Тема любви
1. Пушкин« Я вас любил», «На холмах Грузии» , «Я помню чудное мгновенье»
2. Лермонтов «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Из-под таинственной холодной полумаски»
3. Тютчев «О, как убийственно мы любим». «Я встретил вас»
4. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом»
5. Некрасов «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей».
6. Блок «Вхожу я в темные храмы», «О доблестях, о подвигах, о слове…»
7. Маяковский «Лиличка!» «Уже второй. Должно быть, ты легла…»
8. Есенин. «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шагане ты моя, Шаганэ…»,
9. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Попытка ревности»,
10. Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью».
11. Пастернак «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Любить иных - тяжелый крест», «Никого не будет в доме…».
Автор название |
текст |
Мотивы, образы |
Пушкин «Явас любил» |
Я вас любил: любовь еще, быть может, |
Возвышенное, благородное чувство, неразделенная любовь. Бескорыстная любовь |
«На холмах Грузии…» |
На холмах Грузии лежит ночная мгла; |
Мотив «светлой печали», Связь природы и человеческих чувств. Сила любви, ее неистребимость |
«Я помню чудное мгновенье…» |
Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья Душе настало пробужденье: И сердце бьется в упоенье,
|
Мотив: воспоминания; мотив возрождения, пробуждения души. Идеальный женский образ. Любовь как спасительное чувство. Любовь и творческое вдохновенье. |
Лермонтов «Нищий» |
У врат обители святой Куска лишь хлеба он просил, Так я молил твоей любви
|
Отверженная любовь. Страдания от любви. Мотив одиночества |
«Из-под таинственной, холодной полумаски» |
Из-под таинственной,
холодной полумаски И создал я тогда в моем
воображенье
|
Романтическое чувство. Мотив одиночества. Таинственный образ возлюбленной. Идеализация женского образа |
Тютчев «О, как убийственно мы любим…» |
О, как убийственно мы любим, Давно ль, гордясь своей
победой,
|
Противоречивость любви. Любовь- страдание, «поединок роковой двух сердец» |
«Я встретил вас» |
Я встретил вас — и все
былое Так, весь обвеян дуновеньем Тут не одно воспоминанье,
|
Мотив воспоминания, возрождения чувства, мотив неистребимости чувства, вечности любви. |
Фет . «Сияла ночь» |
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали |
Мотив воспоминания, мотив возрождения чувства. Слияние любви, природы и искусства |
Некрасов «Мы с тобой бестолковые люди» |
Мы с тобой бестолковые
люди: Говори же, когда ты
сердита, Если проза в любви
неизбежна,
|
Драматизм любви, сложности любви |
Блок «Вхожу я в темные храмы» |
Вхожу я в темные храмы, В тени у высокой колонны О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы
свечи,
|
Идеальный образ возлюбленной. Романтический образ лирического героя |
«Незнакомка» |
И медленно, пройдя меж
пьяными, И веют древними поверьями И странной близостью
закованный,
|
Конфликт мечты и действительности. Идеализация женского образа |
Маяковский «Лиличка!» |
Все равно Кроме любви твоей, Кроме любви твоей, а мне |
Любовь-страдание, неразделенная любовь, мучения любви. |
Цветаева «Мне нравится…» |
Мне нравится, что вы больны
не мной, Спасибо вам и сердцем и
рукой
|
Противоречивое чувство. Неразделенная любовь |
Ахматова «Песня последней встречи» или «Сжала руки» |
Как беспомощно грудь
холодела, Показалось, что много
ступеней, Я обманут моей унылой Это песня последней
встречи.
|
Мотив разлуки, расставания, неразделенной любви. Психологизм |
Пастернак «Любить иных – тяжелый крест» |
Любить иных — тяжелый
крест, Весною слышен шорох снов Легко проснуться и
прозреть,
|
Природа чувства. Любовь как постижение смысла жизни. Загадка любви. |
Тема поэта и поэзии
1. Державин «Памятник»
2. Пушкин «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
3. Лермонтов «Пророк», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)
4. Тютчев «Нам не дано предугадать…»
5. Фет «Одним толчком согнать ладью живую»
6. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»
7. Блок «О, я хочу безумно жить»
8. Маяковский «Юбилейное», «Необычайное приключение…», «А вы могли бы?»
9. Есенин «Пушкину», «Я последний поэт деревни»
10. Цветаева «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Моим стихам, написанным так рано…»
11. Ахматова «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…»
12. Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»
13. Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Быть знаменитым некрасиво»
Автор. Название |
текст |
Мотивы, образы |
Пушкин «Пророк» |
И бога
глас ко мне воззвал: |
Боговдохновенность искусства. Высокое назначение поэзии. Уникальность способностей восприятия у поэта. Осознание своего призвания. |
«Я памятник себе воздвиг…» |
И долго буду тем любезен я
народу, Веленью божию, о муза, будь
послушна,
|
Мотив бессмертия творчества.Высокое назначение поэзии. Независимость творчества. |
Лермонтов «Пророк» |
С тех пор как вечный судия Провозглашать я стал любви Смотрите ж, дети, на него: |
Утрата поэтом своего высокого назначения. Мотив одиночества. Мотив непонимания поэта толпой |
«Поэт» («Отделкой золотой….) |
В наш век изнеженный не так
ли ты, поэт, Бывало, мерный звук твоих
могучих слов Твой стих, как божий дух,
носился над толпой; Но скучен нам простой и
гордый твой язык, Проснешься ль ты опять,
осмеянный пророк?
|
Истинное назначение поэзии.
Утрата поэтом своего высокого назначения.
Утрата пророческого служения. |
Фет «Одним толчком…» |
Одним толчком согнать ладью
живую Тоскливый сон прервать
единым звуком, Шепнуть о том, пред чем
язык немеет,
|
Уникальность способностей поэта. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца». |
Некрасов «Вчерашний день…» |
Вчерашний день, часу в
шестом, Ни звука из ее груди,
|
Гражданское служение поэта. Социальные мотивы. Связь с народом. |
«Поэт и гражданин» |
А ты, поэт! избранник неба,
Иди в огонь за честь отчизны,
Будь гражданин! служа искусству, |
Гражданское служение. Поэт –народный заступник. Жертвенность поэта. |
«Элегия» |
Я лиру посвятил народу своему. Кому посвящены мечтания поэта,
|
Непонимание творчества поэта –гражданина народом. Художник и эпоха. |
Блок «О, я хочу безумно жить» |
О, я хочу безумно жить: Пусть душит жизни сон
тяжелый, Простим угрюмство — разве
это
|
Активная жизненная позиция поэта. Порыв к «добру и свету», «свободе». Художник и эпоха |
Маяковский «А вы могли бы?» |
Я сразу смазал карту будня, |
Преобразующая сила искусства. Новаторское искусство |
«Есенин» «Я последний поэт деревни» |
Я последний поэт деревни, Догорит золотистым пламенем
|
Мотив непонимания современниками. Непризнанность поэта. Художник и эпоха. Истоки творчества- жизнь деревни. |
Цветаева «Моим стихам…» |
Моим стихам, написанным так
рано, Ворвавшимся, как маленькие
черти, Разбросанным в пыли по
магазинам
|
Осознание своей исключительности поэтом. Мотив - художник и эпоха |
Ахматова «Мне голос был…» |
Мне голос был. Он звал
утешно, Я кровь от рук твоих отмою, Но равнодушно и спокойно
|
Художник и эпоха. Осознание своего призвания |
«Мне не к чему одические рати» |
Мне ни к чему одические
рати Когда б вы знали, из какого
сора Сердитый окрик, дегтя запах
свежий,
|
Истоки творчества – будничная жизнь.. Связь поэзии с действительностью |
Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» |
Во всем мне хочется дойти До сущности протекших дней, … |
Постижение сути бытия. Стремление уничтожить вечную непреодолимую границу между действительностью и воображением.. постоянный поиск скрытого смысла вещей. |
«Быть знаменитым некрасиво» |
Быть знаменитым некрасиво. Цель творчества — самоотдача, Но надо жить без самозванства, И должен ни единой долькой |
Мотив славы поэта. Связь творчества с вечностью. Бескорыстное служение искусству. Суд будущего. |
|
|
|
|
|
|
Человек и природа
1. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…», «Туча»
2. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива…»,
3. Тютчев «Певучесть есть в морских волнах…», «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной»,
4. Фет «Это утро, радость эта…», «Учись у них, у дуба, у березы», «Шепот, робкое дыханье…»
5. Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Край ты мой заброшенный…»
6. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
7. Пастернак «Снег идет»
8. Жуковский «Море»
Автор.название |
текст |
Мотивы, образы |
Жуковский «Море» |
Безмолвное
море, лазурное море, |
Образ моря одухотворен (олицетворения). Романтический конфликт мечты и действительности. Порыв к недостижимому идеалу. Попытка постичь тайну бытия. |
Пушкин «Зимнее утро» |
Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась, Под голубыми небесами
|
Зима.
Создает волшебную картину ясного зимнего дня. Перемены в природе. Связь природы и человека. Радостное настроение. |
«Туча» |
Последняя туча рассеянной
бури! Ты небо недавно кругом
облегала, Довольно, сокройся! Пора
миновалась,
|
прием олицетворения, обращаясь к туче, как к живому существу. Символ преодоления жизненных невзгод, жизнеутверждающее начало |
Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» |
Выхожу один я на дорогу; В небесах торжественно и
чудно! Уж не жду от жизни ничего
я, Но не тем холодным сном
могилы… Чтоб всю ночь, весь день
мой слух лелея,
|
Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба. |
«Когда волнуется желтеющая нива» |
Когда волнуется желтеющая
нива, Когда росой обрызганный
душистой, Когда студеный ключ играет
по оврагу Тогда смиряется души моей
тревога,
|
Лето
Удивительно точное описание природных звуков и красок создает эффект полного присутствия. Мотив растворения человека в природе. Связь Бога и природы. Соединение с Богом через погружение в природу |
Тютчев «Певучесть есть в морских волнах» |
Певучесть есть в морских
волнах, Невозмутимый строй во всем, Откуда, как разлад возник?
|
Образ моря. Попытка постичь тайну бытия. Человек и природа (противоречия) На первый взгляд, «в стихийных спорах» нет никакого порядка. Однако звуки природы часто рождают собственную музыку, в которой есть свой ритм. Так появляется «созвучье полное в природе». Человек – это тоже частичка природы. Но не всегда мы осознаем себя этой частью и стремимся возвыситься над тем, что нас окружает. Такой диссонанс в отношениях человека и природы порождает «души отчаянный протест». Как бы в насмешку Тютчев говорит про человека: «мыслящий тростник». Эти строки отсылают нас к афоризму Паскаля, утверждавшего, что человек – всего лишь слабая тростинка. Да, венец творения может мыслить и философствовать, что не дано природе, но это не приводит его к гармонии. |
Люблю грозу в начале мая |
Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые, С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба,
|
Весна
Мотив слияния человека с природой. Восхищение удивительным природным явлением |
«Есть в осени первоначальной» |
Есть в осени первоначальной Где бодрый серп гулял и
падал колос, Пустеет воздух, птиц не
слышно боле,
|
Осень
ощущение умиротворения, объединившего природу с человеком. Любование природой. |
Фет.»Учись у них, у дуба, у березы» |
Учись у них — у дуба, у
берёзы. Все злей метель и с каждою
минутой Но верь весне. Ее промчится
гений,
|
Зима.
тесная связь человека с природным миром. Нельзя падать духом под ударами судьбы. Любовь к жизни. Жизнеутверждающий финал. |
«Шепот, робкое дыханье» |
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной, ночные тени, В дымных тучках пурпур
розы,
|
Летняя ночь.
«Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. |
Ахматова « Перед весной бывают дни такие» |
Перед весной бывают дни такие: |
Пограничное состояние природы (Зима-весна) природа как бы замирает перед своим пробуждением. Связи человека с природой. Обновление души. |
Философская лирика (смысл жизни, быстротечность бытия, трагизм существования, одиночество, духовный мир человека и др.)
1. Пушкин «Элегия». «Вновь я посетил»
2. Лермонтов «Молитва», «Выхожу один я на дорогу…»
3. Тютчев «Silentium!», «Чему бы жизнь нас не учила…», «Певучесть есть в морских волнах…»
4. Фет «Учись у них – у дуба , у березы…»
5. Блок «О, я хочу безумно жить…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
6. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»
7. Ахматова «Приморский сонет»
8. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
Автор, название |
текст |
Мотивы, образы |
Державин «Река времен» |
Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.
|
Мотив бренности существования человека. Мотив безысходности общей судьбы. Мотив неизбежности забвения. Трагичность мироощущения героя. |
Пушкин «Элегия» |
Безумных лет угасшее
веселье Но не хочу, о други,
умирать;
|
Мотив осмысления прожитой жизни. Понимание трагичности существования. Способность преодолевать трагедию жизни. Жизнелюбие. Формула жизни Пушкина : «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Идеал духовной жизни. Спасение в творчестве и любви. |
«Вновь я посетил» |
Здравствуй, племя |
Мотив бренности существования, быстротечности жизни. Мудрое понимание неизбежности собственной смерти. Отсутствие трагизма в мироощущении лирического героя. Мотив связи поколений как проявление бесконечности жизни. |
«Пора, мой друг, пора…» |
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля – Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. |
Мотив внутренней свободы |
Лермонтов «Молитва» |
В минуту жизни трудную Есть сила благодатная С души как бремя скатится,
|
Поиск смысла жизни. Обретение его в обращении к Богу. |
«Парус» |
Белеет парус одинокой Играют волны — ветер
свищет, Под ним струя светлей
лазури,
|
Мотив одиночества. Мотив бунтарства. Внутренняя свобода. |
«Выхожу один я на дорогу» |
Выхожу один я на дорогу; В небесах торжественно и
чудно! Уж не жду от жизни ничего
я, Но не тем холодным сном
могилы… Чтоб всю ночь, весь день
мой слух лелея,
|
Мотив жизненного пути человека, мотив подведения итогов жизни, осмысления своего существования. Поиски гармонии в слиянии с природой, в приобщении к вечности. |
Тютчев «Силенциум» |
Молчи, скрывайся и таи Как сердцу высказать себя? Лишь жить в себе самом умей
—
|
Мотив непознаваемости мира человеческой души. Богатство и глубина внутреннего мира человека. |
Певучесть есть в морских волнах |
Певучесть есть в морских
волнах, Невозмутимый строй во всем, Откуда, как разлад возник?
|
Разлад человека и природы. Отсутствие гармонии в душе человека из-за сознания призрачности своей свободы, бессилия постичь загадку бытия. |
Фет «Учись у них..» |
Учись у них — у дуба, у
берёзы. Все злей метель и с каждою
минутой Но верь весне. Ее промчится
гений,
|
Связь человека и природы. Природа как образец стойкости в пору невзгод. Жизнелюбие поэта . Вера в способность души к обновлению. |
Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека» |
Ночь, улица, фонарь,
аптека, Умрешь — начнешь опять
сначала
|
Мотив безысходности. Бессмысленность существования. |
«О, я хочу безумно жить» |
О, я хочу безумно жить: Пусть душит жизни сон
тяжелый, Простим угрюмство — разве это |
Мотив созидательного отношения к жизни. Способность преодолевать тяготы существлования. Одухотворенность героя. |
|
|
|
Есенин «Не жалею. не зову, не плачу…» |
Не жалею, не зову, не
плачу, Ты теперь не так уж будешь
биться, Дух бродяжий! ты все реже,
реже Я теперь скупее стал в
желаньях, Все мы, все мы в этом мире
тленны,
|
Мотив прощания с молодость, жизнью. Мотив бренности человеческого существования. Светлая печаль. Благодарность за дар жизни. Мудрое отношение к происходящему. Отсутствие трагичности в мировосприятии героя. |
Ахматова «Приморский сонет» |
Здесь все меня переживет, И голос вечности зовет И кажется такой нетрудной, Там средь стволов еще
светлее,
|
Мотив уходящей жизни, прощания с жизнью. Мотив памяти о прошлом, возвращения к началу жизненного пути. Созерцательное восприятие происходящего. Умиротворенность лирической героини. |
Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути» |
Во всем мне хочется дойти До сущности протекших дней, Всё время схватывая нить
|
Стремление постичь смысл бытия. |
Тема родины
1. Лермонтов «Родина», «Прощай, немыта Россия»
2. Тютчев «Умом Россию не понять»,
3. Блок «Россия» «На поле Куликовом», «Русь»,
4. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ..», «Гой ты, Русь моя родная!», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Русь Советская»
5. Цветаева «Тоска по родине! Давно…», «Стихи о Москве»
6. Ахматова «Родная земля». «Мне голос был…»
Автор, название |
текст |
Мотивы, образы |
Лермонтов «Родина» |
Люблю отчизну я, но
странною любовью! Но я люблю — за что, не
знаю сам —
|
Противопоставление официального патриотизма искренней любви к народной России. Любовь к русской природе , любовь к русскому народу, знание его жизни. |
«Прощай, немытая Россия |
Прощай, немытая Россия, Быть может, за стеной
Кавказа
|
Критическое отношение к жандармской России. Протест против духа несвободы в стране. Гневные, обличительные интонации. |
Тютчев «Умом Россию не понять» |
Умом Россию не понять, |
Признание особого пути России. Непостижимость и невозможность понять тайну этой страны. |
Блок «Россия» |
Опять, как в годы золотые, Россия, нищая Россия, Тебя жалеть я не умею Пускай заманит и обманет,- Ну что ж? Одной заботой
боле — И невозможное возможно,
|
Любовь к народной России. Противоречивый образ: «нищая Россия» и таинственная «разбойная краса». Воплощение родины в женском образе. Вера в будущее России, ее силу. |
«На поле Куликовом» |
О, Русь моя! Жена моя! До
боли И вечный бой! Покой нам
только снится
|
Осознание тесной связи своей судьбы с судьбой родины. Осмысление трагичности переломной эпохи. Сопряжение древних времен с настоящим временем, когда вновь решается судьба России. Осознание себя воином на вечном поле биты за Россию. |
«Русь» |
Ты и во сне необычайна.
|
Таинственность, непостижимость Руси. |
Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ» |
Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что
ли, Про волнистую рожь при луне .
|
Тоска по родине. Противопоставление «рязанских раздолий» южным красотам. |
«Гой ты, Русь моя родная!» |
Гой ты, Русь, моя родная, Побегу по мятой стежке Если крикнет рать святая:
|
Любовь к родному краю, рязанщине. Деревенская природа, жизнь русского народа. |
«Русь советская» |
Я вновь вернулся в край
осиротелый, Ах, родина, какой я стал
смешной! С горы идет крестьянский
комсомол, Вот так страна!
|
Мотив возвращения на родину. Неприятие изменений в советской России. Ощущение своей ненужности здесь. |
Цветаева «Тоска по родине…» |
Тоска по родине! Давно Быть, по каким камням домой Не обольщусь и языком Всяк дом мне чужд, всяк
храм мне пуст,
|
Отрицание тоски по родине, признание своей неприкаянности в любой стране. Мотив одиночества и непонятости. Финал противоречит всему ходу стихотворения. Куст рябины как символ родины и тоски по ней. |
Ахматова «Родная земля» |
В заветных ладанках не носим на груди, |
Суровая любовь к родине. Отсутствие сентиментальности в отношении к ней. Нераздельность своей судьбы с тяжелой судьбой родины. |
«Мне голос был…» |
Мне голос был. Он звал
утешно, Я кровь от рук твоих отмою, Но равнодушно и спокойно
|
Преданность родине, невозможность уехать из России в трудное для страны время. |
Тема Войны
Автор. название |
текст |
Мотивы, образы. |
Лермонтов «Бородино» |
Да, были люди в наше время, Мы долго молча отступали, И молвил он, сверкнув очами: |
Мужество и патриотизм защитников Москвы. Война 1812 года. Образ солдата |
Некрасов «Внимая ужасам войны» |
Внимая ужасам войны, |
Тема жестокости войны. Непоправимость потерь. Гуманистическое звучание. Тема материнского горя. |
Окуджава «Вы слышите, грохочут сапоги» |
Вы слышите, грохочет барабан, |
Мотив расставания с уходящими на фронт близкими людьми. Мотив возвращения в иную жизнь, изломанную войной. |
До свидания, Мальчики. |
Ах, война, что ж ты сделала,
подлая: Ах, война, что ж
ты, подлая, сделала:
|
Трагическая судьба военного поколения. Рано оборвавшиеся жизни. |
Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя» |
Почему всё не так? Вроде всё как
всегда: Мне теперь не понять, кто же прав
был из нас Он молчал невпопад
и не в такт подпевал, То, что пусто теперь, — не про
то разговор: Нынче вырвалось — будто из плена
весна, — Наши мёртвые нас не оставят
в беде, Нам и места
в землянке хватало вполне,
|
Тема ответственности за происходящее. Вина перед погибшими, сопричастность их судьбе. Трагизм человеческой жизни. Ощущение невосполнимости утраты. |
Твардовский «Я знаю, никакой моей вины» |
Я знаю, никакой моей вины |
Тема памяти о войне. Мотив вины перед погибшими |
Самойлов «Сороковые, роковые» |
Сороковые, роковые, Гудят накатанные рельсы. А это я на полустанке Да, это я на белом свете, И я с девчонкой балагурю, Как это было! Как совпало — Сороковые, роковые,
|
Обобщенный образ военного поколения. Судьба поколения. Образ солдата. Трагизм войны. Сила духа и жизнелюбие. |
Ахматова «Мужество» |
Мы знаем, что ныне лежит на
весах Не страшно под пулями
мертвыми лечь, Свободным и чистым тебя
пронесем,
|
Судьба военного поколения. Тема патриотизма. Связь «слова», русского языка с идеей защиты родины¸ существования страны. |
Семен Гудзенко Когда на смерть идут,- поют |
Когда на смерть идут,- поют, |
Трагизм войны. Реалистическое изображение ужасов войны. Хрупкость человеческой жизни. |
Сурков «Бьется в тесной печурке огонь» |
Бьется в
тесной печурке огонь, Про тебя
мне шептали кусты Ты
сейчас далеко-далеко. Пой,
гармоника, вьюге назло,
|
Война и любовь.
Спасительная сила любви. |
К. Симонов «Жди меня» |
Жди
меня, и я вернусь. Жди
меня, и я вернусь, Жди
меня, и я вернусь,
|
Монолог-заклинание. Рефрен «Жди меня». Мотив женской верности. Мотив спасительной силы любви. Победа любви над смертью.
|
о Москве и Петербурге
1. Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» «Бородино»
2. Пушкин. «Евгений Онегин» (Как часто в горестной разлуке…»)
3. Некрасов «Вчерашний день, часу в шестом, зашел я на Сенную…»
4. Цветаева «Стихи о Москве»
5. Ахматова «Стихи о Петербурге»
6. Мандельштам «Я вернулся в мой город…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.