Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами «Интересные опыты с детьми»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 20.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами «Интересные опыты с детьми» Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Иконка файла материала мастер класс по экспериментированию.docx
Мастер­класс с педагогами по экспериментированию с  разными материалами «Интересные опыты с детьми» Цель мастер­класса: Продемонстрировать некоторые  виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом,  магнитом. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в  экспериментальной деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение  делиться приобретенным опытом с другими людьми. Практическая значимость: Данный мастер класс может быть  интересен педагогам, работающим по  теме экспериментирования и поисковой деятельности  детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей  работе, найдет для себя что­то новое, а неработающий, поймет  насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут  продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а  также все атрибуты для его проведения. Каждый  участник мастер класса должен будет провести опыт и  определить свойства материалов. Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был  интереснее и более похож на инсценировку сказки, советую к  каждому опыту подобрать соответствующую музыку.Ход мастер­класса “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Китайская пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит  народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать,  сделать своими руками», — утверждают педагоги­практики. «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше  он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов  действительности он располагает в своем опыте, тем  значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет  его творческая деятельность», — писал классик отечественной  психологической науки Лев Семенович Выготский. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир  открывается ребенку через опыт его личных ощущений,  действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает  все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые  исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном  возрасте у них развиваются потребности познания этого мира,  которые находят отражение в форме поисковой,  исследовательской деятельности, направленные на «открытие  нового», которая развивает продуктивные формы  мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющийэту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется  неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он  уточняется, проясняется. Давно занимаюсь вопросом формирование экологической  культуры. В программе «Радуга» познавательное развитие  выделено в самостоятельный раздел. Авторы  программы «Радуга» исходят из того, что познавательное  развитие ребенка осуществляется через деятельность. ­Какие виды деятельности способствуют экологическому  развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая,  познавательно­исследовательская, продуктивная, музыкально­ художественная, чтение). Все виды деятельности способствуют  формированию основ экологической культуры ребенка. Какие средства помогают решить эту проблему? Наблюдения,  экскурсии, чтение худ. Литературы и т. д. Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые  исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном  возрасте у них развиваются потребности познания этого мира,  которые находят отражение в форме поисковой,  исследовательской деятельности, направленные на «открытие  нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Я в своем опыте наиболее глубоко занимаюсь использованием  познавательно­исследовательской деятельности для  формирования экологической культуры у дошкольников. Познавательно­ исследовательская деятельность – форма  активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины  мира. Такое современное определение дается в ФГТ. Самой главной задачей познавательно­ исследовательской  деятельности с детьми является придание творческого  исследовательского характера процессу изучения окружающего  мира. Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что  значить «творческий исследовательский характер»?Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что­то новое,  используя разные информационные средства познания  (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим  ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать  познавательную активность. Познавательно­исследовательская деятельность включает в  себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и  позволяющие занять им активную исследовательскую позицию.  ­­­=Какие типы исследований используете вы в своей работе?  (Опыты и эксперименты, коллекционирование и  классификация). Сегодня я хочу остановиться именно на экспериментировании.  Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают,  что экспериментирование претендует на роль ведущей  деятельности в период дошкольного детства, основу которого  составляет познавательное ориентирование; что потребность  ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и  развития неистощимой исследовательской деятельности,  направленной на познание окружающего мира. Чем  разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем  больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и  полноценнее он развивается. Экспериментирование принципиально отличается от любой  другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту  деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется  неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он  уточняется, проясняется. Я хочу сегодня показать вам некоторые  виды экспериментирования с разными материалами, которые  можно использовать в работе с детьми. Основное содержание  данных исследований, производимых детьми, предполагает  формирование у них представлений: 1. О материалах (соль, лед). 2. О свойствах веществ. 3. О взаимодействии веществ.1 опыт. Возьми льдинку из воды, не замочив рук. Для  проведения опыта вам понадобятся: нитка, кубик льда, стакан  воды, щепотка соли. Поспорь с приятелем, что с помощью нитки ты вытащишь кубик  льда из стакана с водой, не замочив рук. 1. Опустим лёд в воду. 2. Нитку положим на край стакана так, чтобы она одним концом  лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды. 3. Насыпем немного соли на лёд и подождём 5­10 минут. 4. Возьмём за свободный конец нитки и вытащим кубик льда из  стакана. Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5­10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью. 2 опыт. «Умные зубочистки» Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8  деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара­рафинада (не  быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды. 1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой. . В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, ­ зубочистки начнут собираться к центру 3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр  миски несколько капель жидкости для мытья посуды, ­  зубочистки "разбегутся"! Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её  движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло,  растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они  заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы  показали им фокус, а все фокусы основаны на определённыхприродных физических явлениях, которые они будут изучать в  школе. 3 опыт. Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух. Оборудование: 1. 2 апельсина. 2. Большая миска с водой. Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет  плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не  удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду.  Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но  один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре  есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на  поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что  тяжелее воды, которую вытесняет. Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть  воздух и он удерживает его на поверхности воды. 4 опыт. Цель: Показать, что в результате контакта не во всех  предметах возможно разделение статических электрических  разрядов. Оборудование: 1. Чайная ложка молотого перца. 2. Чайная ложка соли. 3. Бумажное полотенце. 4. Воздушный шарик. 5. Шерстяной свитер. Опыт: Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на  него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма  затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем  шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли иперца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль  останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он  приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к  смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это  произошло потому, что электроны в перечных пылинках  стремились переместиться как можно дальше от шарика.  Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику,  приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным  зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается  к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются  плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее  электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны  шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или  нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно  заряженному шарику. Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно  разделение статических электрических разрядов.