Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
doc
математика
6 кл—8 кл
12.02.2018
Как на уроке способствовать развитию интереса к геометрии, как науки. Как расширять горизонты познаний ученика?.. Использовать проектную и исследовательскую деятельности на уроках. Пример: урок геометрии "Золотое сечение" - божественная пропорция" в 8 классе. На уроке ученики в результате выполнения мини-проекта найдут ответы на сформулированные ими вопросы. Проблема ...
Будникова Т.А. МОУ Школа с. Лох.doc
Муниципальная педагогическая конференция
«Поиск эффективных форм и методов обучения, современное состояние,
проблемы и перспективы образования в Новобурасском районе»
«Современный урок в условиях реализации ФГОС: системнодеятельностный
Секция
подход в обучении»
Тематика работы секции
«Методика организации проектной и учебноисследовательской
деятельности учащихся»
Будникова Т.А.
учитель математики
МОУ «Школа с. Лох Новобурасского
района Саратовской области имени
Героя Советского Союза В.И. Загороднева»
Мастеркласс
«Применение технологии проектноисследовательской деятельности
на уроках геометрии и во внеурочной деятельности»
Цель мастеркласса: Показать методические приемы и элементы технологии проектно
исследовательской деятельности учащихся на уроках геометрии
и во внеурочной деятельности.
Слайд 2. Эпиграф занятия
~ 1 ~ Почему я обратилась именно к этому методу и этой технологии, считая их одними
из важных условий повышения качества математического образования?
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения зародилась в
древности. Знаменитое сократовское «Исследуй!» определило его подход к изучению
действительности. Каждому человеку от природы дарована склонность к познанию и
исследованию окружающего мира, значит, надо так организовать учебную
деятельность, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки.
Именно поэтому считаю необычайно полезным прививать учащимся вкус к
исследованию. Геометрия, как ни какой другой предмет не только позволяет, но и
заставляет учащихся предполагать, исследовать, делать выводы, формулировать самим
свойства и теоремы. А роль учителя поощрять выдвижение гипотез, направлять
исследование, облекать их в проектноисследовательские работы: коллективные или
индивидуальные, краткосрочные или долгосрочные.
Каждые 56 лет возникают и становятся востребованными новые области
профессиональной деятельности, отходят на задний план и постепенно отмирают
устаревшие. Это требует от людей высокой мобильности. В настоящее время
актуальным стал лозунг «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы
должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые ма
териалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию,
получать дополнительное образование. Как сказал Гете «Просто знать еще не все,
знания нужно уметь использовать». И здесь, наряду с исследованием, учителю поможет
технология учебного проекта, как одна из личностно ориентированных технологий.
школьников, направленный на решение определенной задачи.
Учебный проект, с точки зрения учащегося, это возможность делать чтото
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои
возможности. Минипроекты разрабатываются на одном уроке или на сдвоенных
уроках.
Сегодня я хочу показать вам, как можно организовать проектноисследовательскую
деятельность на примере урока геометрии в 8 классе
Проблема появилась из докладов и сообщений учащихся по изучаемой теме
«Подобие фигур». На вопрос «Что же это такое «золотое сечение» никто из
учащихся не смог дать более или менее вразумительный ответ. Тогда у учащихся
появилось желание узнать, у учителя возможность организовать исследовательскую
деятельность школьников и провести урокпроект.
Учебный проект это способ организации самостоятельной деятельности
~ 2 ~ Тема урока: «Золотое сечение» божественная пропорция».
Цель: формировать потребность в приобретении новых знаний каждым учеником по
теме «Золотое сечение» божественная пропорция.
Задачи:
1) узнать, что такое «золотое сечение»;
2) узнать, где применяется «золотое сечение».
Ход занятия
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами теоремой
Пифагора и «золотым сечением», и если первое из них можно сравнить с мерой золота,
то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый, а вот что такое
«золотое сечение» далеко не все. Так что такое «золотое сечение»? Сегодня вы
узнаете об этом в ходе выполнения проекта.
Слайд 3: Вспомним, что:
Сформулируйте проблему и предложите план решения проблемы (т.е.
Проблема появилась из ваших сообщений и докладов.
проектирование).
Ответы учащихся:
Проблема: «Золотое сечение» что это такое?
~ 3 ~ Цели: 1) узнать, что такое «золотое сечение»;
2) узнать, где применяется «золотое сечение»;
Если сформулировать тему проекта «Золотое сечение» божественная
пропорция», какую цель нужно еще поставить перед собой.
3) выяснить, почему «золотое сечение» называют божественным.
Для выполнения проекта класс делится на три группы, распределяются роли в
группе.
1. Каждая группа получает конверт с заданиями для каждого члена группы.
Задание № 1.
А В С
Алгоритм:
1. Измерить отрезки АВ, ВС и АС.
2. Найти отношения АВ/АС = …
3. ВС/АВ = …
4. Обсудите ответы в группе. Сделайте вывод.
5. Капитан сообщает общий результат.
Слайд 4.
~ 4 ~ Задание 2. (коллективное): Разделить отрезок АВ в «золотом сечении».
(На листе А4 дан отрезок АВ).
(Группа ищет способ решения задачи. Если способ не найден, то группа получает
карточку с алгоритмом).
Задание 2. Алгоритм
1. Измерить отрезок АВ, разделить его пополам и поставить точку О. (АВ : 2 = АО)
2. Из точки В провести перпендикуляр к АВ.
3. На перпендикуляре отложить отрезок ВD, равный половине АВ (например, ВD =
АО) и соединить точки D и А отрезком.
4. Из точки D провести окружность, радиус которой равен DB. Она пересечет
отрезок АD в точке Е.
5. Из точки А отложить отрезок АС, равный АЕ (АС = АЕ).
6. Измерить СВ и АС. Найти отношение СВ к АС (СВ/АС = 4/6 = 2/3).
7. Показать классу, оценить правильность деления отрезка в «золотом сечении»
других групп.
Слайд 5.
Задание 3. Найдите в папке «Геометрия 8» на рабочем столе компьютера в «золотом
прямоугольнике» «золотую спираль» и объясните:
~ 5 ~ 1. Почему прямоугольник называется «золотым»?
2. Как строится «золотая спираль»?
3. Вспомните, что в жизни закручено в виде «золотой спирали».
(Каждая группа выбирает один вопрос из перечисленных и отвечает на него).
Ответы:
1. Прямоугольник называется «золотым», так как отношение ширины к длине
приближенно равно 0,62.
2. Последовательно строятся квадраты: первый имеет сторону, равную ширине
прямоугольника, второй ширине оставшегося прямоугольника и т.д. «Золотая
спираль» получается, если плавной кривой соединить противоположные
вершины квадратов.
3. Улитки, рога, усы во вьюнках и огурцах.
Слайд 6.
Задание 4. (Самостоятельная исследовательская деятельность групп).
Пользуясь § 48 учебника по геометрии и интернетом, найти материал
по заданной теме и представить классу в виде презентации.
Группа 1. «Золотое сечение» в архитектуре.
Группа 2. «Золотое сечение» в природе.
Группа 3. «Золотое сечение» в искусстве.
Команды представляют продукт соей исследовательской деятельности.
~ 6 ~ Слайд 7: Подведение итогов:
Достигнуты цели проекта? Как?
Почему «золотое сечение» называют божественной пропорцией?
Слайд 8:
Жаль, что сейчас февраль, мы бы с вами исследовали корзинки подсолнухов и
узнали, что семечки в корзинке подсолнуха выстраиваются вдоль спиралей, которые
закручиваются как слева направо, так и справа налево. В одну сторону закручено 13
спиралей, в другую 21 (13/21 = 5/8). В более крупных соцветиях число
соответствующих спиралей 21 и 34 (21/34 = 5/8).
~ 7 ~ Д/з: к следующему занятию подготовить презентацию по одной из тем «Золотое
сечение» в скульптуре, «Золотое сечение» в пентаграмме, «Золотое сечение» в моде.
На следующем уроке заслушать д/з групп и подвести окончательные итоги.
Исследовательскопроектная деятельность способствует развитию творческой
самостоятельности детей, расширению их кругозора, усилению связи обучения с
жизнью.
Представленные мной методические приемы и элементы технологии проектно
исследовательской деятельности показывают, как можно формировать потребность в
приобретении новых знаний каждым учеником на уроках математики и во внеурочной
деятельности. А это способствует их подготовке для будущей жизненной успешности.
~ 8 ~
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Мастер-класс «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности на уроках геометрии в 8 классе и во внеурочной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.