Разработка урока на тему Современные экологические проблемы
Оценка 5

Разработка урока на тему Современные экологические проблемы

Оценка 5
docx
07.04.2022
Разработка урока на тему Современные экологические проблемы
разработка урока на тему Современные экологические проблемы.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище № 13

 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И. Штепо»

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия по экологии

  на 1 курсе  

На тему:   «Современные экологические проблемы»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Разработал:           Потапченко Н.Б.

                                                                                                                 

 

 

Калач-на-Дону

2021г.

 

 

 

 

Тема занятия:  «Современные экологические проблемы»

Дата проведения: 25.11.2021г.

Тип занятия: Изучение нового материала

Технология занятия: Технология развивающего обучения

 Цель  занятия:    Сформировать  целостное  представление  о  глобальных проблемах экологии, причинах их возникновении,  последствиях, возможных путях их решения.

Задачи:

Обучающая:   Поиск,  систематизация  информации  по  экологическим  проблемам, определение  причинно  –  следственных  связей  экологических  проблем, нахождение оптимальных путей решения экологических проблем

 Развивающая:  Совершенствовать  навыки  работы  с  дополнительными  источниками информации,  формировать  умение  обучающихся  устанавливать  причинно  – следственные связи, обобщать, делать выводы.

 Воспитательная: Ориентировать  обучающихся  на  разумную,  экологически  обоснованную деятельность,  способствующую  рациональному  использованию  и  охране окружающей  природной  среды,  воспитывать  коммуникативную  культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию

Планируемые образовательные результаты:                                                       Формирование экологической позиции, основу которой составляет ответственное отношение обучающегося к  природе  как  ценности. Необходимо  формировать личность не  только  с  определенной  суммой  знаний  и  убеждений,  но  и  с  активной личностной  позицией,  чтобы  будущий  специалист мог  сознательно применять  полученные  знания  в  реальных  жизненных  и производственных ситуациях

Основные термины и понятия:                                                                                экология, окружающая среда, загрязнение окружающей среды, бытовой мусор, утилизация, экологическое  сознание  и   мышление.

Оборудование:                                                                                                              Справочные  материалы  для  организации  индивидуальной  и  групповой работы обучающихся. Иллюстрационно-наглядные материалы.  Инструменты: ватманские листы, маркеры

 План занятия

I. Организационный момент ( 3мин.)

II. Индукция (мотивация и целеполагание) (10мин)

III. Изучение  нового материала (25 мин)

IV. Рефлексия  (5 мин)

V. Домашнее задание ( 2мин)

Ход занятия

  I.  Организационный момент (3 мин).

Преподаватель:  Добрый день! Я очень рада видеть вас.   

 II. Индукция (10мин.) Прежде чем мы озвучим тему, я надеюсь, вы это сделаете сами.  Послушаем  легенду.

(рассказ обучающегося) Давным-давно, около 5 млрд. лет назад у матери Вселенной родилась дочь – звали ее Земля. Ее отец – Космос на радостях устроил пир на весь мир и позвал в гости все галактики и созвездия. Каждый, кто приходил посмотреть на красавицу-Землю, приносил ей разные подарки. Созвездия дарили ей Звезды, чтобы она могла смотреть на них по ночам и радоваться. Галактики подарили ей Млечный путь, который указывал ей дорогу в звездном мире. Отец подарил ей солнце, чтобы оно согревало Землю. Мать подарила ей Луну, чтобы она могла помечтать, глядя на нее. Фея Аква подарила ей чистую прохладную воду, чтобы ее не мучила жажда. Фея Аира подарила ей прекрасное, почти невесомое бледно-голубое покрывало, которое сверху покрыла тонким слоем озона, чтобы он не пропускал слишком много ультрафиолетовых лучей. И хотя покрывало было очень тонкое, но оно согревало Землю и защищало ее от метеоритов. Фея Нейча подарила земле растения и животных. Украсила ее наряд цветами и бабочками. Все радовались, глядя на прекрасную Землю. И только злая колдунья Вирулина, которую не позвали на этот праздник, не простила обиды и решила отомстить. Долго думала она, как ей поступить, не один миллион лет прошел, и, наконец, придумала. Поселила на Земле человека. Земля не сразу забеспокоилась. «Пусть живет», - думала она. Много у меня богатства, на всех хватит. А Вирулина не торопилась, знала, что месть ее будет долгой, и, наконец, дождалась. Пришла как-то Вселенная в гости к своей дочери и не узнала ее. Все тело Земли изрыто карьерами, изранено взрывами бомб, засыпано мусором. Чистые когда-то моря и реки покрыты нефтяной пленкой. Леса почти все вырублены. Кислорода в воздухе все

  меньше, а углекислого газа все больше. Тонкое покрывало все в дырах, и губительные ультрафиолетовые лучи жгут израненное тело Земли. Ужаснулась Вселенная.

Преподаватель:   Итак, давайте попробуйте определить тему нашего занятия. (В случае затруднения преподаватель подводит обучающихся  к слову «проблема»). Какая проблема заложена в легенде? Формулируется тема урока : «Современные  экологические проблемы» 

Эпиграфом нашего занятия будут слова: " Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды".

 Р.Рождественский.

Преподаватель:    О чем мы будем с вами  сегодня говорить? О каких проблемах?                              Обучающиеся: В настоящее время наша окружающая среда очень сильно загрязняется. По мере роста населения и масштабов производства экологические последствия хозяйственной деятельности человека становятся всё более ощутимыми, а площади нетронутых природных территорий неуклонно сокращаются.  С началом промышленной и аграрной революции значительно увеличилась скорость сокращения видов животных и растений.  А знаете ли вы, что 22 апреля  международный день Земли (в России отмечается с 1992 года, в США отмечается  с 1970).                                                                                                                                                                                                        III. Изучение нового материала (65мин)                                                                                                                   Преподаватель:    А какие   экологические проблемы вам известны? Оформление кластера на доске:   А какие проблемы вы считаете наиболее важными в нашем регионе? Экологические проблемы сложны и многообразны, в рамках одного занятия мы можем лишь коротко познакомиться далеко не со всеми из них. Давайте для начала остановимся на 3 –х проблемах (проблема мусора, вырубка леса, загрязнение воздуха– загазованность).  Сейчас вы будете работать в группах по выделенным  нами трем  проблемам и результаты своей работы оформляете в виде опорного конспекта (схемы). Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах. Вам необходимо выделить: причины, последствия и пути решения вашей проблемы. Для этого вам необходимо в своих группах разделиться  на микрогруппы.  Каждый  работает с дополнительным  материалом (один  выделяет причины, другой –  последствия, третий – находит оптимальные пути решения), а затем вы  обсуждаете эту проблему и оформляете работу в виде опорного конспекта.

физкультминутка (Следующим этапом будет защита своей работы, обучающиеся работают  в группах, защищают свои опорные конспекты. Свои работы вывешиваются на доску.)

 IV.Рефлексия (5мин)  

 V. Домашнее задание (2мин)

Вам  необходимо  написать  мини-сочинение  по  теме  нашего  занятия:  «Я оставлю на память потомкам…………..»   

                                                                                                                                                                                                                                                         Преподаватель: Вот и подошел к концу наш урок. От  каждого  из  нас  зависит:  сделаем  мы  этот  последний  шаг  в пропасть или нет?..    Я  надеюсь,  что  вы многое  сегодня  для  себя  открыли,  и  многое  еще  предстоит  открыть.  А закончить занятие я хочу стихотвореньем

 Красивая наша планета Земля!

Моря, океаны, леса и поля,

Ветра и туманы, дожди и снега:

Землянину каждому ты дорога!

Земля - наш ковчег, наша родина, дом,                                                                                                                                            В котором мы с вами все вместе живем.

Давайте Добро созидать и творить 

И Землю, как мать, и беречь, и любить!

 

Задания обучающимся  по рефлексии их деятельности.                                                                                   Изменилось ли у вас состояние на конец занятия?                                                                                                 Изменилось ли ваше отношение к природе?                                                                                                                                К какому же типу людей готовы себя отнести?                                                                                                            Какова же  (роль) миссия человека в решении всех глобальных  экологических проблем.                                                                                                                     На столах находятся разноцветные фигурки: Если вы считаете, что занятие было интересным и полезным – поднимите зеленую фигурку. Если вы считаете, что занятие не дало ничего нового, не было  интересным – черную фигурку

Форма контроля и оценки результатов занятия.                                                                 Обучающиеся   защищают свои опорные конспекты.

Критерии оценивания

 

Баллы

Содержание работы полностью соответствует теме исследования и излагается последовательно.   Работа отличается богатством словаря, синтаксических конструкций и точностью словоупотребления. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается 1- 2 речевых недочета.       Представление информации четкое и логичное.  

5

Содержание работы соответствует теме исследования. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допущена фактическая ошибка . Допускается 3 -4 речевых недочета. Представление информации сбивчивое.

4

В работе допущены существенные отклонения от темы. Имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения в последовательности изложения. Беден словарь, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

3

  Информация о задании.                                                                                                                                                      Подготовить презентации на темы: «Проблема мусора.» « Революционный метод утилизации пластиковых отходов».  «Загрязнение атмосферы». «Значение леса».

Список использованной литературы.

 Основные источники: 1.

1.     Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008. 2.  Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008. 3.  Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования, М.: Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2007. 4.  Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования» Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений.  5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2010                                                                                                                          Дополнительные источники:                                                                                                                                                                           1. Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современности» под редакцией академика К.Я. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Наука, 2001 – 252с. 2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. « Игры на уроках биологии».- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2008.- 271с.                                                                                           Интернет-ресурсы:                                                                                                                                                                                    1.  http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения 2.  http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов 3.  http://nature-time.ru/2013/12/vyirubka-lesov-ekologicheskaya-problema/ -  Вырубка леса – экологическая проблема в России 4.  http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html- Современные педагогические технологии

 

 

 

 

 

 

Самоанализ занятия

 

      1.Внешние связи занятия.                                                                                                                                                               1.  Биология.  Раздел.  Биосфера  и  человек.  Тема.  Взаимосвязь  природы  и общества.                                                                                                                                                    2.  Экология. Раздел. Антропогенное воздействие на биосферу.  Тема. Экологические проблемы биосферы.                                                                                                                   3.   Санитария  и  гигиена  в  пищевом  производстве.    Раздел.  Источники инфицирования пищевых продуктов микроорганизмами. Тема. Антропогенные факторы и природная окружающая среда

       2.Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы.       Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей обучающихся. Мною были достигнуты предметные    результаты:                                                                                                                                                    - Развивать у обучающихся экологическое мышление, способность осознавать      последствия своих действий по отношению к окружающей среде                                                             - Формировать знания об экологических проблемах  в окружающей среде и желание применять их в практической деятельности и в быту.                                                                          Так же на занятие были сформированы следующие универсальные учебные действия                             у обучающихся:                                                                                                                        Личностные УУД:  Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.                                                                                                       Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.                                                                                                                       Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на поставленные вопросы.

          3.Характеристика замысла занятия.

 Тип занятия определяет структуру занятия, поэтому занятие состояло из следующих этапов:                                                                                                                        Организация начала урока. Включал в себя эмоциональный настрой.   Актуализация знаний.                                                                                                                                          Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся. При помощи наводящих вопросов  обучающиеся самостоятельно определили тему и цель занятия. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Были розданы задания. Эта работа нацелена на внимание и избирательность внимания. Защита своих работ способствовали развитию устной речи, умению выступать перед аудиторией.   Рефлексия. Обучающиеся самостоятельно  сделают выводы о  занятия. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объём занятия выполнен.

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: вводная (мотивационный этап), основная (деятельностный этап), заключительная (рефлексия).

Использовала наглядные (мультимедийные слайды) и словесные (беседа, рассказ, вопросы поискового характера)  методы, которые были направлены на применение познавательных, речевых умений и навыков. Их совершенствование на развитие внимания, воображения, памяти, речи. Динамичность непосредственно образовательной деятельности, смена видов деятельности, сочетание словесных, наглядных, практических методов способствовало постоянному интересу обучающихся и позволило предотвратить усталость.                                                                                                                                   

     На протяжении всей непосредственно образовательной деятельности старалась, чтобы обучающиеся проявляли познавательную активность, были заинтересованы, внимательны, раскрепощены, чувствовали себя комфортно. На предлагаемые вопросы, они сами находили ответ, делали соответствующие выводы. Деятельность обучающихся поощрялась похвалой, создавая при этом ситуацию успеха.

       4.Функциональный анализ занятия. Методы и приемы, использованные на всех этапах работы, игровая форма проведения непосредственно образовательной деятельности, использование информационных технологий и позволили добиться положительной динамики уровня усвоения поставленных задач.                                                                                                                      Для удовлетворения двигательной активности и сохранения здоровья была организована физкультминутка

     5.Оценка конечного результата занятия.                                                                                           Выводы: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия. Считаю, что выбранная форма  занятия была достаточно эффективной, что позволило видеть конечный результат в конкретной деятельности.                                                              Необходимо добиваться чёткого произношения  и полных ответов. Работать над умением работать в коллективе. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13 имени дважды

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Профессиональное училище № 13 имени дважды

Тема занятия: «Современные экологические проблемы»

Тема занятия: «Современные экологические проблемы»

III. Изучение нового материала (25 мин)

III. Изучение нового материала (25 мин)

Эпиграфом нашего занятия будут слова: "

Эпиграфом нашего занятия будут слова: "

Преподаватель: Вот и подошел к концу наш урок

Преподаватель: Вот и подошел к концу наш урок

В работе допущены существенные отклонения от темы

В работе допущены существенные отклонения от темы

Самоанализ занятия 1

Самоанализ занятия 1

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности

Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2022