Ключевые моменты:
1.Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни (важно: проблема не имеет однозначных решений!).
2. Правильно поставленная учебная задача.
3. «Кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
4. Групповая деятельность
Цель - научить: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их , выбирать оптимальное решение и формировать программы действий , анализировать ситуации; оценивать альтернативы; составлять план осуществления решений и т.п.
Оборудование к уроку:
мультимедийный проектор, компьютер, экран .
Критерии к кейсу:
Обучающиеся могут и должны задавать любые уточняющие вопросы, возникшие в ходе анализа ситуации.
Все ли обстоятельства замечены и учтены?
Как ведется сбор информации, систематизируется.
Оценивается глубина восприятия всех аспектов ситуации.
Наблюдение ведется за аргументированием доводов, умением строить причинно-следственные связи.
Как могут представить и защитить результаты своего исследования.
Выдержка из введения в исследовательский проект, тему которого ученик решил разрабатывать после обсуждения кейса:
Через 2-3 минуты стало понятно, что все мои одноклассники ситуацию видят в одной плоскости, все сосредоточились на математических подсчетах цифр, предложенных в кейсе. Тогда учитель стал задавать нам наводящие вопросы:
1) На уроках ОБЖ изучали искусственное дыхание. Если весь воздух в легких на 100% теряет кислород, то зачем пострадавшему вдувают «рот в рот» эту смесь?
2) Даже если составить математическую систему уравнений, учитывающую процент остаточного кислорода в выдыхаемой смеси, что конечно можно сделать, если знать эти данные, то значит ли это, что все 100% кислорода , содержащиеся в объеме комнаты, доступны для дыхания? Или есть порог его содержания, когда легкие человека уже не смогут его извлекать?
Мне стало понятно, что учитель хотел нам продемонстрировать этим заданием – что решение часто многовариантно, при видимой простоте жизненных задач , у них есть много обстоятельств, которые нужно научится видеть и учитывать.
И мне захотелось больше узнать о том, как и почему воздух в закрытых помещениях становится непригодным для дыхания, почему даже в морозные дни наши классы на переменах проветриваются с помощью открытых окон.
Решил изучить проблему изменения качеств воздуха в помещении, по-возможности , с разных сторон. И первый вывод, который созрел, что знаний только по химии будет недостаточно.
9 класс. Тема: «Минеральные удобрения». Кейс практический)
У меня на складе полно старой извести, забери, используй как удобрение
Да, я в этом году посеял пшеницу, для крепкого стебля нужен кальций, да и почва в низине закислилась.
Ты же только внес на поля аммиачную селитру, разве можно смешивать эти удобрения?
Папа, не делай так! Ты зря тогда покупал селитру!
Необходимые базовые знания для решения кейса:
Известь – химическая формула соединения Сa(OH)2.
Соли аммония под действием щелочей разлагаются на газ аммиак и другие вещества.
2NH4NO3 + Сa(OH) 2 --> Сa(NO3) 2 +2 NH3 + 2H2O
сначала образуется NH4OH - гидроксид аммония, но он быстро разлагается на NH3 и H2O, т.к. является неустойчивым соединением.
Следствие кейса:
Учащиеся решили поэкспериментировать с удобрениями на закисленных почвах в низинной части огорода, спускающейся к речушке.
Разметили эту часть огорода на равные участки, пронумеровали.
Выбрали для эксперимента три культуры: на каждом из участков посадили по ряду кукурузы, ряду рассады помидор и ряду капусты раннего срока созревания.
На пяти участках составили план применения разных видов удобрений, их комбинаций, в том числе и с предварительным известкованием, необходимых на разных этапах вегетации для соответствующих культур (для этого изучили рекомендации по агротехнике из сети интернет, и посоветовались с экспертом в данной области – ведущим агрономом агрохолдинга Зерноградского района Ростовской области).
Данное исследование запланировано на все лето 2018 года. Оформление результатов и их представление запланировали на первую учебную четверть.
ВЕКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ ,на которые помогают направить кейсы:
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Развитие понятийного мышления ВОЗМОЖНО посредством образовательных технологий:
Развивающее обучение :
Кейсы помогают педагогу создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении материала.
Проблемное обучение :
Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности школьника по решению учебных проблем. Ученик должен не только увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.