Конспект интегрированного урока (История России + ИЗО) в 8 классе «Детство, опаленное войной»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
8 кл
05.03.2018
Цель: воспитание чувство патриотизма, любви к Родине через примеры мужества и отваги детей и подростков военного времени, а так же знакомство воспитанников с изобразительным творчеством узников немецкого концентрационного лагеря Терезин.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, альбомные листы, краски, фломастеры, карандаши, кисти.
Мультимедийные материалы: фотовыставка «Дети войны», слайд-шоу «Рисунки узников Терезина», видеосценка «Собрание», аудиозапись мелодии Александрова «Вставай, страна огромная», «Бухенвальдский набат», записи песен военных лет.
Детство, опаленное войной.docx
Конспект интегрированного урока
(История России + ИЗО) в 8 классе
«Детство, опаленное войной»
Цель: воспитание чувство патриотизма, любви к Родине через примеры мужества
и отваги детей и подростков военного времени, а так же
знакомство
воспитанников с изобразительным творчеством узников немецкого
концентрационного лагеря Терезин.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, альбомные листы, краски,
фломастеры, карандаши, кисти.
Мультимедийные материалы: фотовыставка «Дети войны», слайдшоу
«Рисунки узников Терезина», видеосценка «Собрание», аудиозапись мелодии
Александрова «Вставай, страна огромная», «Бухенвальдский набат», записи
песен военных лет.
Консультант: В 1933 году в Германии к власти пришла Немецкая социал
демократическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером – нацисты,
так они себя называли. Их цели были чудовищно грандиозны: завоевать весь
мир и превратить в единую державу – третий рейх. Схожие цели
преследовали сподвижники нацистов в Италии – фашисты, возглавляемые
Бенито Муссолини. Поэтому немецкий оккупантов еще называют «немецко
фашистские захватчики».
Учитель: В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?
Лучший друг? Любимая книга?» был и такой вопрос: «Чего ты боишься
больше всего?» И мы, дети 80х, отвечали: «Войны». Вы – четвертое
поколение, не знающее войны. Но память о тех страшных днях жива. В семье
вам рассказывают о погибших родственниках, исковерканных судьбах
близких. В школе вы знакомитесь с событиями той войны. Кроме того,
названия городов, улиц и площадей, памятники и музеи – все это помогает
сохранить память о минувшей войне, чтобы не допустить ее повторения.
Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших
ровесников – военном поколении детей, о том, как и чем они жили, как
боролись с врагом, за что умирали. Эти ребята стали взрослыми в одночасье
– 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все
тяготы все войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу,
участвовали
в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в
концетрационных лагерях, гибли от фашистских пуль, их рабский труд
использовался на заводах и фермах Германии.
Звучит мелодия Александрова «Вставай, страна огромная» Консультант: Война не пришла, а ворвалась в наши дома, сразу нарушив
привычный ритм жизни. Немцы шли сытые, наглые – город замер в ожидании.
Видеосценка «Собрание»
Консультант: Покровские подпольщики на своем первом заседании читали
письмо сестры своего товарища. Когда девушку угоняли в Германию, брат
сказал: «Правду тебе все равно не дату написать. Если будет не очень
тяжело, пиши – «живу нормально», а если совсем будет невмоготу, пиши –
«живу хорошо». Через несколько месяцев пришло письмо. Все слова
замараны черной краской. Осталась лишь одна строка – «живу хорошо».
Учитель:
Из далеких времен проступает картина:
Дети, стоящие на площади,
Как рабы а Риме.
Сытая публика ходит, выбирает.
Кому работник на ферму?
Пусть за свиньями убирает,
С ними и поест из одного корыта…
«Шнель, шнель…»
И дверь закрыта.
А эти дети пойдут на завод.
Они большие – им семнадцатый год.
Будут работать.
Плата – побои,
Краюшка хлеба да миска помоев.
Мечты и радости – все забыто…
«Шнель, шнель…»
И дверь закрыта.
Звучит песня «Бухенвальдский набат».
Учитель: Нацисты возомнили себя богами, которые имеют право
распоряжаться чужими жизнями. В их планах было уничтожить всех евреев,
цыган, две трети славян, а оставшихся превратить в рабов. Будущее нации –
ее дети. И поэтому детей враги тоже отправляли в концентрационные лагеря.
Их жгли, Травили газом, расстреливали.
Консультант: Терезин, маленький чешский городок. Старинная крепость,
затерявшаяся среди гор и долин. Через транзитный лагерь Терезин за годы
войны прошло 140 тысяч человек. 15 тысяч детей было отправлено отсбда в
Освенцим. Выжило меньше сотни, из детей младше 14 лет не выжил никто.
Но дети всегда дети. Это понимала преподаватель Фридл Диккер
Брандейсова. И учила детей рисовать. Наверное больше всего ее мучил вопрос: как сделать, чтобы обрывков ткани и бухгалтерских ведомостей,
огрызков карандашей и остатков краски хватило всем, кто хотел рисовать. А
еще перед ней стояла задача освободить детей. Нет, она не могла вывести их
из концлагеря, но хотела заставить ребячью фантазию унестись за пределы
кошмарного Терезина.
Учитель: Позже искусствоведы отметят, что по определенным признакам
можно догадаться, что дети, сделавшие эти рисунки, находились в неволе.
Возможно. Искусствоведам виднее. Но мы увидели в рисунках другое.
Фридл и за колючей проволокой дарила детям то, что обещала. Она дарила
им СВОБОДУ. Вглядитесь.
Слайдшоу «Рисунки Терезина» на их фоне слова.
Учитель: Они творили. И тогда, пусть на время, исчезали зловещие картины
ада, отступал Гитлер со своими миллионными армиями, отступало горячее
дыхание тифа и неумолимый лай овчарок. Отступал ужас смерти. Спасибо
Фридл! Практически все ученики Фридл погибли, задушенные газом «Циклон
Б». У нас остались только тысячи их рисунков.
Консультант: в 1945 году закончилась самая страшная в истории
человечества война.
Учитель: Меньше месяца назад – 9 мая 2014 года – мы праздновали 69
годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Как вы считаете, может,
пора уже обо всем забыть и не тревожить старое?
Учащиеся и гости высказывают свое мнение.
Консультант: Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить
будущее и не разжечь новую войну.
Учитель: Перед вами на столах принадлежности для рисования… Давайте
поступим так же, как поступили ребята в нашей видеоинсценировке и
подготовим обращение к государству, обществу, самим себе… Покажите с
помощью рисунков какого будущего вы в контексте сегодняшнего урока.
Дети рисуют, играет музыка, транслируется слайдшоу.
Учитель: Пришло время сдавать работы.
Консультант: Память всех жертв фашизма прошу почтить минутой
молчания.
Минута молчания на ее фоне.
Учитель:
Мальчикам, играющим в войну, Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок,
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий черный, зубы лишь как мел,
Видно, в танке заживо сгорел.
Консультант:
На четвертом – ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну.
Учитель: На этом наш урок окончен.
Консультант: На память о нем примите эти символы памяти и
сопричастности – Георгиевские ленточки.
Конспект интегрированного урока (История России + ИЗО) в 8 классе «Детство, опаленное войной»
Конспект интегрированного урока (История России + ИЗО) в 8 классе «Детство, опаленное войной»
Конспект интегрированного урока (История России + ИЗО) в 8 классе «Детство, опаленное войной»
Конспект интегрированного урока (История России + ИЗО) в 8 классе «Детство, опаленное войной»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.