ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ХИМИИ
Оценка 4.8

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ХИМИИ

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
20.04.2022
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ХИМИИ
конспект интегрированного урока химия-материаловедение
интегрированный урок мат+хим.docx

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище № 13

имени дважды Героя Социалистического Труда В.И. Штепо»

 

 

 

 

 

Учебно-методическая разработка занятия

Учебная дисциплина «Материаловедение»

Тема занятия: «Воздушная известь»

 

 

 

 

Работу подготовила: Потапченко Н.Б.

Преподаватель

ГБПОУ «Профессиональное училище № 13»

 

 

 

 

 

 

 

2021

г.Калач-на-Дону

 

 

Краткая аннотация урока:

 

Девиз урока:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь,

Узнать можно лишь тогда, когда учишься»

Вьетнамская пословица

 

Тема занятия: «Воздушная известь»

Курс: 1

Специальность:  08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»

 

Время проведения: 1 академических часа ( 45минут )  

Тип занятия: комбинированный урок             

Вид занятия: интегрированный урок по химии и материаловедению              

Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях     в   процессе   работы   с   наглядными пособиями   и дидактическим материалом.

Актуальность темы

 Перед учебными заведениями среднего профессионального  образования  стоит задача модернизации комплексного обеспечения учебно-воспитательного процесса в связи с введением ФГОС третьего поколения, как условие подготовки конкурентно - способного специалиста. Сформировать конкурентно – способную личность возможно только через компетентность. А компетентность достигается  в интеграции всех дисциплин,  изучающихся при получении конкретной профессии или специальности. Одной из форм реализации межпредметных связей являются бинарные уроки как наиболее интересные в рамках интегрированной образовательной технологии.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение.

4.Список использованных источников.

5.Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Междисциплинарная интеграция: ОДБ 07 Химия и Материаловедение

Методическая разработка представляет собой урок интегрированного теоретического обучения, с практико-ориентированным уклоном. Методическая разработка предназначена для преподавателей с целью обмена опытом по методике проведения интегрированного урока.

 Данная методическая разработка урока предназначена для проведения урока в группе обучающихся  ОТК 1.16  по профессии   «Мастер отделочных строительных работ»» Данный урок построен по требованиям ФГОС.

 

 

 Основная часть.

 

 Урок № 57

 

  Цели урока:

Обучающая  - Познакомить обучающихся с производством, основными свойствами и применением воздушной извести в строительстве;  Выучить сорта извести ; научить способам гашения извести; выучить технику безопасности при работе с негашеной известью

Развивающая  - Развить память, внимание, мышление; развитие умственной и познавательной активности обучающихся в решении проблем урока; развитие умения обобщать, систематизировать и делать выводы при изучении материала темы.

 Воспитывающая - Воспитывать интерес к знаниям,   гордость за выбранную профессию, продолжить формирование уважения к людям труда и трудовой деятельности. продолжить формирование у обучающихся общеучебных навыков, таких как трудолюбие, усердие, дисциплинированность и собранность при изучении темы урока;

Ожидаемые результаты :

выработка у обучающихся позитивной оценки предметов «Химия», «Материаловедение» , повышение самооценки , расширение кругозора обучающихся.

 

 

Задачи урока: 

1) Образовательные – Выучить сорта извести ; научить способам гашения извести и техники безопасности при работе с негашеной известью.

 2) Коррекционная: развивать мышление, память, способствовать развитию самостоятельности у обучающихся при выполнении теоретического задания.

 3) Воспитательная – воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство взаимопомощи

Формы работы: индивидуальная, групповая, самоконтроль и взаимоконтроль.

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, ситуативный анализ.

Оснащение урока:

Материально-техническая база :

спец. одежда, защитные очки, перчатки

компьютер

мультимедийный проектор

химическая посуда

негашеная известь

 

Дидактическое обеспечение:                                                                                   презентация к уроку Power Point;                                                                                сигнальные карточки                                                                                                         карточки с заданиями для работы на  местах

 Овладение обучающимися общими компетенциями:

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

С целью овладения соответствующими компетенциями в результате  изучения данной темы обучающийся должен:

Знать

1. Минеральные вяжущие материалы, их классификация.

2.Воздушная известь (СаО).

3.Гашение извести, основные принципы   процесса  гашения.

4. Виды воздушной извести.

5.Транспортировка и хранение.

6.Применение.

Уметь:

1.Охарактеризовать процесс обжига карбонатных пород

2.Проводить процесс гашения извести

3.Различать негашеную известь от гашеной

 

 

 План урока:

1. Вводно-подготовительная часть – 2 мин.

2. Целеполагание – 2 мин.

3. Разминка – 5 мин.

4. Основной этап – 31 мин.

5. Заключительная часть – 5 мин.

 

 

 Этапы урока определены в соответствии с типом урока.

На каждом этапе определена цель. В технологической карте определены деятельность преподавателя, деятельность обучающихся, а также универсальные учебные действия, формируемые у обучающихся  и конечные результаты. На каждом этапе урока намечены виды работ, направленные на формирование УУД.

 

 

Ход урока:

 

Этап урока  

 

  Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

УУД

Вводный этап.

Организационный момент

Создает эмоционально- благоприятную атмосферу для предстоящей деятельности.

Определяет готовность

обучающихся к работе. Приветствие, отметить отсутствующих, запись темы в журнале

 Готовятся к уроку.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Личностные:

имеют желание учиться;

личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции; метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 

 

 

Целеполага-ние. Мотивация к деятельности.

Мотивирует на предстоящую

деятельность. Сообщает цель и задачи урока.

    

  

Выполняют задание на

Установление соответствий.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 

Речевая разминка

Предлагает ответить на вопросы.

-Что такое наполнители? -Брызг? -           Водопоглащение?

 

Отвечают на вопросы преподавателя.

 

Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

 

 

Основной этап.

(oорганизация

познавательной

деятельности обучающихся,

закрепление и

включение в систему знаний)

Объяснение нового материала

Рассказ преподавателя; инструктаж.

Лабораторно – исследовательская, практическая работа- игровой момент;

Записывают тему урока, план урока, краткий конспект лекции.  Составляют памятку по технике безопасности при работе с негашеной известью

метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи; предметные: определение видов извести по образу, свойств, умение определять известь по внешнему виду, умение работать с опасными веществами; личностные: самооценивание, определение уровня своих знаний, формирование стремления к познанию

Закрепление учебного

материала

Предлагает ответить на вопросы (мозговой штурм).  

 

 

 Фронтальная работа по

первичному закреплению материала (ответы на вопросы)

 

метапредметные: умение делать анализ, выводы, ставить цели познавательной деятельности; предметные: способы получения извести, что такое обжиг, га- шение извести; метапредметные: умение решать проблему, умение самостоятельно планировать и находить альтернативные пути достижения целей.

 

 

Рефлексия

Предлагает продолжить предложение:

Сегодня на уроке я понял…

Сегодня мне удалось…

Было трудно…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я похвалил бы себя за…

Предлагает оценить:

1.Свою работу на уроке.

2 Работу товарищей.

Каждый обучающийся

получает карточки с изображением трех лиц:

веселого, нейтрального и

грустного. Обучающиеся

выбирают рисунок,который соответствует их настроению, эмоциям в

конце урока

 

 

Личностные: самооценивание, определение уровеня своих знаний, формирование стремления к познанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка деятельности

Обучающихся

Выставляет оценки за работу на уроке.

 

 

Домашнее задание

 

Объявляет задание

Записывают задания

 

 

 Конспект по материаловедению на тему: «Воздушная известь».

Организационный момент.

 Здравствуйте!

- Вы готовы к нашему уроку?

- Присаживайтесь на своё рабочее место.

 

  Вы, вероятно, удивлены тем, что наш урок сегодня проходит в необычной

обстановке. Мы с вами часто говорили о том, что уроки материаловедения очень тесно связаны с самыми разными дисциплинами, которые вы изучаете на других уроках, у вас появилась возможность убедиться в этом на практике. Сегодня проводить урок мы будем вдвоём с Натальей Борисовной – учителем химии.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока вам необходимо выполнить следующее задание:

Задание 1.

Найти соответствие (на доске с левой стороны закреплены карточки одна под другой, а справа карточки закреплены хаотично, вразнобой: необходимо найти пару.)Lслайд №2 И так если мы соберем правильно буквы, то получим слово, которое нам необходимо для темы нашего урока. При правильных ответах на доске появляется  слово ИЗВЕСТЬ. Правильно!

 Это слово «ИЗВЕСТЬ». Ребята, а давайте вспомним чем является известь в растворе? какие вяжущие бывают?(карточки –задания с видами вяжущих)

И сегодня мы с вами продолжим знакомство с  минеральными вяжущими материалами (на экране высвечивается 3 слайд презентации), тема нашего урока.

Преподаватель озвучивает цели урока.(4слайд)

Преподаватель  предлагает краткий рассказ об истории возникновения вяжущих материалов.(5слайд)

Чтобы оштукатурить стены известковым раствором сначала нужно подготовить известь , а как это сделать мы сегодня с вами узнаем.

  Тема урока: «ВОЗДУШНАЯ ИЗВЕСТЬ».

 

 

Преподаватель: Итак, Известь древнейшее вяжущее вещество её применяли за несколько тысяч лет до нашей эры.

Известь это вяжущий материал который относится к группе воздушных вяжущих материалов.  

Воздушную известь   изготавливают из осадочных карбонатных известняково-магнезиальных горных пород: известняков и мела, доломитизированных известняков, доломитов. Кроме природного сырья для изготовления   воздушной извести   могут применяться отходы сахарного и содового производства, гидратная известь от производства ацетилена.

Известь получают в результате обжига этих горных пород. (9слайд) Негашеную известь   без добавок подразделяют на три сорта, с добавками — на два, гидратная известь имеет два сорта. Неравномерность обжига может привести к образованию недожога и пережога. (10слайд) Сорт извести зависит от содержания в ней активных оксидов кальция и магния, СО, непогасившихся зерен, потерь при прокаливании, тонкости помола, скорости гашения.   Прочность воздушной извести не нормируется  

 Негашеная (комовая) известь.   Комовая известь   является полупродуктом для получения других видов извести. Изготавливают ее обжигом сырья в шахтных, вращающихся и других печах.   Процесс загрузки и выгрузки обожженного материала идет непрерывно. Обжигаемый известняк опускается вниз по шахте. Он вначале подогревается при температуре до 850 °С, затем обжигается при температуре от 850 до 1200 °С, потом при 900 °С и дальше охлаждается до 100-150 °С подаваемым снизу воздухом. Обжиг является основной технологической операцией в производстве извести. С температуры 850 °С начинается декарбонизация известняка. Практически обжиг ведется при температуре 1000-1200 °С..

  По содержанию оксида магния воздушная известь бывает(11слайд)

 Молотая негашеная известь. Такую известь   получают измельчением комовой извести в шаровых мельницах до удельной поверхности 3500-5000 см 2 /г. Целесообразно введение активных минеральных добавок — гранулированных шлаков, золы — уноса теплоэлектростанций, пуццоланов и др. Изделия из молотой извести   имеют более высокую плотность и прочность, чем из негашеной. Через 28 суток их прочность составляет 1-5 МПа. Существенный   недостаток молотой извести   — пыление и вредность. Ее следует хранить на складах с механизированной загрузкой и выгрузкой.. Гидратная известь ( пушонка ) и известковое тесто. При обработке комовой извести водой происходит ее гашение, в результате чего она распадается в порошок.(12-13слайд)

Воздушная известь бывает гашеная и негашеная. В строительстве чаще всего используют гашеную известь. (14слайд)

 Гашение происходит при обработке негашеной комовой извести водой. (14слайд)

Преподаватель химии:

Схему которой мы сейчас составим (15слайд). Химизм процесса гашения-реакция соединения. Проводится опыт по гашению негашеной извести. Озвучиваются правила безопасности при гашении (Преподаватель одевает средства защиты и демонстрирует весь процесс гашения с последующей записью химического уравнения процесса.

 Гашение извести протекает с выделением большого количества тепла, что смесь закипает поэтому комовую негашеную известь называют-кипелкой.

 

Гашеная известь из-за испарения воды рассыпается в порошок, который называют известью- пушонкой (от слова пух).

Таким образом из комовой не гашеной извести можно получить?    

Известь пушонка,

Известковое тесто,

Известковое молоко.

 

Твердение гашеной извести происходит медленно, на сушке, ускоряется сушкой.

 

Прочность известковых растворов не велика. Поэтому известь не делится на марки по прочности, а делится на сорта по составу.

 

Негашеную известь без добавок подразделяют на три сорта,

 

с добавками — на два,

 

гидратная известь имеет два сорта. Сорт извести зависит от содержания в ней активных оксидов кальция и магния, СО, непогасившихся зерен, потерь при прокаливании, тонкости помола, скорости гашения.

 

По скорости гашения подразделяют на:

 

Быстрогасящаяся известь – до 8 мин.

 

Среднегасящаяся известь- до 25 мин.

 

Медленногасящаяся - более 25 мин.

 

Применение извести:

 

-в растворах для каменной кладки, штукатурных работ.

 

- изготовление силикатного кирпича.

 

Для приготовления растворов известь применяют в виде известкового теста или молока.

 

 

 

Посмотрите на кроссворд, вам нужно

 

разгадать его, что бы помочь нашим друзьям.

 

(приложение№4)

 

Подведение итогов.

 

Опрос

 

И так, Рыжик будет производить известь КАКОЕ СЫРЬЕ ЕМУ НУЖНО ВЗЯТЬ?

 

Пушок должен получить различную известь в зависимости от количества воды. Помогите определить её название?

 

Снежок не может разобраться как различить известь по скорости гашения?

 

Что выделяется при гашении извести?( пар)

 

Как делится известь по составу? (на сорта).

 

Рефлексия

 

Опрос, беседа. Ребята, чем мы занимались на уроке? Что вам понравилось? Что было легко? А что сложно? Вы большие молодцы! Помогли нашим друзьям.

 

А теперь, запишите домашнее задание:

 

«Повторить и выучить производство и применение извести»

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок проводился в ОТК 1.16   группе, по профессии     «Мастер отделочных строительных работ»». Обучающиеся  группы имеют низкую мотивацию к изучению дисциплин: химия и материаловедение. Урок построен по требованиям ФГОС. Тип урока:  комбинированный. Вид урока: интегрированный.  

Урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Тема урока формулируется обучающимися. Задача преподавателя: подвести обучающихся к осознанию темы. Обучающиеся с помощью преподавателя разрабатывают практический план достижения поставленной цели.                           В структуре урока выделено 7 этапов. На первом этапе  целью являлось создание нужной мотивации, психологически комфортную обстановку в группе. На этом этапе формировались УУД: личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции; метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

На втором   целью являлось выделение основных проблем, возникших при изучении данной темы, раздела. На этом этапе формировались УУД: метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи; предметные: определение видов извести по образу, свойств, умение определятьизвесть по внешнему виду, умение работать с опасными веществами; личностные: самооценивание, определение уровня своих знаний, формирование стремления к познанию. На 3 этапе (постановка учебной задачи, целей урока), целью являлось: направление размышления на осознание своих недочетов, фиксирование выявленных проблемы и составление, плана по решению выявленных проблем. На этом этапе конечным результатом являлось умение выделять главное и второстепенное, причинно – следственные связи. На четвертом этапе  целью являлось: составление плана по систематизации знаний по данной теме и формировались УУД: метапредметные: умение делать анализ, выводы, ставить цели познавательной деятельности; предметные: способы получения извести, что такое обжиг,гашение извести; метапредметные: умение решать проблему, умение самостоятельно планировать и находить альтернативные пути достижения целей. Конечным результатом на данном этапе: планирование путей достижения целей. На пятом этапе конечным результатом является: решение проблем и достижение намеченных целей. На этапе формировались УУД: метапредметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предметные: технологические свойства извести.

Шестой этап: самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель данного этапа: формирование знаний по теме в виде целостной системы. На этом этапе формировались УУД: метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, систематизация знаний; личностные: сформированность целостного понятия, соответствующего современному уровню развития науки; предметные: формирование понятия о применении  извести в строительных работах..

Шестой этап – (рефлексия), Цель этапа: подведение итогов своей работы, анализ, что удалось, а что осталось для самостоятельной проработки. Конечной целью этапа: самоанализ деятельности. Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.

Возникшие недочеты, ошибки, обучающиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.

Обучающиеся сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).

Этап рефлексии: обсуждение обучающимисяы своих успехов в достижении цели урока.

Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, предполагающее возможность выбора задания, разные уровни сложности.

В течение всего урока преподаватель играет роль советчика, консультирует обучающихся на каждом этапе.

Средний балл по уроку: 4,0

 

Заключение.

В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям обучающимся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между преподавателем и обучающимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению.

Что касается обучающихся, то они были увлечены уроком, следили за каждым движением преподавателя, активно работали. Урок был построен на сотрудничестве преподавателя и обучающегося, в результате прошел успешно и интересно.

 

 В конце   хотелось бы дать несколько советов  преподавателю, готовящему  урок в нетрадиционной форме

Используйте как можно больше мотивационных  факторов как на подготовительном этапе, так и во  время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств. Урок должен  быть цельным, гармоничным.

Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в  урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с  группой,  взаимное доверие и уважение.

Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная  подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.

  Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе преподавателей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

 Во время составления продукта, я также расширила свои знания, узнав виды методических пособий и их назначение. Выбрав наиболее подходящий под заданную тему вид, отобрала задачи, решить которые можно несколькими способами. Разработала макет и составила методическое пособие по теме: «Воздушная известь».


 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ

Краткая аннотация урока: Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь,

Краткая аннотация урока: Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь,

СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2

СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2

Пояснительная записка Междисциплинарная интеграция:

Пояснительная записка Междисциплинарная интеграция:

Задачи урока: 1) Образовательные –

Задачи урока: 1) Образовательные –

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Рефлексия Предлагает продолжить предложение:

Рефлексия Предлагает продолжить предложение:

Мы с вами часто говорили о том, что уроки материаловедения очень тесно связаны с самыми разными дисциплинами, которые вы изучаете на других уроках, у вас…

Мы с вами часто говорили о том, что уроки материаловедения очень тесно связаны с самыми разными дисциплинами, которые вы изучаете на других уроках, у вас…

Воздушную известь изготавливают из осадочных карбонатных известняково-магнезиальных горных пород: известняков и мела, доломитизированных известняков, доломитов

Воздушную известь изготавливают из осадочных карбонатных известняково-магнезиальных горных пород: известняков и мела, доломитизированных известняков, доломитов

Гашение происходит при обработке негашеной комовой извести водой

Гашение происходит при обработке негашеной комовой извести водой

Сорт извести зависит от содержания в ней активных оксидов кальция и магния,

Сорт извести зависит от содержания в ней активных оксидов кальция и магния,

Подведение итогов. Опрос

Подведение итогов. Опрос

Урок проводился в ОТК 1.16 группе, по профессии «Мастер отделочных строительных работ»»

Урок проводился в ОТК 1.16 группе, по профессии «Мастер отделочных строительных работ»»

На четвертом этапе целью являлось: составление плана по систематизации знаний по данной теме и формировались

На четвертом этапе целью являлось: составление плана по систематизации знаний по данной теме и формировались

Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, предполагающее возможность выбора задания, разные уровни сложности

Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, предполагающее возможность выбора задания, разные уровни сложности

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе преподавателей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе преподавателей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022