|
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ТЕПЛОВОЗА ТЭМ18В
|
Брянским машиностроительным заводом в 2011 — 2014 гг. была выпущена партия маневровых тепловозов серии ТЭМ18В. Основное отличие данного локомотива от базовой серии ТЭМ18ДМ заключается в применении на нем дизель-генераторов финского производства Wärtsilä мощностью 882 кВт.
В конструкции тепловоза применена система подогрева теплоносителей дизеля, с помощью которой поддерживается оптимальная их температура при неработающем дизеле. Это позволяет обеспечить значительную экономию топлива при зимних отстоях тепловоза.
ПИТАНИЕ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ОСВЕЩЕНИЯ
При остановленном дизеле цепи управления и освещения получают питание от аккумуляторной батареи БА по цепи: плюсовой нож рубильника батареи РБ, предохранитель батареи на 125 А (ПП2), шунт ША1, сопротивление заряда батареи СЗБ, сглаживающий дроссель ДРС и автоматические выключатели АВ6, АВ9, АВ10, АВ11, АВ15, АВ16, АВ20, АВ21.
При работающем дизеле питание поступает от модуля управляемых выпрямителей (МУВ) через предохранитель на 125 А (ПП1), сглаживающий дроссель ДРС и далее на автоматические выключатели.
Автоматические выключатели АВ4, АВ5 подключены к аккумуляторной батарее до рубильника батареи РБ для питания цепей дежурного освещения тепловоза.
После автоматических выключателей цепи подключаются непосредственно к отдельным аппаратам и электрическим лампам выключателями (тумблерами) или кнопками. От минусовых зажимов катушек аппаратов или ламп при остановленном дизеле ток проходит через минусовой нож рубильника РБ на «минус» аккумуляторной батареи БА. При работающем дизеле ток проходит к минусовой клемме МУВ.
ПУСК ДИЗЕЛЯ
Запустить дизель на тепловозе можно только с основного пульта управления. Перед пуском дизеля необходимо проверить давление воды в системе охлаждения. Давление охлаждающей жидкости контролируется по манометру, установленному в дизельном помещении. При давлении охлаждающей жидкости менее 0,05 МПа (0,5 кг/см2) следует открыть индикаторные краны.
Далее следует выполнить следующие работы:
† включить рубильник РБ аккумуляторной батареи, автоматические выключатели «Питание дисплея», «Питание УСТА», «Топливный насос», «Возбуждение» на пульте управления и «Тормозное оборудование» в аппаратной камере, а также переключатель на блоке УСТА (после чего должен загореться светодиод «Пит» и «РАБ» на блоке УСТА; включиться дисплей и начаться загрузка системы);
† включить автомат «Управление общее» на пульте управления и повернуть ключ на переключателе «Блокировка управления»; при этом должен сработать контактор КБУ и загореться светодиоды на БЭЛ, включиться подкачивающий насос UP-4, который автоматически должен отключиться при достижении давления охлаждающей воды 0,065 МПа (0,65 кг/см2);
† перевести переключатель ВЦУ в положение «1» (должна загореться сигнальная лампа на пульте управления); при этом задатчик становится активным (его следует установить в нулевое положение, а реверсивный переключатель перевести в положение «Нейтраль», переключатель режима работы — в положение «Тяга», переключатель «Возбуждение» — в положение «Рабочее»;
† включить маслопрокачивающий насос тумблером SА16 «Масляный насос»;
† после включения насоса выполнить проворот коленчатого вала дизеля в течение 1 — 2 с путем нажатия кнопки SB12 «Проворот»;
† выключить маслопрокачивающий насос и закрыть индикаторные краны.
При давлении воды в системе охлаждения ниже 0,05 МПа (0,5 кг/см2) следует включить масляный насос, затем осуществить проворот в течение 1 — 2 с. Невыполнение этого требования может привести к гидравлическому удару или взрыву в момент пуска дизеля по причине скопления воды в цилиндрах дизеля!
После поворота ключа блокировки управления «КБУ» на основном пульте управления в положение «Вкл» собирается цепь: «ключ» АКБ à провод 72 à предохранитель ПП2 (125 А) à провод 74 à двойной провод 107 à сглаживающий дроссель ДРС à двойной провод 119 à зажимы 14/1, 14/2 à двойной провод 335 à провода 41, 42 à автомат «Управление общее» SF1à ключ блокировки КБУ SB13 à- провод 2772 à катушка контактора КБУ à провод 2773 à минусовой зажим РУ5 à провод 249 à минусовой зажим РУ4 à провод 463 à клемма 2/31 à провод 462 à провод 138 à «минус» АКБ.
После включения КБУ замыкает свой главный контакт и подает питание в бортовую сеть по цепи: зажимы 14/1, 14/2 à провода 335, 41, 42 à SF1 «Управление общее» à провода 855, 856 à главный контакт КБУ à провод 1918 (2780) à запитываются зажимы 1/34, 1/31, 1/30, 1/36, 1/37, 1/33, 1/32, 1/35. От провода 2780 запитываются зажимы 14/9, 14/10, а также подводится напряжение на реле РВ4.
По цепи от зажима 14/10 à провод 863 (862) à з.к. ВЦУ1 (ВЦУ2) à провод 763 (7343) получают питание лампы местонахождения машиниста Л42, Л43 (Л40, Л41) через сопротивление СЛ42, СЛ43 (СЛ40, СЛ41) à зажим 2/33 à «минус» АКБ параллельно получает питание катушка РММ1 (РММ2) через провод 319 (342) à р.к. РММ2 (РММ1) à провод 352 (309) à катушка РММ1 (РММ2) à провод 396 (346) à зажим 2/30 à «минус» АКБ.
Включившись, реле РММ1 (РММ2) подготавливает цепь питания для движения тепловоза между проводами 899 (7351) и 2591 (7350), а также запитывает задатчик позиций по цепи: зажим 1/31 à провода 2757, 428 à з.к. РММ1 (РММ2) à провод 4001 (4002) à БЭЛ.
Блок локомотивной электроники (БЭЛ) запитывается по цепи: «плюс» АКБ à провода 72, 4010 à БЭЛ à провод 4011 à зажим 2/34 à «минус» АКБ à зажим 1/36 à провод 4000 à управление общее БЭЛ. После того, как было подано напряжение на БЭЛ, через позицию «0» получает питание провод 4020 — зажим 14/4.
После выполнения вышеперечисленных операций схема тепловоза подготовлена к запуску дизеля. Пуск дизеля начинается после нажатия кнопки «Пуск дизеля 1». При этом получает питание РУ12 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точка 2 «Пуск дизеля 1» à контакты «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты «Стоп дизеля 1» à провод 430 à провод 7020 à р.к. РУ30 à провод 7405 à р.к. РУ35 à провод 699 à зажим 15/10 à провод 7400 à р.к. «Стоп дизеля 1» на ПУ2 à провода 7401, 691 à р.к. ПЧТ à провод 692 à РУ12 à провод 704 à зажим 2/36 à провода 462, 138 à «минус» АКБ.
Включившись, реле РУ12 встает на самопитание по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 733 à точки 1, 3 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты «Стоп дизеля 1» à провода 430, 7020 à р.к. РУ30 à провод 7405 à р.к. РУ35 à провод 699 à зажим 15/10 à провод 7400 à р.к. «Стоп дизеля 1» на ПУ2 à провод 7401 à провод 691 à р.к. ПЧТ à провод 692 à РУ12 à провод 704 à зажим 2/36 à провода 462, 138 à «минус» АКБ.
Одновременно замыкающими контактами реле РУ12 подготавливается цепь питания реле РВ3, РВ5, РУ5, РУ28, РУ29, РУ30, а также контактора КМН и КТН, а размыкающими контактами между проводами 3048 и 3049 дает команду СУД на возможность запуска ДГУ.
После включения реле РУ12 получает питание катушка реле РУ7 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провода 885, 453 à р.к. РУ4 à провод 248 à р.к. Ш2 à провод 242 à катушка РУ7 à провода 1566, 258 à провода 254, 466 à зажим 2/31 à «минус» АКБ.
Реле РУ7 з.к. включает РВ2 по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 2782 à р.к. РУ16 à провод 561 à з.к. РУ12 à провода 575, 577, 1563 à з.к. РУ7 à провода 1717, 1564 à катушка РВ2 à провода 6072, 1722 à зажим 2/30 à «минус» АКБ.
Реле РВ2 подключает катушку промежуточного реле РУ28 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот » à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провод 22 à провод 148 à з.к. РУ12 à провод 150 à р.к. КУ17 à провода 1732, 883 à з.к.РВ2 à провода 1724, 1725 à катушка РУ28 à провода 497, 167, 127 à клемма 2/35 à «минус» АКБ.
Реле РУ28 включается и своими замыкающими контактами создает цепь питания реле времени РВ3 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провод 150 à р.к. КУ17 à провода 1732, 883 à з.к. РВ2 à провода 1724, 1725, 1517 à з.к. РУ28 à провода 1723, 1516 à катушка РВ3 à провода 1519, 169, 6072, 1722 à зажим 2/30 à «минус» АКБ.
Также реле РУ28 своими замыкающими контактами создает цепь питания катушки контактора маслопрокачивающего насоса КМН по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провод 417 à з.к. РУ28 à провод 296 à катушка КМН à провода 167, 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ.
Контактор КМН, включившись, силовыми контактами включает электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН от аккумуляторной батареи по цепи: «плюс» АКБ à провод 72 à провод 82 à предохранитель ПМН (125 А) à главные контакты КМН à провод 459 à якорная обмотка и обмотка возбуждения МН à провод 516 à «минус» АКБ. Включенный маслопрокачивающий насос производит предварительную прокачку масла дизеля в течение 40 + 5 с.
Одновременно з.к. КМН создают цепь питания контактора топливного насоса КТН по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 2782 à р.к. РУ16 à провод 561 à з.к. РУ12 à провода 575, 577, 583 à з.к. КМН à провода 582, 596 à катушка КТН à провод 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ.
Контактор КТН включается и силовыми контактами подключает цепь питания топливопрокачивающего насоса ТН по цепи: «плюс АКБ à провод 72 à предохранитель ПП2 (125 А) à провод 73 à двойной провод 107 à сглаживающий дроссель ДРС à двойной провод 119 à зажимы 14/1, 14/2 à двойной провод 335 à провода 41, 42 à контакты SF2 «Топливный насос» предохранитель ПТН (20 А) à провод 155 à замкнутые главные контакты КТН à провод 519 à электродвигатель топливопрокачивающего насоса à провода 273, 543 à зажим 2/34 à «минус» АКБ.
По истечении времени 40 + 5 с. замыкающие контакты РВ3 включают реле РУ29 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провод 150 à р.к. КУ17 à провода 1732, 883 à з.к. РВ2 à провод 1512 à з.к. РВ3 à провода 1511, 1726 à катушка РУ29 à провода 1515, 497, 167, 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ.
Своими замыкающими контактами РУ29 создает цепь питания катушек реле РУ5 и РУ33:
Ä РУ5: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провод 150 à р.к. КУ17 à провода 1732, 883 à з.к. РВ2 à провода 1724, 1725, 1517, 449 à з.к. РУ29 à провод 603 à катушка РУ5 à провода 249, 463 à зажим 2/31 à «минус» АКБ;
Ä РУ33: зажим 14/4 à провода 3613, 3607, 3614 à з.к. РУ29 à провода 3616, 3617 à катушка РУ33 à провод 3618 à «минус» АКБ.
Включившись, реле РУ33 становится на самопитание по цепи: зажим 14/4 à провода 3613, 3606, 3622 à р.к. РВ7 à провод 3623 à разъем Р15 à провод 3615 à з.к. РУ33 à провод 3617 à катушка РУ33 à провод 3618 à «минус» АКБ.
Включившись, реле РУ5 подает питание на реле РВ5 и контактор Д1:
Æ РВ5: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провод 885 à з.к РУ5 à р.к. Д1 à провода 165, 1728 à катушка РВ5 à провода 418, 169, 6072, 1722 à зажим 2/30 à «минус» АКБ;
Æ Д1: «плюс» АКБ à провода 72, 82 à предохранитель ПМН (125 А) à провода 84, 454 à з.к. РУ5 à провод 425 à р.к. КВ à провод 337 à з.к. РММ1 (РММ2) à провод 144 à СУД à провод 560 à катушка Д1 à провод 466 à зажим 2/31 à «минус» АКБ.
Контактор Д1 силовыми контактами подключает тяговый генератор Г к зажимам аккумуляторной батареи БА через рубильник РБ по цепи: «плюс» АКБ à провод 101 à гл.з.к. Д1 à провода 102, 13 à якорная обмотка тягового генератора Г à обмотка дополнительных полюсов à пусковая обмотка ТГ à провод 103 à гл.з.к. Д1 à провод 138 à «минус» АКБ. В результате генератор, работая в режиме электродвигателя, разворачивает коленчатый вал дизеля.
При включении пускового контактора Д1 включается реле РУ4 по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 2782 à р.к. РУ16 à провод 561 à з.к. РУ12 à провод 575 à з.к. Д1 à провод 133 à зажимы 3/2, 3/1 à провода 630, 580 à катушка РУ4 à провод 463 à зажим 2/31 à «минус» АКБ.
После включения реле РУ4 встает на самопитание по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 2782 à р.к. РУ16 à провод 561 à з.к. РУ12 à провода 575, 577 à з.к. РУ4 à провод 580 à катушка РУ4 à провод 463 à зажим 2/31 à «минус» АКБ.
При включении реле РУ4 его размыкающие контакты между проводами 453 и 248 обесточивают цепь питания РУ7, которое, в свою очередь, отключившись, обесточит реле РВ2. Контакты реле РВ2 между проводами 883 и 1724 по истечении времени 12 с разомкнутся и отключат реле РУ28, которое, в свою очередь, отключит реле РУ3 и контактор КМН и реле РУ29, которое отключит реле РУ5. Реле РУ5 замыкающими контактами между проводами 454 и 425 отключает контактор Д1 и между проводами 885 и 170 отключает реле РВ5.
Пусковой контактор Д1, отключившись, разорвет цепь питания тягового генератора от аккумуляторной батареи.
В случае, если по какой-либо причине в процессе запуска дизеля произойдет сбой, то по истечении 17 с после включения контактора Д1 замыкаются контакты реле РВ5 в цепи питания реле РУ30 по цепи: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля 1» à р.к. контакты SA15 «Топливный насос» à провода 22, 148 à з.к. РУ12 à провода 885, 1729, 1513 à з.к. РВ5 à провода 1514, 1727 à катушка реле РУ30 à провода 1518, 1515, 497, 167, 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ.
Реле РУ30, включившись, разомкнет свои контакты в цепи питания реле РУ12 между проводами 7020 и 7405. В результате реле РУ12 отключится и разберет схему запуска дизеля как описано выше. Этим ограничивается время прокрутки (23 с) коленчатого вала дизеля от аккумуляторной батареи при несостоявшемся пуске дизеля.
Перед проворотом коленчатого вала без пуска дизеля тумблером «Масляный насос» следует включить двигатель маслопрокачивающего насоса, а затем на нулевой позиции задатчика нажать кнопку SA12 «Проворот» на основном пульте управления. При этом собирается цепь питания контактора Д1: зажим 14/4 à провод 246 à контакты SA12 «Проворот» à провод 250 à з.к. КМН à провод 252 à р.к. КТН à провод 2781 à р.к. РУ16 à провод 261 à р.к. КВ à провод 337 à з.к. РММ1 (РММ2) à провод 144 à СУД à провод 560 à катушка Д1 à провод 466 à зажим 2/31 à «минус» АКБ.
Кроме того, электрической схемой тепловоза предусмотрена возможность прокачки масла и топлива без пуска дизеля. Для прокачки масла включают тумблер SA16 «Масляный насос» на основном пульте управления. При этом собирается цепь питания контактора КМН по цепи: зажим14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля» à точки 1, 3, 5, 7 «Топливный насос» à контакты тумблера «Масляный насос» à провода 40, 393 à р.к. КУ17 à провод 2595 à катушка КМН à провод 167 à провод 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ. Главные контакты контактора КМН подключат электродвигатель маслопрокачивающего насоса к аккумуляторной батарее.
Для прокачки топлива включают тумблер SA15 «Топливный насос» на основном пульте управления. При этом собирается цепь питания контактора КТН: зажим 14/4 à провод 246 à точка 4 «Проворот» à точки 2, 4 «Пуск дизеля» à контакты тумблера «Топливный насос» à провода 21, 596 à катушка контактора КТН à провод 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ.
Остановка дизеля производится нажатием кнопки «Стоп дизеля 1» При этом обрывается цепь питания реле РУ12, которое своими размыкающими контактами между проводами 3048 и 3049 подаст команду в СУД на остановку дизеля. При отключении реле РУ12 через размыкающие контакты этого реле между проводами 3607 и 3608, через контакты реле РУ33 (которое после отключения дизеля осталось на самопитании) подается сигнал на включение контактора КМН по цепи: зажим 14/4 à провод 3613 à провод 3607 à р.к. РУ12 à провод 3608 à з.к. РУ33 à провод 3610 à провод 296 à катушка контактора КМН à провода 167, 127 à зажим 2/35 à «минус» АКБ. Контактами контактора КМН включается электродвигатель маслопрокачивающего насоса.
Через блокировочные контакты контактора КМН включается реле времени РВ7 по цепи: зажим 14/4 à провод 3613 à р.к. РУ12 à провод 3609 à з.к. КМН à провод 3611 à разъем Р15 à провод 3620 à катушка РВ7 à провод 3621 à минусовой зажим РВ8 à провод 3708 à минусовой зажим РВ6 à провода 2002, 6072, 1722 à зажим 2/30 à «минус» АКБ. В результате контакты РВ7 через 60 с размыкаются, отключают маслопрокачивающий насос и прокачка масла прекращается.
ВОЗБУЖДЕНИЕ СИНХРОННОГО ВОЗБУДИТЕЛЯ И
ПОДЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
После запуска дизеля остаются под питанием реле РУ12, РУ4. После отключения контактора Д1 собирается цепь питания контактора КУ17: по цепи: зажим 14/4 à провод 734 à з.к. РУ12 à провод 2782 à р.к. РУ16 à провод 561 à з.к. РУ12 à провода 575, 577 à з.к. РУ4 à провода 630, 133, 111 à р.к. Д1 à провод 112 à катушка контактора КУ17 à провода 973, 704 à зажим 2/36 à «минус» АКБ.
Включившись, контактор КУ17 замкнет свои главные контакты между проводами 6043 и 6044 и подаст питание через автоматический выключатель SF3 «Возбуждение» и контакты конечного выключателя БК4, установленного вместе с силовым модулем, на катушку контактора КМ1 по цепи: «плюс» АКБ à провод 72 àпредохранитель ПП2 (125 А) à провод 73 à шунт измерителя ША1 à провод 74 à сопротивление заряда батареи СЗБ à провода 109, 6043 à замкнутые главные контакты КУ17 à провод 6044 à контакты SF3 «Возбуждение» à провода 6059, 6016 à з.к. БК4 à провода 602, 6018 à контакты 5, 6 выключателя SA1 «Рабочее-Аварийное» на ПУ1 à провод 6073 à р.к. реле повышенного напряжения РНП à провод 6070 à катушка контактора КМ1 à провода 6069, 6021 à зажим 2/29 à «минус» АКБ. Одновременно по проводу 5151 подается сигнал в блок регулирования БР о включении цепей возбуждения.
Контактор КМ1 включается и собирает цепь питания ВСТ по цепи: блок БР à провода 6034, 6035 à диод заряда батареи ДЗБ à провода 6036, 6041 à зажимы F1 и F2 обмотки возбуждения ВСТ à провод 110 à шунт измерителя ША3 (датчик ДТ4 контролирует ток возбуждения ВСТ) à провод 108 à часть резистора СВВ2 à провод 6063 à гл.з.к. КМ1 à провод 6068 à зажим 2/29 à провод 462 à «минус» АКБ.
На зажимах U1 и U2 ВСТ появляется напряжение 75 ± 1 В переменного тока, которое по проводам 6003, 6006 через предохранитель ПР6 (200 А) поступает на вход модуля управляемых выпрямителей МУВ.
Через диодный блок МУВ с плюсового зажима (150 А) выпрямленный ток напряжением 75 В по проводу 114 через предохранитель ПП1 (125 А) и провод провод 109 подходит к узлу подключения проводов.
Часть тока при этом протекает по цепи: двойной провод 107 à ДРС à двойной провод 119 à зажимы 14/1, 14/2 (от зажима 14/1 по проводу 5057 ток поступает в датчик напряжения бортовой сети ДНБС, который сообщает в блок БР информацию о напряжении бортовой сети, а блок БР, в свою очередь, начинает регулировать возбуждение ВСТ для поддержания напряжения 75 ± 1 В на зажимах U1 и U2) à провод 5056 à зажим 2/32 à провода 462, 138, 115 à минусовой зажим МУВ. От зажимов 14/1, 14/2 ток поступает в бортовую сеть тепловоза на рейку зажимов рейку 1 à через включенные аппараты на рейку зажимов рейку 2 à провода 462, 138, 115 à минусовой зажим МУВ.
Часть тока идет на зарядку аккумуляторной батареи по цепи: плюсовой зажим МУВ à провод 114 à предохранитель ПП1 (125 А) à провод 109 à СЗБ à провод 74 à шунт измерителя ША1 (контролирует ток нагрузки данной цепи) à провод 73 à предохранитель ПП2 à провод 72 à плюсовой нож рубильника АКБ à 32 элемента АКБ à минусовой нож рубильника АКБ à провода 138, 115 à минусовой зажим МУВ.
ДТ5 измеряет ток нагрузки цепи зарядки батареи, а не ток зарядки батареи, т.к. в этой цепи подключены СУД, БЭЛ, дисплейный модуль, блок БР, АЛСН, БУНС (блок управления нагревом стекол), кондиционер.
Также после включения контактора КУ17 замыкаются его контакты между проводами 136 и 734 и питание РУ12, РУ4, КУ17 будет подаваться от бортовой цепи тепловоза.
АВАРИЙНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ СИНХРОННОГО ВОЗБУДИТЕЛЯ
Для перехода на аварийное возбуждение синхронного возбудителя при запущенном дизеле необходимо перести задатчик позиций на нулевую позицию, отключить автоматические выключатели «Возбуждение», «Питание УСТА», дождаться появления сообщения на дисплейном модуле «Нет связи с УСТА», перевести переключатель «Возбуждение» в положение «Аварийное», включить автоматический выключатель «Возбуждение», сквитировать сообщение «Нет связи с УСТА» на дисплее пульта управления путем нажатия кнопки «0».
Тумблер «Возбуждение — аварийное» разорвет цепь питания контактора КМ1 и подготовит цепь включения реле РКМ1 и контактора ВВ.
Цепь РКМ1: «плюс» АКБà провод 72 à предохранитель ПП2 à провод 73 à шунт измерителя ША1 à сопротивление СЗБ à провода 109, 6043 à гл.з.к. КУ17 à провод 6044 à контакты автоматического выключателя «Возбуждение» à провода 6059, 6016 à контакты БК4 à провода 6020, 6018 à контакты тумблера «Возбуждение — аварийное» à провода 6011, 6012 à катушка РКМ1 à провода 6058, 6059, 6021 à зажим 2/29 à провод 462 à «минус» АКБ.
Реле РКМ1 включится и своими замыкающими контактами создаст следующие цепи:
² минусовую цепь питания блока БАВ: провод 6023 à з.к. РКМ1 à провода 6022, 6058, 6059, 6021 à зажим 2/29 à «минус» АКБ;
² цепь на БРН между проводами 6017 и 117;
² через контакты РКМ1 между проводами 6053 и 6024, 6054 и 6025 зажимы ВСТ U1 и U2 через шины МУВ соединяются с блоком БАВ.
ВСТ представляет собой однофазный генератор переменного тока. При изменении позиций задатчика коленчатый вал дизеля увеличивает (уменьшает) обороты. Соответственно, при этом увеличиваются (уменьшаются) обороты ротора ВСТ. Напряжение на зажимах составляет 75 ± 1 В, а частота тока изменяется. Соответственно, через контакты РКМ1 между проводами 6053 и 6024, 6054 и 6025 блок БАВ считывает частоту переменного тока. Когда частота переменного тока совпадет с программой блока БАВ, то блок БАВ увеличит (уменьшит) открытие тиристоров блока МУВ в соответствии с позицией задатчика (3 — 8 позиции), тем самым увеличится (уменьшится) возбуждение тягового генератора.
При аварийном возбуждении рационально использовать не более пяти позиций задатчика, так как при дальнейшем увеличении позиций прироста тока нагрузки не будет, а будет увеличиваться только напряжение, но незначительно.
Размыкающий контакт РКМ1 между проводами 3661 и 3660 разорвет цепь питания контактора КВ в режиме электродинамического тормоза.
Контакты 1 и 2 тумблера «Возбуждение — аварийное» между проводами 4038 и 4031 подготовят цепь питания вентиля замещения тормоза ВЗТ, который включится в случае неправильных действий машиниста (включении ЭДТ при аварийном возбуждении ВСТ).
Цепь контактора ВВ: «плюс» АКБ à провод 72 à предохранитель ПП2 à провод 73 à шунт измерителя ША1 à сопротивление СЗБ à провода109, 6043 à з.к. контактора КУ17 à провод 6044 à контакты автоматического выключателя «Возбуждение» à провода6059, 6016 à контакты БК4 à провод 6020 à провод 6018 à контакты тумблера «Возбуждение — аварийное» à провод 6011 à диод ДР2 à провод 6062 à катушка ВВ à провод 6021 à зажим 2/29 à «минус» АКБ.
Контактор ВВ включится, замкнет свой контакт между проводами 6059 и 6041 и соберет цепь возбуждения ВСТ: «плюс» АКБ à провод 72 à предохранитель ПП2 à провод 73 à шунт измерителя ША1 à сопротивление СЗБ à провода 109, 6043 à з.к. контактора КУ17 à провод 6044 à контакты автоматического выключателя «Возбуждение» à провод 6059 à контакты ВВ à провод 6041 à зажимы F1 и F2 обмотки возбуждения ВСТ à провод 110 à шунт измерителя ША3 (датчик ДТ4 контролирует ток возбуждения ВСТ) à провод 108 à часть резистора СВВ1 à провод 6017 à контакты РКМ1 à провод 117 à блок БРН à провода 118, 280, 276, 463 à зажим 2/31 à «минус»АКБ.
Блок БРН поддерживает на зажимах ВСТ U1 и U2 напряжение 75 ± 1 В.
Для перехода с аварийного режима возбуждения на рабочий режим при запущенном дизеле следует перевести задатчик позиций на нулевую позицию, отключить автоматический выключатель «Возбуждение», перевести переключатель «Возбуждение» в положение «Рабочее», включить автоматический выключатель «Питание УСТА». После появления на дисплее пульта управления диагностической информации необходимо включить автоматический выключатель «Возбуждение». В результате собирается цепь возбуждения синхронного возбудителя ВСТ от БР.
При горячем отстое тепловоза запрещается отключение автоматического выключателя «Возбуждение», так как при этом прекращается зарядка аккумуляторной батареи тепловоза!
ВОЗБУЖДЕНИЕ ТЯГОВОГО ГЕНЕРАТОРА
Независимая обмотка возбуждения генератора F1-F2 получает питание от модуля управляемых выпрямителей МУВ при включении контактора КВ. Параллельно силовым контактам контактора КВ подключен резистор СВГ, который при отключении контактора КВ исключает полный разрыв цепи, в результате чего предотвращается повышение напряжения в обмотке возбуждения F1-F2.
Сигнал о включении КВ поступает в БР по проводу 5011. После включения КВ блок регулирования БР, управляя выпрямителем МУВ, начинает регулировать ток возбуждения генератора, формируя его внешние характеристики в соответствии с показаниями преобразователей ДТ1 и ДН1. Регулировка внешних характеристик тягового генератора в процессе эксплуатации не требуется, проверка производится на реостатной станции.
В случае неисправности БР предусмотрен аварийный режим возбуждения тягового генератора при помощи БАВ. При этом включаются РКМ1 и ВВ. Своими замыкающими контактами РКМ1 включает БАВ, подключает обмотку возбуждения возбудителя ВСТ к блоку БРН, подключает БАВ к МУВ. После перевода задатчика на 1-ю позицию включается КВ и РКВ, замыкающими контактами РКВ подает напряжение на контакт 8 блока БАВ. БАВ начинает управлять МУВ и устанавливает ток возбуждения тягового генератора для 1-й позиции. При переводе задатчика на 2-ю и последующие позиции БАВ устанавливает ток возбуждения тягового генератора пропорционально оборотам дизеля.
Начиная со второй позиции контроллера начинает расти скорость оборотов дизеля. Чтобы избежать провала напряжения бортовой сети на 2-й позиции контроллера включается реле РУ2, через замыкающие контакты которого включается реле времени РВ8, которое, в свою очередь, включает реле РУ20. Контактами реле РУ20 в цепь возбуждения ВСТ дополнительно вводится часть резистора СВВ1, что позволяет повысить надежность работы БРН и, таким образом, стабилизировать напряжение бортовой сети в режиме аварийного возбуждения.
При аварийном возбуждении тягового генератора работа применение электрического тормоза запрещается!
РАБОТА СХЕМЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ТЕПЛОВОЗА
Тяговые двигатели тепловоза подключены к тяговому генератору в две параллельные группы (по три электродвигателя к каждой) посредством поездных контакторов П1 и П2. Обмотки возбуждения тяговых двигателей подключаются контактами главной цепи реверсора Р. При изменении положения реверсора его замкнутые контакты размыкаются, а разомкнутые контакты — замыкаются. В этом случае обмотки возбуждения электродвигателей будут обтекаться током в противоположном направлении. Изменение направления тока в обмотках возбуждения вызывает изменение направления вращения якорей электродвигателей, и, следовательно, направление движения тепловоза.
Для обеспечения работы тягового генератора в рабочем интервале токов нагрузки (в гиперболической зоне внешней характеристики генератора) на тепловозе ТЭМ18В предусмотрены две ступени ослабления поля тяговых двигателей, что позволяет использовать полную мощность дизеля на восьмом положении задатчика до скорости 57 км/ч.
Включением контактора Ш1 параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей 1 — 3 подсоединяется сопротивление первой ступени ослабления поля СШ1. При этом часть тока обмоток якорей электродвигателей 1 — 3 ответвляется по сопротивлению СШ1 и по обмоткам возбуждения будет проходить 48 % тока якорей.
При включении контактора Ш2 параллельно обмоткам возбуждения электродвигателей 1 — 3 подсоединяется сопротивление второй ступени ослабления поля СШ1. В этом случае большая часть тока обмоток якорей будет проходить помимо обмоток возбуждения, так как часть тока дополнительно ответвляется по сопротивлению СШ1, и по обмоткам возбуждения будет проходить 25 % тока якорей.
Подключение цепей ослабления поля тяговых двигателей 4 — 6 задней тележки осуществляется аналогично.
Для приведения тепловоза в движение необходимо:
†в аппаратной камере отключатель моторов установить в положение «I + II»;
† на пульте управления ПУ2 включить два автоматических выключателя «Питание АЛСН» в плюсовой и минусовой цепх;
† установить тумблер ПЧТ1 на пульте управления (на некоторых тепловозах этот тумблер располагается в аппаратной камере справа) в выключенное положение;
† включить тумблер «Управление машинами»;
† включить ключ ЭПК;
† зарядить тормозную магистраль до зарядного давления;
† установить тумблер «Тяга — Тормоз» в положение «Тяга»;
† установить тумблер реверсора в положение «Вперед» («Назад»).
Цепь питания реверсора «Вперед»: блок БЭЛ à провод 171 à кондуит à провод 173 à р.к. КУ10 à провод 174 à катушка реверсора Р «Вперед» à провод 4220 à р.к. П2 и П1 à провода 722, 257, 259 à зажим 2/33 à «минус».
Цепь питания реверсора «Назад»: блок БЭЛ à провод 164 à кондуит à провода 166, 344 à з.к. КУ10 à провод 610 à катушка реверсора «Назад» à провод 4220 à р.к. П2 и П1 à провода 722, 257, 259 à зажим 2/33 à «минус».
Цепь питания контактора КУ10: блок БЭЛ à провод 164 à кондуит à провода 166 à катушка контактора КУ10 à провода 945, 973, 704 à зажим 2/36 à «минус».
После разворота реверсора в положение «Вперед» или «Назад» его силовые контакты приготовят цепь питания обмоток возбуждения тяговых двигателей, соответственно, для следования вперед или назад, и замкнутся его замыкающие блокировочные контакты в цепи питания: вентилей переднего (заднего) блока гребнесмазывателей, вентилей подачи песка и в цепи первой позиции. При этом напряжение подается на контакт РВ4.
1-я позиция задатчика. При установке задатчика на 1-ю позицию разомкнется контакт нулевой позиции. Работа дизеля идет через блокировку КУ17 между проводами 136 и 805 (734) и при этом собирается цепь: провод 163 à контакты ПЧТ1 à провода 160, 900 à кондуит à з.к. ЭПК à провод 899 (7351) à з.к. РММ1 (РММ2) à провод 2591 (7350) à з.к. тумблера «Управление машинами» ПУ1 (ПУ2) à провода 162 (605) à зажим 2/16.
От зажима 2/16 по проводу 5010 подается информация в блок БР о включении 1-й позиции режима «Тяги», который, в свою очередь, включает полублок, отвечающий за параметры режима тяги: провод 5005, 615 à р.к. РЭТ à провод 191 à з.к. БК1, БК2 (шкафов установленных на задней стенке отсека компрессора) à БК3 (дверь аппаратной камеры) à провод 181 à р.к. реле РУ2 à провод 2590 à р.к. КВТ1 à провода 1730, 168 à катушка РВ4 à провода 169, 6072, 1722 à зажим 2/30 à «минус».
Реле РВ4 включится и разомкнет свой контакт в цепи питания электрического тормоза между проводами 2073 и 2074 и замкнет свой контакт в цепи питания поездных контакторов: блок БЭЛ à провод 171 à кондуит à провод 173 à р.к. КУ10 à провод 174 (блок БЭЛ) à ( Положение реверсора «Назад» провод 164 à кондуит à провода 166, 344 à з.к. контактора КУ10 à провод 610) )à блокировочные контакты реверсора à провода 1711, 197 à з.к. РВ4 à контакты ОМ (отключатель моторов) à провода 194, 196 à катушки контакторов П1, П2 à провод 259 à зажим 2/33 à «минус». Здесь же по проводам 5035, 5036 в блок БР подается информация о количестве подключенных тяговых двигателей для формирования возбуждения тягового генератора.
После включения контакторов П1, П2 их силовые контакты подсоединяют ТЭД к тяговому генератору. Блокировочные контакты замыкаются в цепи КВ и РКВ и размыкаются в минусовой цепи реверсора.
Цепь питания КВ и РКВ: провод 163 à контакты ПЧТ1 à провода 161, 900 à кондуит à з.к. ЭПК à провод 899 (7351) à з.к. РММ1 (РММ2) à провод 2591 (7350) à з.к. тумблера «Управление машинами» ПУ1 (ПУ2) à провод 162 (605) à провод 5005 à зажим 2/16 à провод 615 à р.к. РЭТ à провод 616, 191 à з.к. БК1, БК2 (шкафов установленных на задней стенке отсека компрессора) à БК3 (дверь аппаратной камеры) à провод 181 à р.к. реле РУ2 à провод 3635 à з.к. РТ9 (реле тока) à провод 3634 à з.к. П1, П2 à провод 183 à р.к. РУ5 à провод 621 à блок СУД à провод 628 à р.к. РУ14 à провода 685, 611, 626 à з.к. ДРТ4 (датчик давления ТМ) à провода 2738, 612, 187 à катушка контактора КВ (параллельно провод 201 à провод 179 à катушка реле РКВ à провод 188 à провод 185 à р.к. реле РЗ à провод 1970 à зажим 2/33 à «минус».
Контактор КВ, включившись, своим главным контактом подключит обмотку возбуждения тягового генератора к блоку МУВ. При этом разомкнется блокировочный контакт в цепи Д1 между проводами 425 и 337, замкнется блокировочный контакт в собственной цепи между проводами 181 и189, замкнется блокировочный контакт между проводами 179 и 5011, через который блок БР получит информацию о том, что схема собрана. Блок БР плавно открывает тиристоры блока МУВ, начиная плавно возбуждать тяговый генератор, в результате чего тепловоз плавно приходит в движение.
Реле РКВ, включившись, замкнет свои блокировочные контакты в минусовой цепи реверсора между проводами 226 и 604, 6026 и 6027, которые используется в режиме аварийного возбуждения.
Силовая цепь 1-й позиции задатчика: «плюс» тягового генератора à провода 13, 14 à гл.з.к. П1, П2 à провода 1004, 1000 à шунты измерителя ША5, ША6 à якорные обмотки ТЭД à провода 18, 4 à силовые контакты реверсора à обмотки возбуждения ТЭД à силовые контакты реверсора à провода 23, 9 à шунт измерителя ША2 à «минус» тягового генератора ГГ.
2-я позиция задатчика. При переводе рукоятки задатчика на 2-ю позицию получают питание контакты БЭЛ 42 и 22. От контакта 42 по проводу 225 получает питание реле РУ2: контакт БЭЛ 42 à провод 225 à кондуит à провод 225 à зажим 3/16 à провод 227 à катушка РУ2 à провода 280, 276, 463 à зажим 2/31 à «минус».
Реле РУ2 включается и размыкает свои контакты между проводами 181 и 189 в цепи питания РВ4 и КВ (дальнейшее питание РУ4 и КВ проходит через замкнутый контакт КВ), а также между проводами 220 и 280 в минусовой цепи вентилей привода автосцепок (тем самым исключая возможность дистанционной отцепки выше 2-й позиции). Также реле РУ2 замыкает свой контакт между проводами 132 и 6029 в цепи блока БАВ.
От контакта 22 по проводу 236 через зажим 3/25 и провод 3072 подается команда в СУД на увеличении подачи топлива, что приводит к увеличению оборотов вала дизеля, соответствующих 2-й позиции задатчика и через зажим 3/23 и провод 5019 подается команда в блок БР о включении 2-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, что приводит к увеличению силовых токов.
3-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 3-ю позицию дополнительно к контакту БЭЛ 22 получает питание контакт 37, сочетание проводов 236 и 240 подают команду в СУД об увеличении подачи топлива. Одновременно через зажимы 3/23 (провод 5019) и 3/27 (провод 5020) в блок БР подается команда о включении 3-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 3-й позиции.
4-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 4-ю позицию снимается питание с контактов БЭЛ 22 и 37, подается питание на контакт 35, провода 232, 3071, СУД. В результате увеличивается подача топлива, а следовательно, и обороты вала дизеля. одновременно с этим через зажим 3/21, провод 5018 в блок БР подается команда о включении 4-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 4-й позиции.
5-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 5-ю позицию дополнительно к контакту 35 подается питание на контакт 37. Сочетание проводов 232 и 240 подает команду СУД. Одновременно с этим через зажимы 3/21 (провод 5018) и 3/27 (провод 5020) в блок БР подается команда о включении 5-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 5-й позиции.
6-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 6-ю позицию теряет питание контакт 37, остается под питанием контакт 35 и получает питание контакт 22.
Сочетание проводов 232 и 236 подает команду СУД. Одновременно через зажимы 3/21 (провод 5018) и 3/23 (провод 5019) в блок БР подается команда о включении 6-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 6-й позиции.
7-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 7-ю позицию получают питание контакты БЭЛ 35, 22, 37. Сочетание проводов 232, 236, 240 подает команду СУД. Одновременно через зажимы 3/21 (провод 5018), 3/23 (провод 5019) и 3/27 (провод 5020) в блок БР подается команда о включении 7-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 7-й позиции.
8-я позиция. При переводе рукоятки задатчика на 8-ю позицию теряют питание контакты БЭЛ 35. 22, 37 и встает под питание контакт 33. По проводу 229 подается команда в СУД. Одновременно через зажимы 3/18 (провод 5017) в блок БР подается команда о включении 8-й позиции, который, в свою очередь, открывает тиристоры МУВ, увеличивая тем самым возбуждение тягового генератора, соответствующего 8-й позиции.
Увеличение скорости движения тепловоза осуществляется путем перемещения задатчика с 1-й позиции на последующие.
Включение контакторов ослабления поля Ш1 и Ш2 возможно только при включенном тумблере «Управление переходами». Переход на ослабленное поле и обратно осуществляется с помощью БР в зависимости от значений напряжения и тока тягового генератора, информация о которых поступает с измерительных преобразователей ДН1 и ДТ1.
При неисправности электродвигателя передней тележки при остановленном тепловозе отключатель моторов ОМ необходимо установить в положение I, при неисправности электродвигателя задней тележки — в положение II. При этом отключается соответствующий поездной контактор П1 или П2.
УПРАВЛЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРОМ И
ЖАЛЮЗИ ХОЛОДИЛЬНОЙ КАМЕРЫ
Управление вентилятором и жалюзи холодильной камеры осуществляется автоматически с любого пульта управления посредством датчиков-реле температуры (термореле) РТ1, РТ2, и реле управления РУ19. Тумблер «Автоматическое управление холодильником» опломбирован в верхнем положении.
При температуре воды на выходе из дизеля +80 °С замыкаются контакты термореле РТ2. Контактами термореле РТ2 и р.к. реле РУ19 включаются вентили ВП1 и ВП3. В результате жалюзи воды и верхние жалюзи открываются.
Закрытие жалюзи происходит при снижении температуры воды на интервал от от 3 до 6 °С.
Регулирование температуры воды охлаждения наддувочного контура осуществляется посредством термореле РТ1. При температуре воды наддувочного контура 38 °С замыкаются контакты термореле РТ1 и подается питание на катушку реле РУ19, контактами которого включаются вентили ВП3 и ВП5. В результате открываются жалюзи наддувочного контура и верхние жалюзи. Отключение жалюзи происходит при снижении температуры в интервале от от 3 до 6 °С.
В аварийном режиме управление вентилятором и жалюзи холодильной камеры производится путем снятия пломбы с тумблера «Автоматическое управление холодильником» и переводом его в нижнее положение. В этом случае управление осуществляется посредством тумблеров «Жалюзи воды воздухоохладителя», «Жалюзи верхние», «Жалюзи воды», «Муфта вентилятора».
При включении тумблера «Жалюзи верхние» и установленном в верхнем положении тумблере «Автоматическое управление холодильником» одновременно с открытием верхних жалюзи включаются жалюзи воды.
РАБОТА ТЕПЛОВОЗОВ ПО СИСТЕМЕ МНОГИХ ЕДИНИЦ
Схема тепловоза ТЭМ18В предусматривает работу двух локомотивов по системе многих единиц. Работа схемы по системе двух единиц допускается с обязательным присутствием на втором (ведомом) тепловозе помощника машиниста для контроля за состоянием тепловоза и показаниями приборов.
Для подготовки к работе тепловозов по системе многих единиц необходимо:
u на ведомом тепловозе произвести экстренное торможение краном машиниста и разрядить тормозную магистраль до нуля;
u на ведомом тепловозе ручку крана вспомогательного тормоза в крайнее тормозное положение (когда в тормозных цилиндрах установится полное давление, перевести ключ блокировочного устройства из нижнего положения в верхнее и вынуть его из гнезда);
u убедиться в отсутствии недопустимого снижения давления в тормозных цилиндрах;
u на ведущем и ведомом тепловозах переключатель ПЧТ «Переключатель числа тепловозов» перевести из положения «I» в положение «II»;
u на ведомом тепловозе тумблер ПЧТ1 «Перевод в режим ведомой секции» перевести в верхнее положение;
u на ведущем тепловозе вставить ключ в блокировочное устройство и повернуть его вниз; после этого ручку крана машиниста перевести в поездное положение и зарядить тормозную магистраль до установленного давления.
Ручка комбинированного крана в нерабочей и рабочей кабинах должна находиться в вертикальном (поездном) положении.
При работе тепловозов по системе двух единиц управление осуществляется задатчиком с одного из тепловозов. На втором локомотива задатчик должен быть установлен в нулевом положении, а тумблер «Вперед-назад» после пуска дизеля устанавливается в нейтральное положение.
Электропневматические вентили управления реверсором второго тепловоза получают питание от контактов контроллера первого тепловоза по проводам 592, 593 и далее через межтепловозное соединение. Аналогично цепи системы управления дизелем (СУД) включения нагрузки тягового генератора, реле управления РУ2 второго тепловоза получают питание от контактов контроллера машиниста первого тепловоза по проводам 599, 657, 658, 594, 598, 659.
Плюсовые цепи вентилей песочниц ВПВ1, ВПВ2, ВПН1, ВПН2 обоих тепловозов соединены между собой через межтепловозное соединение проводом 584. Песочницы вступают в работу на обоих тепловозах при нажатии ножной кнопки песочниц SB6, а также тумблерами SA9 и SA17 «Полная подача песка» на пультах управления любого из тепловозов.
При соединении двух тепловозов для совместной работы пакетный переключатель числа тепловозов ПЧТ на ведущей и ведомой секциях переводится из положения «I» в положение «II». При этом происходят следующие изменения в схеме: лампа заднего прожектора на первом тепловозе отсоединяется размыкающими контактами ПЧТ от цепи питания, а замыкающими контактами ПЧТ подсоединяется лампа переднего прожектора второго тепловоза через межтепловозное соединение.
Во избежание совместной работы двух тепловозов с непереведенным переключателем ПЧТ в положение «II» одна пара контактов ее заведена в цепь включения нагрузки, что исключает нагрузку второго тепловоза при непереведенном переключателе.
Переключателем ПЧТ1 «Перевод в режим ведомой секции» цепи измерительного преобразователя ДН2 «напряжение цепи управления — корпус» на ведомом тепловозе исключаются из цепи измерения, и катушка контактора КВ на ведомом тепловозе управляется по сигналу из ведущего тепловоза через контакты 9-10 переключателя ПЧТ, провода 617 и 594.
Кроме того, схемой предусмотрен вызов помощника машиниста с другого тепловоза путем нажатия кнопки «Вызов помощника машиниста». Для вызова помощника машиниста используется звуковой сигнал боксования СБ.
Цепи второго тепловоза, управляемые с первого, питаются выпрямленным током возбудителя первого тепловоза. В связи с этим для создания цепи минусовые клеммы второго тепловоза соединяются с минусовыми клеммами первого через межтепловозное соединение двумя проводами 597.
Управление запуском дизеля, холодильной камерой, автосцепкой, включение контрольно-измерительных приборов, сигнальных осветительных электроламп предусмотрены раздельно на каждом тепловозе.
На ведомом тепловозе система КПД-3ПВ должна быть выключена.
ЦЕПИ ПРОЖЕКТОРОВ
Включение прожекторов осуществляется тумблером «Прожектор яркий» и «Прожектор тусклый». Переключение ламп заднего и переднего прожектора выполняется автоматически посредством контактов контактора управления КУ10. Прожектор питается после рубильника аккумуляторной батареи.
КОНТРОЛЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ
НИЗКОВОЛЬТНОЙ ЦЕПИ
Контроль сопротивления изоляции низковольтных цепей осуществляется автоматически системой диагностики БР. С помощью реле РСИ происходит замер напряжения «плюса» и «минуса» относительно корпуса и в случае его превышения выдается тревожное сообщение на дисплей машиниста.
ЦЕПИ ЗАЩИТЫ
Защита тягового генератора по максимальному току. Защита генератора осуществляется реле РТ типа РМ-2010, которое при достижении током катушки величины тока уставки включается и своими размыкающими контактами разрывает цепь питания РТ9. В результате этого нормально разомкнутыми контактами реле РТ9 снимается нагрузка с тягового генератора, а нормально разомкнутыми контактами этого реле подается сигнал о превышении тока в цепи тягового генератора в блок БР. Когда ток генератора снизится до величины меньшей, чем величина тока срабатывания, реле РТ возвращается в исходное положение. Реле РТ9 срабатывает и своими контактами восстанавливает цепь питания катушек КВ, РКВ, и тяговый генератор нагружается.
Тепловоз поступает в эксплуатацию с настроенным реле РТ. При необходимости подстройку реле РТ необходимо выполнять в следующей последовательности:
Œ выставить сопротивление СРТ в цепи реле, равное 15 Ом;
закоротить резистор СРТ и определить по дисплею ток генератора Jo, при котором срабатывает реле (СРТ = 0); обмотки генератора при этом должны быть горячими;
Ž снять перемычку с сопротивления СРТ и на 4-й позиции задатчика произвести замеры суммарного напряжения Uв на сопротивлении СРТ, и катушке РТ (между поводами 40 и 140) и катушке реле (между проводами 137 и 140) при токе генератора от 400 до 500 А;
определить ток срабатывания защиты генератора по формуле (ток должен составлять 1900 до 2100 А): Iср защ = I0 (Uв/Uкат);
в случае отличия значения тока выполнить подрегулировку сопротивления СРТ и повторите настройку, начиная с п. 3.
Для снижения тока срабатывания защиты сопротивление СРТ следует уменьшить, для повышения — увеличить.
Кроме того, для защиты тягового генератора от перегрузок в схеме присутствует реле РНП. При повышении напряжения на генераторе БР выдает сигнал на включение реле РНП. Включаясь, реле РНП размыкает свои контакты в цепи питания контактора КМ1, что приводит к отключению обмотки возбуждения ВСТ и, как следствие, к уменьшению напряжения на генераторе.
Защита тягового генератора от замыкания на корпус. Защита тягового генератора предусмотрена как со стороны «плюса» силовой цепи, так и со стороны «минуса». При попадании «плюса» силовой цепи на корпус тепловоза реле заземления включается по следующей цепи: корпус à контакты 4, 1 блока выпрямителей БВ3 à сопротивление СР33 à рабочая катушка реле Р3 à контакты 5, 3 блока выпрямителей à рубильник ВР31 à сопротивление СР31 à шунт ША2.
При попадании «минуса» на корпус тепловоза включение реле РЗ происходит по следующей цепи: корпус à контакты 4, 5 блока БВ3 à катушка РЗ à контакты 2, 3 блока БВЗ à рубильник ВР31 à сопротивление СР32 à рубильник ВР32 à силовые контакты КВТ1. Рабочая катушка реле заземления срабатывает при разности потенциалов от 80 до 100 В. При срабатывании реле заземления его размыкающими контактами разрывается цепь питания катушек контакторов КВ и реле РКВ, благодаря чему снимается нагрузка с тягового генератора.
После срабатывания под действием рабочей катушки реле заземления остается во включенном состоянии благодаря наличию удерживающей катушки, подключенной на напряжение бортовой сети 75 В. Для возврата реле в отключенное состояние необходимо нажать кнопку «Возврат реле заземления». Рубильник ВР32 предусмотрен для определения, в какой цепи («плюс» или «минус») произошло замыкание на корпус. Если при выключении рубильника ВР32 защита срабатывает, то это значит, что замыкание на корпус произошло в плюсовой цепи. Если защита при выключении рубильника ВР32 не срабатывает, то это значит, что замыкание на корпус произошло в минусовой цепи. При этом рубильник ВР31 должен находиться во включенном положении.
Рубильник ВР31 предусмотрен для отключения защиты при возникновении замыкания в силовой цепи на корпус.
При срабатывании реле заземления в эксплуатации рекомендуется следующий порядок работы:
Ö отключить рубильник ВР32 на нулевой позиции задатчика;
Ö нажать кнопку «Возврат реле заземления» (реле заземления должно возвратиться в исходное положение);
Ö включить тяговые двигатели под нагрузку на напряжение тягового генератора не более 100 В (1-я — 2-я позиция задатчика); если реле заземления не срабатывает, то это означает, что замыкание на корпус произошло в минусовой цепи, иначе — в плюсовой цепи;
Ö если не удается обнаружить и устранить место замыкания на корпус, то необходимо отключить рубильник ВР31 и, контролируя допустимый ток генератора, продолжить движение до ближайшего депо для устранения неисправности.
Защита от трогания тепловоза на позиции выше первой. Контактор возбуждения КВ и реле РКВ могут быть включены только на 1-й позиции задатчика, когда их катушки получают питание через замкнутые контакты реле РУ2. В случае включения тумблера «Управление машинами» при работающем на холостом ходу дизеле на позициях задатчика выше первой включение контактора КВ и реле РКВ не произойдет, так как реле РУ2 на этих позициях включен и его контактами разомкнута цепь питания.
Ослабление искрения поездных контакторов. При снятии нагрузки тягового генератора поездные контакторы П1 и П2 отключаются замыкающими контактами реле РВ4 только после перевода задатчика на нулевую позицию. За это время магнитное поле генератора в значительной степени снизится, и электрическая дуга на силовых контактах поездных контакторов при их размыкании уменьшится.
Ослабление искрения шунтировочных контакторов. При переходе с первой ступени ослабления поля на полное поле контактор Ш1 отключается замыкающими контактами реле времени РВ6 с выдержкой времени 1,5 с. Задержка обеспечивает исключение дуги.
АВАРИЙНОЕ ПИТАНИЕ ДИЗЕЛЯ
При неисправности топливоподкачивающего агрегата автоматическим выключателем «Топливный насос» отключается электродвигатель ТН, остальные цепи управления дизелем остаются подключенными. Подача топлива осуществляется за счет всасывания топливным насосом дизеля.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ
На тепловозе установлены стеклоочистители со стеклоомывателями. Пантографное устройство со щеткой стеклоочистителя приводится в движение от электродвигателя. Питание стеклоочистителей осуществляется через собственный преобразователь от бортовой сети 75 В. Выходное напряжение преобразователя — 24 В. Включение стеклоочистителей осуществляется переключателями, установленными на пульте управления.
Защита от запуска дизеля при зарядке аккумуляторной
батареи.
Для защиты зарядного устройства при зарядке аккумуляторной батареи через розетку Р3Б предусмотрена цепь, состоящая из реле-индикатора РИТ типа РИТ-3. При зарядке батареи от внешнего зарядного устройства замыкаются контакты реле РИТ и включается реле РУ16. Реле РУ16 своими контактами разрывает цепи запуска дизеля и проворота коленчатого вала дизеля, исключая случайный запуск дизеля, появление больших токов и, как следствие, выход из строя зарядного устройства.
РАБОТА ГРЕБНЕСМАЗЫВАТЕЛЯ
Работой гребнесмазывателя управляет электронный блок управления БГ типа АГС8.10М2-2. Электропитание блока гребнесмазывателя осуществляется от бортовой сети тепловоза. К входу блока гребнесмазывателя подключен датчик пути. К выходу подключены через вспомогательные блок-контакты реверсора Р два электропневматических вентиля ВГ1, ВГ2. При достижении локомотивом «пороговой» скорости, определяемой положением тумблера «скорость» на блоке БГ, начинает периодически включаться один из вентилей, в зависимости от направления движения локомотива.
В случае работы тепловоза с выключенной системой безопасности КПД-3ПВ и АЛСН, тумблер включения питания гребнесмазы-вателя на блоке БГ должен быть отключен.
При нажатии педали «Песок» и при включении электротормоза блок БГ запрещает подачу смазки на гребни колес.
Защита от боксования.
При боксовании одного из двигателей появляется напряжение разбаланса между якорями тяговых двигателей и делителями СРБ1 (СРБ2). Сигнал разбаланса через измерительные преобразователи ДБ1 (ДБ2) поступает в блок регулирования БР, который снижает мощность тягового генератора до устранения боксования, после чего плавно ее увеличивает.
ЦЕПИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РЕОСТАТНОГО ТОРМОЗА
Электрический реостатный тормоз является дополнительным остановочным средством и предназначен для торможения при маневровой работе и подтормаживания состава на спусках. Применение электрического тормоза увеличивает срок службы тормозных колодок и бандажей колесных пар, снижает затраты на ремонт пневматического тормозного оборудования.
Электрический тормоз на тепловозе типа ТЭМ18В может функционировать в диапазоне скоростей от 40 до 5 км/ч. Тормоз имеет четыре тормозные позиции, которые устанавливаются задатчиком и обеспечивают четыре уровня тормозного усилия в диапазоне от 5 до 16 тс.
При необходимости торможения тепловоза на скорости выше 40 км/ч, а также при подходе к запрещающим сигналам, сигналам уменьшения скорости, необходимости точного прицельного торможения и удержания поезда при стоянке на уклоне машинист должен использовать только пневматический тормоз.
Управление электрическим и пневматическим тормозами на тепловозе раздельное. Электрический тормоз управляется задатчиком, пневматический — краном вспомогательного тормоза.
В режиме электрического торможения якоря тяговых двигателей соединены в две группы по три двигателя последовательно и при помощи контактора КТ1 подключены на тормозные резисторы R1 — R6 (R7 — R12).
Обмотки возбуждения тяговых двигателей в тормозном режиме подсоединяются к тяговому генератору через контакты контактора КВТ1 и резисторы СШ1, СШ2.
Для торможения тепловоза электрическим тормозом выполните необходимо выполнить следующие операции:
Ø установить рукоятку задатчика в нулевое положение, а тумблер «Тяга-Тормоз» — в положение «Тормоз»;
Ø перевести задатчик в первое тормозное положение.
БЭЛ выдает сигнал на включение КВ и РКВ и одновременно подает сигнал в блок БР о включении электротормоза. После этого БР по проводу 5140 включает реле РЭТ, которое своими контактами включает КВТ1, а он, в свою очередь, — контактор КТ1. Включившись, КТ1 силовыми контактами подключит тяговые двигатели к тормозным резисторам, а контакты КВТ1 соберут цепь возбуждения ТЭД от тягового генератора. Для предотвращения сборки тормозной схемы при включенных поездных контакторах катушка РЭТ включается через размыкающие контакты реле времени РВ4 и контактора шунтировки Ш1.
После сборки схемы электротормоза БР начинает регулировать ток возбуждения генератора, формируя требуемые тормозные характеристики. При этом в блок БР с преобразователя ДТ1 поступает сигнал, пропорциональный току возбуждения ТЭД, а с преобразователей ДТ2 и ДТ3 — сигнал, пропорциональный тормозному току.
Отключение электрического тормоза можно осуществить двумя способами: путем перевода задатчика в нулевое положение и автоматически (при остановочном торможении).
В первом случае БЭЛ отключит КВ и РКВ, снимет сигнал на БР, который снимет возбуждение с генератора и с выдержкой времени от 2 до 5 с отключит РЭТ, которое, в свою очередь, обесточит катушку КВТ, а он КТ1.
Во втором случае при необходимости применения остановочного торможения происходит автоматическое отключение электрического тормоза без перевода задатчика на нулевую позицию. При снижении скорости движения и уменьшении тормозного тока до 100 А блок БР включит вентиль замещения тормоза ВЗТ и одновременно отключит через МУВ возбуждение генератора и с задержкой времени от 2 до 4 с отключит РЭТ. В результате начнется наполнение тормозных цилиндров от питательной магистрали через редуктор давления № 348. При переводе задатчика на нулевую позицию БЭЛ снимет сигнал с катушек КВ и РКВ и сигнал с БР. Последний отключит ВЗТ, и произойдет отпуск пневматического тормоза.
При превышении допустимых значений тормозного тока, определяемых по показаниям преобразователей ДТ1, ДТ2, блок БР отключит возбуждение генератора и с выдержкой времени 2 с отключит РЭТ, что приведет к отключению контакторов КТ1, КВТ и включению ВЗТ.
Регулировка тормозных характеристик на тепловозе в процессе эксплуатации не требуется. Проверку тормозов следует выполнять на опытном участке железнодорожного пути.
Эксплуатация электрического тормоза тепловоза допускается при повторно-кратковременном режиме работы электрооборудования со следующим циклом работы:
Ü тяга на номинальном режиме — 2,4 мин;
Ü выбег на холостом ходу — 1 мин;
Ü торможение с максимальной эффективностью — 1,8 мин;
Ü стоянка на холостом ходу дизеля — 4 мин;
Ü переезд за отцепом — 10 мин.
Количество циклов не ограничено.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И
ЕГО РАЗМЕЩЕНИЕ НА ТЕПЛОВОЗЕ
Тепловоз ТЭМ18В оборудован следующими аппаратами, относящимися к электрической схеме тормоза:
þ в аппаратной камере установлены контакторы типа МК6-20, ПК-1146А, реле управления РПУ-3;
þ на крыше высоковольтной камеры установлен блок тормозных резисторов;
þ в машинном помещении и холодильной камере установлены приборы для взаимосвязи пневматического тормоза с электрическим: датчики-реле давления ДЕМ-102, редуктор давления РЕД1 (установлен на блоке БТО).
Выделение тепла при электрическом торможении происходит в блоке тормозных резисторов. Блок состоит из 12 ленточных резисторов, соединенных в две группы (для каждой группы ТЭД).
Блок устанавливается на крыше высоковольтной камеры и охлаждается естественным движением воздуха. Для защиты от атмосферных осадков блок защищен кожухом. Холодный воздух поступает снизу блока и, нагреваясь в тормозных резисторах, выходит вверх через центральные каналы блока.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.