Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»: «Волшебная кисточка»
Оценка 5

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»: «Волшебная кисточка»

Оценка 5
Конкурсы
docx
воспитательная работа +1
Детсад
24.03.2017
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»: «Волшебная кисточка»
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.) Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
РМО Сергеева.docx

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение
 детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»
 Барабинского района Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

через нетрадиционные техники рисования»:

«Волшебная кисточка»

 

 

 

 

 

                                                                                            Подготовила:

Сергеева Татьяна Владимировна,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

         Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас и хотела бы начать  свое выступление с японской пословицы: «Расскажи мне — и я услышу, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать самому — и я научусь! ».

         На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.  Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.

       Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

      Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.)  Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является  изобразительная деятельность.

       Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

        Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для  развития общей моторной неловкостиразвития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография".

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 

Ø Тычок жесткой полусухой кистью (ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности).

Ø Рисование пальчиками ( ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.)

Ø Рисование ладошкой ( ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой рукой).

Ø  Оттиск пробкой (ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка).

Ø Оттиск печатками из овощей (ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка).

Ø Обрывание бумаги (ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным.

Ø Скатывание бумаги (ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу).

Ø Оттиск поролоном ( ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон).

Ø Оттиск пенопластом (Ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт).

Ø Оттиск смятой бумагой (ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить др. цвет, меняются и блюдце и смятая бумага).

Ø Восковые мелки + акварель ( ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается  незакрашенным).

Ø Свеча + акварель (ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым).

       Все эти техники рекомендуются использовать  с детьми младшего дошкольного возраста. А сегодня мне хотелось бы провести с вами мастер-класс, по нескольким техникам для этого мне нужны помощники.

    

     

Техника рисования по мятому листу.



   
Обычно красками мы рисуем на гладком ровном листе ватмана. Это в идеале. Но то, что он должен быть гладким ровным, это уж точно. А вот и нет! На мятой бумаге рисовать тоже можно. Причем еще и необычный эффект получается. Возникает имитация трещинок. Как будто картина нарисована несколько веков назад и краска на ней потрескалась.

Для рисования по мятой бумаге потребуются:

- тонкий лист (например, ксероксной бумаги);
- акварельные краски/гуашь;
- кисть мягкая (номер на ваш вкус, какой предпочитаете рисовать);
- баночка с водой, графитный карандаш (простой);
- ластик.

Как рисовать на мятой бумаге

    Для работы нам нужна тонкая бумага, т.к. нам ее нужно будет мять. А это сложно сделать с плотным листом. Идеально для такой работы подойдет ксероксная бумага. А писчая слишком тонкая. Но, как вариант, с ребенком можно провести эксперимент: попробуйте выполнить работу в данной технике на разных видах бумаги (писчая, ксероксная, ватман, для акварели, картон). И сделайте вывод, какая бумага лучше подходит для данной техники. Таким образом, еще и пойдет знакомство ребенка с различными видами бумаги.

    На листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Мелкие в данной технике будет очень сложно выполнить в цвете.
Лист комкаем. Именно комкаем, а не складываем. Но аккуратно, чтобы он не порвался. Разглаживаем лист на столе ладошками. Приступаем к рисованию красками. Подойдет акварель, т. к. она требует много воды, в отличие, например, от гуаши. А воды для данной работы потребуется много.
     Постепенно деталь за деталью раскрашиваем рисунок. На кисточку нужно брать много воды и много краски. Их излишки будут стекать в складки. И после высыхания складки станут ярче по сравнению с остальными местами. Так и получаются трещинки. Эту работу мы сплошняком раскрасили красками, т.е. не оставили белых мест. Есть другой вариант.

Начальные этапы: карандашный рисунок, смятие выполняем так же. А вот в цвете рисуем несколько иначе. На кисть берем много краски, а воды поменьше. При раскрашивании на кисть сильно не давим, раскрашиваем поверхностно. Таким образом, останутся белые не закрашенные места.
Сюжеты для таких рисунков можно выбрать любые.

     После высыхания работ их, желательно, оформить в рамочки. Для этого нарезаем полоски из плотной бумаги шириной 2-3 см. И наклеиваем их по краю работы.

Кляксография.

     Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Существует даже такая техника рисования — кляксография.

    Рисунки, выполненные в технике кляксография – это уникальный способ заинтересовать детей рисованием, вызвать у них желание научиться данному виду изобразительного искусства и самим вспомнить детское время. Способ абсолютно не сложный, но очень увлекательный, развивающий не только навыки и способности к рисованию, но и фантазию, смекалку, усидчивость. Кляксография – это, пожалуй, один из самых необычных способов в рисовании. Более того, его принято считать нетрадиционной техникой, как, впрочем, и многие другие, где используется необычный для этой цели материал. При помощи кляксографии хорошо получаются разнообразные растения, деревья разных видов и кустарники.

    В последнее время, данный вид рисования стал очень популярен. Случайное пятно, появившееся на бумажном листе из-за неосторожности, может иметь неповторимую структуру. Как бы вам не хотелось, такой узор больше не повторить. Добавив немного фантазии и креативности мышления, любую кляксу можно превратить в предмет животное или выдуманное существо. Данный вид деятельности не имеет абсолютно никаких ограничений в возрасте. То есть, могут заниматься, как дети, так и взрослые.

Кляксография техника рисования

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

  • Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
  • Краски. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
  • Картон или лист белой бумаги.
  • Емкость для воды.
  • Ватные палочки.
  • Влажная тряпочка (салфетка). Используется для удаления загрязнения с рук.

Этапы творческого процесса

        Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод.

     Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать краску. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

 Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

        Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять краску в разные стороны. Теперь нужно присмотреться к полученному рисунку и дорисовать детали.

       Кляксография поможет детям поэкспериментировать с красками и весело провести время. В процессе рисования картинки, в которой используется техника кляксография, у  детей:

  • развивается глазомер и координация рук;
  • развивается фантазия, творческое виденье и воображение;
  • отрабатываются навыки работы с красками, кистями;
  • дети учат передавать силуэты людей, растений и животных;
  • развивается старательность, внимательность, аккуратность.


             В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими ребятишками. Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.     Денисова М.Ю.  «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников; пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь,  Белый Ветер, 2011 г.

2.     Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий., 2006 г.

3.     Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/ авт.сост. М.В. Кудейко.2-е изд.  – Мозырь: Содействие, 2007 г.

4.     Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.


 

 


 

 

 

 


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»

Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас и хотела бы начать свое выступление с японской пословицы: «Расскажи мне — и я услышу, покажи мне — и я…

Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас и хотела бы начать свое выступление с японской пословицы: «Расскажи мне — и я услышу, покажи мне — и я…

Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки , различные печатки, трафареты, технику " кляксография"

Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки , различные печатки, трафареты, технику " кляксография"

Техника рисования по мятому листу

Техника рисования по мятому листу

Кляксография. Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы

Кляксография. Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы

Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы

Список литературы: 1. Денисова

Список литературы: 1. Денисова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017