Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Оценка 4.6

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
экология
10 кл—11 кл +1
06.11.2017
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
ИТК Решение экологических задач на устойчивость и развитие.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики  Краснодарского края ГБПОУ КК «Колледж Ейский»  Инструкционно­технологическая карта для выполнения практического занятия № 3 Дисциплина: Экология Наименование работы: Решение экологических задач на устойчивость и развитие Цель   занятия:   научиться   составлять   цепи   питания,   определять   положение   живых организмов   в   трофических   цепях,   рассчитывать   соотношения   между   звеньями экологической пирамиды Приобретаемые умения и навыки: закрепить знания о правиле экологической пирамиды, сформировать навыки расчета соотношений между звеньями экологической пирамиды  Норма времени: 1 час Оснащение рабочего места: ИТК, учебник, рабочая тетрадь Правила ТБ на рабочем месте: содержать рабочее место в чистоте и порядке Источник информации: Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего   профессионального   образования;   Под   редакцией   В.Д.   Валовой.   М.: «Просвещение», 2012. Ход работы Методические указания Последовательность живых организмов, которую можно представить состоящей из звеньев   —   видов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий,   связанных   друг   с   другом отношениями «пища — потребитель», принято называть трофической цепью. Даже самая просто   устроенная   пищевая   цепь   имеет   несколько   трофических   уровней.   Первый трофический уровень формируют зелёные растения (продуценты); второй — животные, питающиеся растениями (консументы первого порядка); третий — хищники, поедающие растительноядных   животных   (консументы   второго   порядка)   и   четвёртый   —   хищники, жертвами   которых   становятся   более   мелкие   хищники   (консументы   третьего   порядка). Редуценты   —   микроорганизмы   (бактерии   и   грибы),   разрушающие   остатки   мёртвых существ. При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками, с какого уровня получена энергия. Правило   экологической   пирамиды  —   закономерность,   согласно   которой количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу в 10 раз меньшую. При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать стрелками, с какого уровня получена энергия. Пример 1. В луговом сообществе обитают: гусеница, жаворонок, люцерна, коршун. Составьте пищевую цепь. →  гусеница  Ответ: сосна  Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последующий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить задачу.  коршун. →  синица  → Задание   №1.  Составление   цепей   питания   с   указанием   компонентов   экосистемы, трофических уровней: 1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. 2.   Составьте   схему   цепи   питания,   характерную   для   болот,   зная,   что   ее компонентами могут являться какие­либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. 3. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев. 4. Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря). 5.   К   каким   трофическим   уровням   относятся   следующие   организмы:   заяц­беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы? Задание № 2.      На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков ­  мышь ­ полевка ­ хорек – филин. Задание № 3. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы   вырос   один   орел   весом 5   кг (пищевая   цепь:   трава   –   заяц   –   орел).   Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня. Дополнительные задания Задание № 4.  Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, орёл­змееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук. Продуцент Консумент 1 порядка Консумент 2 порядка Консумент 3 порядка Редуцент Задание   №   5.  На   основании   правила   экологической   пирамиды   определите, сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (морской выдры) массой 30 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, калан. Задание   №   6.  На   основании   правила   экологической   пирамиды   определите, сколько   орлов   может   вырасти   при   наличии   100   т   злаковых   растений,   если   цепь питания имеет вид: злаки ­> кузнечики­> лягушки­> змеи­> орел.

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"

Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017