Тема урока : Матование одинокого короля разными фигурами.
Цели занятия:
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое «шах», «мат», «пат», «одинокий король», «линейный мат».
Метапредметные: оценивать позицию, рассуждать, работать в парах, дополнять и исправлять одноклассников.
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Как вы думаете, какие качества обязательно отличают хорошего шахматиста?
Выберите нужные: доброта, внимательность, стратегия, фантазия, терпение, ответственность и ум.
Будем на уроке внимательными, терпеливыми, умными и стремящимися создавать стратегию. Удачи!
Погружение в тему урока.
Как понять выражение «Одинокий король»? Где у него больше возможности для хода? (в центре) Получается, что в центре поля у короля большая подвижность. А на каком поле у него мало шансов уйти от шаха? ( В углу шахматного поля у короля малая подвижность).
Сделаем вывод, чтобы поставить мат королю, мы должны………. (ОГРАНИЧИТЬ ЕГО ПОДВИЖНОСТЬ).
Формулирование темы урока и постановка целей
Сегодня мы узнаем способы матования одинокого короля. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, с помощью каких фигур это можно выполнить? (ферзем и королём ; двумя ладьями, ферзём и ладьей)
Объяснение нового материала.
Какой план мата двумя ладьями одинокому королю?
-Выбирается край доски и ладьи поочередно отнимают у короля свободные поля по вертикали и по горизонтали. Оттесняют его лесенкой к краю доски.
6. Практическая работа.
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.
8. Объяснение нового материала.
( На демонстрационной доске позиция)
Какой план мата ферзём и ладьёй одинокому королю?
- Ферзь мобильнее ладьи, поэтому увеличивается количество матовых позиций- это важно. Увеличивается опасность пата, ферзь контролирует больше полей и отнимает у него свободу передвижения.
9. Практическая работа
А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и разыграйте данную позицию.
План игры
1.Выбрать край доски и оттеснить ферзем короля.
2.Оставить королю противника для манёвров два поля. И подвести своего короля.
3.Ферзь под защитой короля ставит мат.
Рефлексия. Итог урока.
- Получилось ли у вас поставить мат ? С помощью каких фигур вы это выполнили?
Продолжите фразу: " Я расскажу дома, что..." Получилось ли у вас выстраивать стратегию на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.