Конспект урока-обобщения русского языка в условиях реализации ФГОС
Местоимения (6 класс)
Тип урока: обобщение.
Форма урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый.
Цель урока: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи
Задачи урока:
1. Образовательные
· формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
· развить умение формулировать определение понятий;
· развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
· обогащать словарный запас учащихся;
· совершенствовать орфографические и грамматические умения.
2. Развивающие:
· осуществление системно-деятельностного подхода;
· развитие критического мышления;
· развитие внимания;
· формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
· развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
· развивать умение применять новые знания;
· развитие творческих, речевых способностей учащихся;
· формирование логических умений;
· развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
· развитие умения формулировать проблему;
· развитие умения работы в группах, парах
3. Воспитательные:
· воспитание интереса и уважения к родному языку;
· воспитание ценностного отношения к слову;
· развитие коммуникативных УУД:
· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
· взаимодействие учащихся в группах, парах: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
· ПК;
· мультимедийный проектор;
· мультимедийная презентация к уроку;
· Раздаточный материал (листы для выполнения заданий)
·
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь |
Приветствие учащихся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели. |
Запишите число, классная работа - Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя. (Учащиеся называют предметы, которые их окружают.) Это все создано разумом и руками человека. - Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем? - Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… - Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а… – Какова функция местоимения в речи? (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.) - Сформулируйте тему урока и цель |
Запись учащимися числа, «Классная работа» отвечают на поставленные вопросы
Записывают тему урока Формулируют цель урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка (пауза релаксации) |
1.Рассказ о местоимении Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая не называет предметы, их признаки и количество, а только указывает на них. Слово местоимение латинского происхождения: “ПРОМЕН”, что в переводе обозначает “ВМЕСТО МЕНЯ”. Местоимения очень часто встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений “вместо имени”. По соотношению с другими частями речи выделяют следующие группы местоимений: – местоимения-существительные; – местоимения-прилагательные; – местоимения-числительные; Слово учителя: Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе. Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. 1.Анализ предложений (Заполнение таблицы примерами из предложений.) С.А. Есенин: (Местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.) М.Ю. Лермонтов: А.С. Пушкин: М.Ю. Лермонтов: М. Горький: М. Исаковский: (Комментарий орфограмм.) А. Коваль: |
Знакомство с теоретическим материалом
Коллективная работа на местах и у доски
Физкульт-минутка |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала
|
1.Работа с таблицей Разряды
2. Повторим орфографию Работа с алгоритмом. (неполный алгоритм) Вопросительные местоимения
Все ли правила отражены в алгоритме? (работа с дополненным алгоритмом). (слайд №11) Вопросительные местоимения
Вывод: местоимения в русском языке пишутся слитно, раздельно, через дефис. 3. Выборочный диктант Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания. Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, не боялись никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не менялся ролями. 4. Цифровой диктант 1 – указательное 1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает. 2. Опять на то же место вышла. 3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных. 4. В такую ночь невозможно уснуть. 5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь. 6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи. 7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег. 8. Худого человека ничем не уважишь. Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 2, 3 (Взаимопроверка) |
Коллективная работа, заполняют таблицу
Работа в группах
Работа в парах |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности.
|
Викторина 1. Назовите личное местоимение 1-го лица, множественного числа, родительного падежа. (нас) 2. Назовите личное местоимение 1-го лица, единственного числа, дательного падежа. (мне) 3. Назовите указательное местоимение мужского рода, единственного числа, родительного падежа. (этого) 4. Какое местоимение не имеет форму именительного падежа? 5. Назовите начальную форму местоимения тобой. (ты)
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. Лист самооценки. |
Коллективная работа
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание. |
1.Работа с таблицей. 2.Подготовка к контрольной работе. 3.Упражнение |
Запись учащимися задания в дневники. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.