Мероприятие по внеурочной деятельности"Русская изба"
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Мероприятие по внеурочной деятельности"Русская изба"

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа
3 кл
16.01.2017
Описание материала: конспект занятия предназначен для детей 1-4кл. Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре. Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народ. Каждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для учеников что-нибудь интересное, новое и необычное, поработать в новых направления и в том же время обогатить внутренний мир ребёнка. Всем известно, что любимой формой изучения нового у детей всегда является посещение музея. Прививать любовь к музею необходимо с раннего возраста, это наиболее благотворно будет влиять на его воспитание и развитие.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Открытое занятие русская изба.docx
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЫНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ОКПО 56811213 ОГРН 1035011452827 ИНН/КПП 5074019439/507401001                          142184, Московская область, Г.о. Подольск, село Сынково, дом 10б Тел. (4967) 40-23-25 Факс (4967) 40-23-30 Synshkola@mail.ru Тема: «Русская изба. Быт русского народа»                 Номинация : « Лучшее мероприятие по духовно­нравственному                  воспитанию». Пыкина  Оксана Валерьевна                                                                                     учитель начальных класса 1 2016г. Содержание: 1. Пояснительная записка…………………………………………3­4 стр. 2. Содержание методической разработки .………………………5­14 стр. 3. Список литературы ……………………………………………...15 стр. 4. Приложение……………………………………………………..16­19 стр. 2 Пояснительная записка Каждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как  можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле.  Всегда хочется придумать для учеников что­нибудь интересное, новое и  необычное, поработать в новых направления и в том же время  обогатить  внутренний мир  ребёнка. Всем известно, что любимой формой изучения  нового у детей всегда является посещение музея. Прививать любовь к музею  необходимо с  раннего возраста, это наиболее благотворно будет влиять  на  его  воспитание и развитие.  Описание материала: конспект занятия предназначен для детей 1­4кл.  Данное мероприятие поможет приобщить детей к русской культуре.  Цель: Знакомить детей с традиционно­бытовой культурой русского народа. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта  (печь, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами,  поговорками. Развивающие: Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитательные: Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому  фольклору. Словарная работа: разъяснение смысла слов ­ фольклор, посиделки, лапти,  ухват, прялка, коромысло, чугунок, самовар и т. д.  3 Предварительная работа: Заучивание потешек. Знакомство детей со  старинной утварью, чтение русских народных сказок, рассматривание  иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок.  Проведение русских народных игр.        Методы и приёмы:  вовлечение в прошлое;  вопросно­ответный метод;  использование загадок, пословиц, поговорок, песен;  опросно­ответная беседа;  использование музейных предметов. Оборудование:  “Русская   изба”   с   предметами   быта,   русский   народный костюм, сарафаны; мультимедийная установка. Предполагаемый результат:          Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности   и   повседневной   жизни:   дети   любознательны,   активны, интересуются   новым,   способны   самостоятельно   действовать,   эмоционально   адекватно   используют   различные   средства   общения, реагируют, конструктивно взаимодействуют с детьми и взрослыми, умеют работать по правилу и образцу, выполнять инструкции взрослого.                         Формирование   позитивных   отношений   школьников   к   базовым ценностям   нашего   общества   и   к   социальной   реальности   в   целом: формирование   интереса   к   изучению   крестьянского   быта,   формирование бережного   отношения   к   историческому   и   культурному   наследию   своей Родины, чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой русского народа.  План: 1. Русская изба. 2. Русская печь. 4 3. Красный угол. 4. Самовар. 5. Одежда крестьян. 6. Развитие ремесла.  7. Занятия крестьянки.  8. Закрепление.                                                     Ход занятия: Хозяюшка:  1)Как ва наши хорома ,                     Соезжались господа.                               «Ой люли господа»                    2)Проходите господа                     Отведайте пирога,                    3) Здравствуйте люди честные                       Господа наши дорогие                       Караваем угощаем                       К нам в музей мы приглашаем!     Держат   в  руках   на   расшитом   рушнике   хлебный   каравай(угощаем   гостей   и детей) Хозяюшка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие! Проходите! 5 Ребята  мы находимся  с вами в музее Сынковской школы. Давайте вспомним, как надо вести себя в музее? (ответы детей). Хозяюшка: В музее нельзя шуметь, громко разговаривать; надо внимательно смотреть и внимательно слушать. Кто будет самым внимательным в конце занятия получит свидетельство о посещении музея. ­ Вы знаете, что такое музей? (ответы детей). Ответы детей: Музей – это место, где хранятся красивые, ценные и редкие вещи. Эти вещи называются экспонаты. ее Хозяюшка: Муз й — учреждение, которое занимается сбором, изучением,   экспонированием(показом)   предметов   —   памятников хранением   и   естественной   истории,   материальной   и   духовной   культуры.   В   музей   люди приходят, чтобы прикоснуться к чему­то святому, чему­то дорогому, к тому, что хочется запомнить. Хозяюшка: Посмотрите ребята, какой наряд   мы сегодня   надели. В каком русском костюме мы вас встречаем? Это   старинные костюмы, они   были созданы 300лет назад. Наш музей был создан 6 мая 2004 года . Ему уже более 10лет.Здесь мы с вами узнаем много   интересного   и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом .   Наш музей состоит из четырёх залов.  1зал­Русская изба19в и 20 в 2 зал­Ретроспектива быта 20 в 6 3 зал­Боевой Славы 4 зал­История школы и села Но мы сегодня побываем в одном зале под названием» Русская изба» Хозяюшка:   Послушаем  русскую народную песню «Русская изба». Ребята, а как вы представляете  себе  русскую  избу? ­Ответы детей. Вспомните мы с вами рисовали на уроке изобразительного искусства. Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен. Между бревнами для   тепла   прокладывали   мох.   Избы   строили   в   старину   из   ели   или   сосны, лиственницы. Хозяюшка:(показ картины). Русская деревенская изба обычно представляла собой   не   только   дом   для   жилья   людей,   но   целый   комплекс   построек, включавший в себя все необходимое для  жизни большой русской семьи: это и жилые помещения,  помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы).  ­Как попасть можно было в русскую избу? Возле входа к избе обычно пристраивали небольшое помещение с большими окнами,   которое   называли   сенями.   Таким   образом,   чтобы   попасть   в   избу нужно было подняться на крыльцо и войти в сени, там подняться по ступеням и войти в коридор, а уже из него в жилое помещение. В сенях располагался весь   хозяйственный   инвентарь,   связанный   с   работой   в   поле.   Сени использовались в основном как хозяйственное помещение. 7 Мы с вами находимся в сенях. Песня(девочки) «Ох вы сени, мои сени!»   Раньше в основном люди жили в деревнях, они много трудились, все делали своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали  посуду, шили одежду и т.д. Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле. Трудолюбив и смекалист русский народ: немало он сложил поговорок и пословиц о труде. Хозяюшка: Ребята ,а  какие вы  знаете пословицы и поговорки  о  труде? (ответы детей) Пословицы и поговорки Без работы и печь холодна. Хочешь есть калачи­ не сиди на печи. У печи всё красное лето.  Не ленись с плужком, будешь с пирожком. Паши под озимь глубже, уродится хлеб лучше.  Хозяюшка:   В   каждом   крестьянском   дворе   обязательно   была   скотина. Держали   корову,   лошадь,   коз,   овец,   птицу.   Ведь   скотина   давала   много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище. Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь 8 работала   в   поле   с   хозяином.   Вспашка   весной   яровых   в   этом   селе производилась   также   плугом,   запряженной   одной   лошадью.   Крестьянин обрабатывал   участок   плугом   два­три   раза,   а   затем   разрыхлял   почву деревянной бороной с железными зубьями. Для лошади нужны были разные приспособления:   хомуты,   оглобли,   вожжи,   уздечки,   сани   (которые   катали ребятишек   зимой)   телеги.   Все   это   хозяин   изготавливал   сам   вместе   с сыновьями. Хозяюшка:  Корзина, с которой прошагал наш предок по вспаханной земле, рассеивая семена с надеждой на будущий урожай.  Корыто­предмет хозяйственного обихода  для стирки белья. В крестьянском хозяйстве широко использовались изделия: бочки, кадки. В старину в таких бочках даже тесто замешивали, огурцы солили.  В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины.. Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Хозяюшка: Коса­ Крестьяне косили хлеб косой.  Грабли­ граблями гребли, сгребали сено. Воронка­очень древнее  приспособление . Это приспособление для   переливание   жидкости.  Крюк­инструмент,   которым   дёргают   сено   из стога.  Фуганок­     это рубанок для ручной обработки материалов из дерева. Станок для отбивания кос­это станок для точения косы. Хозяюшка: Отгадайте загадку: Маленький горбатенький ­ два воза везет. (ведра и коромысло) Для чего оно предназначено?(ответы детей) 9 Предметом   сельского   быта   раньше   считалось   коромысло.   Коромысло помогало нести, не уставая ,на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая  на ходу коромысло  с одного плеча на другое. Песня(девочки) «Как  воду носят» Хозяюшка: Из сеней мы с вами попадаем в Русскую избу»  Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку  и узнаете. «Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает» (печь) Правильно,   дети!   Самое   главное     в   деревенской   избе   ­   это   печь.   Она находилась в центре избы. Русская печь массивна и долго сохраняет тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Русская печь   получила своё зарождение и развитие на Руси около четырёх тысяч лет назад. Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа.  (Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части) Хозяюшка Да, без печи нельзя себе представить русскую избу. Песня «На печки сижу» Хозяюшка: Чем же могла печь накормить своих хозяев? 10 В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А как вы думаете, какие опасности таит в себе печка? (ответы детей) Хозяюшка:   Да,   ребята,   при   неосторожном   обращении   с   печкой   мог возникнуть пожар.  Чтобы   уменьшить   риск   пожара,   печь   обязательно обмазывали глиной, так  как глина не горит. Еще печь  белили, ведь на белом фоне хорошо видны все трещинки. Игра «Пирожки» Хозяюшка: Назовите сказки, где печь является действующим персонажем?  Ответы детей: « Гуси­лебеди», «По щучьему велению», в них она главный персонаж. Хозяюшка: Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, русская печь ­ прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний, а также   печь   была   главным   украшением   дома.   Чем   больше   была   печь,   тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. Этот рогатый ухват­длинная палка с металлической рогаткой  на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.        Украшением избы всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ – это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу. Красный угол – самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению 11 хозяев.   Само   название   угла   “красный”   означает   “красивый”,   “хороший”, “светлый”.  Икону украшали вышитыми полотенцами – рушниками.К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. В   красном   углу   молились,  собирались   за   столом   на   семейную   трапезу,   на почетном месте сажали уважаемого гостя.  Хозяюшка: Какая мебель была в крестьянской избе? Мебели в избе было немного, – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все. Главным   предметом   мебели   в   избе   считался   обеденный   стол.   Он   стоял   в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Молилась перед принятием пищи. Песня « Мы не голуби». Хозяюшка: Ребята ,давайте вспомним ,что ещё есть в Русской избе. Отгадайте мои загадки. Выпускает жаркий пар Древний чайник… (Самовар). Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме   без   самовара   не   обходились.   О   самоваре   уважительно   отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Раньше принято было садиться у самовара и пить чай . 12 Идёт пароход – то взад, то вперёд. А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.) Перед вами утюг. Это бабушкин старый друг.  Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах. В сундуках хранились фотографии, документы, вещи У нас в России сундук считается русским предметом быта. Давайте перейдём в эту часть избы. Хозяюшка: Ребята ,а назовите мне ещё один необычный предмет   в нашем музее.   Он необычен  тем, что был подвешен под потолок и качается. ­А кто знает как он называется? Ответы детей: Это люлька Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы детей)  Колыбельные   –   это   песни,   которые   поют   мамы   и   бабушки   деткам,   когда укладывают   их   спать.   Малыши   успокаивались   и   засыпали   спокойным здоровым сном. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).  Песня  «Песня колыбельная» 13 В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка — ведь электричества тогда еще не было, девушки пряли и пели песни. Песня «Пряла наша Дуня» И вот мы побывали в гостях в старинной русской избе. Сейчас мы узнаем, кто из вас был внимательным. ­ Понравилось ли вам наша изба? ­Что вам особенно понравилось?      Вы   сегодня   многое   узнали.   За   ваши   знания   я   хочу   Вам   вручить   свидетельство. Хозяюшка:  Ну что же ребята. Вот и закончилась наша экскурсия. Старое уходит, но его важно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас! Всех гостей, которые к нам приходят, мы просим приносить в наш музей старинные вещи, которые мы потом сможем показывать другим гостям. Мы будем рады, если вы принесете в   нашу   избушку   новые   экспонаты.   (Хозяюшка   раздаёт   буклеты,).До свидания, до скорых встреч! 14 Список        литературы: 1."Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре" под ред.  Аникина В.П.; Вып.1, М,1991; вып.2,М,1994.  2.  «Дело было так...» Сумароков А. и др.; Белый город ,М., 2008.  3. «Русская семья ­ Русская семья. Праздники и традиции» Кислицына Т.Г.,  Белый город, М. 2011год. 15 4. «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора» Наталия Астахова, Белый  город, 2008год. 5. Иллюстративный материал – интернет­ресурс Приложение Итак, мой дорогой дружочек !       Если тебе было интересно , то  прочитай  сборник «Живая вода»  под редакцией  В.П. Аникина и ты  узнаешь много нового о жизни на  Руси в стародавние времена. И конечно приходи в музей ,там  ты найдёшь ещё больше  интересного и удивительного  .Помни , что нужно знать своё  прошлое . Не даром говорят «У  людей не знающих своего прошлого нет будущего!»  А я с тобой прощаюсь, но надеюсь на скорую встречу. 16 МОУ Сынковская СОШ Школьный музей «Русская изба . Быт  русского народа».  Следуй за мной, отвечай на  вопросы , отгадывай загадки,  рисуй, а главное  запоминай! А не завернуть ли нам на огонёк в  деревенский­то домок? Я  приглашаю вас в русскую  избу,  познакомиться с её  убранством с  предметами обихода. Вот подошли мы  к избе, ты  осмотрись пока и нарисуй русскую избу. Здравствуй , мой  дорогой  дружочек!   Как ты думаешь , кто я?    Совершенно верно ! Я  домовой –  первый помощник по дому. Я  люблю рассказывать сказки,  загадывать загадки , а больше  всего  люблю свой дом –русскую  избу. Переверни страничку и ты  узнаешь много  интересного.  17 В левом углу от печки в избе   всегда стоял  большой стол, а  около него длинные и широкие  лавки .    Как вы думаете, почему        они длинные? А почему  широкие?  По диагонали от печки находился  «Красный угол». Что означает слово «красный»? Здесь принимали гостей,  отмечали праздники, висели  иконы. «Красный угол»  ещё  называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же  висела люлька­ кроватка для  младенца. А знаешь ли ты   колыбельные песни. Как называли  в этих песнях  младенца?   Чем освещали горницу в  русской избе?               Зачеркни  ненужные картинки. Лучина Люстра Торшер 18 Русская изба                19 20
скачать по прямой ссылке