Мастерская ценностных ориентаций «Лепестки твоей души» (на основе притч)
Оценка 4.8

Мастерская ценностных ориентаций «Лепестки твоей души» (на основе притч)

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
12.01.2021
Мастерская ценностных ориентаций «Лепестки твоей души» (на основе притч)
В последние годы в нашей стране падает уровень духовно – нравственной культуры подрастающего поколения, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно остро стоит эта проблема сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие среди представителей молодого поколения.
лепестки души.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх-Майданская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка мероприятия по духовно-нравственному воспитанию.

Мастерская ценностных ориентаций

«Лепестки твоей души» (на основе притч)

 

для учащихся 9 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала: Пахунова Елена Львовна,

учитель истории  

 

 

 

 

 

 

                                С. Полховский Майдан -2021

 

Нравственность – это склад души,

выражающийся в страстях и поступках. 

(Аристотель)

 

В последние годы в нашей стране падает уровень духовно – нравственной культуры подрастающего поколения, отсутствуют нравственно - ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно остро стоит эта проблема сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие среди представителей молодого поколения.
Именно поэтому возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовно-нравственных качеств. И учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Педагогическая поддержка нравственного самоопределения подростка есть одно из условий его духовно – нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается в человеке главное – совесть, его нравственное самосознание.

 Данное мероприятие рассчитано на учащихся 9 класса с учетом возрастных особенностей. 9 класс - период ранней юности, время  перехода к настоящей взрослости.  Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения подростка в процесс выбора для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

 Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Это действие на человеческое сознание, его поведение с целью формирования ценных качеств, соответствующих общественной морали и общественным нормам. Реализация задач нравственного воспитания подготавливает почву для остальных направлений воспитательного процесса. Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

1) нравственное воспитание должно быть ориентировано на развитие интереса к человеку, как высшей ценности;

2) в воспитании духовно-нравственных качеств не должно быть мелочей, доминируют общечеловеческие нравственные ценности;

3) нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

Привитие нравственных ценностей детям происходит посредством проведения воспитательных мероприятий разных форм и методов.

- Цель воспитательного мероприятия: изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

Задачи: 1) развитие нравственного сознания; 2) формирование понятий, оценок, идейной убеждённости; 3) развитие важнейших нравственных качеств; 4) выработка эталонов нравственного поведения.

Ожидаемые результаты: 1) усиление ориентации воспитанников на духовные ценности; 2) критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков друзей и одноклассников.

- Мероприятие прошло в форме классного часа, т.к. классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Для достижения ожидаемых результатов использовались такие методы, приёмы, педагогические технологии, как иллюстративный рассказ, беседа, дискуссия, ролевая игра.

- Этапы подготовки:

1) разработка сценария;

2) подбор материала;

3) поиск информации ( видеоролики, цитаты, притчи);

4) подготовка реквизита;

5) подготовка презентации.

Для подготовки и проведения данного мероприятия потребовались такие ресурсы, как: материально-технические ( компьютер, мультимедийный проектор, цветная бумага, светодиодная лампа); методические ( притчи, стихи).

Данная методическая разработка может использоваться на родительских собраниях, классных часах, семинарах по духовно-нравственному воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий классного часа «Лепестки твоей души».

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить на тему духовно-нравственных ценностей в современном мире. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Эразм Роттердамский сказал: «Нам следует опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние – серьёзностью, жестокость – строгостью, зависть – ревностью, корыстолюбие – хозяйственностью, угодливость – вежливостью, шутовство – остроумием». Мне очень хочется, чтобы вы не только могли распознать подделку, но и сами никогда не стали бы пользоваться этой подделкой, чтобы вы понимали, «что такое хорошо и что такое плохо».

Послушайте притчу о ведре с яблоками.

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открыл он дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!

Ребята, как вы поняли эту притчу? ( ответы ребят)

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. От ярких лучей солнца оживает природа, расцветают цветы, поют птицы. На сегодняшнем мероприятии мы с вами соберём букет духовно-нравственных ценностей, которыми должны обладать все люди на Земле, чтобы жить в гармонии и быть счастливыми.

А что такое счастье? Послушайте притчу, попробуйте объяснить её смысл и ответить на мой вопрос.

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. –Что ещё слепить тебе? - спросил он у человека. - Слепи мне счастье,-попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

(Обсуждение притчи)

Итак, мы с вами пришли к выводу, что счастье в наших руках,  человек сам выбирает, что для него счастье. Но все вы правы в одном: на своём жизненном пути мы должны различать зло и добро, правду и ложь, равнодушие и милосердие.

 Милосердие –это   особый вид доброты.  Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Но этот термин в современном мире утратил свою популярность.  “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие понятия.

- Но нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)

- Как вы понимаете фразу: “Милосердие – активная доброта” (Ответы ребят: Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).

 Послушайте стихотворение “Милосердие”( читает ученица)

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”

Обсуждение стихотворения.

 - О чем стихотворение?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – большое искусство!
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят: Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

Как вы думаете, чему учит следующая притча?

Ехал всадник по полю и увидел лежащего у дороги человека. Он решил довезти бедолагу до города, но, когда с трудом усадил человека в седло, тот внезапно вскочил, пришпорил коня и поскакал.

-Куда ты? - закричал всадник.

-Я украл у тебя коня! – откликнулся человек. –Я-конокрад!

-Хорошо, бери моего коня, но прошу тебя, никому об этом не рассказывай!

-Тебе стыдно, что я тебя обхитрил? - засмеялся конокрад.

-Нет. Если люди узнают об этом, никто больше не поможет лежащему у дороги человеку…

(Ответы ребят: всаднику обидно от того, что человек воспользовался его добротой и обманул его; ему страшно оттого, что люди по этой причине не будут помогать друг другу)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”. Вспомним слова Л. Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”.  Великие гуманисты стремились заронить искру любви в сердце каждого человека.

Послушайте «Сказание о милосердии»

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" – "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". – "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" – "Есть, вода, так как она тушит огонь". – "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" – "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". – "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" – "Есть. Это добрый человек, подающий милостыню".

(Обсуждение )

Нужно любить и ценить друг друга, стараться делать добрые дела, видеть в людях положительные качества, и тогда все люди вокруг будут хорошими друзьями. Как-то у мудреца спросили: сколько видов дружбы существует? 4,- ответил он, - Есть друзья, как еда-каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство –ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь –они сами ищут тебя. И есть друзья, как воздух – их не видно, но они всегда с тобой. Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни было больше таких друзей, как воздух.

 

 

 

 

 

- Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он хороший и добрый? У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать этот человек. (Собираем цветы, прикрепляем на доску)

Вывод:  Вот какая у нас получилась цветочная поляна, на которой расцвели лепестки души: милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимание, благодарность, уважение, бесстрашие,  скромность, вежливость,  дружелюбие, честность.

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.
Одна древняя легенда гласит: "Давным-давно жил-был мудрый человек. Он всегда имел готовый ответ на любой вопрос. Однажды его ученик решил задать своему учителю такой трудный вопрос, на который тот не смог бы ответить. Ученик поймал бабочку, положил ее на ладонь и пошел к учителю. "Бабочка на моей ладони живая или мертвая? " - спросил ученик. При этом он подумал про себя: Если он скажет, что бабочка живая, я зажму ладонь сильнее, и она умрет. Если ответит, что мертвая, раскрою ладонь, и бабочка улетит.  "Все в твоих руках, мой ученик," - ответил мудрый человек, посмотрев прямо в глаза собеседника.

Это значит, ребята, что будущее каждого человека зависит от него самого. В одной старой притче рассказывается: у дороги стояло старое, засохшее дерево. Однажды ночью мимо него прошёл вор и испугался: ему показалось, что это стоит, поджидая его, стражник. Прошёл возлюбленный юноша – и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребёнок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он решил, что это привидение. Но дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами. Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным, но, если вы несете в себе искренне добро и любовь, то вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир — это то, что у нас внутри, в сердце.

Ученица: В жизни можно по-разному жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

 А можно так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям!

Благодарю всех за внимание и участие, желаю добра, мира, счастья, и чтобы бабочка в ваших руках всегда была живой!

Крепим бабочку на цветок, дарим в подарок ангелочков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полх-Майданская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полх-Майданская средняя школа»

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках

Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества

Нравственное воспитание – комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества

Для достижения ожидаемых результатов использовались такие методы, приёмы, педагогические технологии, как иллюстративный рассказ, беседа, дискуссия, ролевая игра

Для достижения ожидаемых результатов использовались такие методы, приёмы, педагогические технологии, как иллюстративный рассказ, беседа, дискуссия, ролевая игра

Сценарий классного часа «Лепестки твоей души»

Сценарий классного часа «Лепестки твоей души»

От ярких лучей солнца оживает природа, расцветают цветы, поют птицы

От ярких лучей солнца оживает природа, расцветают цветы, поют птицы

Маленький мальчик стоял у витрины

Маленький мальчик стоял у витрины

Были бы деньги, то я, без сомненья,

Были бы деньги, то я, без сомненья,

Обсуждение стихотворения. -

Обсуждение стихотворения. -

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он хороший и добрый?

Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он хороший и добрый?

Мир — это то, что у нас внутри, в сердце

Мир — это то, что у нас внутри, в сердце
Скачать файл