Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"
Оценка 4.9

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Оценка 4.9
Игры
docx
математика
5 кл
26.02.2019
Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"
Метапредметный урок в 5 классе можно провести как обобщающий урок, на котором учащиеся реализуют работу с фундаментальными объектами познания "ЧАСТИ" и "ЦЕЛОЕ" в контексте семейных ценностей. Из частей строится дом для дружной семьи, в которой которой будут царить добро, любовь, взаимопонимание. Урок проходит в игровой форме как соревнование двух команд.
Статья Сидорова О.С..docx
Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы «Натуральные числа». «Сущее либо воспринимается чувствами, либо постигается умом» Аристот ель Новые ФГОС опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования. Именно метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. [3, с.12] На уроках математики мы реализуем данный подход в создании метапредметной проблемной ситуации. В результате создания проблемной ситуации и ведения проблемного диалога, учащиеся сами формулируют образовательную цель урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности. Именно метапредметный подход позволяет среди выбрать множества образовательных объектов фундаментальные объекты познания. Они выступают генерализирующим элементом содержания образования, которое имеет характер среды. Вокруг фундаментальных объектов конструируются учебные предметы, метапредметы, метапредметные темы. Такими фундаментальными объектами выступают понятия: пространство и время, целое и часть и т.д. [2, с.10-12] В отличии от обычных научных понятий, фундаментальные образовательные объекты не распределяются по возрасту учеников. Понятия числа и слова, света и цвета, добра и зла присутствуют в образовании как шестилетних, так и шестнадцатилетних учеников; их отличие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки связанных с ними проблем. Именно поэтому основы метапредметных образовательных программ не имеют жестких возрастных ограничений. Каждый учитель, работающий с конкретными детьми, определяет, как будет происходить изучение фундаментальных образовательных объектов, через какую систему взаимосвязанных с ними вопросов будет осуществляться насыщение содержания эвристического образования.[1, с.159-182] ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ — философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.[5, c.1] Соотношение части и целого получило свою точную разработку в системном подходе. Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.[4,с.8] Семья как главная ценность человека. Семья «я». Важнейшая общечеловеческая ценность, примером может быть любая семья, будь то семья друга, соседа. Если научить детей удерживать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познавательных направлений, то у детей создаётся достаточно полная и связанная картина познаваемого. что именно Попытка соотнести фундаментальные объекты познания ЧАСТИ И ЦЕЛОГО с общечеловеческими семейными ценностями предпринята нами при разработке и проведении метапредметного урока для учащихся 5 класса «Строим дом. Пусть будет счастье в нем». Урок проводится в форме игры. Известно, игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Урок- игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых явлений, процессов, систем. В игре воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующих реальные действия. Во время игры необходима временная работа в составе малых групп по выполнению небольших учебных заданий. Перед группами ставятся задачи «промежуточного» характера: обмен идеями, собственным опытом; выработка правил; решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока; постановка вопросов, выявление и обсуждение разногласий, проведение «мозговой атаки». Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмоционального переживания. Предлагается краткий план-конспект этого урока. Тема урока: «Мы строим дом. Пусть будет счастье в нем». Тип урока: метапредметный урок общеметодологической направленности Методы обучения: урок-игра Формы организации: групповая Цель урока: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть в повседневной жизни части и целое. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видеть связь с уже приобретенным опытом и значение для последующего обучения. Планируемые результаты: Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат, обосновывая логическую последовательность шагов; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи и достижения цели; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; Познавательные УУД: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью; Коммуникативные УУД: определять возможные роли в совместной деятельности и играть в ней определенную роль; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); выделять общую точку зрения в дискуссии, высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; Предметные результаты: развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин; оценивать результаты вычислений при решении практических задач; Методическое обеспечение урока: (фрагмент мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена», презентация, элементы дома, карточки с заданиями, пословицами, цифрами, пазлы для сборки дома, кроссворды о семье, бумага, ручки, карандаши, клей, фломастеры, ватман, оценочные листы для жюри): Ход урока. I Организационный этап. Для проведения игры класс разбивается на две группы: команды-участники игры. Уважаемые гости составят жюри игры-соревнования. Урок начинается словами французского философа Ж.Руссо: «Вы талантливы, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Учитель начинает занятие и выражает надежду на, что в результате можно стать добрее, мудрее и опытнее. Целеполагание: I .Фрагмент мультфильма (1-2 минуты) «Чебурашка и Крокодил Гена» (фрагмент о строительстве дома для друзей) Учитель: О чем мечтал Чебурашка? Кто помог ему осуществить мечту построить дом? Правильно, благодаря дружбе, взаимопониманию, трудолюбию друзьям удалось всё. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь? (о строительстве дома.) Верно, ребята. (Слайд 1.) Для участия в игре приглашаются команды. Команда «Чебу» и команда «Рашки». А вместе «Чебурашки». Команды соревнуются под девизом: «Мы стоили, строили - и наконец построили». Учитель: . «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», – утверждал Л. Н. Толстой. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее, уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат, где всем будет комфортно? Сегодня мы ПОСТРОИМ «ДОМ СЧАСТЬЯ» – дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения. Основная часть урока. Учащиеся под контролем учителя определяют этапы строительства дома. Как же построить такой Дом? С чего начать? Учащиеся предлагают начинать строительство с проекта. Конкурс проектов состоит из двух этапов: шуточного (нарисовать командой дом с закрытыми глазами по его элементам) и склеивание разрезанных частей дома (по типу пазла). Затем учащиеся набирают части дома (фундамент, стены, крыша, окна, двери) из предложенных частей. Просматривают слайд .Слайд 2. Элементы дома. Проверяют правильности своего выбора. Этап строительства 1. Известно, что особенно прочным должен быть фундамент дома. Командам предстоит решить непростую математическую задачу для его закладки. В результате они узнают какой фундамент одновременно прочный и недорогой. Задача.При строительстве дома можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 7 тонн природного камня и 7 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 5 тонн щебня и 36 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, щебень стоит 610 рублей за тонну, а мешок цемента 250 рублей. Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант? Жюри оценивает по пятибалльной шкале правильное решение. (Первый способ обходится в 12600 р., а второй в 12050 р.) После решения задачи участники команд закрепляют магнитами на доске фундаменты своих домов. Следующий этап строительства - возведение стен. Чтобы получить право прикрепить стены дома на магнитную доску, учащимся предлагается разгадать кроссворд о членах семьи. Разгаданные кроссворды, на которых крупно написано слово «Семья», они крепят магнитами на стены дома. Слайд 4. (с кроссвордом) Пока ученики разгадывают кроссворд, звучит стихотворение. Семья – это счастье, любовь и удача, … Английская пословица гласит: «Мой дом - моя крепость». Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Детям предлагается задание - собрать целые пословицы из двух частей, на скорость. Всего по три пословицы. Они зачитывают собранные пословицы. Слайд 5. С пословицами и поговорками о доме и семье. Будет ли ваша семья жить за стенами вашего дома по этим житейским мудростям? Этап 3. Строительство крыши. Интеллектуальный конкурс «Наш вопрос -ваш ответ». Команды берут по пять вопросов и готовят на них ответы. По очереди зачитывают их. Вопросы не только серьезные, но и шуточные. Этап строительства 4. Навешивают двери, окна. Далее учащиеся в форме игры «Считайте - не зевайте» знакомятся с ценами на некоторые строительные материалы. Задания к игре: Итогом урока являются целые дома, которые ребята сами собрали из частей и прикрепили на магнитную доску. Уточняется с детьми, для кого построены эти дома (Для крепкой и дружной семьи, для друзей). Им задается вопрос: какие ценности должны быть положены в основу такого дома? (Дети выбирают из предложенных карточек по 6 и наклеивают их на фундамент дома. На карточках записаны слова: доброта, любовь, здоровье, дружба, уважение, порядок, уют, тепло, ласка, мир и т.д. ). Дети вместе с учителем желают, чтобы такой дом был у каждого человека. Слово жюри для подведения итогов и награждения команд. Заключение. Если научить детей удерживать в поле зрения одновременно несколько сходящихся к одним и тем же объектам познавательных направлений, то у детей создаётся достаточно полная и связанная картина познаваемого. Литература: 1. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2- е издание, переработанное / А.В. Хуторской. — Москва: Высшая школа, 2007. — 639 с 2. Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие.— Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. — 74 с. 3. Матвеев К.В. Методика организации и проведения метапредметных занятий [Электронный ресурс]// Городской центр.2015. – :// mosmetod . ru / centr / proekty - kvalifikatsii - povysheniya методический URL:http / kursy proekt znanij - k - praktike metapredmet - chast . html - vtoraya / ii - zanyatie - / kurchatovskij - kurchatovskij - proekt -4- -4/ kursy - ot - 4. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека: электронный научный журнал. http://eidos- 2012. institute.ru/journal/2012/0302.htm 5. Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская URL : [Электронный ресурс] – URL: – энциклопедия htps :// iphlib newphilenc . ru / greenstone / document / collection / / HASH 5237228 3/ library f 5 f 23 f 4487 bc 452

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"

Метапредметный урок в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2019