Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Круглый стол.docx

Дата проведения: 05.11.2025

Круглый стол

Механизмы формирования предпосылок

функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

 

Подготовили:

Плотникова И. В., воспитатель

Васильева Т. А., воспитатель

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в вопросах

формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников.

Задачи:

1. Актуализировать понятие «функциональная грамотность» в контексте дошкольного

образования.

2. Рассмотреть ключевые механизмы и педагогические условия формирования предпосылок

функциональной грамотности.

3. Обменяться эффективными практиками и методами работы.

 

Механизмы формирования предпосылок функциональной грамотности – это система

взаимосвязанных педагогических условий, методов, форм и средств, обеспечивающих

постепенное становление у дошкольников базовых компетенций, необходимых для решения

жизненных задач и успешной адаптации в социуме.

Это не просто набор отдельных приёмов, а целенаправленный, системный процесс,

в котором:

- содержание образования выстраивается как целостная картина мира;

- методы и формы соответствуют возрастным особенностям (ведущая роль игры);

- среда стимулирует познавательную и социальную активность;

- педагог выступает как сопровождающий, поддерживающий инициативу.

1. Интегрированный подход к образовательной деятельности:

- объединение задач разных образовательных областей (речевое развитие, познавательное,

социально-коммуникативное и др.) в рамках одного мероприятия;

- формирование целостного восприятия мира: ребёнок видит связи между явлениями, применяет

знания в разных контекстах.

2. Игровая деятельность как ведущий механизм усвоения:

- игра – естественная форма познания для дошкольника, в которой он пробует роли, правила,

способы взаимодействия;

3. Проектная и исследовательская деятельность:

- развитие познавательной инициативы, умения ставить вопросы, искать ответы, делать выводы;

- формирование предпосылок критического мышления и самостоятельности.

4. Развивающая предметно-пространственная среда:

- среда как «второй педагог»: стимулирует наблюдение, экспериментирование, общение.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников:

- информирование родителей о сути функциональной грамотности и способах её поддержки

дома;

- совместные мероприятия: семейные проекты, читательские марафоны, мастер-классы.

6. Использование современных образовательных технологий:

- квест-технологии (поэтапное решение задач в игровой форме);

- технологии критического мышления (кластеры, «толстые и тонкие вопросы»).7. Рефлексивные практики:

- обсуждение с детьми результатов деятельности: «Что узнали?», «Как делали?»,

«Что было трудно?»;

- формирование умения оценивать свои действия, ставить новые цели.

8. Индивидуальный и дифференцированный подход:

- учёт возрастных, психологических и личностных особенностей каждого ребёнка.

9. Партнёрское взаимодействие со сверстниками:

- групповые и парные формы работы: совместные проекты, игры, обсуждения.

10. Системность и последовательность в образовательной работе:

- планомерное наращивание сложности задач;

- повторение и закрепление знаний в разных контекстах;

- взаимосвязь занятий, режимных моментов, свободной деятельности.

Важные условия эффективности механизмов:

1. Активная позиция ребёнка (инициатива, самостоятельность, выбор).

2. Профессиональная компетентность педагога (знание механизмов, гибкость в выборе методов).

3. Доброжелательная психологическая атмосфера (безопасность, доверие, поддержка).

4. Единство целей детского сада и семьи (согласованность требований и подходов).

5. Мониторинг динамики (наблюдение, портфолио, диагностические ситуации).

 

Практическая часть

Блок 1. Механизмы формирования: практика

Работа в микрогруппах:

- каждая группа получает карточку с механизмом и шаблон для фиксации:

«Методы → Результаты → Трудности»;

- оформляют на листе А4, готовят 2-минутное выступление;

- презентация итогов.

Блок 2. Практикум: анализ кейсов

Работа в микрогруппах по созданию реального кейса из практики детского сада:

- «Ребёнок не проявляет интерес к книгам, как сформировать читательскую грамотность?»;

- «Дети не умеют договариваться в игре, как развивать социально-коммуникативную

грамотность?»;

- «Как включить математическую грамотность в повседневную деятельность?»;

- «В группе 5-летних детей многие не понимают смысловые связи в коротких текстах

(например, не могут ответить на вопрос «Почему заяц спрятался?» после прочтения сказки).

Как развивать читательскую грамотность через повседневную деятельность?»;

- «Дети 6 лет не используют математические понятия в игре («больше», «меньше», «поровну»),

хотя знают их на занятиях. Как интегрировать математическую грамотность

в сюжетно-ролевые игры?»;

- «В совместной деятельности дети часто конфликтуют, не умеют выслушивать друг друга.

Какие игровые приёмы помогут сформировать предпосылки социально-коммуникативной

грамотности?»;

- обсуждение стратегии решения, записывают 3 – 4 конкретных приёма/игры/ситуации.

Блок 3. Обмен опытом «Быстрый питч»

Работа в микрогруппах:

- за 1 – 2 минуты рассказывает об одном эффективном приёме/игре/проекте, который развивает

предпосылки функциональной грамотности;

- почему этот метод работает, какие результаты даёт.

Рефлексия «Дерево отзывов»

Участники «сажают» на дерево плоды (успехи) и листья (вопросы/трудности). На большом

листе – нарисованное дерево. Участники получают цветные карточки: зелёные –

«что получилось/понравилось» (плоды), жёлтые – «что осталось непонятным/требует доработки»

(листья). Участники записывают на листочках 1 – 2 фразы и прикрепляют к дереву