В стремительно развивающем мире современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном пространстве, проектировать собственное развитие. Необходимо формировать систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Если внедрить метод проектов в процесс преподавания математики, то можно развить ключевые компетенции (исследовательская, коммуникативная, информационная) на уровне современных требований.Если внедрить метод проектов в процесс преподавания математики, то можно развить ключевые компетенции (исследовательская, коммуникативная, информационная) на уровне современных требований.
Кильман Наталья Петровна
Учитель математике
БОУ Лицей № 145
Метод проектов как способ формирования ключевых компетентностей у
обучающихся в 6 классах
В стремительно развивающем мире современное общество требует от
выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно
ориентироваться в информационном пространстве, проектировать собственное
развитие. Необходимо формировать систему универсальных знаний, умений и
навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность
обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное
качество образования.
Таким образом, возникает гипотеза: если внедрить метод проектов в
процесс преподавания математики, то можно развить ключевые компетенции
(исследовательская,
на уровне
коммуникативная,
информационная)
современных требований.
Цель моей работы: с помощью проектного метода формировать ключевые
компетентности.
Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить значимость проектного метода.
2. Выяснить, как связаны метод проектов и формирования основных
образовательных компетенций;
3. Выявить дальнейшие пути работы по указанной теме.
Мною было предложено ученикам 6 го класса составить бизнес план в
определенной сфере деятельности , где были использованы и творческий
подход, и исследовательская работа и поисковый момент .
Выполнялся проект по определенному плану, который включал в себя
следующие этапы:Первый этап: целеполагание. На этом этапе происходит поиск и
определение темы/проблемы проекта, осуществляется постановка целей, задач
и определение конечного продукта. На данном этапе ученики не понимали, что
от них хотят, но получая пошаговую инструкцию, они с удовольствием
справлялись с задачей. В результате творческого подхода, каждый ученик
подошел индивидуально, создали визитку, логотип, придумали свой бизнес,
название свой предпринимательской деятельности.
Второй этап: планирование. Записывают свои размышления, учатся
анализировать, высказывать свое мнение.
Третий этап: исследование. Исследовательская часть прошла немного
труднее и дольше по времени. Каждый ученик ставил перед собой цель создать
прибыльный бизнес. Необходимо было продумать штат сотрудников,
определить для них заработную плату, изучить рынок спроса и предложения той
области , которую выбрали, продумать риски. Задуматься где взять деньги, как
их отдавать в случае займа, просчитать в процентном соотношении. В
результате черновой работы получилась заполненная тетрадь с интересными
результатами в виде таблиц, диаграмм, сравнительных таблиц с анализами ,
которые в дальнейшем учащиеся оформляли придерживаясь структуры
составления Бизнес плана .
Четвертый этап: обсуждение результатов. Формулируются выводы,
учатся оформлять документ, придерживаясь требований.
Пятый этап: представление/отчет. Преподаватель на данном этапе
заслушивает презентации проектов, фиксирует положительные моменты,
записывает наиболее типичные ошибки для их последующего обсуждения после
подведения итогов.
Шестой этап: оценка результатов проекта
Напрашивается вывод, что применение метода сказывается на повышении
уровня знаний и дальнейшем формировании основных общих учебных умений и
навыков, соответственно и важных компетенций учащихся.Есть конечно же и трудности в освоении этой технологии . Не все группы
учащихся могут полноценно проводить исследование по самостоятельному
поиску нового знания или создания нового объекта.
Для преодоления таких проблем следует применять метод проектов
целенаправленно с 67 класса и до окончания средней школы.