
5 кл—9 кл
02.06.2017
Мастер класс «Необычный обычный урок».
В данной разработке представлены приёмы работы применяемые на уроках географии для мотивации учащихся. Данные приёмы можно использовать и при проведении внеклассных мероприятий по предмету. Данный материал могут использовать учителя преподающие другие предметы и классные руководители при проведении различных внеклассных мероприятий.
Мастер класс Необычный обычный урок.docx
Мастер класс «Необычный обычный урок». ­ Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. ­ Поговорим? ­ О чём? ­ О том, что хорошо. ­ И хорошо не очень. ­ Чего­то знаешь ты. ­ А что­то мне известно. ­ Поговорим? ­ Поговорим. Вдруг будет интересно… ­ Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а   великие   –   самым   обычным».   Я   приглашаю   вас   в   свою   методическую мастерскую посмотреть по новому на обычные вещи.  Я   32   года   работаю   в   сельской   школе,   преподаю   географию,   и   хочу рассмотреть проблему  волнующею нас, учителей из далеких сельских школ, в первую очередь все нововведения опираются на городские школы. А если в классе всего 3­4 человека и класс один в школе и здесь с уровнем развития от 0 до 10 баллов. Как за 40 минут и 1 час   в неделю объяснить, закрепить, научить, провести зачет или контрольную работу?  Еще   А.Эйнштейн   сказал:   «В   первую   очередь     школа   должна   создавать   не будущих   чиновников,  ученых,  адвокатов   и  сочинителей   книг,  а  настоящих живых людей». Но я бы уточнила, школа не должна из непоседливых ребят готовить   роботоподобные   механизмы,   а   воспитывать   здравомыслящих творческих людей, уважающих себя и уверенных в своих способностях.  У нас сегодня много написано о том, что самое главное в работе педагога согласно   переходу   на   новый   стандарт,   создавать   на   уроке   ситуации, включающих   ученика   в   мыслительную   работу,   умение   работать   на компьютере, создавать проблемные ситуации и выход из них ученики должны найти сами.  Все   мы   знаем,   что   привлечь   внимание   современных   детей   к   учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников? Попробуйте разнообразить уроки чем­то новым, необычным. Так какой урок мы можем назвать необычным? (корзина идей). Основное   отличие   необычного   урока   от   обычного   –   не   шаблонность,   вне шаблонность, в какой­то степени неформальность. В необычном   уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного   вовлечения   и   приводящий   к   возникновению эмоционального   отношения   к  предмету   изучения,  к   участникам   урока,  его действующим лицам.   Часто   необычный   урок   отличает   и   то,   что   педагог   не   декларирует   ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.    Необычные     уроки   помогают   избавиться   от  ярлыков   на   учащихся: каждый   ученик   оказывается   в   нестандартной   ситуации   и   может проявить себя с неизвестной стороны.  Необычные   уроки   способствуют   повышению   интереса   учащихся   к предмету.  Необычные  уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.  Необычные  уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать   в   команде,   являются   хорошей   профилактикой  конфликтов между   детьми  (хотя   и   на   уроке   могут   случаться   конфликты), необычные  уроки учат общаться.   Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс. Как   разбудить   «аппетит»   учеников   к   новым   познаниям?   Как   сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые   педагогические   приемы   и   методики,   чтобы   проводить запоминающиеся уроки?   Сегодня   мы   попытаемся   открыть   секреты   подготовки   и   проведения необычного обычного урока. Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да­да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории   и   английского   языка,   открытое   занятие   и   традиционное.   В   этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко.  Чтобы проводить необычные  уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!    "Познание   начинается   с   удивления   тому,   что   обыденно",­   говорили   ещё древние греки.   Пусть наши дети удивляются, а через удивление начинают мыслить.   Создавая   условия   для   рождения   мысли:   учебной,   научной, происходит переход от мысли к действию. Мне нужны три помощника. 3 задания: 1 конверт с фотографией.  Здесь   находится   фотография   небольшого   европейского   провинциального городка. 2 конверт с фотографией.  В этом конверте находится изображение города­ морского порта Европы. 3 конверт.  Просто по фотографии попробуйте определить город. Ваше   задание:   привести   признаки,   по   которым   вы   определили   или попытались определить город. Пока   мои   помощники   выполняют   задание.   Давайте   с   вами   сформируем вопросы, которые вы задаёте детям для объяснения нового материала, при проверке   домашнего   задания.     (ключевые   вопросы   начинаются   со     слов почему? Зачем? Для чего?) . Большинство вопросов в заданиях ЕГЭ на знание ответа. Приводят ли они к рождению мысли?  Например:  Что вы видите на карте  мира? А иногда мы сами в силу своих эмоций пытаемся надавить на ту часть вопроса, где кроется ответ. Например: Каспийское море это море или озеро? Ребёнок следует за нашей мыслью, но не реализует свою мысль. Пригласим моих помощников. (проверяем задание). Прошу прощения коллеги, я изначально отправила вас по ложному пути. Я дала разные задания, а все фото одинаковые, и вы следовали по заданному мною маршруту, к чему привела такая чёткая заданность? Если концентрироваться на точных установках мы блокируем возможность детей самостоятельно мыслить. Приведу несколько примеров, которые помогают рождению мысли: 1приём.     Чёрный   ящик.    (   в   чёрный   ящик   можно   спрятать   различные предметы, с целью назвать тему урока, цели урока или доказательства того или иного факта).  ­ Давайте попробуем назвать предмет, что находится в чёрном ящике? Данный предмет раньше назывался:  межумок,   лжица,   баская,   загиб, серебрушка, носатая. (В ящике находится – ложка). Данный предмет может стать началом поиска заводов ­ производителей данного предмета, а это уже география 9 класса  (Среди российских заводов ­ производителей широкого ассортимента столовых приборов можно назвать «ВСМПО­Урал», ОАО «Нытва», «Вираж­ Павлово», ОАО «Труд», «Ашинский металлургический завод»).  Другой пример:  В чёрном ящике ­ апельсин. Зачем на уроке географии апельсин? А апельсин был   использован,   что   бы   убедить   ребят   в   том,   что  нельзя   перенести   на плоскую   поверхность   то,   что   находится   на   выпуклой   поверхности,   без искажений.    Как? А очень просто ­ я заранее подготовила для ребят половинку апельсина, убрав всю мякоть и сок, оставив только выпуклую полусферическую корочку: Спросила, можно ли сделать так, чтобы апельсиновая корочка стала ровной, но   без   складок   и   разломов?   Оказалось,   что   некоторым   ребятам   очень хотелось, чтобы это было возможно,  но в итоге всё же пришли к общему мнению ­ как не старайся, а из выпуклого плоское без разломов­разрезов не сделать... Заодно пришли ещё к одному важному выводу: чем ближе к краям карты полушарий, тем больше искажения.  2приём. Коллекция недоразумений.           Изучая географию материков и океанов в 7 классе использую данный приём. Например   при   изучении   материка   Южная   Америка,   говорю:     «Завтра   мы будем изучать страну в которой есть город, которому  ошибочно было дано название, даю подсказку в честь 1 января, постарайтесь найти и отметить этот город».          ( Ответ: В конце 1501 года экспедиция Америго Веспуччи подошла к берегам "Страны   Попугаев"   ­   нынешней   Бразилии).   Следуя   курсом   на   юго­запад, корабли   бросили   якоря   у   залива   Гуанабара,   который   приняли   за   устье полноводной реки. Она была названа Рио­де­Жанейро ­ "Река Января", так как это случилось 1 января 1502 года. Ошибочное название перешло на бухту, а затем и на возникший там же город). Другой пример:   «Прочтите текст, определите страну и обозначьте её на контурной карте:          «Захватив страну древних инков Перу, испанские захватчики двинулись к ее южным границам. Здесь они поинтересовались у местных индейцев, указывая на юг в горы, что за страна лежит дальше. Индейцы, посчитав, что этот вопрос касается высоких заснеженных соседних вершин Анд, ответили: "Там чили" ("там холод"). Гордые гидальго, не понимавшие хорошо их язык, решили, что именно так и называется соседняя южная страна. Что это за страна?» Еще   один   рассказ   на   ту   же   тему:   что   получается,   когда   "моя   твоя   не понимай"?   Экспедиция   француза   Жака   Картье,   по   велению   короля, отправилась на запад исследовать северный путь в Китай. В 1535 году корсар его величества вошел в уже знакомый ему залив Святого Лаврентия. Следуя вверх по реке того же названия, Картье увидел на берегу поселение индейцев. ­Как вы называете свою страну? ­ спросил француз ирокеза. Туземец ответил пришельцу: "Каната". А чужеземцу стало яснее ясного: "страна Каната". А индеец между тем только и сказал на своем языке: "Деревня". На тот же вопрос   в   других   местах   Картье   слышал   неизменное   "каната".   Ошибка закрепилась. Название   распространилось   впоследствии   на   всю   огромную   территорию североамериканского   государства   Канада.   Как   вам   нравится   такая "деревенька"?   Ничего   не   поделаешь.   Вступил   в   силу   фактор   языкового барьера, который не  каждому дано  одолеть.  Приведите  свои  примеры  для рубрики «Моя твоя не понимай» (примеры: Юкотан – «Что ты лопочешь?»; Путунда – «Не понимаю»). При изучении в 8 классе темы «Дальний восток» предлагаю детям собрать коллекцию недоразумений». Когда   имена   географическим   объектам   были   даны   по   недоразумению,   по ошибке...  Напрмер:  Татарский   пролив,   который,   как   известно,   отделяет остров  Сахалин   от   материка   Евразии   и  никакого   отношения  к   татарам   не имеет. (Ответ:   Так   его   назвал   французский   мореплаватель   Лаперуз   в   1787   году, ошибочно полагая, что "Татария" ­ страна, простирающаяся до побережья Тихого океана. И населяют ее, естественно, татары. А к татарам в Западной Европе   того   времени   причисляли   все   зауральские   народы   и   народности.) 3 приём «Что бы это значило?». Многих людей в разные времена интересовали тайны происхождения  географических названий... Но не всегда удавалось их разгадать правильно,  т.е. используя источники информации (древние карты, рукописи, отчёты о  путешествиях)... Но знать хотелось!  А потому возникали образцы народного, а точнее, псевдонародного творчества, анекдотический  вымысел на тему: "Что бы это значило?" Предлагаю  вам несколько таких примеров: 1. "Чи та, чи не та?" Возвращались пешими из далеких краев два казака к своим очагам и семьям.  А дорога к своему стану ­ не ближний путь. Заплутались казаки. И никто им  помочь не может ­ нет у того хуторка имени. Шли они, шли и однажды к  вечеру взобрались на пригорок. Оглядели все округ и узрели вдалеке тусклые  огоньки вроде бы своих хатенок, и местность, никак, знакомая. ­ Чи та, чи не та? ­ молвил один казак. ­ Кажись, та, ­ облегченно выдохнул второй. И угадал. С тех пор к деревеньке  и пристало название Чита. 2. "Вор стекла!" Петр I, поспешая к месту будущей Полтавской битвы, уронил в реку свою  подзорную трубу. Искали ее, да тщетно: канула она в воду безвозвратно. ­ Вор скла! ­ произнес в сердцах русский царь (то есть "вор стекла"). С той  поры безымянная река, невольно похитившая окуляр самодержца, была  окрещена Ворскла. Ещё один пример: Плывет как­то Стенька Разин с дружиной и персидской княжной на  быстроходных стругах по матушке по Волге. Там, где впадает в великую реку  нынешняя Решма, персиянка восклицает: "Режь мя!" (меня). Чувствует, что  поостыл к ней любимый. Но он ноль внимания. Идут челны дальше, и у  другого притока ­ нынешняя Кинешма ­ княжна заголосила: "Кинешь мя!"  Иссякло, видимо, терпение Разина, и он, как поется в песне, бросает  персиянку "в набежавшую волну". Но всё это, конечно, вымысел... А что говорят ученые? К чему привели их исследования и разыскания?  Учащиеся должны найти объяснение названий данных географических  объектов.  Например: Название Чита, возникло на базе тунгусо­маньчжурских  языков и значит "глина". Первоначально такое имя было закреплено за рекой в Забайкалье, а затем перенесено на казачий укрепленный пост Читинск,  укороченный позже до Чита. Сейчас это город, областной центр. У каждого названия есть своя история... 4 приём «Связь игры и эксперемента». Дети имеют гораздо большее информационное поле, чем мы. Все слышали мифы о глобальном потеплении на Земле? Дети задают вопрос, а правда что будет глобальное потепление или наоборот глобальное похолодание, а правда что будет конец света? Как ответить на эти вопросы? А если провести все эти вопросы через эксперимент и прийти к выводу.  Самый   простой   пример.   Три   предмета:   фонарик,   кубик     и   мяч.   Какой эксперимент   можно   провести   и   сделать   вывод?   Доказать   шарообразность Земли  ( Земля отбрасывает на Луну тень, а какой предмет отбрасывает тень в виде окружности?).   А если попытаться ответить на ранее заданные вопросы, то можно добавить предметы, разделить класс на группы и провести эксперименты.  1 группа с помощью мяча и фонарика доказывает поступление солнечного света и тепла в район экватора и тропика в больших количествах. 2  группа   с  помощью   мяча,  транспортира     и  спицы   доказывает,  что   Земля движется вокруг своей оси  под наклоном и угол наклона равен 22 градуса.   3 группа с помощью юлы доказывает, что в начале своего движения юла имеет меньший диаметр движения, чем в конце.  Когда все эти эксперименты проведены, выясняем, что в результате движения Земли   вокруг   Солнца,   вокруг   своей   оси,   при   влиянии   на   планету   других планет, солнечной активности, гравитации, изменяется и угол наклона. Если угол равен 24 градуса, то в тропических широтах северных и южных сумма получается 48 градусов, изменим угол в сторону уменьшения, получим 44 градуса, значит планету ждёт похолодание.  Кстати   югославский   учёный   Миланович   получил   нобелевскую   премию   за работу «Астрономические факторы изменения климата Земли». Вот переход от мысли к действу! 5 приём «Мои открытия». Как   превратить   сложную   тему   в   увлекательную   и   основанную   на   личном опыте? У каждого из нас свои методы и способы... Думаю, все вы знаете, что глобусы не стоят прямо, а наклонены. Поэтому тем ребятам, кто сидел со стороны наклона северного полушария, казалось, что оно   больше,   а   тем,   кто   напротив   ­   что   больше   южное   полушарие.   Какое полушарие больше ­ северное или южное? Конечно, мнения разделились... В итоге мы записываем в тетради наше первое открытие ­  Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине!  6 приём «Географические загадки». Географических загадок огромное множество, но можно усложнить данный приём. Например: Перед изучением темы моря, загадываю загадку «Назовите 4 цветных моря и одно разноцветное». Какие моря дети назвали?. Да. Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое море и Мраморное. А вы знаете, что есть ещё одно цветное   море   –   Оранжевое,  правда,   это   только   неофициальное   название Тиморского моря, расположенного у северных берегов Австралии. На севере моря расположена Тиморская впадина, дно которой устлано кварцевыми и известковыми песками. В некоторых местах присутствуют красная глина и ил. Возможно, поэтому море и называют оранжевым? Есть ещё одна версия ­ в переводе с португальского "Тиморское" означает "оранжевое море". А потом можно дать домашнее задание «Почему эти моря так называются?». 7 приём «Истина где – то рядом». В начале нашего мастер – класса я приводила пример вопроса, на который была дана мною подсказка: Каспийское море ­ море или озеро?  Вы же знаете, что истина всегда где­то рядом. Необходимо доказать море это или озеро. Используя различные источники, находим истину. При изучении свойств Мирового океана     даю опережающее задание найти истину:   Учёные утверждают,   что в  Мировом океане растворено свыше 10 миллионов тонн золота. А по подсчетам, сделанным специалистами из МГУ, если полностью извлечь содержащееся в морской воде золото, то на каждого жителя нашей планеты придется по 1,2 килограмма. Так ли это и можно ли получить золото из морской воды?  8 приём. «География и легенды». Изучая тему «Внутренне строение Земли» Вначале урока рассказываю детям  легенду, а потом ищем доказательства  или опровержения. Кольская сверхглубокая скважина послужила источником легенды о "колодце в ад". Эта легенда ходит по Интернету с 1997 года. По этой легенде в самой  толще земли, на глубине 12 тысяч метров, микрофоны ученых записали крики  и стоны. В бульварных газетах пишут, что это "глас из преисподней".  Кольскую сверхглубокую скважину стали называть "дорогой в ад". Итак,  вымыслы и домыслы:  ­ каждый новый пробуренный километр принес  несчастья стране. Когда бурильщики вели проходку тринадцатой тысячи  метров, распался СССР. Когда скважину пробурили до глубины 14,5 км,  вдруг наткнулись на пустоты. Заинтригованные этим неожиданным  открытием, буровики спустили туда микрофон, способный работать при  чрезвычайно высоких температурах, и другие датчики. Температура  внутри достигала 1100 °C ­ был жар огненных палат, в которых, якобы,  можно было услышать человеческие крики.  (Ответ: Но в действительности эта легенда является вымыслом, хотя бы потому, что акустические методы исследования скважин записывают не  собственно звук и не на микрофон. В действительности глубина, на которой  остановилось бурение, составила 12 262 метра с зафиксированной  температурой в районе 220 °C, что не соответствует основным "фактам"  легенды. Сомнение должно вызывать и наличие акустических микрофонов,  работающих при температурах выше 1000 °C.) 9 приём. «Что было бы если…» Тема "Движения Земли. Солнечный свет на Земле".) Что бы было если… ­ Если бы Солнце перестало притягивать Землю… (она бы улетела в космос в  40 раз быстрее пули)! ­ Если бы Земля двигалась по орбите медленнее… (она не смогла бы  противостоять притяжению Солнца и упала бы на него) и т.д. 10 приём. «Составь каталог стран». При   изучении   материков   в   7   классе   учащиеся   учатся   составлять   каталог стран, включая название страны, флаг и слова ассоциации. В старших классах каталоги пополняются дополнительными сведениями,  включая слова на национальном языке, музыку, стихи. Вот   таким   запоминающимся   может   быть   урок...   А   вроде   бы   ничего особенного­то и не было... Можно   проводить   на   уроке   опыты,   включать   отрывки   фильмов,   а   можно изготовить  макет   вулкана, облака,  реки, холма,  а можно  пойти  дальше  и использовать телефон, сделать селфи с рекой, селфи с облаками, а потом рассказать о том виде облаков, которые запечатлели. А  вы знаете,   какие бывают облака?  Облака есть везде, в любой части нашей планеты. Но в природе существуют еще и редкие виды облаков, которые мало кому посчастливилось увидеть. ("Утренняя   глория"  или  "грозовой   воротник",  Лентикулярные   (линзообразные)  облака."Шляпа", Вымеобразные "Ядерный" гриб,  Облако­медуза) А результатом таких необычных обычных уроков является участие моих учеников в различных конкурсах, олимпиадах, повышение успеваемости и качества знаний, успешная сдача экзаменов. В заключении мастер – класса я прошу вас сделать селфи со своей ладошкой. Обведите   левую   ладонь   руки   на   бумаге.   Напишите   пожелание   ведущему мастер   –   класса   или   впечатление   от   сегодняшнего   мероприятия,   а   потом сфотографируйте. Спасибо за внимание!

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».

Мастер класс «Необычный обычный урок».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017