ИТК Решение экологических задач на устойчивость и развитие.docx
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
ГБПОУ КК «Колледж Ейский»
Инструкционнотехнологическая карта
для выполнения практического занятия № 3
Дисциплина: Экология
Наименование работы: Решение экологических задач на устойчивость и развитие
Цель занятия: научиться составлять цепи питания, определять положение живых
организмов в трофических цепях, рассчитывать соотношения между звеньями
экологической пирамиды
Приобретаемые умения и навыки: закрепить знания о правиле экологической пирамиды,
сформировать навыки расчета соотношений между звеньями экологической пирамиды
Норма времени: 1 час
Оснащение рабочего места: ИТК, учебник, рабочая тетрадь
Правила ТБ на рабочем месте: содержать рабочее место в чистоте и порядке
Источник информации: Экология: Учебник для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования; Под редакцией В.Д. Валовой. М.:
«Просвещение», 2012.
Ход работы
Методические указания
Последовательность живых организмов, которую можно представить состоящей из
звеньев — видов растений, животных, грибов и бактерий, связанных друг с другом
отношениями «пища — потребитель», принято называть трофической цепью. Даже самая
просто устроенная пищевая цепь имеет несколько трофических уровней. Первый
трофический уровень формируют зелёные растения (продуценты); второй — животные,
питающиеся растениями (консументы первого порядка); третий — хищники, поедающие
растительноядных животных (консументы второго порядка) и четвёртый — хищники,
жертвами которых становятся более мелкие хищники (консументы третьего порядка).
Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие остатки мёртвых
существ.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и
показать стрелками, с какого уровня получена энергия.
Правило экологической пирамиды — закономерность, согласно которой
количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз
больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень
также имеет массу в 10 раз меньшую.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и
показать стрелками, с какого уровня получена энергия.
Пример 1. В луговом сообществе обитают: гусеница, жаворонок, люцерна, коршун.
Составьте пищевую цепь. →
гусеница
Ответ: сосна
Из правила экологической пирамиды известно, что каждый последующий пищевой
уровень имеет массу в 10 раз меньшую, чем предыдущий. Зная это, можно легко решить
задачу.
коршун.
→
синица
→
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы,
трофических уровней:
1. Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент
второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны.
2. Составьте схему цепи питания, характерную для болот, зная, что ее
компонентами могут являться какиелибо их предложенных организмов: ястреб, бабочка,
лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
3. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам,
первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк,
лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4. Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5. К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяцбеляк,
лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание № 2.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько
нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид:
зерно злаков мышь полевка хорек – филин.
Задание № 3. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы,
чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно
принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители
предыдущего уровня.
Дополнительные задания
Задание № 4. Установите соответствие между организмом и трофическим
уровнем экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу:
растения, орёлзмееяд, лягушка, микроскопический гриб, жук.
Продуцент
Консумент 1 порядка
Консумент 2 порядка
Консумент 3 порядка
Редуцент Задание № 5. На основании правила экологической пирамиды определите,
сколько нужно планктона, чтобы в море выросла одна особь калана (морской выдры)
массой 30 кг, если цепь питания имеет вид: фитопланктон, нехищные рыбы, хищные
рыбы, калан.
Задание № 6. На основании правила экологической пирамиды определите,
сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь
питания имеет вид: злаки > кузнечики> лягушки> змеи> орел.
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы к практическому занятию по экологии на тему "Решение экологических задач на устойчивость и развитие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.