"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"
Оценка 4.9

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка
Взрослым
11.02.2017
"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"
Метапредметность с точки зрения ФГОС пытается говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: «Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?». Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Метапредметность в современном опыте музыкального образования.docx
«Метапредметность в современном опыте музыкального образования». Дюняшева Л.Б. «Задача нашей советской школы   не только дать определенную сумму знаний,  но и показать, как эти знания с живой жизнью  связаны, как они могут эту жизнь изменить». Крупская Н. К.    Во многом была права российская революционерка, государственный  партийный, общественный и культурный деятель Надежда Константиновна  Крупская, отвечая за советскую школу. Все стандарты образования вновь  приобретают видоизмененный строй СССР.     Метапредметность с точки зрения ФГОС пытается говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле  жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: «Зачем мне эти знания? Где мне  это пригодится?». Результатом метапредметного обучения является развитие  мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Технология  метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы  метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий: •развивающее обучение Эльконина­Давыдова; •мыследеятельностная педагогика; •коммуникативная дидактика; •эвристическое обучение; •логико­смысловое моделирование; •школа Щетинина.    Что такое метапредмет? “Мета” ­ “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки  собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных  знаниях. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит  мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая  образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: “Знание”,  “Знак”, “Проблема”, “Задача”, “Слово” и др. •В рамках метапредмета “Знание” у обучающихся формируется способность  работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых  понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные  техники работы с понятием на любом предметном материале. •Метапредмет “Проблема” задаёт образец решения проблемы, сформирует  способы выхода из сложившейся ситуации.    При разработке метапредметов должны учитываться особенности конкретной  школы, социальной среды, состава учащихся потенциал пед. коллектива.    Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной  науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это  формирование видения мира, понимание места и роли человека в нём.    Одна из важнейших проблем в направлениях реформы школы ­ проблема  всестороннего развития и формирования личности. Немалая роль при этом  отводится искусству, важности  реализации его в образовании. Учащихся  недостаточно научить каким­то музыкальным умениям, дать знания о музыке,  важно пробудить постоянную потребность в общении с ней. Всестороннее  музыкальное развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только  глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и  заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни,  людям, событиям.          В содержании  Федеральных  Государственных стандартов общего образования « второго поколения» подчёркивается направленность на  стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в  т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному,  познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное  развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и  воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно  отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала   подрастающего поколения. Поэтому ФГОС  определил приоритетные направления развития образования. Одно из них ­ метапредметный подход, который позволяет  деятельностно  пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать.     Отличие педагогического сценирования  от планирования состоит в том, что  в первом случае учитель сохраняет свободу своих действий, а во втором  пользуется уже заданными наработками. При творческих занятиях, где педагог занимается сценированием эффективность метапредметных знаний  усиливается.       Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он  позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру  формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход  является средством достижения метапредметных результатов:        ­ наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной  деятельности;       ­ ориентированность в окружающей культуре;       ­ овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов;      ­ применение знаково­символических и речевых средств для решения  познавательных и коммуникативных задач;      ­ готовность к логическим действиям на уроках: анализ, сравнение,  обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;      ­ планирование урочной деятельности и умение ее корректировать ;     ­ сотрудничество через распределение функций и ролей;      ­ умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.     Поэтому метапредметный подход основывается на движении мышления не  по прямой, а через связи и ассоциации. Я думаю, что данный подход актуален  в области музыки. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами (  литература, история, биология, русский  язык, изобразительное искусство английский язык, математика,  обществознание, физическая культура, информатика    ).  Следовательно,  постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает  различные формы общения ребёнка с музыкой. Тесная связь с русским  языком дает возможность при слушании произведений  подбирать слова­ синонимы, соответствующие характеру музыки. А обучение игры на  музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что  улучшает навык письма. Физическая культура входит в сферу  исполнительской деятельности обучающихся, где  добавляется  пластическое  интонирование и музыкально ­ двигательные упражнения.   При  инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес  программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке, помогая скорректировать знания,  умения и навыки, которые помогут на литературе. Освоение элементов  музыкальной грамоты тесно связаны с ритмическим рисунком, что в помощь  преподавателям математики. Помимо этого, дети проявляют творческое  начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это  помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством,  где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.  Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных  и творческих дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок с  нравственно­эстетическим стержнем. На предмете раскрываются наиболее  значимые для формирования личностных   качеств ребёнка вечные темы  искусства: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества и  другие, запечатлённые в художественных образах. Эти простые для нас  понятия открывают нам возможность совместить уроки музыки обществознанием и историей.  Художественно­педагогическая идея  позволяет учителю и ребёнку осмысливать музыку сквозь призму  общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что  есть истина, добро и красота в окружающем мире? Поэтому в настоящее  время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения.       Английский язык и музыку связывает вокальное исполнение иностранных  песен, произношение которых можно отрабатывать на уроках. Биология  открывает одно из музыкальных направлений под названием «зооджаз»,  который можно использовать в рамках предмета. Информатика дает  возможность рассмотреть музыкальные программы, которых сейчас огромное  количество. А именно игра на музыкальных инструментах с помощью  компьютера, специализированные игры по композиторам, обработка мелодий и т.д.       Метапредметный подход  обеспечивает целостность общей культуры   личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка.  Преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе  организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её  специально­предметного содержания. К сожалению не всегда планирование  учебных предметов тесно перекливается по содержанию, что дает небольшой  недостаток для метапредметного подхода в изучении дисциплин. Решением  проблемы является связь в планировании учителями ­ предметниками и  проведение бинарных занятий.        В соответствии с требованиями ФГОС к планируемым результатам освоения  основных образовательных программ цели урока  как образ ожидаемого  результата должны быть: 1)    Предметными, ориентированными на формирование у учащихся конкретных  знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области; 2)    Метапредметными, направленными на расширение опыта творческой  деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по  предмету, формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных  универсальных учебных действий; 3)    Личностными, предполагающими ценностно­смысловую ориентацию  учащихся в содержании учебного материала, ориентацию в социальных ролях и  межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных  действий.         Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от  существующей практике дробления знаний на предметы к целостному образному  восприятию мира.  Метопредметность как принцип интеграции содержания  образования, как способ формирования теоретического мышления и  универсальных способов  деятельности обеспечивает создание целостной картины  мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся совершенствуется навык  к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.       Библиографический список:  1.   Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических  поисках. ­ М., 1994. Гл.3­6. 2.   Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в  современном образовании //Инновационное движение в Российском школьном  образовании // Под. ред. Э Днепрова, А Каспаржака, А. Пинского. – М., 1997. – с.  351. 3.  Булатова О.С. Арт­педагогический подход в образовании. – Тюмень, 2004. 4. Научно­методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство  Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»). 5. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: книга для учителя — М.:  «Просвещение», 1984. — 111 с. 6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. — М.:  «Просвещение», 1984. – 206 с. 7. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие — СПб.: изд­во  «Лань», 2000. — 320 с. 6. Интернет­ресурсы

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"

"Метапредметность в современном опыте музыкального образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017