Мероприятие " Я свою землю буду воспевать"
Оценка 4.8

Мероприятие " Я свою землю буду воспевать"

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл—11 кл
24.04.2018
Мероприятие " Я свою землю буду воспевать"
Внеклассное мероприятие "Я свою землю буду воспевать" участвовали воспитанники интерната с первого по 11 классы.На мероприятии познакомились с творчеством и жизнью Владислава Молданова. Автор с огромным уважением пишет об односельчанах - участниках Великой Отечественной войны, о трудной и тяжелой работе рыбака.
Я свою землю.docx

Творческий вечер «Я свою землю буду воспевать».

Цель: Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством В. Молданова. Воспитывать чувства любви и гордости  за культуру, мастерство своего народа.

Эпиграф: Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, это – мама.

Николай Островский

Эпиграф:  Я сын  и плоть народа ханты,

В стихах хочу я показать:

Есть на зземле таланты.

Они  них я должен рассказать!

Владислав Молданов

Звучит  авторская песня «Ма мувиям», в исполнении Швецовой Валентины Елисеевны.

Ведущий: «Я сын народа  ханты», так с гордостью говорит о себе Владислав Васильевич Молданов, невысокий, худощавый, хрупкий на вид….

Скромный поэт- самородок из Югорской глубинки, родившийся в семье рыбака и охотника в маленькой хантыйской деревне Ванзеват, что на берегу Великой Оби.Учился Владислав в школе хорошо, выразительно рассказывал стихи наизусть, очень нравилась «пленительная легкость строк», здесь, в школе, написал свои первые строки, но очень стеснялся показывать их взрослым…

Ведущий: Потом  - служба в армии в 1987 – 88г.г. в Красноярском крае. Родители воспитывали  встрогости, особенно отец, пользующийся огромным уважением односельчан. Армия придала юноше уверенности, заставила о многом задуматься серьезнее, глобальнее.Владислав впервые увидел другие края, не менее красивые, но тоска по милым местам все чаще водила его пером, возращая в детство и родную семью.

Ведущий: Владислав гордится своей родной деревенькой, он ощущает ее как часть большой Родины – России, ведь во все века деревня, не жалея себя, кормила город, помогала стране.

Ученица:

Я сын народа ханты

Пишу стихи я оприроде,

О нашейсеверной земле,

О малом коренном народе,

Его укладе и судьбе.

 

Народ наш мал.

                        и много он в сей жизни

Несправедливости, лишений испытал.

Как часто подрубали его корни!

Но выжил он, окреп

                       и вновь на ноги встал.

 

Я сын и плоть народа ханты,

В стихах хочу я показать:

Есть на земле нашей таланты.

О них я должен рассказать!

 О нежно – ласковых

                        мелодиях нарсьюха,

Что подсказала Мастеру тайга.

В них слышится печаль,

                                  любовь,

                                             разлука.

Воспета в них

                             народная судьба.

Род Гришкиных прославил нашу землю,

Оставив вековечный добрый след.

Картины самородков –

                                      гимн природе,

Неиссякаемо – проникновенный свет.

 

Еще хочу я  рассказать о том,

Что в каждой деревеньке иселе

Гордиться можем мы

                       охотником и рыбаком

Иль умельцем деревянных дел.

Колданку  - лодку изготовить сможет,

Поставить чум

                     Или избу срубить.

Спеть,

                  Станцевать на игрищах Медвежьих –

Сумет ханты

                      мир искусством удивить!

Нам предки наши передали

Детали и движенья ритуалов.

Душа народная

                           Навечно их впетала.

 

Из поколенья

                         Новым поколеньям

Передавался сокровенный смысл,

Ведь в каждом жесте – животворное значение

И древняя непознанная мысль.

 

Ученик:

Деревня наша Ванзеват

Страна огромная,

Не видно ни конца, ни края,

В ней сотни тысяч сел и деревень.

Но среди нихя никогда не потеряю

Ту землю, где увидел светлый день

И врос корнями. Покидая  ненадолго,

Я возращаюсь все равно к тебе.

Прекрасных мест на свете много,

Но сердцу не прижиться вдалеке.

Деревня наша Ванзеват!

Горжусь я, у тебя судьба такая:

Ты сотни лет стояла здесь не зря:

Стране огромной помогая.

Деревня наша Ванзеват!

Горжусь я, у тебя судьба такая:

Ты сотни лет стояла здесь не зря:

Стране огромной помогая.

Мне деревенька не дает душе покоя –

В делах, в заботах думаешь о ней.

Чем виновата ты? Где  видано такое:

Уходит молодежь из деревень…

 

Деревня наша Ванзеват,

Мы за тебя всегда в ответе.

С надеждой смотришь в голубую даль,

Что, может быть, еще вернутся дети…

Ученик:

Деревня , где родился я и вырос,

Стоит на берегу крутом Оби.

Ее люблю как Родину родную,

Частицуот огромнейшей страны.

 

Не знаюя, как в древности здесь было,

Но я историю деревни изучил:

Здесь разбивались юрты и палатки,

А рядом тихо костерок дымил.

 

Вокруг тайга шумела вековая,

И по деревьям проносился смерч.

Все было: и пушнина меховая,

И мелкая и боровая дичь.

 

Строились нехитрые домишки

Под дружное стучанье топоров.

А рядом резво бегали детишки,

Ругая  кровосущих комаров.

 

С каждым годом все росла деревня,

Глубже наступая на тайгу.

В лесах пушнины стало меньше –

Не так, как было в старину.

 

Но люди так же добродушны.

Объединились все в колхоз.

Есть телевизор  почти в каждом доме.

Что раньше и поволить бы никто не смог!

 

Ведущий: Быеая в различных местах нашей Югры, летая на самолетах и вертолетах, не раз я обозревал с птичьего полета бескрайнюю да дремучую, восхваляеемую всеми Югрскую тайгу. Смотрел ивосхищением, затаив дыхание, любовался, как возвышаются могущие сосны, шумят темнохвойными вершинами сибирские кедры – самые уважаемые таежные деревья.

  Увы, картина эта теперь совсем не такая… Нет, тайга сейчас не шумит грозно, как раньше, не радуется жизн, но бесшумно плачет над незаживающими ранами – там, где прошел не щадящий ничего живого лесной пожар. Безисходно  стонут упавшие вековые деревья. И больно, и горько им оттого, что не смогут больше подняться до той высоты, где прежде шумели своими разнолапистыми ветвями, не сдаваясь бурным ветрам и злым ураганам. И вдвойне обидно им, что не смогут теперь пораровать тот мир, ради которого жили.

Ученица:

Величавой тайге – мои строки с любовью

Леса! Их много на планете.

Все хороши. Но сердцу дорога.

Душе милеее всех на свете

Сибирская дремучая тайга.

 

Лишь Сильных духом она любит,

Выносливыхи волевых людей

А тех, кто не поймет ее, - она погуби:

И проподешь, и сгинешь в ней.

 

Она коварная бывает,

Мстит за неверные шаги.

Жив будет тот, кто строго выпполняет

Неписанный закон тайги.

 

Когда сквозь буреломы пробираешься

С ружьишком по следам зверей,

Знай:  чтобы дойти обратно, не сбиваясь,

Не жди проторенных путей.

 

Следы зверей как в книге строчки.

Читая, поймешь  их наперед.

Все хитрости, зверенные привычки

Запомнишь – и успех к тебе придет.

 

 

Но за наживой, словно по малину,

Чужих людей заносит к нам сюда…

А после них ужасная картина:

В дыму, в огне красавица тайга.

 

Так будем же, друзья, благоразумны

И сохраним земную красоту!

Чтобы осталась вечной и прекрасной,

Должны любить мы и беречь тайгу!

Ученица:

Среди Северных лесов

Необъятны родины просторы,

Много памятных и дивных уголков.

Но милее сердце и роднее

Тот, что среди северных лесов.

 

Обь Реку нам не окинуть оком.

ПоСибири ее путь далековат.

На зеленом берегу высоком

Стоит моя деревня Ванзеват.

 

Природа  здесь сурова иковарна,

И к ней привычен свой лишь человек.

Не страшны ему морозы и бураны –

Здесь жил он  раньше, будет жить вовек!

 

Нет, не могу я в городе прижиться:

Там шум исуета покоя не дают.

И воздух пыльный, так что голова кружиться,

Да и не тот, совсем не тот уют.

 

И где бы в городе не трудился,

Прожить я без деревни не могу.

Здесь я рожден, здесь вырос и учился,

И в вечном перед нею я долгу.

 

Всегда здесь ждет меня седая мама,

Надеются на встречу, ждут друзья.

Без них в моей душе – и боль, и рана,

Мне не дышать без родины ни дня.

Ведущий:  Пишет стихи о том, что полюбил с детства…. Искренняя любовь к скромной природе, к родной аленькой деревушке, ставшей для Владислава воплощением и олиццетворением Родины, боль за ее непростую судьбу, за судьбы доносельчан – вот что водит его пером. Некоторые стихи переложены на музыку. Полюбились жителям и исполняются во время вечеров в Доме культуры.

 

Ведущий: Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери – вот что насыщает нас любовью к жизни».( Максим Горький.)

Ведущий:…И каких только не бывает трудностей в жизни! Порой если ты отчаялся и теряешь разум,не знаешь, как поступить, тебя всегда поставит на правильный путь, вдохновит.согреет и придаст новые силы материнское доброе слово!

Маме

На свете много песен разных.

И песен всех не перепеть.

Но я хочу одну из главных –

О милой маме моей спеть.

 

Суровы были твои годы.

Была разруха и война,

И холод, голод, и невзгоды –

Тогда воттак жила страна!

 

А с детских пришлось работать,

Семью, страну, детей кормить.

Не до игрушек, не до книжек…

А как хотелось петь, любить!

 

Как тяжела  была работа!

И мама не смыкала глаз.

И постоянная забота

Была, конечно же, о нас.

 

Ты на работе уставала – не отдохнешь.

Да полночи забот хватало.

А на заре чуть свет – уйдешь…

 

Мы были сыты и обуты.

Хватало ласки и любви.

Всем даровала ты заботу.

Не зная горя мы росли.

 

 Любви и дружбе нас учила

И приучала нас к труду.

Откуда мама столько силы

Нашла в себе, я не пойму.

 

…И вот теперь мы повзрослели,

И каждый на своем пути.

Но твердо на дорогу жизни

Поставила нас, мама, ты.

Хоть далеко порой от дома,

Но, за родной шагнув порог,

Мы говорим: «Спасибо,мама,

За добрый жизненный урок!»

 

Ученик:

Хантыйские мастерицы

Хантыйские умело мастерицы

И « ернас» могут сшить, и новый «сах»,

И малицу красиво так украсят –

Наденет муж и будет рад:

Ему уютно и тепло, как в чуме,

И вспоминает он родной очаг.

 

Пока он на охоте или на рыбалке,

Его жена без дела не остается:

Оленью шкуру чистит и скоблит,

Потом «кисы» надежные сошьет,

Соединив полоски и кусочки,

Орнамент так искусно подберет.

 

У каждой мастерицы свой подход:

Особенный семейный есть узор –

Передается он из рода в род –

И по нему хозяйку всякий узнаюет.

Так из поколенья в поколенье

Знак рода передан на сохраненье.

Цветной и яркий бисер подбирают,

 

Как ловко рукодельницы хантыйские

Сплетут, соединят замысловато –

 И вот уже на груди « тур – лопс»,

словно радуга, сияет.

«Ной хир» с любовью изготовят дочки,

Подвесив кольца, монеты, ицепочки.

«Мевл – лопс» украсит «щашкан сах»,

« Паркан ухшам» на плечи ляжет.

Вам свою сумочку – « тучан»

Любая модница  покажет.

 

Нарядные и дивно – теплые узоры

На « севан – пос» и « севан – вей»

Нам говорят о мастерице:

Она работала с душой

И радость творчества вложила

В  труд благодатный свой.

Ученица:

 

Еще одна песня о маме

Спою я вам песню отом,

Что близко нам ирадует:

Это родительский дом,

Где выросли встали на ноги.

 

Мы уже встали взрослыми.

Но если случится беда.

Где бы  ни были мы,

Мам а поможет всегда.

 

 -Мама, к тебе я пришел,

Что –то сердце опять схватило.

Отогрей сердечным теплом,

Дай совет, чтобы легче было.

 

Мама устало вздохнет

И посмотрит с заботою прежней.

Только мама меня поймет,

И простит, иобнимет нежно.

 

- Ты извени нас за все,

Позволь твоей лаской согреться.

Ведущий: Мои задушевные мысли… Детство очень близко мне, и эти впечатления, наблюдения и ощущения запали в душу и впечатались навсегда.

   Вот наши народные загадки… Загадки о рыбах я прочитал в книге и снова восхитился мудрости народной. Послушайте, а вы угадайте, о каких рыбах речь идет:

 - Йингк илпи саменг калащь. (Паннэ). В переводе:  «Под водой ржавый калач». (Налим)

- «Плоскийкак земля в разрезк» (Карась)

- «Строгий сын водяного духа» (Ерш)

- «Дерево с тремя ребрами и множеством насечек» (Осетр)

- «Ащи эвалт пух тывас, пух эвалт ащи тывас» (Йиянг) – «От отца сын появился, отсына отец появился». Угадали? – это лед и вода.

Попробуйте отгадать еще одну загадку: « Сот хэ и есум» (Вода) – «Сто человек одну грудь сосут» - это вода.

Ведущий: Жизнь моего народа неотделима от реки. Иногда мне кажется, что все мы вышли из ее глубин. Проснувшись  летним утром, мы, мальчики и девчонки, бежим к воде.Прислушиваясь к шороху волн, омывающих босые ноги, здоровались если не словами, то сердцем.

Ученик:На этой речке из столетье,

веками вечнами, из глубины веков

постичь, понять

   и многое хотел познать бы я

       от древних мудрых стариков.

Для них была рекою жизни,

      а значит, что была и как отец, как мать.

Великая Река давала им, как нам теперь,

      возможность жить, а может, выживать…

Ученица:

Спасем и сохраним.

Река всегда куда – то манит –

Пусть в плаванье, в поход.

Буксир – трудяга баржи тянет,

Гудит красавец  теплоход.

 

Плывешь в моторке, любуясь берегами:

Вот на одном раскинулась тайга,

Посмотришь на другой – увидишь

Озера и бескрайние луга…

 

Трава растет, и урожаи созревают,

В разгаре сенокосная страда.

Погода не всегда теплом встречает.

Здесь север. Мы привыкли – не беда!

 

В упорном яростном труде

День летний северный проходит.

В полях, в лесу и на родной реке

Здесь каждый дело для себя находит.

 

И как не восхичаться нам рекою,

Что с гор течет из тысяч ручейков

С прохладной, быстрою водою –

 До белых океанских льдов.

 

И пусть она суровая, шальная,

Но мы не сможим без Оби  прожить

Нас кормит, поит всех река родная…

Должны ее мы сохранить!

 

 

Ведущий: Война  прносит в каждый дом, в каждую семью бесконечное горе и великие беды….

   Всего из маленькой деревушки Ванзеват ушли на фронт 48 человек. 30 из них пали в боях, умерли от ран в госпиталях, пропали без вести. Так каждая семья малого народа внесла свою лепту в дело Великой победы.

Ученица:

Рыбакам военного и послевоенного времени

Быть может, время иль себя мы гоним,

Всегда спишим куда – то впопыхах.

Давайте остановимся и вспомним

О наших старых рыбаках.

Когда они все  вместе собирутся,

Польются речи, как в реке вода,

В своих воспоминаньях унесутся

В далекие и трудные года.

 

Тогда они еще мальчишки были,

Нагрянула нежданная беда,

На фронт отцов и братьев проводили.

За них остались – думали: не навсегда.

Порой не ладилось, ничего не получалось,

Хотелось бросить, проклиная жизнь не раз,

« Не подведи, сынок, я на тебя надеюсь», -

Звучал в ушах отца наказ.

 

Порой без сна, голодные, босые,

Кому – то десять, а кому – нет и десяти,

Рыбачили, трудились пацаны простые,

Чтобы отцов своих не подвести.

Тянули невод от зари до ночи.

«Завеска» на сору:  ни отдыха, ни сна.

Вся тяжесть эта им легла на плечи…

И скоро ли закончится проклятая война?..

Но этот день пришел! Мы победили.

У многих и отцы, и братья полегли.

Трудом своим Вы, не жалея силы,

Победе этой крепко помогли.

Но и потом не легче тоже было.

А Вы рыбачите идо сих пор.

Спасибо, Вам, огромное спасибо

И низкий, низкий Вам поклон.

Ученик:

Великой победе посвящается

Уж сколько лет над нами небо мирное,

И солнце светит, и растет трава,

И небо  голубое, в звездах – синее,

И весело в лесах шумит листва.

 

А детвора играет и смеется,

Повсюду жизнь обычная идет….

И верю я: уже не повторится

Тот грозный, страшный 41- й год.

 

Тогда отцы и братья наши уходили

Страну родную защищать,

С великим мужеством захватчиков громили,

Чтобы свободу отстоять.

 

В боях и схватках, жарких и кровавых,

Земля дымилась, плавился металл,

Но не сдавались русские солдаты.

И каждый до последнего стоял.

 

Десятки тысяч воинов Отчизны

В боях, в полях безвестных полегли!

Застыв в гранитных обелисках,

Они в бессмертие ушли!

 

Бойцы о славе не мечтали.

Шли в бой не за медали, не за ордена.

И, не жалея, жизни отдавали,

Чтобы спокойно жить могла страна.

 

Ценой нелегкой заваеванаПобеда.

Ценою жизни тех, кого нам не вернуть.

Мы незабудем ни отца, ни деда,

Погибших на войне за светлый путь.

Ученица:

Пришлапобеда к нам благославенная.

Уж не тревожны наши сны.

Мы, молодежь послевоенная,

Не видели тех ужасов войны.

 

Но помним мы, что жизнью мирной,

Обязаны мы, ветераны, вам

И всем, погибшим за Отчизну.

Чтобы жилось спокойно нам.

 

Нас патриотами растили ветераны.

Они в строю по – прежнему стоят,

Без  пафоса и горького обмана

Защитников Отечества растят.

 

Но скаждым годом их становится все меньше.

Умирают от осколков и от ран.

И вот уже в деревне нашей

Единственный остался ветеран…

 

Неспокойно снова на планете.

Мир на земле должны мы все беречь.

Ведь не исчезло еще зло на свете,

Что хочет войны новые  разжечь.

 

Ученица:

Мы все сейчас за мир в ответе.

Нельзя беду нам снова допустить,

Чтоб никогда не знали горя дети,

Могли спокойно и играть, и жить.

 

Взгляни вокруг: прекрасно время мирное!

Сият солнце, и ратет трава,

И небо голубое, в звездах – синее,

И весело в лесах шумит листва.

 

А детвора играет и смеется,

Повсюду жизнь обычная идет…

И верим мы: уже не повторится

Тот грозный, страшный 41- й год.

Ведущий: Я с великой душевной благодарностью, со всем земным уважением вспоминаю их. Мы их дети, а они были детьми войны, познавшими военное лихолетье… Они прошли через тяжкие испытания сосвсей стойкостью, с несломленным духом. Онивыстояли, потому что надеялись и верили, что « наше дело правое, мы победим!»

Ведущий: Как вспоминает Владислав. Эти строки родились в армии, вдалике от дорогих и душе мест.

   Но с этим стихотворением я был ближе к своей родной земле!

Ученик.

Помни, друг!..

Как хочется осеннею порою

В копну  душистую упасть,

Смотреть на небо  голубое,

И думать, думать, и мечтать!

 

Мечтать о счастье, что вьется птицей,

Край милый вспоминать,

Душой к нему стремиться

И встречи жадно ожидать!

 

У многих уж вошло в привычку

Свои деревни покидать,

Чтоб в шуме, где машины, электрички

Жизнь городскую повидать.

 

Но помни, друг: куда бы ни вели дороги,

Нельзя святое забывать,

Где ты родился, встал на ноги,

Где дом родной, отец и мать.

 

Не спорюя: учиться тоже нужно,

Свою профессию искать.

Но как бы в суете пустопорожней

Свой край  родной не затерять…

 

 И,обращаясь к девушкам июношам,

Хочу им искренне сказать:

«Чтоб край наш был по – прежнему всех краше,

 Не надо в город убегать.

Чтобы сберечь богатство наше,

Его делами нужно украшать!»

Воспитанники интерната СОШс.Казым


 

Творческий вечер «Я свою землю буду воспевать»

Творческий вечер «Я свою землю буду воспевать»

Народ наш мал. и много он в сей жизни

Народ наш мал. и много он в сей жизни

Душа народная

Душа народная

Стоит на берегу крутом Оби. Ее люблю как

Стоит на берегу крутом Оби. Ее люблю как

И вдвойне обидно им, что не смогут теперь пораровать тот мир, ради которого жили

И вдвойне обидно им, что не смогут теперь пораровать тот мир, ради которого жили

Чтобы осталась вечной и прекрасной,

Чтобы осталась вечной и прекрасной,

Ведущий: Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!

Ведущий: Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир!

Любви и дружбе нас учила И приучала нас к труду

Любви и дружбе нас учила И приучала нас к труду

Сплетут, соединят замысловато –

Сплетут, соединят замысловато –

Ты извени нас за все, Позволь твоей лаской согреться

Ты извени нас за все, Позволь твоей лаской согреться

Озера и бескрайние луга… Трава растет, и урожаи созревают,

Озера и бескрайние луга… Трава растет, и урожаи созревают,

Тогда они еще мальчишки были,

Тогда они еще мальчишки были,

С великим мужеством захватчиков громили,

С великим мужеством захватчиков громили,

Умирают от осколков и от ран.

Умирают от осколков и от ран.

Мечтать о счастье, что вьется птицей,

Мечтать о счастье, что вьется птицей,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018