Методическая копилка по русскому яыку
Оценка 4.8

Методическая копилка по русскому яыку

Оценка 4.8
docx
07.04.2022
Методическая копилка по русскому яыку
БЕСПАЛОВА МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

 

1.      Задания на активизацию

Активизация - усиление, оживление деятельности, активности; переход к более подвижному состоянию, к решительным действиям.

1)                Тема урока: Правописание приставок.

 

Ребусы о приставках.

Задача учеников из каждого данного задания отметить письменно в тетрадях отгаданную часть слова. В итоге должно получиться слово, связанное с темой, то есть "приставка".

1. В этом слове есть первая буква в названии учебных принадлежностей, где хранятся ручка, карандаш, ластик (пенал). 2. Вторую букву очень долго не могут выговаривать маленькие дети ("рэ"). 3. Продолжением слова будет суффикс в словах тракторист, хоккеист, машинист (ист). 4. Следующие две буквы - это начало слов автобус, автомобиль, автопарк (ав) 5. Слово заканчивается на -ка-.

2)                Тема урока: Правописание слов с орфограммой в корне.

Найди ошибку.

Во время этой игры учащиеся со слуха исправляют неправильные утверждения, вспоминают правило правописания непроизносимых согласных, объясняют, при необходимости задают учителю вопросы. Такое упражнение способствует лучшему запоминанию, предупреждает закрепление неправильного написания.

В слове «счастливый» не пишется непроизносимая буква "т". В слове

«вкусный» буква "т" не пишется. В слове загадка пишется парная буква "т"

В слове капустный пишется парная буква "д". В слове яростный не пишется буква "т". В слове глазки пишется парная буква "э". В слове

«радостный» пишется буква "тэ". В слове «опасный» буква "т" не пишется

Это упражнение развивает внимание, память, мышление, познавательный интерес как к самой теме, так и к предмету.

3)                Тема урока: Предлоги и приставки.

Закончи текст.

Работа направлена на развитие мышления обучающихся.

явилась …небе синяя туча. …шумел ветер. …пали первые капли дождя.

Маленький щенок …прятался конуре

2.      Групповая работа

Групповая работа это такая форма организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного выполнения задания или учебных задач.

Текст.

Пришла весна. Из земли показалась зелёная стрелочка. Она быстро росла, потом разделилась на два листочка. Листочки стали большими. Между ними появился маленький росток. Каждое утро мы с Толей ходили смотреть, что же будет дальше.

Вдруг однажды рано утром мы увидели: росток, наклонившись к одному из листочков, расцвёл белыми колокольчиками. Это были колокольчики ландыша. Толю поразила красота цветка. Он не мог оторвать глаз от ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» спросил я у Толи. «Они очень нравятся мне... Они очень красивые...» «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».

Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Толя все это чувствовал, но сказать ему было трудно. Он стоял у ландышей, очарованный красотой, стоял и молчал.

В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», тихо прошептал мальчик. (По В. Сухомлинскому.)

Задания к тексту.

1.   Выразительно прочитайте текст и определите его тему. Сформулируйте идею текста или выберите одно из приведенных ниже высказываний:

1)                Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира.

2)                Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки.

3)                Человек по-настоящему может быть счастлив, только тогда, когда он сохраняет красоту, созидает, а не разрушает её.

2.    Осталось ли у вас после прочтения текста впечатление о ландыше как одном из самых прекрасных цветов? Как автору удалось создать такое представление? Как называются прилагательные, используемые в переносном значении для создания выразительности речи?

3.    Какие еще языковые средства используются в данных фрагментах для описания цветов? (Подчеркните их.)

4.   Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Примерные ответы.

1.   Рассказ о впечатлении от увиденного ландыша.

2.        Через образное описание цветка. Прилагательные в переносном значении эпитеты.

3.     Сравнения: «похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя», «как снежные пушинки», «как серебряные колокольчики».

4.     Художественный текст обращен ко многим людям и используется в книгах, задача речи – воздействие на чувства и на воображение, для этого употреблены эпитеты, сравнения.

На уроках литературы метод групповой работы может быть использован для изучения персонажей произведения «Мертвые души»

На протяжении нескольких уроков ученики знакомились с различными героям, сравнивали их между собой. Для проверки степени усвоения материала, ученикам была предложена работа по анализу текста на предмет характеристики героев (Коробочки, Манилова, Собакевича, Ноздрёва, Плюшкина). Работа проходила в группах. Каждая группа на этапе подготовки должна была определить участников группы и подготовить наглядный материал по выбранному герою. Про каждого героя рассказывают о его доме, портрете, занятии, характере, речи и о его отношении к покупке мертвых душ.

Выступить перед классом со своей работой.

3.      Задания на формирование творческих способностей

Творческие способности способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.

1.   Свободное сочинительство - пиши, что хочешь! Рискуя получить упрек в повторении уже сказанного, хочу еще раз обратить внимание на то, что этот вид работы очень важен для развития речи.

2.    "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.

3.   "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.

4.           Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников. Ситуация экскурсии сближает с жизнью такой жанр, как сочинение по картине.

5.         Cценарий мультфильма по выполненным на доске рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания.

4.                 Задания на инициативность

«Перевод с русского на русский»

Этот вид нестандартных заданий предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова,


словосочетания, предложения) синонимичными. Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда приводящие к комическому эффекту. Синонимическая же замена («перевод») делает высказывание точным, понятным, правильным.

Задание 1. Объясните, что значат выделенные слова. Назовите, из какого произведения отрывок и кто его автор.

Идут витязи четами, И, блистая сединами, Дядька впереди идет И ко граду их ведет.

(А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Задание 2. Прочитайте и «переведите» текст с русского на русский. Что затрудняет чтение?

Казак седлал утопорь, посадил бесконного товарища на забедры и следил неприятеля в назерку, чтобы при спопутности на него ударить.

(Казак оседлал коня как можно поспешнее, посадил товарища, у которого не было коня, на круп своего и следовал за неприятелем, имея его постоянно в виду, чтоб при благоприятных обстоятельствах на него кинуться. В тексте использованы диалектные слова).

Задание      3. Царица «…велела      ему       насыпать      целую                             шапку синицами» (Н.В.Гоголь «Пропавшая грамота»). Что же насыпали в шапку герою? шапку были насыпаны деньги. Синицы пятирублевые ассигнации

синего цвета).

1.   Творческие работы:

1)   Найдите 2 «лишних» слова среди записанных. Почему?

1.   Плод дуба (жѐлудь).

2.    Стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии (шомпол).

3.   Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева (челн).


4.   Профессиональный наездник на скачках (жокей).

5.    Цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов (жонглѐр).

6.   Тот, кто любит изысканно одеваться (щеголь).

7.   Тонкая веревка (бечѐвка).

8.   Маленькое жужжащее и жалящее насекомое (пчѐлка).

9.   Тонко, аккуратно проведенная линия (чѐрточка).

10.     Специалист по шорным изделиям (ремесленным изделиям из кожи) (шорник).

11.   Род коротких брюк (шорты).

12.      Откидной головной убор, пришитый или пристѐгнутый к вороту верхней, одежды (капюшон).

13.         Колючий   садовый   кустарник   с    кисло   ...   сладкими                  ягодами (крыжовник).

14.    Мельничный, каменный круг для перетирания, размола зерен в муку (жѐрнов).

15.   Твердый, плотный на ощупь (жѐсткий). 16.Цвет песка, золота (жѐлтый).

17.   Измельченный зубами. Перен.Сильно измятый (разг.) (жѐваный).

18.   Маленький ѐжик (ежонок). 19.Небольших размеров бак (бачок).

20.  Вид  проверочного  испытания,  а   также   отметка,              удостоверяющая происхождение таких испытаний (зачѐт).

21.    Зачѐсанная, обычно назад, прядь волос (зачѐс).

22.  Прядь волос, опущенная на лоб и подстриженная (чѐлка).

23.  Едкое химическое соединение, окрашивающее лакмусовую бумагу в синий цвет (щѐлочь).

24.     Изделие для чистки, мытья, обметания чего-нибудь в виде колодки с часто насаженными на неѐ пучками жесткой, короткой шерсти, волокон (щѐтка).

25.  Недорогой, малостоящий (дешѐвый).


26.  Китайское парусное судно (джонка). 27.Бодрое, весѐлое настроение (разг.) (мажорное). 28.Неумеренность и жадность в еде (обжорство).

29.Место соединения сшитых кусков ткани, кожи (шов). Задание 2.

Придумайте      небольшую     лингвистическую      сказку      на                          тему

«Спряжения глагола».



 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ

Тема урока: Предлоги и приставки

Тема урока: Предлоги и приставки

Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира

Мы должны бережно относится к красоте окружающего мира

Выступить перед классом со своей работой

Выступить перед классом со своей работой

Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда…

Необходимость замены диктуется характером языкового материала: в него включаются случаи неуместного употребления единиц языка, нарушения литературных норм, затемняющие смысл высказывания или делающие его двусмысленным, иногда…

Профессиональный наездник на скачках (жокей)

Профессиональный наездник на скачках (жокей)

Китайское парусное судно (джонка)

Китайское парусное судно (джонка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022