Мастер класс по теме:
«Обобщенные планы при
изучении физики»
Учитель физики
МБОУ Погребская СОШ
Алешина Надежда Алексеевна
Работа с обобщенными планами
• облегчает структурирование знаний по
основным вопросам курса и логическую
четкость и системность знаний;
• облегчает учащимся восприятие рассказа
учителя,
• требует от школьника мысленной
переработки текста учебника, а потому учит
самостоятельности;
• помогает при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
• экономит время на уроке
Знакомимся
с обобщенными
планами
План изучения
физической величины
• 1. Наименование величины и ее условное
обозначение
• 2. Характеризуемый объект (явление,
свойство, процесс)
• 3. Определение, характерные признаки
• 4. Формула, связывающая данную величину с
другими
• 5. Единица величины в СИ и её обозначение
• 6. Способы измерения величины
План изучения
физического закона
• 1. Когда и кем открыт, сформулирован закон
• 2. Связь между какими величинами или явлениями
устанавливает данный закон
• 3. Формулировка закона (словесная,
математическая, графическая)
• 4. Опыты, подтверждающие справедливость закона
• 5. Объяснение закона на основе современных
научных теорий
• 6. Примеры использования закона на практике
• 7. Границы применимости закона
План изучения
физического явления
• 1. Признаки явления
• 2. Условия, при которых протекает явление
• 3. Сущность явления
• 4. Связь данного явления с другими
• 5. Количественная характеристика явления :
величины , характеризующие явление;
связь между величинами;
формулы, выражающие эту связь
• 6. Примеры использования явления
План изучения
физической теории
•
•
•
•
•
•
•
1. Опытное обоснование теории
2. Основные положения теории
3. Математический аппарат теории
4. Явления, опытные факты, законы,
объясняемые теорией
5. Практическое применение теории
6. Следствия, вытекающие из теории
7. Явления, законы, предсказываемые
теорией
План проведения
лабораторной работы
• 1. Изучить план проведения лабораторной
работы
• 2. Собрать установку
• 3. Пользоваться измерительными приборами
• 4. Проводить наблюдения, снимать
показания измерительных приборов,
составлять таблицы зависимости величин и
строить графики
• 5. Правильно выполнять приближенные
вычисления
• 6. Составлять краткий отчет о проделанной
работе
План проведения
физических измерений
• 1. Определять цену деления и пределы
измерения прибора
• 2. Определять абсолютную погрешность
измерения прибора
• 3. Правильно включать прибор в установку
• 4. Снимать показания прибора и записывать
их с учетом абсолютной погрешности
измерения
• 5. Определять относительную погрешность
измерений
План описания
физического опыта
• 1. Цель опыта.
• 2. Схема опыта.
• 3. Условия, при которых опыт
осуществляется
• 4. Ход опыта.
• 5. Результат опыта и выводы
Алгоритм решения
задач по физике
• 1. О каких величинах идет речь в задаче?
• 2. Записать «Дано» используя буквенное
обозначение величин.
• 3. Определить единицы измерения для данных
величин.
• 4. Все ли единицы измерения соответствуют СИ,
если нет, то переведите.
• 5. Записать формулу для искомой величины.
• 6. Все ли компоненты в формуле вам даны, если нет,
то запишите формулы столбиком, для их
нахождения.
• 7. Выполните вычисления, начиная с последней
формулы.
• Дано: СИ Решение
• S=9 км 9000 м v = S/t
• t=30 мин 1800 с
• v? м/с
Алгоритм решения задач на
уравнение теплового баланса
• 1.Записать краткое условие задачи и
выразить все величины в СИ.
• 2.Определить, какие вещества участвуют в
теплообмене.
• 3. Определить, какие тепловые процессы
происходят с этими веществами, и написать
формулы для этих тепловых процессов.
• 4. Используя записанные формулы,
составить уравнение теплового баланса, из
которого выразить искомую величину и
вычислить ее.
Задача
В сосуд, содержащий 1,5 кг воды при
15о С, впускают 200 г водяного пара
при 100о С. Какая общая температура
установится после конденсации пара?
Ответ:89 градусов
Рефлексия деятельности.
Подведем итоги
• Сегодня на мастер классе
• мне показалось интересным…
• я удивился тому, что…
• в дальнейшем я ….
• Мне хотелось бы пожелать …