Математические игры для дошкольников 4-5 лет
Вплоть до самой школы ведущим видом деятельности ребёнка является игра. В игре детки учат буквы и цифры, изучают окружающий мир, знакомятся с основными понятиями и законами физики, астрономии, биологии.
§ Что должны знать и уметь юные математики 4-5 лет?
§ Какие игры предложить карапузам для изучения «царицы всех наук»?
§ Как сделать домашние развивающие занятия максимально эффективными?
Давайте разбираться вместе!
Необходимый багаж знаний
Прежде чем составлять план занятий по математике для детей, необходимо разобраться, что вообще следует знать и уметь малышам этого возраста:
§ концентрироваться на задании не менее 5 минут;
§ складывать пирамидку;
§ собирать пазлы из 4 и более фрагментов;
§ уметь находить отличия между предметами по 3–4 признакам (цвет, размер, температура, форма и т. п.);
§ находить в представленном множестве одинаковые/похожие предметы;
§ находить в представленном множестве лишние объекты;
§ оперировать математическими понятиями «один», «много», «больше», «меньше», «равно»;
§ считать до 5 в прямом порядке;
§ знать цифры от 0 до 5;
§ показывать загаданное число на пальчиках;
§ демонстрировать навыки ориентирования в пространстве (понимать, где верх и низ, где правая/левая рука; осознавать значение предлогов «в», «на», «за» и т. д.);
§ знать основные геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник;
§ понимать и использовать обобщающие слова: мебель, посуда, одежда, игрушки, овощи и др.
Эффективные развивающие занятия по математике для детей дошкольного возраста выстраиваются по плану, в котором учитывается объём знаний, необходимый детям 4-5лет.
Игры на развитие логики
«Шеф-повар»
Достаньте из кухонного шкафа несколько кастрюль с крышками. Постарайтесь подобрать посуду, отличающуюся цветом, размером, материалом.
Крышки снимите и выложите в произвольном порядке.
§ Ну-ка, малыш, подбери для каждой кастрюльки верную крышку!
Когда ребёнок самостоятельно или с вашей помощью справится с заданием, обсудите с ним, чем продиктован его выбор:
§ для большой кастрюли — большая крышка;
§ для красной — красная
и пр.
«Друзья-товарищи»
Приготовьте несколько предметов, которые можно сгруппировать по их назначению. Такое игровое задание помогает развивать логику, внимательность, находить связь между различными объектами.
Для игры можно взять:
§ перчатки и носочки;
§ фломастеры и альбом;
§ зубная щётка и зубная паста;
§ расчёска и заколочка для волос;
§ предметы игрушечной или настоящей посуды.
Вы можете использовать один предмет из пары, а второй заменить картинкой. Если малыш хорошо справляется с заданием, попробуйте все предметы заменить картинками.
«Найди отличия»
Игры на поиск отличий прекрасно развивают внимательность, а если сразу указать, сколько отличий надо найти, то ещё и тренируют устный счёт.
Подберите для малыша картинки на поиск отличий. Подпишите на них, сколько отличий надо найти. Каждое найденное отличие ребёнок должен обвести карандашиком и поставить на листке черточку. Когда задание выполнено, черточки подсчитываются, чтобы понять, все ли отличия найдены.
Игры с геометрическими фигурами для детей
Для игр, которые мы приготовили, вам потребуется два комплекта геометрических фигур из плотного картона. В каждый комплект должны входить круги, овалы, треугольники и квадраты разных цветов и размеров.
«Повтори картинку»
Конструирование из плоских геометрических фигур — отличный тренажёр для развития логики, памяти, внимательности, образного и пространственного мышления. Для детей младшего дошкольного возраста задание должно быть простым и понятным.
Выкладывайте перед ребёнком картинки из геометрических фигур, комментируя свои действия. Малыш должен повторить картинку по вашему образцу.
«Сосчитай»
Вырезанные из картона геометрические фигуры — прекрасный счётный материал, с помощью которого удобно отрабатывать навыки сравнения, а также порядковый и количественный счёт.
Выложите фигуры в два ряда:
Попросите малыша выполнить ваши задания и ответить на вопросы.
1. Посчитай, сколько на картинке кругов.
2. Посчитай, сколько на картинке треугольников.
3. Посчитай, сколько на картинке зелёных фигур.
4. Посчитай, сколько на картинке красных фигур.
5. Каких фигур больше: красных или зелёных?
6. Каких фигур больше: треугольников или кругов?
«Геометрический сортировщик»
Используйте ваш комплект геометрических фигур, чтобы отрабатывать детский навык сортировать предметы по заданному признаку.
Малыш должен выполнить ваши словесные команды:
1. Положи в ряд три зелёные фигуры.
2. Положи рядом 2 круга.
3. Разложи треугольники по порядку от самого маленького к самому большому (предварительно отберите из комплекта три треугольника разного размера).
Если ребёнку сложно выполнять ваши устные просьбы, пусть пока действует по визуальному образцу. Главное — комментируйте, какие последовательности и по каким принципам вы выкладываете из фигурок.
Математическая физкультминутка
Друзья, не забываем, что малышам 3–4 лет необходимо много двигаться. Давайте совместим весёлые подвижные игры с изучением математики!
«Прыг-скок»
Включите весёлые детские песни и предложите ребёнку немного размяться. Во время произвольных танцев озвучивайте команды в формате:
§ два прихлопа;
§ три притопа;
§ один присед;
§ пять наклонов.
Вероятно, сначала вам придётся выполнять движения вместе с ребёнком, но очень скоро малыш будет справляться с таким забавным математическим заданием самостоятельно.
«Весёлый хоровод»
Чем больше будет игроков, тем веселее получится игра. Это хороший вариант развлечения для детского дня рождения. Но за неимением компании вы вполне можете поводить математический хоровод вдвоём с карапузом.
Перед началом игры повторите с ребёнком, где у него правая ручка, а где левая. Объясните, где у круга центр. Договоритесь, что при команде «вверх» надо остановиться и, встав на носочки, вытянуть ручки вверх, а при команде «вниз» — сесть на корточки.
А теперь можно начинать.
Под музыку ходим по кругу, выполняя команды ведущего:
§ пошли влево;
§ пошли вверх;
§ пошли в центр;
§ пошли вниз.
Эта игра учит ориентированию в пространстве, развивает слуховую внимательность, тренирует навык коллективной работы.
«Раз, два — стоит ракета»
Раз,
два — стоит ракета. (Прямые руки поднять вверх)
Три, четыре — самолёт. (Прямые руки развести в стороны)
Раз, два — хлопок в ладоши. (Хлопки в ладоши)
А потом на каждый счёт. (Ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре. (Хлопки в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (Прямые руки поднимаем вверх, опускаем через стороны
вниз)
Раз, два, три, четыре, (Хлопки в ладоши)
И на месте походили. (Ходьба на месте)
Советы «Эврики»:
1. Знания и умения формируются и накапливаются постепенно. Не надейтесь, что после первого занятия малыш запомнит и усвоит всё, что вы хотели до него донести. Последовательность, постепенность, закрепление и повтор — неизменные этапы успешного обучения математике в дошкольном возрасте.
2. Не забывайте правильно хвалить малыша за успешное выполнение заданий. И учитывайте, что старание — тоже повод для разумной похвалы.
3. Во время игр, в которых требуется пересчитать предметы, позволяйте и даже рекомендуйте ребёнку считать, указывая пальчиком на объект счёта. Постепенно, ненавязчиво, но уверенно вводите понятия порядкового и количественного счёта.
4. Математика — это не только счёт. Более того, не торопитесь научить малыша считать. Работайте над развитием логики, учите обобщать и систематизировать, а счёт, органично вплетаясь в канву занятия, будет освоен сам по себе, между прочим.
5. Учиться в игре можно не только дома. Считайте ступеньки на выходе из дома, замечайте круглые и квадратные предметы во время вашей прогулки, рассматривайте номера страничек в книгах, которые читаете перед сном.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.