На уроках МХК и изобразительного искусства часто приходится использовать презентации, на это уходит много времени. Они помогают наглядно воспринимать информацию о творчестве российских, русских, западных художников, эпох; различных направлениях изобразительного искусства. Их можно давать детям домой для самостоятельного изучения. информацию для презентаций можно находить в различных источниках.
Душа человека как образ дерева..docx
XXVI муниципальная научнопрактическая конференция учащихся
«Культура. Интеллект. Наука»
«Душа человека в образе дерева»
Секция: Мировая художественная культура
Учебноисследовательская работа
Выполнили:
Федорова Марина Максимовна,
Юшкова Ирина Андреевна
МАОУ "Лицей №102, 7 кл.
Руководитель:
Коварина С.М.,
учитель ИЗО Железногорск 2019
Тема: «Душа человека в образе дерева»
Актуальность: Русский человек очень любит деревья. Сокральная значимость
дерева очень велика. Мы живём в окружении самых разных деревьев и даже не
знаем названия многих.
Проблема: На нашей планете растёт около трёх триллионов деревьев. Они
обеспечивают нас кислородом, смягчают климат и делают землю красивым
местом жизни. С каждым годом вырубают около десяти миллиардов деревьев.
Через триста лет на нашей планете деревьев не останется.
Гипотеза: Через 100300 лет наши предки деревья смогут увидеть только в
музее.
Цель: Через культуру славян и любви к образу дерева мы постараемся донести
до учащихся значимость и роль дерева в нашей жизни.
Задачи:
Проанализировать интернетресурсы, историческую и художественную
•
литературу, словари, пословицы, поговорки, обряды и гадания.
•
•
Проанализировать опрос учащихся.
Выступить перед классом.
Предмет: Русское народное творчество, картины русских художников
Объект: Дерево
Методы:
•
•
•
Опрос и анализ анкетирования
Визуализация данных, иллюстраций, интернетресурсы.
Творческие работы учащихся СОДЕРЖАНИЕ
Из истории
Древо жизни
Образы деревьев у Фомина
Деревья – символы
Деревья разных художников
Деревья Красноярского края
Введение
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Дуб – священное дерево славян
Глава 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
2
5
8
10
15
19
22
27 Введение
Что будет, если деревья исчезнут с планеты?
Недавно учёные Йельского университета создали карту плотности Земли.
На нашей планете растёт около трёх триллионов деревьев. Они обеспечивают
нас кислородом, смягчают климат и делают Землю красивым местом жизни. До
развития человеческой цивилизации деревьев было около шести триллионов.
Люди вырубили уже половину. С каждым годом вырубают ещё около десяти
миллиардов. Через триста лет лесов у нас не останется.
3 Глава 1.
Из истории.
4
Часто ли мы вспоминаем о лесе? Только когда едем отдыхать туда. А
часто ли мы прикасаемся к деревьям? Только когда собираем их плоды. А у
наших предков всё было подругому – они любили, уважали и берегли лес. А их
отношение к деревьям сложилось в настоящий культ. Образ Мирового Древа
был известен в мифологии многих народов. Он играл существенную роль в
мировоззрении также и у славян. Это Древо было символом жизни,
пространства, и времени. На его ветвях стояло небо, а о его корни опиралась
земная твердь. Крона Древа символизировала мир светлых духов, корни – мир
тёмных духов, а ствол – земное пространство, где жили люди. Древо разделяло
эти пространства, и пока оно стояло, мирозданию ничто не угрожало.
Свои языческие алтари славяне чаще всего устраивали в лесах и рощах.
Каждому божеству следовало ставить святилище среди деревьев определённого
вида. Иногда их сажали специально, и тогда получалась целая роща. То место, в
котором находилось святилище, становилось заповедным. Его называли
«праведным лесом» или «божелесьем».
Заповедная роща находилась за пределами селения. Заходить в неё просто так
или, тем более, рубить в ней дрова, строго запрещалось. К капищу вела
неприметная тропа, а само святилище представляло собой круглую поляну,
обнесённую частоколом из брёвен. Алтарь устраивался в центре, чаще всего под
большим старым деревом, а вкруг него стояли деревянные идолы. В дни
празднеств в святилище собиралось всё селение, они проводили обряды и
приносили дары богам.
Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека.
В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и
благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест
в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с
мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие
обряды, христианская религия всетаки сохранила за рождественским деревом
символику возрождения.
Если посмотреть на дерево с позиции культурологи, если говорить о
символике дерева, то она уходит в глубокую древность, когда на смену
горизонтальной картине мира пришла вертикальная. Если сказать обобщённо, то
горизонтальная картина предполагала «Я живу здесь, а смерть находится там, за
рекой». Новая, вертикальная, картина мира предполагала разделение мира на 3
части.
Главным символом такой картины мира стало мировое древо, которое
собой и соединяло все его части. Корнями оно уходило в подземный уровень,
затем проходило через земной и ветвями доходило до небесного слоя. Такое
дерево считалось центром и основой мира. Эта символика была проявлена во
всех древних культурах и традициях — арабской, австралийской, индийской,
египетской, шумеросемитской и других. Разные народы относили мировое
древо к разным видам: у русских это была берёза, у народов Мексики – агава, у
немцев – дуб, у скандинавов – ясень, у алтайцев – тополь.
5
Подземный уровень (уровень духов и предков). Земной уровень (где живёт человек)
Небесный уровень (где живут божества).
6
Постепенно эта символика дерева начала меняться, но всегда оставалась
связанной с человеком и миром, в котором он живёт. Например, было верование,
что человек и дерево взаимно связаны. То, что происходит с человеком,
отражается на дереве, а то, что происходит с деревом, отражается на человеке.
Дерево становится «братомблизнецом» человека и, внимательно наблюдая за
своим деревом, человек может больше понять о себе и своей внутренней жизни.
Образ дерева тесно связан со временем, жизнью и нашим положением в
истории рода. Когда мы хотим показать наш род, мы составляем
генеалогическое древо. Примечательно, что есть разные традиции для
составления такого древа: оно может быть изображено как в перевёрнутом виде,
так и в обычном положении. Это связано с религиозными представлениями. Кроме этих деревьев славяне почитали и любили ещё и многие другие. Но среди
них самым большим уважением и любовью пользовался дуб. Это сейчас он –
синоним тугого на ум человека, а у наших предков он означал сильного и
непобедимого воина. Огромный, могучий, чрезвычайно крепкий и стойкий, этот
долгожитель среди деревьев потрясал воображение наших предков. Ему
поклонялись, его уважали и боялись хоть както навредить. За прочную и
крепкую древесину дуб считался покровителем князя и его дружины, воинов и
всех мужчин.
7 Глава 2.
Древо жизни.
Наших предков окружал более интересный мир, чем нас. Они умели видеть
волшебство и душу в вещах, на которые мы сейчас не обращаем внимания. Даже
к деревьям они относились, как к живым существам, способным на общение и
дружбу, а лес считался кормильцем. Мы можем найти этому подтверждение в
многочисленных старинных сказках, загадках, поговорках, пословицах и песнях
наших предков.
Любовь к деревьям породила у славян поверье, что каждый человек имеет своё
дерево, в которое после смерти переселялась его душа. Конечно, человеку
принадлежало не одно конкретное дерево, а весь вид: березы, осины, тополя. И с
помощью этих деревьев наши предки умели лечиться: отправляясь в лес за
грибами или ягодами, они подолгу сидели под «своими» деревьями,
разговаривали с ними, дотрагивались. Современные учёные называют подобную
практику дендротерапией, и утверждают, что такие прогулки нормализуют
давление и приносят душевное и физическое облегчение.
Вообще, наши предки, как и все другие народы, жившие в лесу, питали большую
любовь к деревьям.
Глава 3.
Деревья в женских образах.
Образы деревьев у Фомина.
Николай Фомин (1970г.р.) русский художник, проживающий в Кирове. Вдохновение
черпает в красоте дикой природы, создает прекрасные женские образы, гармонично
вписывающиеся в палитру русского Севера. Художник о своем творчестве:
«Основой моего творчества является любовь к природе, красоте женщины, женскому
природному началу и народам Севера. Зачастую художественные образы навеяны мне
любимой музыкой и завораживающими природными видами. И, конечно же, целые миры
возникают в сознании при ознакомлении с культурой и духовным миром северных народов,
при изучении родной древнеславянской веры и мифологии других народов (особенно финно
угорских), во время пребывания среди дикой природы. Сердце мое принадлежит Северу, с его
резкими контрастами тепла и холода, льда, снега и воды, с его пушистыми зверями и
нахохлившимися птицами, с его красивыми легендами и какойто «морозной стерильностью»,
спокойствием.»
«Думаю, что в глаза Вам сразу бросятся отсутствие профессионализма, смешение стилей и
другие ошибки, которые не утаишь от взгляда сведущего в искусстве человека. Так оно и есть
у меня нет художественного образования. Есть лишь желание выразить свое ощущение
окружающего мира и поделиться этим с Вами. Но, если мои работы найдут отклик в Вашей
душе, значит, я, всетаки, не зря расходую краски, тушь, акварельную бумагу и прочие
рисовальные принадлежности. Зачастую художественные образы навеяны мне любимой
музыкой (как правило, альбомами скандинавских, славянских и финских фолкгрупп (в
особенности "Велеслава", "Вярттиня", "Хеднингарна" и "Гармарна") и произведениями Грига,
Сибелиуса. И конечно же, целые миры возникают в сознании при ознакомлении с культурой и
духовным миром северных народов, при изучении древнеславянской языческой веры , во
время пребывания среди дикой природы.»
Многие из работ художника приобретены частными лицами и организациями в России,
Швеции, США и Великобритании. Часть картин также приобретена Первым Музеем
Славянской Мифологии в Томске, где находится их постоянная экспозиция.
Предлагаем вам посмотреть картины Николая из серии «Деревья в женских образах». Береза — дерево девичьих хороводов.
Существует поверье, что в первой половине
мая береза обладает величайшей исцеляющей
силой. В это время можно собрать ее сок и
поить неизлечимых и слабых людей, чтобы те
скорее излечились и восстановили силы. У
каждого дерева обязательно просили
разрешение и с одного брали около литра сока.
Затем благодарили и извинялись, рану
обрабатывали смолой. Дерево — донора
больше не трогали до следующего года и ветви
с него не обрезали. С других деревьев в
середине мая, еще совсем закрытые березовые
почки собирали для лекарственных настоев и
растирок. И лист березы тоже в дело шел...
Берёза, Худ Н. Фомин
Ель никогда не сбрасывает хвою и всегда
остаётся зелёной. Оттого она стала символом вечной жизни и постоянного
самообновления. Наши предки верили, что она отпугивала злых духов, которые
хотели отнять у человека жизнь, а также мертвецов. Поэтому после похорон над
дверью вешали ветку ели, чтобы покойный не вернулся.
Ель, как и сосна очень старинное дерево, которое росло на территории
пребывания Русов с испокон веков. Славяне ель использовали в качестве
строительного материала очень активно. Братья белорусы, дабы почтить Перуна
при строительстве дома, у каждого опорного камня, подкладывали еловые
ветки. По народным поверьям это вызывало милость громовержча и огонь обходил дом стороной.Ель, как и сосна активно применяется в похоронных
обрядах. Вопервых, она отпугивает злых духов, вовторых, сажали ель у люде,
которые рано ушли из жизни. Отсюда Русы считали что ель — один из символов
вечной жизни. Отчасти по той причине что ель вечнозелёное дерево.
– Ель изза своей формы ассоциируется с женской фигурой, а следовательно —
она женское дерево.
Пихта— Это хвойное вечнозеленое дерево относится к семейству
сосновых, насчитывает около 40 видов и растет преимущественно в горах, реже
на равнинах Северного полушария. Пихта — одна из основных пород темно
хвойной тайги. Древесину ее используют для производства целлюлозы,
изготовления музыкальных инструментов, в строительстве; из коры получают
пихтовый бальзам, из хвои и веток — пихтовое масло.
Пихта — очень красивое высокое дерево с темнозеленой или синеватой
кроной конической формы. В больших городах
пихту увидеть сложно, так как она
чувствительна к содержанию кислорода в
воздухе и плохо приживается в загрязненной
атмосфере городских улиц. Специфической
особенностью пихты являются
смоловместилища, находящиеся в коре дерева.
Характерно, что при наличии смоловместилищ
у пихты отсутствуют традиционные для
хвойных смоляные ходы.
ветка над дверью дома защищала
болезней, сглаза, пожаров и
дерево было способно забрать на
человека, но тот, кто срубал или
себя на долгие болезни. В
сознании рябина
грусть и печаль.
Пихта, Худ. Н.
Фомин
Рябина считалась
обережным
деревом. Её
людей и скот от
разорения. Это
себя болезнь
ломал её, обрекал
народном
символизировала РЯБИНА В МАГИИ. Считалось, что ветви
рябины отпугивают злых духов. От сглаза
рябиновую ветку приносили в дом на второй
день свадьбы и обмахивали ею молодых.
Пастухи прогоняли скот под рябинами, чтобы
стадо от болезней уберечь.
К рябине обращались, как к живому существу,
прося помощи, чтоб трудности жизненные
преодолеть.
Рябина, Худ. Н.Фомин
Сосна может похвастаться тем фактом что она
её род известен на нашей планете уже боле 100
миллионов лет. Возраст самой старой сосны
составляет 4900 лет. Это мягко сказать
вызывает уважение!
В народной медицине используются хвоя. кора и живица. Живица — чистит
организм, поэтому сегодня её особенно любят родноверы.
Сосна хвойное дерево со специфическим
запахом. В народе считается что в Сосновом
бору только удавиться. Это имеет место, так
как в ведической культуре сосна прочно
ассоциируется с миром мёртвых, навьим
миром. В представлении родноверия сосна
соединяет ЯвьПравьНавь.
Сосна, Худ. Н.Фомин
Черёмуха— это дерево, реже кустарник
семейства розоцветных.
Черемуха — деревопотребитель. Она заберет
у вас весь негатив.
Черемуха — очень нежное дерево, которое подоброму настроено к молодости
и способно исцелять душевные разочарования. Черемуха способствует самому
искреннему проявлению человеческих чувств. Впрочем, даже немолодым людям тоже следует почаще бывать у черемухи Ведь
ее аура помогает снова полюбить и людей и жизнь.
Черемуха всегда символизирует начало весны, так как она первая после долгой,
холодной и снежной зимы начинает распускаться и радует нас всех своим
кружевным белым цветением, помогает вновь полюбить жизнь..
Черёмуха, Худ. Н. Фомин Н.Д.Фомин. Верба
Ветки вербы символизировали плодородие. Их дарили молодоженам на свадьбу,
а по весне погоняли ими скот, надеясь, что у тех и у других будет много детей. Н.Д.Фомин. Ива. Н.Д.Фомин. Лещина
Н.Д.Фомин. Липа Н.Д.Фомин. Лиственница Н.Д.Фомин. Ольха. Осина, Н.Д.Фомин Яблоня, Н.Д.Фомин
Ясень, Худ. Н.Д.Фомин
Глава 4.
Картины русских художников. А. Соколов.
«Михайловское. Аллея Керн. Раненое дерево». 1949.
Аллея Керн липовая аллея в усадебном парке Михайловского. Названа в
честь одной из муз А. С. Пушкина, Анны Петровны Керн.
Аллея Керн находится возле Еловой аллеи, ведущей от усадебного дома.
По приданию, прогуливаясь именно по этой аллее, Пушкину пришли в голову
строки знаменитого стихотворения "Я помню чудное мгновенье...",
посвященного Анне Петровне Керн, племяннице хозяйки Тригорского поместья.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на
различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди
наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Бурелом» и др.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных
выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник
получил звание профессора в Академии Художеств, а после какоето время был
руководителем учебной мастерской. «Ручей в лесу».И.Шишкин
Шишкин славится тем, что он может очень реалистично изобразить все
маленькие и на первый взгляд незначительные участки родной земли. По
малейшим мазкам мастера, сразу становится ясно, что художник не в состоянии
представить себя без родной России. «Ручей в лесу» будто живой на полотне,
кажется можно даже услышать, как поют птицы, и шумит роща.
Перед зрителем предстает красивейший сосновый бор, по которому бежит
ручей. Вокруг него стоят сосны. Видно, что некоторые сосны уже очень старые и
выглядят, как некие великаны, их ветки раскинуты в стороны, но на них не
имеется ни единой иголки.
Картина «Утро в сосновом лесу» русских художников Ивана Шишкина и
Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел
Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один
Шишкин.
Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в
пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально
передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля.
Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь
колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых
деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. «Бурелом», Худ.И.Шишкин
Полотно «Бурелом» – это одна из картин данного цикла, которые автор
писал в различные годы своей жизни. Ее название указывает нам на силу такой
стихии, как буря. А полотно дает доступность данного пейзажа для глаз
зрителей. На тему данного цикла картин существуют стихотворения, созданные
разными авторами.
На полотне изображен вологодский лес, после бури. Пейзаж весьма
мрачен. В борьбе со стихией многовековые деревья все же проиграли. Картина
наполнена сочетанием зеленых, серых, черных оттенков. Но она достаточно
яркая, что доказывает мастерство автора. Сломанные деревья уже покрыли
болотные мхи, будто показывая нам, что совсем скоро этих гигантов с толстым
стволами и вовсе не станет видно. Шишкин был мастером игры света и тени. Он
показывает мощь стихии, густоту и не проходимость лесной чащи. Такие
пейзажи можно найти в любых уголках нашей большой страны «Тополя» Худ. А.В.Куприн
«Черёмуха» Худ. И. Левитан «Рябина», Худ. И.И.Шишкин
«Золотые клёны», Худ. В.Андреев
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы к НПК "Душа человека в образе дерева"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.