Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве
Оценка 4.6

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл
30.08.2019
Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве
Материал в помощь классным руководителям старшеклассников. Дмитрий Сергеевич Лихачёв был не только замечательным учёным-литературоведом и историком культуры (в 1970 он стал действительным членом Академии Наук СССР), он был ещё и выдающимся общественным деятелем. Он защищал от уничтожения памятники истории и культуры в Новгороде и Ленинграде. Во многих своих публичных выступлениях он говорил простые и понятные слова о совести, о нравственности, о человеческом достоинстве, о необходимости уважения друг к другу между людьми.
О ЛИХАЧЁВЕ.docx
Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве Краткая биография Лихачева Дмитрия Сергеевича для детей Дмитрий   Сергеевич   Лихачев   прожил   трудную,   но   очень   интересную жизнь. Родился он в семье петербуржских интеллигентов, в 1906 году. Жили   очень   скромно,   высоко   ценили   благородство   и   ученость.   После гимназии Дмитрий Сергеевич поступил в Петроградский университет, где получил   возможность   получить   образование   по   нескольким специальностям филологии. Занимался историей славянской литературы, ее историей и развитием. Посещал студенческие дискуссионные кружки. Часто   выступал,   доказывая   необходимость   изучения   истории   и   языка, своего   государства.   После   одного   из   них,   по   оговору,   был   арестован. Четыре года провел в лагерях. За   хороший,   добросовестный   труд   был   досрочно   освобожден,   без ограничения   прав   в   работе.   Но   в   аспирантуру   Института   русской литературы поступить ему не позволили, создав неприемлемые условия. Испытания закалили Лихачева, и он никогда в своей жизни не изменил своим   нравственным   и   духовным   принципам.   Он   любил   и   работал   во благо   своей   Родины.   В   блокадном   Ленинграде,   уникальный   ученый   и настоящий человек, пережил трудные, голодные дни и ночи.   Он   перевел   литературные   памятники   «Слово   о   полку   Игореве»   и «Повесть временных лет». Великий ученый, Дмитрий Сергеевич Лихачев, всю свою сознательную жизнь трудился в заведениях, глубоко изучающих славянскую литературу.  Академик   Лихачев   видел   в   этом   времени   «   освобождение   от идеологических   пут».   Его   ум   и   знания   высоко   ценились   во   многих странах, их университетах. Он являлся почетным членом многих ученых советов.   Его   авторитет   был   непререкаем.   Он   много   сделал   для возрождения национальных традиций. Дмитрий Лихачев прожил 96 лет.  За   всю   свою   жизнь   советский   ученый   Дмитрий   Сергеевич   Лихачев написал   более   1000   статей,   оставил   около   500   научных   и   600 публицистических   трудов.   В   том   числе   более   40   книг   по   истории древнерусской   литературы   и   русской   культуры.   Но   одной   из   самых интересных и ценных книг Лихачева является книга­завещание: «Письма о добром и прекрасном». Эти «письма» (46 писем) адресованы молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. Сегодня — это самый авторитетный сборник мудрости. Эту книгу переводят в разных странах на многие языки. 1. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ Поговорка   «цель   оправдывает и средства» губительна     безнравственна. Это хорошо показал Достоевский   в   «Преступлении   и наказании».   Главное   действующее лицо   этого   произведения   –   Родион Раскольников   думал,   что,   убив отвратительную старушонку­ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет   затем   достигнуть   великих   целей   и   облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться   к   высокой   цели   низкими   средствами   нельзя.   Надо   быть одинаково честным как в большом, так и в малом. 2. БЕРЕГИТЕ МОЛОДОСТЬ Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. НЕРАЗДЕЛЕННАЯ РАДОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ. ЧЕЛОВЕКА ПОРТИТ СЧАСТЬЕ,   ЕСЛИ   ОН   ПЕРЕЖИВАЕТ   ЕГО   ОДИН.   КОГДА   ЖЕ НАСТУПИТ   ПОРА   НЕСЧАСТИЙ,   ПОРА   УТРАТ   –   ОПЯТЬ­ТАКИ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ОДНОМУ. ГОРЕ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ОДИН. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. И   еще.   Есть   русская   пословица:   «Береги   честь   смолоду».   В   памяти остаются   все   поступки,   совершенные   в   молодости.   Хорошие   будут радовать, дурные не давать спать! 3. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ А   в   чем   самая   большая   цель   жизни?   Я   думаю:   увеличивать   добро   в окружающем   нас.   А   добро   –   это   прежде   всего   счастье   всех   людей… Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою   семью,   свой   дом.   Постепенно   расширяясь,   его   привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем   большое   и   глубокое   чувство,   хотя   и   на   этом   нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо   быть   патриотом,   а   не   националистом.   Нет   необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Большая   цель   добра   начинается   с   малого   –   с   желания   добра   своим близким,   но,   расширяясь,   она   захватывает   все   более   широкий   круг вопросов.   Это   как   круги   на   воде.   Но   круги   на   воде,   расширяясь, становятся   все   слабее.   Любовь   же   и   дружба,   разрастаясь   и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она   должна   быть   соединена   с   мудростью,   с   умением   отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во   всем   своего   ребенка,   может   воспитать   нравственного   урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму. 4. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ — ЖИЗНЬ «Вдох   –   выдох,   выдох!»   Чтобы   вдохнуть   полной   грудью,   надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“. Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер». «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть   все,   что   стесняет   движение   мысли,   что   давит   душу,   не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего   лучшее.   Умение   искать   и   находить   лучшее,   просто   «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны   мелочей   –   это   значит   расширить   сферу   жизни,   сферу   того жизненного простора, в которой живет человек. Самая   большая   ценность   в   мире   –   жизнь:   чужая,   своя,   жизнь животного   мира   и   растений,   жизнь   культуры,   жизнь   на   всем   ее протяжении   –   и   в   прошлом,   и   в   настоящем,   и   в   будущем…   А   жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем­то, чего не замечали раньше,   что   поражает   нас   своей   красотой,   неожиданной   мудростью, неповторимостью. 5. ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМАЯ ЦЕЛЬ По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если   человек   живет,   чтобы   приносить   людям   добро,   облегчать   их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне   этой   своей   человечности.   Он   ставит   себе   цель,   достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь   с   достоинством   и   получить   настоящую   радость.   Да,   радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Если  ты врач, то, может быть,  поставил  больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все­ таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого­то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А   что   может   потерять   человек,   который   радовался   каждому   своему доброму делу?  Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». Поэтому   главной   жизненной   задачей   должна   быть   обязательно   задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных   удачах   и   неудачах.   Она   должна   диктоваться   добротой   к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе,   ничего   не   приобретать   и   не   радоваться   простому   повышению   в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное  и мне лично неприятное: в этом есть какой­то надлом,   какое­то   показное   преувеличение   в   себе   своей   доброты, бескорыстия,   значительности,   в   этом   есть   какое­то   своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться. Поэтому   я   говорю   лишь   о   главной   жизненной   задаче.   А   эту   главную жизненную задачу не надо подчеркивать  в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. 6. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью,   скрепляет   дружбу,   скрепляет   жителей   одного   города,   одной страны. Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нем – матери;   постепенно   (уже   через   несколько   дней)   вступает   в непосредственную   связь   с   ребенком   забота   о   нем   отца   (до   рождения ребенка   забота   о   нем   уже   была,   но   была   до   известной   степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем). Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму. Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках­родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. ЕСЛИ ЗАБОТА НАПРАВЛЕНА ТОЛЬКО НА СЕБЯ, ТО ВЫРАСТАЕТ ЭГОИСТ. Забота   –   объединяет   людей,   крепит   память   о   прошлом   и   направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства   любви,   дружбы,   патриотизма.   Человек   должен   быть   заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого. Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.).   Чувство   сострадания   (или   что­то   близкое   ему)   заставляет   нас бороться   за   памятники   культуры,   за   их   сохранение,   за   природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего   единства   с   другими   людьми,   с   нацией,   народом,   страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.­ все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен   и   не   преследует   цели   выгоды   и   «умного   результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. 7. О ВОСПИТАНИИ Получить   хорошее   воспитание   можно   не   только   в   своей   семье   или   в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю   образцово   воспитанным.   Но   кое­какими   мыслями   я   хотел   бы поделиться с читателями. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек. Если   он   не   считается   с   характером,   психологией,   привычками   и желаниями   своих   близких,   –   он   невоспитанный   человек.   Если   уже   во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек. Если   он   громко   заводит   радио   и   телевизор   или   просто   громко разговаривает, когда кто­то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей. Если   он   любит   трунить   (шутить)   над   женой   или   детьми,   не   щадя   их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп. Воспитанный человек  – это тот, кто хочет  и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим   и   с   младшим   годами   и   по   положению. Воспитанный   человек   во   всех   отношениях   не   ведет   себя   «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка),   строго   выполняет   данные   другим   обещания,   не важничает, не «задирает  нос» и всегда  один и тот  же – дома,  в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе. Читатель   заметил,   вероятно,   что   я   обращаюсь   главным   образом   к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому­то природа позаботилась, чтобы женщины в массе   своей   (я   не   говорю   об   исключениях)   были   наделены   большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины… Есть   много   книг   о   «хороших   манерах».   Эти   книги   объясняют,   как держать   себя   в   обществе,   в   гостях   и   дома,   в   театре,   на   работе,   со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах   редко   объясняется,   зачем   нужны   хорошие   манеры.   Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В   чем   же   дело?   Что   лежит   в   основе   руководства   для   приобретения хороших манер? В основе всех хороших манер лежит забота­забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума   не   заткнешь   уши   –   вряд   ли   это   во   всех   случаях   и   возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять­таки чтобы не мешать   соседу.   Быть   опрятно   одетым   надо   потому,   что   в   этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей   беспрерывными   шутками,   остротами   и   анекдотами,   особенно такими, которые уже были кем­то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что­то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько   манеры,   сколько   то,   что   выражается   в   манерах,   бережное отношение   к   миру:   к   обществу,   к   природе,   к   животным   и   птицам,   к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве

Материал для классного часа о Д.С. Лихачёве

Материал  для классного часа  о Д.С. Лихачёве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2019