Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Челябинска
детский сад № 12
План по самообразованию педагога
«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста».
Выполнил: воспитатель Коваленко О.А.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи.
Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы по самообразованию.
Целью работы над самообразованием является создание условий для формирования у детей представления об элементарных правилах безопасного поведения (при пожаре, на улице, в лесу, дома) и осознанного отношения к их выполнению.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
1. Познакомить с правилами безопасного поведения в природе:
· Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;
· Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;
· Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;
· Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
1. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на дорогах:
· Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;
· Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице;
· Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;
· Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
· Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);
· Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
2. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности:
· Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;
· Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг);
· Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;
· Знакомить с правилами езды на велосипеде;
· Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми;
· Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения и правилах поведения при пожаре.
Этапы работы над темой
На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.
I Диагностический этап работы над темой самообразования:
1. Изучение методической литературы по теме:
2. Диагностика детей.
II Прогностический этап.
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
3. Разработка перспективного плана на октябрь – май по театральной деятельности.
III Практический этап:
1. Работа с детьми по плану.
2. Разработка конспектов занятий, развлечений для детей.
3. Подготовка наглядного материала для детей:
- «Дорожные знаки»
- «Безопасность дома и на улице»
- «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»
- «Правила пожарной безопасности»
- «Безопасность в природе»
4. Подготовка презентаций по формированию основ безопасности:
- «Безопасный интернет»
- «Безопасность на железнодорожных путях»
- «Азбука дорожного движения».
5. Работа с родителями:
- акция «Красный, желтый, зеленый!»
- буклет для родителей «Пристегните самое дорогое!»
- консультации для родителей:
- «Это должен знать каждый ребенок: правила безопасности»
- Основы личной безопасности для дошкольников.
- «Обучение детей общению с незнакомыми людьми»
- «Осторожно – гололед!»
- «Ёлочка – не зажгись»
- памятка «Электробезопасность для детей»
- родительское собрание «Азбука безопасности».
IV Обобщающий этап.
1. Диагностика детей на конец года.
2. Анализ данных по итогам учебного года.
V Внедренческий этап.
1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
2. Семинар-практикум «Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах».
Перспективное планирование для детей 5-6 лет (старшая группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 25 минут.
Месяц |
Тема
|
Программное содержание |
Сентябрь |
Мониторинг |
|
Для чего нужны правила дорожного движения?
|
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях. |
|
Рисование «Светофор» |
Закрепить правила дорожного движения, уже знакомые детям. Учить детей создавать композицию. Продолжать знакомить с разной техникой рисования (рисование пальчиком). Воспитывать интерес к рисованию. |
|
Викторина по ПДД
|
Закреплять знания о назначении светофора и пешеходного перехода, навык применения правил дорожного движения в повседневной жизни. Продолжать формировать образные представления о поведении на дорогах и соблюдении правил дорожного движения в процессе различных видов деятельности. Развивать интерес у детей к участию в мероприятиях и способствовать накоплению эмоционально – восторженных впечатлений.
|
|
Октябрь |
«Знакомство с улицей»
|
Познакомить детей с улицей и ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или зебре. |
«Если ты потерялся на улице» |
Дать детям представления о правилах поведения на улице; учить детей правильно вести себя в ситуации, когда потерялся; способствовать развитию осторожности, осмотрительности. |
|
«Моя безопасность» |
Обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; показать разумность осторожного поведения; проверить умения детей практически применять полученные знания; воспитывать сознательное отношение к своей жизни и её безопасности |
|
«Когда остаешься один»
|
Научить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни, предостеречь от контактов с незнакомыми людьми. |
|
Ноябрь |
Просмотр мультфильма «Можно и нельзя» |
Закрепить правила поведения дома. Обсудить действия в нестандартных ситуациях. |
«Наши помощники» |
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения с предметами быта и обихода (утюг, водопроводные краны, кухонные приборы и др.). Учить правилам безопасного поведения с ними. |
|
|
«Профессия пожарный». |
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
|
Лепка «Пожарный расчет» |
Закрепление знаний детей о профессии пожарного, совершенствование умения лепить человека в движении, соблюдая строение и пропорции тела, закрепление приемов лепки.
|
|
Декабрь |
«А у нас в квартире газ»
|
Познакомить детей со службой «04»,закрепить правила пользования газовой плитой во избежание несчастных случаев. |
Изготовление книжки – самоделки «Огонь - друг человека»
|
Закрепить знания по теме «Пожарная безопасность». Развивать творческие способности. Воспитывать умение работать в коллективе. |
|
Развлечение – беседа «Пусть елка новогодняя нам радость принесет!»
|
· Продолжить знакомить с правилами по пожарной безопасности. · Ознакомить с правилами поведения возле елки. А так же правила установки и украшения елки. |
|
«Детские шалости с огнем»
|
Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. |
|
Январь |
Просмотр и обсуждение мультфильма «Правила безопасного поведения после метели» |
Познакомить детей с правилами безопасного поведения после метели. Обсудить подобные ситуации, опираясь на опыт детей. |
«Запомните детки, таблетки – не конфетки!» |
Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни. |
|
Февраль |
«Ножницы, катушки - это не игрушки» |
Познакомить детей с правилами при работе самыми обычными предметами: ножницы, катушки; как и где их хранить. |
Беседа. Изготовление стенда «Сокровища детских карманов» |
Дать понятие о функциональном назначении предметов: пуговица, бусинка, игла, гвоздь, горошина, семена растений) которые могут навредить здоровью. |
|
«Микробы и вирусы»
|
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. |
|
«Проделки Королевы Простуды» |
Формировать преставление детей о здоровом образе жизни; расширять знания о профилактике простудных заболеваний; воспитывать желание вести здоровый образ жизни; развивать интерес к познанию себя, своих возможностей. |
|
Март |
«Витамины и полезные продукты»
|
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. |
«Первая помощь себе и другим» |
Воспитание желания быть здоровым, развитие чувства ответственности за личную безопасность, формирование у детей умения прогнозировать возможные травматические ситуации. Воспитание доброжелательности, сочувствия, сострадания, стремление оказать помощь, довести до понимания детей, что зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. |
|
|
«Лекарства. Друзья или враги» |
Дать детям элементарные представления о лекарствах, пользе, которую они приносят, как помогают бороться с вредными микробами, проникшими в организм; беречь от опасности, которая связана с неправильным употреблением лекарств; формировать навыки личной гигиены с целью предотвращением различных заболеваний. |
|
«Врачи – наши помощники!» |
Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить детей не бояться врача, самому оказывать помощь; закрепить понятие ценности здоровья, желание быть здоровым. |
Апрель |
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача» |
Формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «На приеме у врача в поликлинике». В процессе игры закрепить знания по безопасности жизнедеятельности , полученные на предыдущих занятиях. |
«Лекарственные растения»
|
Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений. |
|
Дегустация витаминных напитков. |
Познакомить и дать попробовать детям отвары распространенных отваров, полезных для поддержания иммунитета: шиповник, ромашка, липа, чабрец. |
|
Кукла «Здравница» (мастер – класс по изготовлению) |
Познакомить с народной тряпичной куклой, показать способ ее изготовления, значение для здоровья человека. |
|
Май |
«Лесные опасности».
|
Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, ягоды, насекомые, и разработать правила безопасного поведения в лесу. Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу. |
«Советы пчелы Майи» |
Расширить представление детей о насекомых; дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми; развивать познавательный интерес к окружающей живой среде, развивать мышление, художественные навыки. |
|
Развлечение «Всегда будем осторожны!» |
Расширить знания детей о правильном поведении в трудных жизненных ситуациях; Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность; Формировать умения детей соблюдать правила безопасности на дорогах, дома, на улице и в других местах;
|
|
|
Мониторинг |
Список используемой литературы
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.
2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
3. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
4. Полынова, В. К., Дмитриенко З. С. и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2011.
5. Фисенко, М. А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий. Изд. 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей».
6. Никифорова, З. Н. и др. «Игры с разрезными картинками: учебно-дидактический комплект по освоению опыта безопасного поведения. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2014.
7. Хабибулина, Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
8. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет. – Мозаика – Синтез, 2015 – 320 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.