Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"
Оценка 5

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
17.04.2017
Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"
Материалы для реализации проекта "Что мы знаем о воде?" (рассказы, стихи, пословицы, загадки о воде, снеге, тумане и т. д.). Все эти материалы можно использовать для проведения занятий, бесед, игр связанных с водой и исследовательской деятельностью. А также из рассказов можно узнать о круговороте воды в природе.
Материал для проекта.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 46» Художественная литература И беседы с детьми по проекту  «Что мы знаем о воде?»                                                                     Подготовила: воспитатель Мандрыкина О.А. 2016­2017 Путешествие на облаке Далеко, далеко, в Лапландии, в заснеженной деревне троллей жил­был  маленький Пум. Он любил кататься на санках, запряженных оленем, и  холодными зимними вечерами читать сказки своим маленьким друзьям. Мама никогда не разрешала маленькому Пуму уезжать дальше опушки  леса, но Пум не послушался, и уехал на санях в лес, а потом в поле, все  дальше и дальше от дома. «Северный олень никогда не потеряет дорогу и всегда привезет меня домой» — думал Пум. Но однажды Пум засмотрелся на далекую звезду и упал с саней в сугроб. Он стал звать ‘Северный олень, северный олень, вернись ко мне!’ Но бубенцы  оленя звенели звонко, не услышал олень Пума и убежал далеко­далеко. Так малыш остался один. Он шел и думал: ‘Вот бы выпить горячего молока и найти свою маму’ но вокруг было только заснеженное поле. Пум шел, как  мог, своими маленькими ножками через глубокие сугробы и очень хотел  поскорей добраться до тепла, и вернуться домой. Пум шел день за днем, но  вокруг не было не души. Он уже почти загрустил, сел на сугроб и стал  думать, что больше уже никогда не увидит свою маму. И тут его увидел маленький медвежонок в синем колпачке. «Какой  странный снеговичек!»­ сказал он. ‘Я не снеговичок, я маленький Пум из  Лапландии, я потерялся и замерз». «А я сонный медвежонок, спешу рассыпать по небу первые звезды, хочешь  попрыгать со мной по облакам?» Сонный медвежонок очень расстроился, когда узнал, что Пум не умеет  прыгать по облакам и ему опять придется одному рассыпать все звезды, но  медвежонок понял, что Пуму нужно помочь и позвал своих друзей: розового  Львенка и Бегемотика Славика. У бегемотика Славика была маленькая дудочка, через которую он выдувал  пушистые облака, а Львенок держал ведерко с розовой краской, которой он  раскрашивал эти облака на рассвете и закате. Новые друзья решили помочь  Пуму вернуться домой: бегемот Славик выдул облако в форме маленькой  лошадки, розовый львенок нарисовал на ней седло. Лошадка была всем  хороша, но Пум не мог на ней сидеть! Ведь лошадка была из облака! И  тогда медвежонок подарил Пуму фляжку с сонным газом, от которого все  малыши сладко засыпали и им снились только хорошие сны. « Во сне ты  сможешь путешествовать на облаке, пока ты будешь спать, лошадка довезет тебя до дому». Когда Пум добрался до деревни троллей, сонный газ кончился, и он  отпустил волшебную лошадку. Подбегая к дому, Пумик думал, что нет  счастливее его на свете, но он ошибался, счастливее его была Пуми­мама,  которая ждала его на крыльце. Приключения Снежинки (сказка) Эта история приключилась с одной маленькой юной Снежинкой, которая  вместе со своими подружками жила на самой высоком белоснежном облаке.  Старшие подружки весь год рассказывали ей, что с наступлением зимы они  отправляются в далёкий путь на землю. Снежинка с нетерпением этого  ждала. И вот пришла зима. Снежинки дружно взялись за руки и полетели,  закружили в белом вальсе. Юная Снежинка летела и с любопытством  рассматривала всё вокруг. Она впервые увидела мир своими глазами.  Подружки­снежинки торопились побыстрее добраться до земли, и только  маленькая Снежинка не спешила. Она медленно кружила в воздухе и с  восхищением смотрела по сторонам. Внезапно около Снежинки появилось огромное существо. Оно громко  каркнуло, махнуло крылом и улетело. ­ Кто это? – удивлённо спросила Снежинка. ­ Это птица, ­ ответили старшие подруги. – Птицы всегда летают где хотят и когда хотят.       Снежинка закрыла глаза и мечтательно подумала: «Я тоже хочу летать  как птица, чтобы посмотреть на весь мир». И вдруг она поняла, что уже никуда не летит. Снежинка открыла глаза и  увидела, что сидит на ветке куста. Как чудесно было вокруг: сияло солнце,  блестел и искрился снег, а рядом играли дети. Они веселились, радуясь  чудесному зимнему дню.       Вдруг одна девочка подошла к кусту и стала рассматривать его.  Снежинка поняла, что девочка смотрит на неё. И тут девочка протянула  свою руку и очень осторожно положила Снежинку на пушистую варежку.  Снежинке было очень уютно, и она ничуть не испугалась.      Девочка принесла Снежинку домой и положила за окном на карниз.  Здесь Снежинка не могла растаять. Девочка достала бумагу, краски,  положила их на подоконник и начала рисовать. Снежинка увидела, что  девочка рисует её портрет. Это было очень приятно. Маленькая Снежинка  подумала, что значит не зря она спустилась на землю, ведь её здесь ждали.       Тут налетел сильный ветер, подхватил Снежинку и закружил в воздухе.  «Я­птица!» ­ засмеялась она  и полетела туда, куда нёс её ветер.  Удивительные приключения Снежинки продолжались. Но о них я расскажу  в следующей истории. Сказка про капельку Жила­была маленькая капелька. Она и ее подружки­капельки сидели в  большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако  становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не  пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать  Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего  несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я  попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут­то Капелька удивилась еще больше. Никогда  в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и  интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она  подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но  не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька  испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не  стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я  лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от  земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По­моему, я снова  превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как  раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с  удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества  других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о  том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле. СКАЗКА ПРО КАПЕЛЬКУ­ПУТЕШЕСТВЕННИЦУ В большой Тучке жила маленькая Капелька. Было у нее много подружек,  которые постоянно куда­то улетали. Как Капелька не просила их  рассказать, куда они путешествуют, всегда в ответ слышала, что еще  слишком маленькая. Однажды после таких слов Капелька заплакала и  пошла к Тучке, в которой жила. — Тучка, все мои подружки куда­то улетают, расскажи куда. — Капелька, подожди, подрастешь и сама отправишься в путешествие. — Тучка, я уже почти взрослая. Отпусти меня, пожалуйста, вместе с  подружками. — Ладно, отпущу. Только обещай, что больше не будешь плакать. И Тучка  отпустила Капельку. Капелька стремительно полетела вниз. Ей было  немного страшно, но очень интересно. Во время своего полета она успела поздороваться с рыженьким Солнышком, познакомиться с другими  капельками. И вот, наконец, все капли упали на землю дождем. Наша  путешественница приземлилась на какой­то цветок. — Ой! – поежилась модница в белой шляпке. — Ты кто? – спросила капелька. — Я Ромашка! Ты, наверное, с той тучки. Я знакома со многими  капельками, но вот тебя никогда не видела. — Да, я первый раз отправилась путешествовать, — ответила Капелька. — Путешествие… Это, наверное, так интересно, — мечтательно сказала  Ромашка. – А я вот сижу здесь целое лето, ничего интересного не вижу. Вот  бы и мне в тучку! Не успели они как следует поговорить, как из­за тучи выглянуло Солнышко  и отправило на землю своего веселого брата Лучика. Лучик со звонким  смехом дотрагивался до каждой капельки, и все куда­то исчезали. Наша  Капелька тоже полетела вверх и очутилась в незнакомой ей тучке. Она увидела своих подружек в красивых белых платьях, украшенных  кружевами. Капелька немного растерялась, когда увидела на себе такое же  ажурное платьице. Но потом привыкла к своему новому наряду. — Снежинка! – окликнули ее подружки. — Снежинка? — Да, теперь тебя так зовут. Полетели с нами дальше! И все снежинки со звонким смехом устремились вниз. Когда они падали на  землю, то она покрывалась мягким белым одеялом. Снежинка надеялась встретить свою знакомую, Ромашку, но ее там не  нашла. Так снежинки жили долго, пока не наступила весна, и Лучик не дотронулся до них. Все снежинки стали капельками и улетели в родную  тучку. Так Капелька со своими подружками стала путешествовать. КАПЕЛЬКА (рассказ) В далеком море, на большой глубине, жила­была капелька воды. Она жила  так глубоко, что свет не мог пробиться к ней сквозь толщу воды. Вокруг  были темнота и холод. Капелька была окружена другими каплями, такими  же, как она. Общаться с ними не было никакого смысла. По крайней мере,  так считала капелька. Ведь через мгновение их не будет рядом. Капелька  была одинокой среди миллионов одинаковых капелек. Где­то она слышала,  что если подняться высоко наверх, то там будет новый мир, совсем не  похожий на холодную темноту глубин. Но капелька не верила в эти сказки, и опускалась все глубже и глубже. Однажды она столкнулась с каплей,  которая поднималась вверх. «Эй,­ сказала та, — почему ты погружаешься,  все глубже и глубже, разве ты не знаешь, что наверху нас ждет новый мир?»  «Я не верю в эти сказки», ответила капелька. «Это не страшно, просто  следуй за мной, ты ведь ничего не теряешь, правда?» Капелька согласилась, и они стали подниматься вдвоем. Путь наверх был долгим, возможно, он  длился несколько недель, или даже несколько месяцев. Сначала капелька  чувствовала себя неуютно рядом со своим новым спутником. Но они  поднимались все выше, давление воды ослабевало, и вскоре они увидели  свет. Он был сначала слабым, но и слабый свет показался капельке  ослепительным. И по мере того, как они приближались к поверхности,  восторг захватывал ее. И вот вода расступилась, и капелька почувствовала  нечто совершенно новое — воздух. Это был совершенно новый мир. В следующее мгновение капелька  оказалась на гребне волны, а еще через секунду — превратилась в облако  пара. Это произошло так неожиданно, что она даже не успела испугаться.  Оглядевшись вокруг, она увидела, что ее спутник был рядом. Он ободрял — все в порядке, это нормально. И они продолжали подъем, внизу было бескрайнее море, а сверху такое же бескрайнее небо. Солнце блестело на  волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Но вскоре  их подхватил ветер, и капелька почувствовала, что они летят быстро,  быстрее, чем она могла себе представить. Через какое­то время капелька  увидела впереди землю. Возможно, это был остров, может быть — почтовый город, или что­то еще. Про капельку Жил в одном лесу маленький паучок. У него была своя паутинка, и он  тщательно за ней ухаживал: протирал, убирал соринки и прикрывал  листочком от дождя. Но однажды шел сильный дождь. Когда же он,  наконец, закончился, и вышло солнышко, паучок увидел у себя в паутинке  что­то блестящее. Это была дождевая капелька. Она застряла в паутине и  пыталась выбраться. — Доброе утро,­ сказал паучок, он был очень хорошо воспитан. — Какое же оно доброе, если я сижу здесь – в твоей паутине?­ ответила  сердито капелька. — А что в этом плохого, я все время провожу на этой паутинке, мне  нравится,­ попытался защититься паучок. — Ты что, в мире столько интересного! Я летаю по всему миру и видела  много чего. Я познакомилась со многими детишками во всем  мире, когда  падала на их плечо или носик. Я видела водопады и горы, океаны и  каньоны. Правда, в пустыне еще не побывала. А теперь вот прилипла к  твоей паутине. Что же мне делать? Сказка про капельку путешественницу — Не сердись, я тебя освобожу, но ты не уходи сразу. Ты такая красивая. А  почему  ты прозрачная, а переливаешься многими цветами?­ спросил  паучок, вытаскивая капельку из паутинки. — Это не моя заслуга,­ честно призналась малышка,­ я лишь отражаю лучи  солнца и благодаря ему я путешествую. Когда солнышко пригреет, я  становлюсь легкой, как дыхание, и лечу обратно в свою тучку. Когда нас в  тучке становится слишком много, мы падаем опять на землю. А зимой я  становлюсь снежинкой. Этот наряд мне очень нравится. Но моя мечта –  попасть в радугу. Не каждая капелька получает такую возможность. Они сидели на листке и разговаривали. Капелька рассказывала про разные  страны, в которых она побывала. Потом паучок показал, как он весело  прыгает на паутинке, и они вместе попрыгали. Но тут капелька стала  уменьшаться. — Мне пора,­ сказала она. — Как жаль,­ огорчился паучок,­ нам было так весело. — Когда я буду в этих краях, я обязательно тебя навещу,­ пообещала  капелька. Солнышко припекало, и капелька исчезла, превратившись в пар.  Маленький паучок вздохнул и присел на листок. Вдруг он увидел самую  настоящую радугу. Это было очень красиво. Миллионы маленьких капель  сверкали и переливались на солнце. И тут он узнал свою знакомую  капельку. Она махала ему рукой. Паучок тоже помахал ей, он был очень рад за подругу.                                        Рассказ «ВОДА И ЖИЗНЬ» Небольшой ручей журчал в зарослях черёмухи. Вода бежала быстро.  Ручей то     скрывался в зарослях, то выбегал на луга, и струилась, весели­ лась вода, сверкая на утреннем солнце.       Он был маленький, этот ручеёк, серебрился, звенел, а со всех сторон  сбегались к  нему другие ручейки, ещё меньше.   И наш ручей становился всё шире и шире, всё глубже. Течение его  постепенно замедлялось.          И вот уже он стал рекой. На речных берегах раскинулись деревни и  города.  Люди поили речной водой домашних животных, поливали огороды и сады. Воды хватало на всё. На мелководье у берегов выросли растения, в иле и толще воды поселились  различные животные, например маленькие и большие рыбы. В заводях  цвели  белые кувшинки. Птицы гнездились на берегах. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям.  Вода — одно из самых главных богатств Земли. Беседа с детьми «Значение воды в жизни всего живого на земле» Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для  жизни всего живого на Земле; продолжать знакомить с глобусом (каким цветом обозначена вода, где  находится, сколько воды и сколько суши); учить устанавливать зависимость роста и развития растений и жизнедеятельности животных и человека от пресной воды; научить делать выводы о необходимости  заботы о чистоте рек, озер, морей и экономном расходовании пресной воды; подвести к выводу: “Вода – источник жизни и здоровья”, поэтому вода самое  большое богатство и ее нужно беречь. Ход занятия — Сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному  веществу. Игра “Вода — не вода” — Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) —  поднимаете обе руки; если предмет или явление имеет только отношение к воде  (кораблик, дельфин) — поднимает одну руку. Если, названный предмет или  явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) — руки поднимать не  надо. — Итак, начнем: Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник,  море, град, облако, лодка, рыба, ванна, кит, чайник, зонтик, лягушка, фонтан,  лебедь, душ, поезд, луна, забор, камень, зеркало, вилка, ветер, книга. — Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных  состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное  море, то твердый лед. А что, если бы вдруг вода исчезла? Об этом даже подумать страшно! Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли  бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека! — Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? — Давайте посмотрим на глобус. — Что такое глобус? — Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде во много­ много раз. — Каким цветом на глобусе обозначена суша? — Каким цветом — вода? ––Чего больше: суши или воды? — Да, много воды на нашей планете. — Скажите, где мы встречаем соленую воду? (Показ на глобусе океанов и  морей.) — Покажите на глобусе реки, озера. Какая в них вода соленая или не соленая? — Всякая ли вода годится для человека, для различных наших нужд? — Да, именно пресная вода нам нужна. — Давайте проделаем такой опыт: Если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в трех­литровой  банке (воспитатель показывает), то пресная вода (не соленая) уместится в  половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот  это (3 капельки) и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля. Видите, как  мало пресной воды. Живым существам — человеку, животным и растениям  нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. (Картина “Пустыня”.) — Можно ли что­нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? — Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана вытекает 110 капель за 1 минуту. За сутки набегает — накапывает уже 15 литров воды. Это  больше вот такого ведра. И только тогда, когда вода капает по капельке! — Что же нужно делать, чтобы такое не случилось? (Закрывать плотно кран). (Воспитатель выставляет картинку с изображением крана с капающей водой и  зачеркивает красным фломастером, превращая в запрещающий знак.) — Вот сейчас мы и проверим, умеете ли вы хорошо закрывать кран. (Воспитатель перед детьми ставит задачу: сразу же, палив воду в стакан, плотно закрыть кран,  перелить воду в ведро так, чтобы она не расплескалась. Детей делит на 2  команды — мальчиков и девочек. Ребята каждой команды выстраиваются к 2­м  умывальникам. Каждый наливает из крана воду в стакан, плотно закрывает кран  и выливает воду в ведро для мытья пола.) — Молодцы, вы умеете экономить воду. (Возвращаются в групповую комнату.) ––Чтобы в кране вода всегда была чистая, многие люди вкладывают огромный  труд. Чтобы человек мог пить чистую воду без вредных примесей можно купить  активатор для воды или очиститель для воды. — Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Люди их сильно  загрязнили. Часто случаются аварии — в море сливается нефть. Заводы и  фабрики сбрасывают в моря и реки грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты, все, что нам не нужно, (демонстрация соответствующего иллюстрационного материала.) В результате животные и растения в морях и  реках плохо себя чувствуют и даже погибают. — Ребята, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете?  (Ввести запретные меры.) Расскажите, как нужно заботиться о чистоте рек, озер, морей, пользуясь этими  “запрещающими знаками” (2—3 человека). — Вода, которую дарит нам природа, из­за неправильного отношения людей,  становится очень дорогой. Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде,  потому что вода — наше богатство! — О каком волшебном веществе мы сегодня говорили? — Сейчас, я узнаю, что вы усвоили из нашего разговора. ––У вас на столах лежат картинки. Я буду задавать вам вопросы, те у кого, есть  картинка­ответ, должны поставить эту картинку на доску. (Воспитатель к  занятию готовит из журналов, старых книг, календарей по 2­3 картинки для  каждого ребенка с изображением ситуаций, где используется вода. Например:  душ, мытье посуды, полив, стирка белья, вода в колодце, чай и т. д.) — Итак, для чего нужна вода? ––Как нужно заботиться о чистоте водоемов? — Умеешь ли ты экономить воду? —Умеешь ли ты закаливать свой организм с помощью воды? (Дети выбирают  соответствующие картинки и выставляют на доску, отвечая на вопросы.) И  последний вопрос: — Выберите воду для питья. (Дети выставляют картинки с  соком.) Молодцы! Справились с заданием. И я вас угощаю соком. Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое, газообразное).          ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: экспериментирование.          ТЕМА ЗАНЯТИЯ: « Вода. Три состояния воды (твёрдое, жидкое, газообразное). Как сохранить воду чистой.»           ОБРЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:              1.  Формирование у детей элементарных знаний о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное. На опытах доказать свойства воды.       2.  Формирования умения устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающего мира.        РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:                1.  Развитие наблюдательности за преобразованием воды в пар.       ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:               1.  Формирование позитивного контакта друг с другом, со взрослым, с          2.  Формирование у детей осознанно­правильного отношения к объектам неживой природы. природой.        МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ :         Словесные: беседа, рассказ, вопросы проблемно­поискового характера.     Наглядные: модель «Круговорот воды в природе»                                 Практические: экспериментирование, опыт. МАТЕРИ АЛЫ К ЗАНЯТИЮ:            ­  Халаты            ­  Глобус            ­  Две емкости для воды (на каждого ребенка)            ­  Ложки            ­  Баночки с солью (5 штук)            ­  Воронка (на каждого ребенка)            ­  Вата           ­  Спички           ­  Блюдце металлическое           ­  Оргстекло           ­  Картина «Кругооборот воды в природе»        ­  Детали для модели: облака, почва, река (водоем), капельки дождя и снега, пар, стрелки          ­  Картины «Сбережем воду»          ­  Лист бумаги (Ч А4)          ­  Цветные карандаши.          ­  Контейнер для мусора.          ­  Салфетки для фильтров          ­  Песок речной (5 баночек)          ­  Спиртовка           ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:          ­  Беседы о воде (вода бывает пресная и соленая)          ­  Как беречь водоемы, не загрязнять их.          ­  Опыты в группе: имеет ли вода цвет, запах, форму; испарение воды.          ­  Домашнее задание ­ провести в домашних условиях вместе с родителями опыты: переход воды в газообразное состояние, в твердое состояние.          1.  Намочить два носовых платка. Один повесить в теплое место, другой в холодное. Где быстрее высохнет платок?          2.  Налить воды в емкость и заморозить. ­ Каждый опыт должен быть зарисован. В группе ребенок рассказывает последовательность проведения опыта и делает выводы.         Ход занятия: 1.  Вводная беседа.          Предлагаем детям рассмотреть глобус:        ­  Как вы думаете, что означает на глобусе коричневый цвет? (горы)        ­  Зеленый? (леса, равнины)        ­  Белый? (снега и ледники)        ­  Голубой и синий? (моря и озера)        ­  Большая часть на глобусе помечена синим цветом. Это вода, моря и океаны, озера и даже самые маленькие речки. Предлагаем послушать шум моря (потом журчание маленького   ручейка). Прослушивание сказки «Вода и жизнь» (см. приложение).         ­  Кому нужна вода? (людям, животным, растениям, птицам...)         ­  Каждому живому организму нужна вода.         ­  Что такое вода? (жидкость)       ­  Чтобы доказать, что вода действительно жидкость, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем исследовать воду, проводить эксперименты  и делать выводы (надеваем халаты и идем в лабораторию).            2. Экспериментирование:        ­ Итак, вы сказали, что вода ­ это жидкость. Как можно это доказать?          Опыт №1:          Переливаем воду из одной емкости в другую.        Вывод: Доказали, что вода находится в жидком состоянии, потому что ее можно переливать.               ­  В каком еще состоянии вода может находиться? (в твердом и газообразном)               ­  Как превратить воду в твердое состояние?       ­  Дома вы проделывали подобный опыт. Об этом вы расскажите по своим зарисовкам.               ­  Как вода превращается в газообразное состояние?        ­  Этот опыт вы тоже проделывали дома и тоже расскажите по зарисовкам,               ­  А сейчас я вам предлагаю проделать вот какой опыт. (обобщить ответы детей и сделать вывод)          Опыт №2:        Насыплем в один стакан немного соли. ­Что происходит? (соль растворилась). В другой стакан столько же песка или земли.          ­  Что происходит? (вода стала мутной, но песок не растворился).          ­  Какой можно сделать вывод?        Вывод: Вода может растворять вещества, но не все.         ­  Какую воду человек может употреблять в пищу? (чистую)         ­  Откуда к нам в кран поступает вода? (из рек, морей)         ­  Но вода в них не чистая. Как ее очищают? (через фильтры)         ­  Вода проходит по трубам, где стоят множество фильтров, которые очищают воду от всех нечистот, хлорируют ее, а уже потом она поступает в те трубы,  которые идут по разным квартирам, где живут люди.        ­  Мы может провести третий опыт в нашей лаборатории по очистке мутной воды.                     Опыт №3:          Для опыта нам понадобится чистый стакан, стакан с мутной водой, воронка, фильтр  (вата, салфетка). Постепенно переливаем мутную воду в чистый стакан.         ­  Что происходит? (вода очищается)         ­  Почему песок не поступает в стакан с чистой водой? (он остается на фильтре) Вывод: Все нечистоты, которые находятся в воде, остаются на фильтрах, а вода        ­  Можно ли сейчас после такой очистки (фильтрации) употреблять эту воду в становится чистой. пищу? (нет)        ­  Почему? (потому что в пищу можно употреблять только кипяченую воду)        ­  Во время кипячения в воде умирают все микробы, которые опасны для организма        ­  Я вам покажу, как происходит кипение воды. человека.            Опыт №4:           Кипение воды под спиртовкой.           ­ Что происходит?         Вывод: Вода нагревается до 100С°и начинает кипеть (бурлит)  ­  Обратите внимание, что во время кипения виден пар. Что это? (это вода в газообразном состоянии)        ­  Казалось бы воды на земном шаре очень много. Но ведь она постоянно испаряется. Летом, когда жарко испарение бывает больше, зимой меньше.        ­  Не произойдет ли так, что вода постепенно испарится совсем? (нет) ­  Почему? (ответы детей)        Обобщение: Кругооборот воды в природе. Показ схемы­картинки. ­ Это происходит в природе. Чтобы вам было понятнее, я попробую показать кругооборот воды прямо здесь.             Опыт №5:            Спиртовка, тарелочка с водой (металлическая), оргстекло.         3.Динамическая пауза:       ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:             Собрать круговорот воды.            На ковре: гимнастика с маленькими человечками в воде.         4. Проблемные ситуации: «Как сохранить воду чистой?»             ­  Не смотря на то, что вода на Земле много, все­таки ее надо беречь.          ­  Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе (картинки перевернуты). Постарайтесь по картине рассказать об             5.Подведение итогов: охране воды в природе. ­ Вернемся в лабораторию и, как настоящие лаборанты и исследователи,   зафиксируем (зарисуем) те опыты, которые мы сегодня проделали.           Вспомним их:           1.  Вода ­ жидкость. (Что такое вода?)           2.  Вода растворяет вещества, но не все.           3.  Мутную воду можно очистить.           4.  Воду можно довести до кипения.           5.  Круговорот воды.          ­ Каждый из вас зарисовывает опыты по желанию.           ПОСЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА:           1.Продолжать проводить эксперименты с водой:           ­  Вода расширяется при нагревании. ­  Вода сжимается при охлаждении.          2. Проведение опытов: воздух, почва, камни. Беседа по правилам безопасного поведения на водоёмах в летний период.        Цель. Учить детей предвидеть и распознавать опасности во время отдыха на водоёмах и по возможности их избегать.           ­ Все ли из вас знают правила поведения на воде?          ­ Все ли вы соблюдаете эти правила?          ­ Как вы думаете, к чему может привести несоблюдение правил?     Летом в жаркую погоду лучший отдых – на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться. Таким образом, первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоёмах проверена и не представляет опасности для здоровья человека, где купание разрешено. Необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения на воде. Это позволит избежать несчастных случаев. 1. Если вы не научились плавать, то все упражнения в воде выполняйте около  берега. 2. Никогда не купайтесь в одиночку. 3. Если вы решили совершить дальний заплыв, кто­нибудь должен  сопровождать вас на лодке со спасательными средствами. 4. Не ныряйте и не прыгайте в воду в незнакомых местах. 5. Не устраивайте в воде игры, связанные с захватами. 6. Если вы не умеете плавать, нельзя далеко заплывать на надувных матрасах  или камерах. 7. Не подплывайте к моторным, парусным судам, весельным лодкам, баржам и  другим плавательным средствам, это опасно. 8. Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду. 9. Не теряйте самообладания в критической ситуации, не стесняйтесь звать на  помощь. Часто летним тёплым днём, оказавшись в воде, люди теряют чувство меры и оказываются в самых неожиданных ситуациях. Так, при длительном пребывании  в холодной воде, сильном утомлении или выполнении резких движений могут появиться в ногах судороги. Что делать?      1.Необходимо сразу же перестать работать этой ногой.      2. Если есть возможность, стать на дно и растереть сведённую мышцу. 3. Либо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец.      4.Можно также плыть, работая только руками, расслабив сведённую ногу. Иногда случается и такое: увлёкся, заплыл далеко и чувствуешь, что нет сил возвратиться обратно. Что делать? 1. Не теряйтесь, сохраняйте спокойствие и верьте в свои силы. 2. Повернитесь на спину, полежите спокойно, отдохните, восстановите ровное  дыхание, а затем, избегая энергичных и порывистых движений, плывите к  берегу. Что делать? Как помочь человеку, который тонет? 1. Достаточно бросить ему спасательный круг, доску из пенопласта или другие  предметы, за которые он может держаться, пока к нему не подплывёт кто­ либо. 2. Если спасательных средств нет, то тонущему необходимо оказать помощь  вплавь: подплывать к тонущему надо осторожно, лучше сзади, чтобы он не  схватил вас за шею и не потянул с собой на дно. Брать утопающего  безопаснее всего сзади под мышки или за затылок, около ушей, и,  поддерживая его лицо над водой, плыть на спине к берегу. Помните, что любой водоём – зона повышенной опасности. И прежде чем сделать первый шаг в воду, вспомните (и выполняйте) общие правила купания в водоёмах. Правила поведения на воде в зимний период В период с ноября по декабрь, до наступления устойчивых заморозков, ледовый покров является непрочным и ненадежным. Днем под воздействием солнца лед становится пористым и слабым, даже при сохранении достаточной толщины. Безопасность на воде зимой требует соблюдения основного условия — реальной оценки толщины и прочности льда относительно предполагаемой нагрузки. Для безопасной переправы человека вода должна промерзнуть не менее чем на 15 см, для переправы автомобилей ­ не менее чем на 30 см. Меры безопасности на воде в зимний период включают в себя следующие правила: Нельзя передвигаться по льду в темное время суток или в условиях плохой видимости. При переходе через реку нужно воспользоваться ледовой переправой. Перед тем как начать движение по замерзшему водоему, требуется внимательно осмотреться, наметить маршрут передвижения и маршрут возможного возвращения в случае опасности. При передвижении следует избегать мест, где лед запорошен снегом. Прежде чем встать на лед, нужно убедиться в его прочности. Палкой наносятся удары впереди себя и по обе стороны от себя по нескольку раз в одно и то же место. Запрещается проверять лед на прочность ударом ноги. В случае появления на поверхности воды, следует отступать обратно по своим же следам, скользящими движениями, не отрывая ног от поверхности. При переходе по льду группой людей следует соблюдать расстояние друг от друга в 5­6 м. Замерзший водоем лучше всего пересекать на лыжах. Безопасность на воде зимой особенно актуальна в период оттепелей, когда даже толстый лед теряет свою прочность.                             Безопасность ребенка на воде . Вода — опасная стихия даже для взрослого человека, а для детей она опасна вдвойне. Причем несчастья случаются чаще всего не с теми малышами, которые  не умеют плавать (как правило, они не заходят глубоко в воду), а с теми, которые мнят себя отличными пловцами. Поэтому безопасное   поведение на воде детей в первую очередь зависит от родителей. Самое и самое главное правило — дети дошкольного и младшего школьного  возраста должны купаться строго под присмотром взрослых. Подростки без сопровождения старших могут купаться только в специально отведенных для  этого местах. Самое большое количество трагедий происходит именно в водоемах, не предназначенных для купания. Родителям нужно не только рассказать ребенку все правила безопасности на воде, но и привить ему навыки поведения в критической ситуации. Очень важно научить подростка  не паниковать и понимать, как нужно себя вести и что предпринимать.  Полезно будет овладеть техникой отдыха на воде для того, чтобы в случае необходимости ребенок сумел отдохнуть, а потом, придя в себя, плыть дальше. Плескающиеся в воде дети обычно  делают это очень эмоционально и  производят много шума. Внезапно наступившая тишина обязательно должна насторожить родителей. Перед поездкой в лагерь или на курорт следует четко объяснить ребенку, что такое безопасное поведение на воде и чем грозит несоблюдение правил. Беседа с детьми «Берегите воду»        Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям,    что для получение чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Научить детей не лить воду без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.         Предварительная работа:     Провести с детьми цикл занятий по теме «Вода». Ознакомить детей со значением воды в нашей жизни. Где и в каком виде существует вода в природе. Привить детям навыки экологически грамотного поведения на водоёмах, показать красоту и ранимость природы, зависимость состояния водоёмов от отношения людей, помочь понять необходимость бережного к ним отношения. Рассказать детям о необходимости беречь воду, показать, что вода­ богатсво, которое ничем не заменишь.          Методические приёмы:        Повторение ранее изученного материала, вопросы к детям, объяснение.          Ход беседы:      Воспитатель: Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?      Ответы детей:  Да, конечно.      Воспитатель:  А умеете ли вы плотно закрывать кран? Всегда ли вы следите, чтобы из крана попросту не текла вода?      Ответы детей:   Да.      Воспитатель:  Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.       Ребята вспомните, для чего мы используем водопроводную воду?      Ответы детей: (Перечисляют, для чего используется вода в быту). Для мытья посуды, для поливки цветов, для питья и т.д. Воспитатель:  А не случалось ли так, что в кране не было воды?     Ответы детей:   Да, случалось, и мы не могли помыть руки, не могли приготовить еду. Воспитатель:  Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем­ это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадёт к нам в кран её приходиться очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют?      Ответы детей:   Очистные сооружения.      Воспитатель:   Правильно, очистные сооружения. А если кран остаётся открытым, то текущая из него чистая вода, смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать ещё большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь, и один из способов­ не тратить воду попросту, плотно закрывать кран.        Перед детьми надо поставить задачу: после мытья рук, плотно закрывать  кран. Экспериментируем   дома (рекомендации для родителей)            Тема: «Лед – вода» Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда  в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.           Тема: «Твердое – жидкое» При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая. Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду. Тема: «Жидкое – твердое» Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина. Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду.           Тема:  «Испарение» Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во  время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение). Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).            Тема: «Выпаривание  соли» Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза   (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная). Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).           Тема:  «Конденсация» Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой). Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта.  Обратите внимание на то, что пар –  это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.              Тема: «Свойства  веществ» Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных  сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д. Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.           Тема: «Воздух  и  его  свойства» Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.           Тема: «Воздух  вокруг  нас» Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим. Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что­нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что­то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.           Тема: «Два апельсина» Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».            Тема:  «Плавание  тел» Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик­мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.            Тема: «Секретное письмо» Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики — таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:  Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом. Вариант 2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.            Тема: Разный «характер» у яиц Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.            Тема: «Чистый лед»         ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ: обычная, сладкая и соленая вода. Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой  водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода,  замерзая, освобождается от солей и сахара.             Тема: «Снежные цветы»          ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: соломинка, мыльный раствор. В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать ребенку, как образуется иней — в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.             Тема: «Куда делась вода?» Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет  кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20­30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода? Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло. Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку. Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».                                              «Экспериментирование с водой» Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только             внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между          ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход                   веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка             пропускать через себя     воду. Благодаря опытам у детей развивается                      способность сравнивать, делать выводы, высказывать   суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома. Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски. «Вода  прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко  нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? «У воды  нет  вкуса». Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода» (хотя на самом деле её вкуса не чувствует.) «У  воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль  для   ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах,  так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья. «Лёд – твёрдая  вода». Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода. «Пар – это тоже вода». Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям. «Вода жидкая, может течь». Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются». У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась). «Лёд легче воды». Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт. «Вода бывает теплой, холодной, горячей». Дать  детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из­под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто­нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. «Вода не имеет формы». Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Удачи Вам и Вашему ребенку!                                         До проектной деятельности 70 60 50 40 30 20 10 0 Столбец1 Столбец2 Столбец3                                                              После проектной деятельности 60 50 40 30 20 10 0 Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 Художественное слово Гимн о воде  Она прозрачная, без цвета, Она без запаха всегда. И мы, конечно, знаем – это Принцесса жидкостей – вода. Она рождается из неба, На землю падая дождём. Она с земных струиться недр Хрустальным, тоненьким ручьём. Ручей бежит вокруг травинок, Всё расширяя берега. И, вот, уже, среди равнины Он называется река. Она несёт седые волны В пучину океанских вод. Мир на две треть водой заполнен. Он в ней родился и живёт. И многолика и красива, А превращаясь в снег и лёд, Мы видим как мороз под зиму Её в объятия берет. Вот в виде пара она дремлет, В тех облаках, что за окном, И возвращается на Землю Туманом, инеем, дождём. Пьют воду птицы, звери, люди. Мы утоляем жажду в зной. Водой мы можем мыть посуду, Уборку делаем водой. Мы поливаем огороды, Чтоб была пища на столе. Воде обязана природа, И мы обязаны воде. Вода! Важнее нет на свете. Тебе мы дарим эту речь. Тебя за все заслуги эти Хвалить мы будем и беречь. «Вода» Вода нам помогает жить, Мы очень любим воду пить! Еще мы ­ умываемся! И в ванночках плескаемся! А летом ­ весело в реке! В лесу ­ в журчащем роднике! И в теплом, теплом море ­  Купаться на просторе! Вода нас закаляет, От грязи отмывает! С водой мы любим поиграть! Игрушки любим мы купать! И в ванночках, и в тазиках! Такие мы ­ проказники! «Высочество вода» Течет река с высоких гор, Журчит ручей между камней, Плетет мороз седой узор, Пейзаж рисуя на окне. Ее Высочество Вода! Не стань ее, померкнет свет, Погибнут люди, города, Не будет лучшей из планет. Спасибо Богу, что создал Он реки, родники, моря, Ведь думал он о человеке, Все это для него творя. Загадки о воде Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? *** Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! *** В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. Снег Он пушистый, серебристый, Белый, белый, Чистый, чистый, Ватой наземь лёг. *** Белое одеяло Землю одевало. Солнце припекло ­ Одеяло потекло. *** Зимой греет, Весной тлеет, Летом умирает, Осенью оживает. Лед Мост ­ как синее стекло: Скользко, весело, светло. *** В огне не горит, В воде не тонет. *** Зимнее стекло Весной потекло. Град С неба крупа падает. *** На дворе переполох: С неба сыплется горох. *** Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. *** Рассыпался горох На семьдесят дорог: Никто его не подберёт. Сосулька Что вверх корнем растёт? *** У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдёт, Гвоздь упадёт. *** Забралась на карниз, Нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, А на солнце плачет. *** Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. А солнце её припечет ­ Заплачет она и умрет. Роса Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём, Ищем, ищем ­ не найдём. *** Вечером родится, Ночь живёт, Утром умирает. *** Утром падаю всегда ­ Не дождинка, не звезда ­ И сверкаю в лопухах, На опушках и лугах. Пословицы, поговорки, народные приметы о природе. Много инея зимой ­ к урожаю. Зима без снега ­ лето без хлеба. Снег на полях – лето в закромах. Длинные сосульки­ к долгой весне. Где вода – там и верба, где верба­ там и вода. Много воды­ много травы. Коли в мае дождь­ будет и рожь. Вода всему госпожа: воды и огонь боится. «Дождь»  хороводная игра  Дождь по лужам звонко скачет ,(Двигаются по кругу подскоками. Руки на поясе).             Целый день сегодня плачет, (В центре круга стоит ребенок «дождь»).             Наклонил цветы и травы, (Встают лицом в круг . выполняют наклон вперед).             Стали полные канавы, (Поднимают руки. Тянутся вверх.)                  Намочил он всех подряд.( Бегут по кругу.)                      Ну­ка, дождь, пятнай ребят («Дождь» пытается запятнать как можно больше детей.  Дети пытаются убежать, в указанное место).              «Большая стирка»  пальчиковая игра              Буду маме помогать ,              Буду сам белье стирать:                (трем кулачками друг о друга) Мылом мылю  я носки               ( провести  кулачком по ладошке)               Крепко трутся кулачки,              (трем кулачки друг о друга)              Сполосну носки я ловко,             (двигаясь кистями рук вправо­влево)              И повешу на веревку.             (поднять руки вверх, согнуть в локтях)                                Пальчиковая игра: "Дождик"            Капля ­ раз, капля ­ два, (Стучим указательным пальчиком)          Капля медленней сперва (по ладошки другой руки медленно)          Стали капли поспевать (Стучим указательным пальчиком)          Капля, каплю догонять (по ладошки другой руки быстрее)          Зонтик поскорей раскроим,          От дождя себя укроем. (Делаем крышу над головой).

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"

Материалы для проекта "Что мы знаем о воде?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017