Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.
Оценка 4.9

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
астрономия
11 кл
27.04.2018
Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.
Песня "Большое космическое путешетвие"
Публикация является частью публикации:
УРОК Международный день астрономии.docx
Открытое мероприятие по теме: «Международный день астрономии» Эпиграф к уроку:                                       "Для того, чтобы уничтожить учение  Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому­нибудь рот. Нужно  еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того,  воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!"                                                                               Галилео Галилей                                                            21 апреля ­ дата для 2018 года           Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме  сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в  области астрономии и связи с другими предметами, общую эрудированность, знания в области истории астрономии 1. Показ фильма «Урок астрономии» ­ 9 мин. Учитель: вступительное слово, обсуждение фильма Сергей Есенин. Звезды. Звездочки ясные, звезды высокие! Что Вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою, Вы душу пленяете? Частые звездочки, звездочки тесные! Что в Вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные,  Силу великую знания жгучего? И почему так, когда Вы сияете,  Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!       Учитель:    Звездное небо  во все времена волновало людей, пробуждало их  воображение, заставляло задаваться вопросами:  Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной?         С глубокой древности человек задумывался над этими вопросами, стремился понять, осмыслить устройство такого большого мира, в котором мы живем.          С течением времени, все больше узнавая о космосе, менялось и представление людей о строении Мира . Поэтому вполне закономерно и, тем более, совсем неудивительно появление в свое время такой науки, как астрономия. Ценность ее для человечества велика, иначе бы не стали земляне посвящать данной дисциплине праздник.       А такой действительно существует и он носит название – День астрономии.   Общество,   Международный   Союз       2.   Выступление ( доклад):          Этот праздник родился в Америке в 1973 году и объединил всех настоящих любителей   астрономии   под   девизом:   «Несущие   Астрономию   людям».  На сегодняшний день движение возглавляют Астрономическая Лига, Тихоокеанское Астрономическое   Планетариев.         В этот день тысячи астрономических клубов, научных музеев, обсерваторий, планетариев во многих странах мира проводят множество интересных мероприятий, включая   публичные   лекции,   телеконференции,   совместные   проекты,   массовые показы звездного неба.      Астрономия – одна из древнейших наук на Земле. Далекими предшественниками современных   астрономов   были   жрецы   и   звездочеты,   наблюдавшие   движения небесных светил, и по их расположению предсказывающие будущее. За это умение их   ценили   мировые   правители,   прислушиваясь   к   пророчествам   ученых   мужей. Таким образом древние звездочеты фактически совмещали профессии астронома, астролога и советчика, а потому занимали видное положение при дворах королей, падишахов   и   султанов.   Правда   нередко   случалось,   что   правитель,   разгневанный несбывшимися предсказаниями или чересчур мрачным прогнозом, мог с легкостью предать неосторожного «мага» смертной казни.     Такое положение сохранялось примерно до середины XIV века, когда произошло разделение   астрономии   и   астрологии.   Астрономы   занялись   «чистой»   наукой, оставив предсказания астрологам. А профессия «звездочет» сохранилась только в сказках.          Примечательно, что астрономия относится к числу немногих наук, которой может заниматься даже любитель. Фактически любой энтузиаст, рассматривающий по   ночам   в   телескоп   звездное   небо   может   считаться   астрономом.   Любители­ астрономы   внесли   весомый   вклад   в   развитие   данной   науки.   Так,   например, астроном­любитель Уильям Гершель прославился тем, что открыл планету Уран, а американка Кэролайн Мур, в возрасте 14 лет, открыла сверхновую звезду.                                Известные астрономы и их открытия        Немало людей, трудившихся на благо науки о звездах, внесли огромный вклад в развитие   дисциплины.   Некоторые   имена   известны   нам   из   школьных   предметов: окружающий мир, физика , химия. Галилео   Галилей.   Ему   принадлежит   открытие   двух   известных   научных принципов (относительности и постоянства ускорения силы тяжести), ряда законов (инерции, сложения движений, свободного падения и др.). Кроме того, он провел плодотворную деятельность по телескопическому изучению звездного неба, изобрел несколько астрономических приборов: аналог подзорной трубы — первый телескоп; термоскоп — предок нашего термометра; микроскоп. Николай  Коперник.  Автор  гелиоцентрической  системы, письменного  труда под названием «О вращении небесных тел», мысли о всемирном тяготении.    Иоганн Кеплер. Открыл три закона движения планет (установил, что формой планетарных   орбит   является   эллипс;   выяснил   принципы   изменения   скорости небесных тел при удалении и, напротив, приближении к Солнцу, а также вывел формулу, с помощью которой реально произвести расчет этой самой скорости).          Всего в мире насчитывается около 50 тысяч астрономов, но тем не менее с  1973 года в мире дважды в год (весной и осенью) отмечается день астрономии.    Это предложение понравилось и астрономам, и простым обывателям. И теперь в день   астрономии   во   многих   странах   мира   проводятся   различные   мероприятия, направленные на популяризацию данной науки среди широких слоев населения.        Оригинально подошли астрономы к выбору даты проведения своего  профессионального праздника. Так весенний день астрономии отмечается в  промежутке с середины апреля до середины мая, в ближайшую к 1­й четверти Луны  субботу. В 2018 году этот день выпадает на 21 апреля. Даже если вы не имеете  никакого отношения к астрологии, просто посмотрите в этот день на звездное небо  и загадайте желание. Возможно звезды услышат вас и помогут осуществить вашу  мечту. 3. Презентация:   «Предмет Астрономия»  ______________________ 4. Игра «Астрономический бой» Бой состоит из нескольких раундов, каждый из которых оценивается   определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится  определённое время У нас созданы три команды: Выберите капитана и название команды – представление команд и капитанов А также эксперта­звездочета, который будет подсчитывать баллы.    Разминка (за каждый правильный ответ 1 балл) Вопросы 1.      «…там огненны валы стремятся И не находят берегов; Там вихри пламени крутятся Борющись множество веков; Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят» О физической природе какого небесного тела идет речь? ( Солнце) 2.      Над Землёю ночью поздней, если бросишь в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, там созвездия висят. В это созвездие была превращена одна из прекрасных нимф Каллипсо, которую в  тайне от жены Геры полюбил громовержец Зевс. (Большая медведица) 3.      Над Землёю ночью поздней только руку протяни,    Ты ухватишься за звёзды – рядом кажутся они. «Косматая звезда, Спешащая в никуда Из страшного ниоткуда. Между прочих овец Приблуда, В златорунные те стада Налетающая, как ревность,­ Волосатая звезда древних!» Кто автор этих строк? О каком небесном теле идет речь? ( Марина Цветаева. Комета) 4.      Назовите автора строк: «Планета Венера окутана знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не  большею), каковая обливается около нашего шара земного». (М.В. Ломоносов) 5.      С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (Змееносец – он же Эскулап был первым врачевателем. В своей руке он несет змею,  ядом которой исцелял больных и даже воскрешал мертвых.) 6.      В переводе на русский язык название этого спутника означает “страх”. (Фобос) 7.      Вставьте недостающие слова в четверостишие Козьмы Пруткова. «Но вот уж меркнет солнца луч, Выходит месяц из­за туч И освещает на пути Все …..» (звезды Млечного пути) 8.      В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли  – Гермесом. В древности считали, что эта планета “суетится” вокруг Солнца и  поэтому её назвали именем этого проныры с крылышками на ногах, который  покровительствовал обманщикам, ловкачам, а заодно и торговцам. (Меркурий) 9.      Кто впервые направил на небо телескоп? (Галилей) 10.     На какой из планет бывают дожди из серной кислоты?     11.     Назовите русского ученого­революционера, который на плесени тюремной    камеры изобразил свой проект летательного аппарата с ракетным двигателем? (Н. Кибальчич)      12.       Сколько времени будет гореть спичка на Луне? (Она гореть не будет из­за отсутствия кислорода) 13.   небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса»? (Явление «белых ночей».) 14.   15.   16.       Как называется наша галактика? (Млечный Путь).     Как назывался корабль Ю. Гагарина?      (“Восток – 1”).       Женщина­космонавт, вышедшая в открытый космос.       (Светлана Савицкая).        (На Венере.)     Какое явление описал А.С. Пушкин «… не пуская тьму ночную,       на голубые Почему на Луне нельзя петь?       Может ли космонавт, высадившийся на поверхность Луны, ориентироваться на         (Нет атмосферы). 17.   18.   ней с помощью магнитного компаса? (Нет, так как на Луне нет магнитного поля) 19.   20.   как они её называют? (Как все люди опасных профессий космонавты называют такую  экспедицию       Кто первым вышел в открытый космос? (Леонов Алексей Архипович)     Космонавты – люди суеверные – никогда не называют экспедицию последней. А      крайней)  Раунд «А Н А Г Р А М М Ы». Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ ­ 1 балл. *Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово  (например, «лиса» ­ «сила»). 1. Срам. 2. Динар. 3. Сократ. 4. Урна. 5. Добил. Задания. 6. Карета. 7. Тепло 8. Улан. 9. Низал. 10.Каспер. Ответы: 1.Марс, 2.Надир, 3.Кастор, 4.Уран, 5.Болид, 6.Ракета, 7.Полет, 8.Луна,  9.Линза, 10.Парсек. Раунд «П Л А Н Е Т Ы». Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ ­ 1 балл. Задания. 1. Эту планету открыл в 1930 году  американский астроном Клайд  Томбо. 2. Эта планета, в отличие от других  планет, вращается в направлении,  обратном её движению вокруг  Солнца, причём в 243 раза  медленнее Земли. 3. На этой планете находится самая  большая гора Солнечной системы  – гора «Олимп», высотой 25 км. 4. У этой планеты средняя  плотность меньше плотности  воды, поэтому она не утонет в  6. На этой планете вот уже 300 лет  бушует ураган – Большое Красно  Пятно, размеры которого больше  земного шара. 7. На этой планете практически нет  атмосферы, поэтому велики  суточные колебания температуры.  Температура на дневном полушарии  достигает 40000С. 8. У этой планеты имеются полярные  шапки, в которых возможно  находится в виде льда вода. 9. В таблице Менделеева есть  химические элементы с аналогичным воде, если бы нашлась ванна  подходящих размеров. 5. Если бы эта планета была  крупнее, то она могла бы стать  звездой. названием планеты. 10.В греческой мифологии название  этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом. Ответы: 1.Плутон, 2.Венера, 3.Марс, 4.Сатурн, 5.Юпитер, 6.Юпитер, 7.Меркурий,  8.Марс, 9.Уран, нептуний, плутоний, 10.Меркурий. Раунд «А С Т Р О Н О М И Я +…»(межпредметные связи). Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ ­ 1 балл. 1. + история: 6. + музыка: Задания. Это явление помогло установить  историкам, что на границе половецкой  земли войска князя Игоря были 1 мая  1185 года. 2. + мир поэзии: Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния, без грозных туч, Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? О чём писал Ломоносов? 3. + медицина: Это часть солнечного излучения  обладает рядом свойств: высокая  химическая активность, убивает  микроорганизмы, в небольших дозах  благотворно влияет на организм  человека. Всё это нашло широкое  применение в медицине. Что это за  излучение? 4. + народная мудрость: «Мир освещается солнцем, а голова­  …». Закончите народную пословицу. Профессиональный музыкант,  который начал заниматься  астрономией как любитель, что не  помешало ему открыть в 1781 году  планету Уран. 7. + химия: С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд,  галактик, туманностей. 8. + криминал: Существует легенда, что Аристотель  бросился в море со скалы,  отчаявшись разгадать это явление  природы. Назовите явление. 9. + биология: Замечена 11­летняя цикличность в  размножении трески, сельди, леща и  других рыб. С такой же  периодичностью повторяются  нашествия саранчи. С чем это  связано? 10.+ физика: В настоящее время достаточно часто  используется световая энергия  Солнца для работы солнечных  батарей (в калькуляторах, на  спутниках и т.д.). Какое физическое  явление лежит в основе работы 5. + математика: солнечных батарей? Наименьшее расстояние от Земли до  Сатурна 1,2 *109 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли.  Ответ выразите в часах. Ответы: 1.Солнечное затмение, 2.Полярное сияние, 3.Ультрафиолетовое,  4.Знанием, 5.t=s/v=1,1 ч, 6.Гершель, 7.Спектральный анализ, 8.Приливы и отливы,  9.Солнечная активность, 10.Фотоэффект. Раунд «З А Г А Д К И». Отгадайте загадки. Правильный ответ ­ 1 балл. Задания. 1. Поле не меряно, овцы не  считаны, пастух рогат. 2. О каком небесном теле идёт  речь, если оно является  прекрасным примером того, как  из мухи сделать слона? 5. Самый распространённый  химический элемент в  космическом пространстве. 6. Копьё стальное, а хвост  огненный распустит, до земли  достанет. 3. Что будет наблюдать космонавт,  7. Ехал Волох, рассыпал горох, находящийся на обращённой к  Земле поверхности Луны, если  люди на Земле в это время  наблюдают лунное затмение? 4. Мороз и солнце; день чудесный! Стало светать, нечего собирать. 8. Без него плачемся, а как  появится – от него прячемся. Ещё ты дремлешь, друг прелестный­ Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! О какой звезде идёт речь в этом  стихотворении А.С.Пушкина? 9. Вторник – день Марса, среда –  день Меркурия, четверг – день  Юпитера, пятница – день  Венеры, суббота – день  Сатурна. Продолжите:  воскресенье – день… ,  понедельник – день… 10.Из какого ковша не пьют, не  едят, а только на него глядят? Ответы: 1.Небо, звёзды, месяц, 2.Комета, 3.Солнечное затмение,4.Венера,  5.Водород, 6.Ракета, 7.Звёздное небо, 8.Солнце, 9.Солнца, Луны, 10.Ковш Большой  Медведицы. Раунд «К О С М О Н А В Т И К А». Ответьте на вопросы. Правильный ответ ­ 1 балл. Вопросы. 1. Первым проектом пилотируемой  7. Как называлась серия  ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного  революционера. Как его фамилия? 2. Точная дата запуска первого спутника Земли. 3. Год рождения Ю.А. Гагарина. 4. Сколько минут был в космосе первый  космонавт? 5. Название корабля, на котором  полетел Ю.А.Гагарин. 6. Первая женщина­ космонавт,  побывавшая в космосе 16­19 июня  1963 года. американских космических  кораблей, один из которых  совершил 21 июля 1969 года  посадку на Луну? 8. Фамилии космонавтов,  высадившимися первыми на  поверхность Луны. 9. Космонавт, впервые вышедший в  открытый космос 18 марта 1965  года. 10.В 1903 году вышла статья  «Исследование мировых  пространств реактивными  приборами». Кто ее автор? Ответы: 1.Н.Кибальчич, 2.4 октября 1957г, 3.1934 г, 4.108 минут, 5.«Восток»,  6.В.Терешкова, 7.«Аполлон», 8.Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9.А.Леонов,  10.К.Циолковский. Раунд «В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы». Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет. Правильный ответ – 0,5 балла, найден портрет – ещё 0,5 балла. Вопросы Портреты 1. Наблюдая за движением Венеры по диску  Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл  атмосферу Венеры. Е. 2. Наиболее плодотворными в жизни этого  А. учёного были годы 1665 – 1667­й, когда во  время эпидемии чумы он уезжает в голодную  деревню Вульсторп. Здесь рождается  интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч,  познавая тайну спектра, здесь конструирует  телескоп нового типа – рефлектор и  микроскоп. Б. Ж. З. И. К. В. Г. Д. 3. Этот учёный доказал существование  неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз  Венеры, спутников Юпитера. 4. О ком говорят, что он остановил Солнце и  сдвинул Землю? Его главный труд «О  вращении небесных сфер», в котором он  изложил гелиоцентрическую систему мира. 5. Этот учёный открыл три основных закона  движения планет, которые стали носить его  имя. 6. Этому датскому астроному спутник Юпитера  – Ио, помог в 1676 году определить скорость  Ответы:1.М.В.Ломоносов(Г), 2.И.Ньютон(Е), 3.Г.Галилей(Д), 4.Н.Коперник(А),  5.И.Кеплер(Ж), 6.О.Рёмер(И), 7.Птолемей(Б), 8.Эратосфен(К), 9.Дж.Бруно(З),  10.У.Гершель(В). Раунд «Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й» Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ ­ 1 балл. Задания. 1. 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 6. Титан, Европа, Ганимед,  22 декабря. Каллисто. 2. Меркурий, Юпитер, Марс, Венера. 3. Лунное затмение, полнолуние,  последняя четверть, новолуние. 4. Церера, Гермес, Гаспра, Харон. 5. Океан Бурь, Море Дождей, Тихий  Океан, Море Ясности. 7. Рыбы, Телец, Кассиопея,  Козерог. 8. Гелиос, Аполлон, Ярило,  Нептун. 9. Вега, Денеб, Бетельгейзе,  Альтаир. 10.«Вега», «Пионер», «Викинг»,  «Маринер». Ответы: 1.23 февраля, 2.Юпитер, 3.Лунное затмение, 4.Харон, 5.Тихий Океан,  6.Титан, 7.Кассиопея, 8.Нептун, 9.Бетельгейзе, 10.«Вега». Раунд «Т Е Р М И Н Ы». Ответьте на вопросы. Правильный ответ ­ 1 балл. Вопросы. 1. Ближайшая к Солнцу точка орбиты  6. Как называется среднее  небесного тела. расстояние от Земли до Солнца? 2. Большой и исключительно яркий  7. Наблюдаемая с Земли освещённая  метеор. 3. Ведущий раздел астрономии,  который изучает природу небесных  тел. 4. Большой круг небесной сферы, по  которому движется Солнце. 5. Наибольшее угловое удаление  планеты от Солнца. часть лунного диска. 8. Поверхностный слой Луны. 9. Малая планета. 10.Видимая часть атмосферы  Солнца. Ответы: 1.Перигелий, 2.Болид, 3.Астрофизика, 4.Эклиптика, 5.Элонгация,  6.Астрономическая единица, 7.Фаза, 8.Реголит, 9.Астероид, 10.Фотосфера. Подведение итогов игры. Оценки за урок…. У нас в гостях звездочет      Поздравления с днем астрономии     Вам, астрономы, все звезды знакомы ­ Привыкли вы их изучать. Наука нетленна, и тайны Вселенной Должны вы когда­то узнать! С Днем астрономии вас поздравляя, Желаем упорными быть, Сквозь телескопы на небо взирая, Планету родную любить!      Станет пусть вдвойне счастливым      День Астрономии для вас,     Так романтично и красиво     Море звезд в полночный час!     В этот праздник насладиться     Вам желаю красотой!     Жить, влюбляться и трудиться     Под счастливою звездой!  Учитель: подводит итоги урока… Вы наши выпускники. Для вас жизнь – это большое неизведанное космическое  пространство. Делая шаг из детства во взрослую жизнь вам предстоит многое  познать, найти ответы на многие вопросы. Но наша вселенная  ­ это большая  загадка. А вы ставьте цели перед собой и добивайтест их.  Рефлексия ( пожелания на ракетах) Песня «Большое космическое путешествие» Закончить наш урок  хотелось бы стихотворением.  Валерий Брюсов.     Сын Земли. Я – сын Земли, дитя планеты малой,  Затерянной в пространстве мировом,  Под бременем веков давно усталой,  Мечтающей бесплодно об ином. Я – сын Земли, где дни и годы – кратки, Где сладостна зеленая весна,  где тягостны безумных душ загадки,  где сны любви баюкает Луна. От протоплазмы до ихтиозавров, От дикаря с ружьем из кремния, До гордых храмов, дремлющих меж лавров, От первого пророка до меня. Мы были узники на шаре скромном,  И сколько раз, в бессчетной смене лет Упорный взор Земли в просторе темном Следил с тоской движения планет! К тем сестрам нашей населенной суши,  К тем дочерям единого отца Как много раз взносились наши души, Мечты поэта, думы мудреца! И, сын Земли, единый из бессчетных, Я в бесконечное бросаю стих, ­  К тем существам, телесным иль бесплотным,  Что мыслят, что живут в мирах иных. Не знаю, как мой зов достигнет цели, Не знаю. Кто привет мой донесет,  Но, если те любили и скорбели,  Но, если те мечтали в свой черед И жадной мыслью погружались в тайны,  Следя лучи, горящие вдали, ­  Они поймут мой голос не случайный,  Мой страстный вздох, домчавшийся с Земли! Вы, властелины Марса иль Венеры,  Вы, духи света иль, быть может, тьмы, ­  Вы, как и я, храните символ веры: Завет о том, что вместе будем мы!     Подготовила и провела учитель физики и  астрономии Ильясова Е.А. МОБУ СОШ д. Юматово 2018 год

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.

Мероприятие ко Дню астрономии в старших классах.
Скачать файл