Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.
Оценка 4.7

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.02.2018
Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку не комфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. Однако, родители и самостоятельно могут предпринять определенные шаги, для этого они должны владеть информацией.
доклад.docx
Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.          В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети   активные,   общительные,   а   есть   тихие,   одиночки.   Одних   устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом   вести   себя   в   соответствии   со   своими   притязаниями,   выбирая неадекватные   способы   поведения,   что   добиваются   внимания   "со   знаком минус"   ­   становятся   объектом   насмешек   и   презрения.   И   вот   эти   активно отвергаемые   сверстниками   ребята   ­   явление,   к   сожалению,   частое   и трудноисправимое.         Как избежать травли и что делать, если ситуация критическая?          В этой ситуации  всегда есть зачинщики, их жертвы, преследователи ­ основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю.   Иногда   в   классе   есть нейтральные   наблюдатели.   Но   наблюдатели ничем   не   отличаются   от   преследователей,   так   как   своим   молчанием   они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.           У каждого в классе есть своя роль.                Зачинщики.  Обычно   один­два   человека   в   классе   становятся   инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им по каким­ либо причинам не понравился кто­то из одноклассников, и они начинают его дразнить,   задирать,   высмеивать,   демонстративно   избегать,   не   принимать   в игры. Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе, а кто является инициатором  его травли. Мальчики бывают инициаторами  травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек, а в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя. Чаще всего в основе преследования кого­либо лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля ­ это результат личной мести за что­либо. Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду   Адлеру,   "часто   комплекс   неполноценности   скрывается   за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации. Однако бывает, что  зачинщиками становились, и вполне благополучные ребята. Они были   настолько   уверены   в   своем   превосходстве,   что   считали   себя   вправе насмехаться   над   другими   и   преследовать   чем­то   не   угодивших   им сверстников.   Такая   позиция   детей   во   многом   объяснялась   позицией   их родителей,   которые   полагали,   что   неугодного   им   ребенка   надо   убрать   из класса. Некоторые   родители   в   такой   ситуации   не   только   не   соглашались признать поведение своих детей недопустимым, характеризуя их как очень добрых   и   благородных   в   повседневной   жизни,  они   активно   отрицали   вину собственного ребенка: мол, все его действия являются защитой от произвола со стороны жертвы, которая сама виновата.         Итак, инициаторами травли могут стать: ­ активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; ­ агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву; ­ дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания; ­ дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства,  делящие всех на "своих" и "чужих"; ­ эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других; ­ максималисты, не желающие идти на компромиссы дети. Зачинщиков отличает следующее:  высокая самооценка и высокий уровень  притязания, стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы  почувствовать себя значимым, быть в центре внимания,  стремление добиться  справедливости.         Преследователи. Зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над  неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные  прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно  игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и  отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не  сделавшего ничего плохого лично им сверстника? Во­первых, большинство  ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я  пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над  происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не  приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и  страшно. Во­вторых, некоторые делают это в надежде заслужить  расположение лидера класса. В­третьих, кое­кто принимает участие в травле  от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или  играть в салки). В­четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха  оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства. И наконец, небольшой процент преследователей таким образом  самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем­то. У них недостает  энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую  инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают  старшие, жестоко наказывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают особых симпатий у одноклассников.           Можно выделить следующие психологические характеристики детей,  становящихся преследователями: ­ несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны. ­ конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам  (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил). ­ не склонны признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего  считают виноватыми других). ­ часто подвержены жесткому контролю со стороны старших (их родители  очень требовательны, склонны применять физические наказания). ­ эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны  задумываться о последствиях своего поведения. ­ не уверенны в себе, очень дорожат "дружбой", оказанным доверием со  стороны лидеров класса. ­ трусливы и озлоблены.         Жертвы. Действительно, в жертве всегда есть что­то такое, что способно  оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не  такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с  явными проблемами. Скорее всего подвергнется нападкам и насмешкам  ребенок: ­ с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.); ­ страдающий энурезом или энкопорезом (недержанием мочи и кала); ­ тихий и слабый, не умеющий за себя постоять; ­ неопрятно одетый; ­ часто пропускающий занятия;  ­ неуспешный в учебе, ­ слишком опекаемый родителями; ­ не умеющий общаться. Психологические особенности жертвы: отвергаемые дети могут отличаться  как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной  самооценкой и высоким уровнем притязания. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели  их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в  учебе и т.д.). При этом предполагают, что окружающие их недооценивают  (родители или учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими  меньше друзей, чем на самом деле).          Типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.         "Любимчик". Дети не любят тех сверстников, которых выделяет учитель. Особенно если они не могут понять, чем "любимчик" лучше их. Взрослые, зная о нелегкой судьбе своего подопечного, жалеют его и берут под свое  покровительство и защиту, обрекая на одиночество и оскорбления со стороны одноклассников, которым не известна причина такого отношения.         "Прилипала". Такие дети буквально виснут на людях, захватывая их  физически, чтобы почувствовать себя в большей безопасности. Естественно,  что окружающие, особенно дети, начинают избегать их. А на новые попытки  сблизиться таким образом отвечают агрессией. Ребенок же не умеет общаться  иным способом и часто рад даже агрессивному вниманию со стороны  окружающих.         "Шут" или "козел отпущения". Ребенок, избравший подобную тактику  поведения, как бы предупреждает нападки со стороны окружающих. Его  перестают воспринимать всерьез и поэтому особо не обижают. А он, слыша  смех одноклассников, не чувствует себя в изоляции. Самое опасное в  выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию "шута"  практически невозможно.         Есть еще типы детей, которых никто специально не обижает, не дразнит,  над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.         Озлобленные. Некоторые дети, не сумев установить контакт с  одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои  неудачи.         Непопулярные.Такой ребенок не умеет инициировать общение, он  застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не  замечают, с ним никто не играет. Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку  никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что  его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля. Агрессоры. Чаще агрессивный ребенок становится инициатором  групповой травли или издевается над жертвой в одиночку при  попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок  будет пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать. Остановимся на психологических особенностях  преследователя и жертвы, склонных к агрессивному поведению.         Ябеды. Жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший  пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя пренебрежительный или резкий ответ и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу. Самая частая  реакция взрослых на детские жалобы ­ досада или негодование. Сверстники  считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в  общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, ­ угрожая рассказать  взрослым что­то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.         Чаще всего ребенок­изгой подвергается не столько физическим нападкам со стороны сверстников, сколько словесным. К моральному насилию можно  отнести угрозы физической расправы, шантаж и ругань (в том числе  обзывательства). Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем­то  взрослым, выдать им какой­то проступок жертвы, если та не будет выполнять  требования преследователя. Также в качестве шантажа используется угроза  перестать дружить с жертвой.  Как помочь ребенку не быть изгоем? Взрослые могут помочь детям найти способы реагирования на насмешки, на клички­дразнилки: 1.   Никак   не   реагировать,   игнорировать   –   это   сложно,   но   при   поддержке взрослых вполне возможно. 2. Реагировать нестандартно (преследователь ждет от жертвы определенной реакции). Можно, например, согласиться с кличкой или усилить ее. Одного мальчика прозвали Чудовищем из­за шрама через весь лоб, на что он говорил, что   он   не   просто   Чудовище,   а   Чудовище,   никем   доселе   не   виданное, неразгаданное и т.д. Его со временем стали называть Человек­загадка, ему нравилось. 3. Можно просто объясниться (иногда преследователь не вполне отдает себе отчет, что значит для жертвы его кличка). 4. Не поддаваться на провокацию. Существует мнение, что необходимо повлиять на окружение ребенка, поговорить с родителями обидчика, подключить воспитателя или классного руководителя.   Одним   словом,   провести   дипломатическую   работу.   Однако практика показывает, что этот метод работает слабо. Более того, ребенка­ изгоя еще больше подвергают унижениям, так как считают, что сам он не способен решить этот вопрос, а просто нажаловался родителям и поступает как «маменькин сынок». Следовательно, ребенок должен измениться сам, а родители только помочь и поддержать.   Сначала   необходимо   выяснить   причину   плохого   отношения других   детей   к   ребенку.  Есть   легко   устраняемые   проблемы.  Посоветовать родителям, например, если ребенок «очкарик», то  заменить   очки линзами; если   ребенок   толст,   то   заняться   его   правильным   питанием   и   отдать   в спортивную секцию; если ребенок не модно одет, то купить ему нормальную молодежную одежду (и не надо ссылаться на нехватку денег, хорошие вещи детям сейчас можно купить и в стоковых магазинах); если ребенок «ботаник», то   посоветуйть   ему   кроме   учебы   заняться   общественной   деятельностью   в классе,   поучаствовать   в   подготовке   школьного   праздника   и   т.д.   Гораздо сложнее, если то, что считается недостатком, не устраняется по объективным причинам.   Например,   неподходящая   национальность   или   физические отклонения. Здесь следует действовать по принципу – «покажи класс в чем­ нибудь   интересном!»,   помочь   ребенку   найти   такое   занятие,   увлечение,   в котором он бы мог достичь высоких результатов. Возможно, это будет какой­ то   вид   спорта,   компьютерные   технологии,   различные   виды   прикладного искусства.         Чтобы маленький человек поверил в себя, нужно почитать и посмотреть   в   интернете   истории   людей,   достигших   успеха,   будучи инвалидами или такими же изгоями, как они. Внешний вид ребенка играет важную   роль   в  его   жизни.  Покупая детям  новую   современную   одежду,  вы помогаете   ему   в   общении.   Ведь   от   одежды   тоже   зависит   на сколько уверенным   в   себе будет   ребенок.   В   любом   случае,   не   стоит поддерживать разговор о том, что все вокруг плохие и злые. Наоборот, нужно показать ребенку, что можно изменить других, изменив прежде себя. И это будет для него открытием и чудом!

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.

Материал для родительского собрания: Дети – изгои. Как перестать быть изгоем в классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018