Математическая игра "Умники и умницы"

  • docx
  • 15.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала умники и умницы.docx

МОУ «Крутоярская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

Математическая игра

«Умники и умницы»

 

 

 

 

 

 

Учитель математики: Каптилова В.А.

 

 

 

Крутоярский, 2023

Умники и умницы

1.      Представление команд

2.      Разминка--

Вопросы отборочного тура:

1.                  Сколько кг в половине тонны?

2.                  Как называется вторая координата точки на координатной плоскости?

3.                  Сколько будет углов, если у квадрата один из них отрезать?

4.                  Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1?

5.                  Когда сутки длиннее летом или зимой?

6.                  Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?

7.                  Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?

8.                  Сколько вершин у куба? (8)

9.                  Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)

10.              Сколько делителей у простого числа? (два)

11.              Сотая часть числа? (%)

12.              Что больше сумма или произведение всех цифр? (сумма)

13.              Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? (0)

3.Конкурс №1  «Рассуждалки»( По две рассуждалки каждой команде.Если верный ответ дан с первой попытки, команда получает 15 очков, со второй попытки – 10 очков и с третьей – 5 очков)

Ведущий: Рассуждалки первой команде. Рассуждалка первая:

– Это такая штука, в которой что-то не знаешь, а потом вдруг узнаешь, если захочешь это сделать – и сделаешь

Во втором классе они простые, в 7 классе – линейные, в 8 – квадратные,

- Не знаю, есть ли у них листья и стебли, а вот корни бывают, может быть один, а может и больше.

                                                                                            (Уравнение)

 

Ведущий: Рассуждалки второй команде. Рассуждалка первая:

1.                  – Это такая геометрическая фигура, интересная , красивая, у которой нет начала и нет конца. Эта фигура используется везде: в быту, в технике, архитектуре и других областях;

- Если пойдешь по нему, то все равно, когда-нибудь придешь туда, откуда ушел;

- А еще можно увидеть его на кораблях, катерах, Там он называется спасательным.

                                                                                                      (Круг)

 

Ведущий: Рассуждалка вторая

. Это такая кривая, уходящая в бесконечность. Если взять нитку или веревку двумя руками, так, чтобы они провисли, то то же в общем то ее получим;

     - Люди давно ее знают и используют, когда подковывают лошадей. Ведь подкова тоже ее часть.

     - А. вообще то, это красивая кривая – график одной из функций, а точнее квадратичной функции.

                                                                                                    (парабола)

 

Ведущий: Рассуждалка вторая

– Она названа по фамилии ученого. Ученый этот известный, его знают даже те,

   кто ее еще не изучал. В ней говорится про фигуру одну, которую тоже все знают с детства,

            - Ее нужно доказывать. А зачем?. Ведь он ее доказал уже давным-давно

             - А над самим  ученым часто смеются, говорят, что у него штаны во все стороны

          равны

                                                                                                       (Теорема Пифагора)

 

Конкурс № 2 «Объяснялки»

(По одной объяснялке каждой команде.Если получен верный ответ с первой попытки, команда зарабатывает 10 очков, со второй попытки  - 5 очков)

Ведущий: Объяснялка первой команде:

- Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Впервые вы знакомитесь с ней в 6 классе. С ее помощью можно и уравнения решать и задачи.

- Если готовят какое-нибудь лекарство, настои или мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше  или меньше чем надо и не получишь то, что нужно.

  А в математике равенство двух отношений называется…

                                                                                                             (пропорция)

 

Ведущий: Объяснялка второй команде:

- Это выражение содержит две части, между которыми стоит знак равенства. Иногда в обеих частях выражения, которые требуют преобразований: иногда в одной части стоит просто число, или буква, или выражение, с которым больше ничего  не сделаешь.

- Вообще-то надо еще доказать, что это равенство – оно и есть. Для этого есть три способа: либо преобразовать правую часть его и привести к левой, либо левую к правой, а иногда приходится мучиться над обеими частями. И вот долгожданный результат – равенство верно.

  Значит оно -....

                                        (тождество)

 

 

 

 

Ведущий: Пришло время испытать наших капитанов.

 

Конкурс «Капитаны»

Каждый капитан получат лист бумаги, ручку и задание: составить как можно больше слов из слова «математика»

Ведущий: Пока капитаны выполняют полученное задание мы с вами поиграем и посмотрим, насколько хорошо вы владеете математическим языком

 

Игра со зрителями

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву  «П»

(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…).

(Игру можно повторить для нескольких букв)

 

Конкурс «Загадалки»(По одной загадке каждому члену команды .Если отгадана загадка, счет команды увеличивается на 5 очков)

 

Ведущий: Загадалки для первой команды:

1.Раньше ими пользовались в магазине

      Простейший калькулятор. Щелк да щелк, 5 да 5, так мы учимся считать     (Счеты)

2.Одна шестидесятая его равна 1 минуте.

      Они встречаются на этикетках спиртных напитков      Единица измерения углов      (Градус)

3.Бывает барабанная или пальцами.

      Отношение двух выражений.           (Дробь)

4. Они доходят до нас от солнца

Бывает числовым и координатным        (Луч)

 

5.Детская игрушка      Одна из чудес света- гробницы египетских царей – фараонов

Геометрическое тело, многогранник   (Пирамида)

 

Ведущий: Загадалки для второй команды:

1.Чертежный инструмент.

Сговорились две ноги делать дуги и круги     (Циркуль)

2.Геометрическая фигура

      Часть плоскости, ограниченная окружностью

      Может быть спасательным       (Круг)

3.Знак действия в математике

      Он есть и на элементах питания

       Это такой крестик, из двух палочек.       (Плюс)

4.Ничего не стоящий, не значащий человек.

      Цифра та  - не колобок, а просто он пустой кружок     (Ноль)

5.  Утверждение в математике, с которым впервые встречаются в 7 классе

Ее надо доказывать.     (Теорема)

 

 

Конкурс № 4 «Обгонялки»

(За правильный ответ с первой попытки команда получает 20 очков, со второй – 10очков, с третьей – 5очков. Первой отвечает та команда, чей капитан первым поднимет руку. Если команда дала неверный ответ после прочтения первой части обгонялки, то право ответа переходит к команде соперников, которые могут отвечать с первой попытки, а могут заслушать продолжение, но в случае верного ответа получить уже 10 очков, в случае неверного ответа, право ответа на эту обгонялку они вообще теряют. Если, после прочтения первой части обгонялки, ни один капитан  не поднял руку, то зачитывается вторая часть и т.д.)

 

Ведущий: Обгонялка № 1

1.                  –Некоторым хочется, чтобы это быстрее прошло, и они были свободны, могли, бегать, прыгать, играть.

2.                  Кто-то это любит, а кто-то – нет, потому что приходится думать, писать, решать, отвечать.

3.                  Иногда, что-то делаешь, делаешь, а когда проверят, то могут и двойку поставить. Толи неверно решил, а может и времени не хватило, он ведь всего 40 минут.

(Урок)

 

Ведущий: Обгонялка № 2.

1. –Эта вещь нужна каждому ученику и первокласснику и девятикласснику, да и дошколята любят, когда это у них есть. Это и у учителей есть.

2. -В древности этого не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газете.

3. У учеников старших классов их много, а у некоторых она одна на все предметы. Перед школой родители их покупают детям: тонкие и общие.

(Тетради)

 

Ведущий: Обгонялка № 3

1.                  Иногда это происходит в жизни человека и даже несколько раз. Это может касаться работы, учебы, места жительства.

2.                  Особенно это любят ученики, потому что у них  это бывает каждый день, причем  несколько раз в день.

3.                  Некоторые ученики ее ждут, не дождутся. Кто, боится двойку получить, кто из-за лени учиться, кто чтобы просто отдохнуть. И вот в конце урока звенит звонок, начинается…

(Перемена)

 

 

Ведущий: Обгонялка № 4

1.                  Эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов. Для старших классов она конечно важнее. Но иногда бывает и у обучающихся 1 и 2 классов.

2.                  Эта вещь похожа на записную книжку. В нее записывают, чтобы не забыть.

3.                  Эту вещь некоторые ученики нарочно забывают дома или прячут от родителей, потому что в нее также ставят и оценки.

(Дневник)

 

Подведение итогов (Слово жюри)