Комплексы упражнений для формирования взаимосвязей между отдельными физическими качествами.
1. Сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и быстроты
1. Прыжки через гимнастическую скамейку толчком обеих — рывок на 5—6 м для овладения мячом, неподвижно лежащим на баскетбольной площадке.
2. То же, что упр. 1, но рывок для овладения подброшенным или катящимся мячом (мяч выпускается из-за спины занимающегося).
3. Прыжки на месте с доставанием подвешенного на амортизаторе мяча — рывок на 5—6 м с заданием принять защитную стойку
в указанной точке площадки.
4. Прыжки боком через гимнастическую скамейку, установленную вдоль лицевой линии площадки, с продвижением вперед — рывок к средней линии и обратно к щиту с заданием коснуться в прыжке мяча, подвешенного на амортизаторе.
5. То же, что упр. 4, но скамейка расположена перпендикулярно лицевой линии.
6. Прыжки толчком обеих с высоким подниманием бедер и продвижением вперед — рывок на 15—20 м — остановка двумя шагами, приняв стойку готовности для ловли мяча.
7. То же, что упр. 6, но прыжки прогнувшись из глубокого приседа с продвижением вперед.
8. Прыжки на правой до средней линии — обратно на левой — скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке по треугольнику, квадрату или по периметру 3-секундной зоны.
9. То же, что упр. 8, но скоростные передвижения приставными шагами в защитной стойке с выставленной вперед ногой (лицом, спиной вперед).
10. То же, что упр. 9, но в обусловленных точках площадки выполнить имитацию выбивания мяча у соперника.
Организационно-методические указания. Количество прыжков в каждом упражнении с учетом уровня подготовленности занимающихся — 6—10, число повторений упражнений в одной серии — 5—6 раз. Интервалы отдыха между упражнениями (1—2 мин.) и между сериями (до 5 мин.) заполнять заданиями в технике владения мячом на месте (например, жонглирование). Смену заданий в одном упражнении производить по звуковому или зрительному сигналу или после выполнения учащимся заданного количества повторений. Для стимулирования максимальной высоты выпрыгивания и скорости передвижений использовать соревновательный метод в различных его формах, высоту подвешенного на амортизаторе мяча регулировать в зависимости от возможностей занимающихся. При выполнении упражнений концентрировать внимание учащихся на правильном выполнении технических приемов баскетбола.
11. Сопряженное развитие координационных способностей и быстроты
1. Из седа на полу (лицом или спиной вперед) бег по гимнастической скамейке — рывок на 5—6 м — остановка двумя шагами с принятием защитной стойки с выставленной вперед ногой.
2. Из положения лежа на спине головой вперед по направлению движения три кувырка назад (здесь и далее кувырки выполнять на гимнастическом мате) — поворот кругом — рывок к средней линии — поворот кругом — бег спиной вперед — занять параллельную защитную стойку в указанной точке площадки.
3. Из положения лежа на животе головой вперед три кувырка вперед — рывок к линии штрафного броска — остановка прыжком — повороты вперед и назад.
4. После ускорения опорный прыжок, ноги врозь через гимнастического козла — подползание под ним в обратном направлении — рывок на исходную позицию — скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной
стойке в треугольнике, квадрате или по периметру 3-секундной зоны.
5. После ускорения подползание под гимнастическим козлом — в обратном направлении опорный прыжок через него (или перелезание) — передвижение приставными шагами в защитной стойке с выставленной вперед ногой.
6. Из положения параллельной защитной стойки три кувырка вперед — рывок на 5—6 м — подползание под гимнастическим конем — рывок с целью овладеть неподвижно лежащим в передовой зоне мячом.
7. То же, что упр. 6, но перепрыгнуть через коня и овладеть катящимся или подброшенным партнером мячом.
8. Из защитной стойки рывок на 15—20 м — влезть на гимнастическую стенку (канат), спуститься вниз — бег спиной вперед на исходную позицию — скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке в районе линии штрафного броска — выбить мяч снизу у соперника, обозначающего нападающего.
Организационно-методические указания. Выполнение упражнений начинать по зрительному или звуковому сигналу. Целесообразно варьировать задания в зависимости от сигнала. К примеру, по звуковому: один свисток — три кувырка вперед; два свистка — один кувырок вперед, два назад. По зрительному: поднятая правая рука — передвижение приставными шагами в параллельной защитной стойке в треугольнике; поднятая левая рука — передвижение приставными шагами в стойке с выставленной вперед ногой в квадрате. Следует периодически изменять дистанцию ускоренных передвижений в пределах 5—30 м.
После усвоения учащимися последовательности выполнения заданий упражнения необходимо проводить соревновательным методом с участием приблизительно равных по силам занимающихся или с гандикапом, учитывая как быстроту выполнения, так и его технику. В процессе выполнения упражнений указывать на наиболее типичные ошибки и добиваться их исправления. Количество повторений упражнения в серии — 5—6 раз. Число серий в уроке — 2—3. Интервалы отдыха между повторениями и сериями по продолжительности такие же, как в комплексе I, их рекомендуется заполнять индивидуальными заданиями по овладению техникой баскетбола с мячом и без мяча.
III. Сопряженное развитие быстроты и силы
1. Бег на месте с высоким подниманием бедра — рывок на 5—15 м к средней линии площадки — остановка двумя шагами — в упоре лежа на полу сгибание и разгибание рук.
2. То же, что упр. 1, но после остановки двумя шагами бег спиной вперед на исходную позицию — принять параллельную защитную стойку — упор присев — перекатом на спину поднимание и опускание прямых ног.
3. То же, что упр. 2, но остановка прыжком — упор присев — перекатом на спину поднимание и опускание туловища (ноги прямые, руки за голову).
наполненный песком, кладется на голову. Зада-
4. Бег на месте с захлестом голени назад — рывок с целью овладеть неподвижно лежащим на полу мячом — повороты на месте (вперед —
8 процессе уроков баскетбола можно искусственно Создавать условия для акцентированного совершенствования того или иного игрового навыка.
назад) — положить мяч на пол — бег спиной вперед на исходную позицию — в упоре лежа на полу сгибание и разгибание рук.
5. Из положения сидя (лежа) на полу рывок на 5—6 м — передвижение приставными шагами в защитной стойке по периметру 3-секундной зоны — бег спиной вперед на исходную позицию — в положении упора сидя сзади на полу скрестные движения прямыми поднятыми ногами.
в ладоши. Повторить прыжок и, пока не при-
6. Скоростные передвижения приставными шагами в защитной стойке в треугольнике или квадрате — рывок для овладения катящимся или подброшенным партнером мячом (мяч выпускается неожиданно для занимающегося) — повороты с мячом (вперед — назад) — положить мяч на пол — бег спиной вперед на исходную позицию — в положении упора лежа на полу (партнер удерживает ноги) сгибание и разгибание рук.
7. Из положения защитной стойки рывок с изменением направления движения между установленными на площадке стойками — остановка двумя шагами (или прыжком) — взять лежащий на площадке набивной мяч (2—3 кг) — приседания с набивным мячом над головой, руки прямые — положить мяч на пол — бег спиной вперед с изменением направления движения между стойками — в упоре лежа сзади на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук.
Организационно-методические указания. Упражнения начинать по зрительному или звуковому сигналу из и. п. за лицевой линией. Силовые упражнения для мышц рук и живота выполнять с индивидуальной нагрузкой в объеме 90—95 % от максимально возможного для каждого учащегося. Количество приседаний с набивным мячом весом 3—5 кг— 10—15 раз. Эффективным будет проведение первой части упражнений в форме соревнования на быстроту и технику выполнения, а второй части, связанной с развитием силы,— в форме состязания на количество повторений с одновременной оценкой качества исполнения. Беговые задания на месте необходимо давать с установкой на максимальную частоту движений, ритм можно задавать с помощью звуковых сигналов (метроном). Количество повторений каждого упражнения в одной серии — 5—6 раз. Интервалы отдыха между упражнениями (2— 3 мин.) и между сериями (6—8 мин.) следует заполнять заданиями на расслабление: полезны будут передачи и броски мяча в корзину с места с акцентом на последовательное расслабление кистей, предплечий и плеч после выпуска мяча.
IV. Сопряженное развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости
1. Из защитной стойки рывок в передовую зону (при пересечении средней линии поворот головы назад, вытянуть руку вперед для получения возможной передачи в отрыв) — под щитом соперников серия выпрыгиваний толчком обеих с поднятыми вверх для подбора мяча руками (до отказа).
2. То же, что упр. 1, но перед рывком скоростные передвижения приставными шагами в защитной стойке (параллельной или с выставленной вперед ногой) в треугольнике, квадрате или по периметру 3-секундной зоны.
3. Из основной стойки в нападении без мяча рывок в тыловую зону — от средней линии бег спиной вперед — под своим щитом прыжки с доставанием подвешенного на амортизаторе мяча (до отказа).
4. То же, что упр. 3, но перед серией прыжков скоростные передвижения в тыловой зоне приставными шагами в защитной стойке.
5. Скоростные передвижения приставными шагами в защите (для ориентиров использовать разметку площадки) — серия прыжков до отказа через набивной мяч (вперед — назад) с активной помощью рук.
6. То же, что упр. 5, но серия прыжков стоя боком к мячу, руки подняты вверх в положение для подбора мяча.
7. Стоя боком к гимнастической скамейке, прыжки через нее до отказа на одной ноге — скоростные передвижения приставными шагами в защите.
8. То же, что упр. 7, но прыжки с продвижением вперед вдоль скамейки,
9. То же, что упр. 7, но со сменой толчковой ноги при смене направления движения вдоль скамейки.
Организационно-методические указания. В
каждом упражнении давать установку на максимальную скорость передвижений и высоту подскока, обращая внимание на отталкивание всей стопой, полное выпрямление ног в безопорном положении при прыжках и мягкое пружинящее приземление на обе стопы за счет амортизации в коленных и голеностопных суставах. Упражнения в передвижении в защитной стойке выполнять на согнутых ногах, шаги скользящие, без перекрещивания ног. Количество повторений каждого упражнения в серии — 6—8 раз, интервалы отдыха между упражнения — 2—3 мин.
V. Сопряженное развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости
1. Прыжки (6—8) толчком обеих с имитацией подбора мяча под корзиной — челночные скоростные передвижения приставными шагами в параллельной защитной стойке с изменением направления движения в вершинах треугольника (квадрата или трапеции).
2. То же, что упр. 1, но с чередованием стоек в защите и способов передвижений по зрительному сигналу или в указанной заранее последова-тельности.
3. Прыжки (6—8) на месте толчком обеих с высоким подниманием бедер — челночные скоростные рывки в нападении с изменением направления движения в указанной последовательности (для ориентиров использовать разметку площадки).
4. То же, что упр. 3, но скоростные рывки чередовать с передвижением спиной вперед.
5. То же, что упр. 3, но челночным рывкам предшествуют 8—10 прыжков через гимнастическую скамейку толчком одной или обеих ног.
6. То же, что упр. 3, но прыжки выполнять через 3 баскетбольных мяча, лежащих на линии штрафного броска на расстоянии 1 м друг от Друга.
Организационно-методические указания.
Прыжки осуществлять с установкой на максимальную быстроту и высоту подскока с активными взмахами руками или с поднятыми в положение для подбора мяча руками. Передвижения выполнять в течение 15—30 сек. с установкой на сохранение максимальной скорости, правильного положения ног и туловища; отрезки челнока (3—30 м) могут быть постоянными, одинаковыми в серии, разной длины в одной серии. В одной серии повторять каждое задание 5—6 раз. Интервалы отдыха между повторными попытками — 2—3 мин., между сериями — до полного восстановления. Упражнения проводить соревновательным методом.
Комплексы упражнений для формирования взаимосвязей между двигательными навыками и физическими качествами
I. Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей
В парах, сидя на полу в 4—5 м друг от друга (расстояние постепенно увеличивается). Передачи набивного мяча: двумя руками от груди двумя руками сверху; одной рукой от плеча.
То же, что упр. 1, но чередуя положение сидя и стоя.
3. То же, что упр. 1, но чередуя передачи набивного и баскетбольного мяча.
4. Передачи одной рукой от головы (сверху) в отрыв на ориентир.
5. В парах по сигналу передачи на месте набивного мяча в отрыв на 10—20 м.
6. Передачи набивного мяча с последующим передвижением вслед за передачей (рис. 1, а, б).
Q) Передачи набивного мяча в прыжке. 1 — получить мяч от партнера, стоя на гимнастической скамейке,— передать мяч в прыжке в безопорном положении, спрыгивая со скамейки; 2 — то же, но после получения мяча прыжок в глубину с последующим выпрыгиванием и передачей в прыжке; 3 — получить мяч в прыжке через гимнастическую скамейку — передать мяч в прыжке сразу же после приземления,
8. В парах ловля и передача набивного мяча в прыжке (ловить и передавать в безопорном положении).
9. Ловля и передача баскетбольного мяча в щит поточном выполнении упражнения (рис. 2).
'10. Серийное выполнение передач мяча в щит. 1 — поймать мяч после отскока от щита в прыжке — приземлиться — выполнить передачу в прыжке в верхнюю часть щита; 2 — то же, но передачи выполнять в противоположный край щита с последующим передвижением для ловли мяча в прыжке (рис. 3).
II. В парах или в тройках. Передачи набивного мяч в движении.
2.)Ло же, что упр. 11, но по сигналу передача в отрыв неподвижно стоящему или начинающему движение партнеру.
13. В парах передачи двух набивных мячей на месте по сигналу — передача в отрыв на ориентир.
14. Прыжки (5—10 раз) с набивным мячом в вытянутых вверх руках с последующей передачей в отрыв на 10—20 м на ориентир партнеру.
15. В парах передачи одной рукой от плеча двух набивных мячей на месте. 5—10 прыжков, держа набивной мяч над головой.
16. Прыжки через гимнастическую скамейку боком с продвижением вперед с набивным мячом в руках (над головой или у груди) — передача в отрыв на ориентир.
17. То же, что упр. 16, но прыжки, стоя боком к гимнастической скамейке без продвижения вперед.
Организационно-методические указания. Упражнения выполнять в следующей последовательности: на месте,, на месте с вышагиванием, с последующим передвижением после передачи, в движении — встречном и параллельном. Вес набивных мячей 1—2 кг. Передачи выполнять сериями по 10—25 повторений. Полезно чередовать передачи набивного мяча и баскетбольного.
Акцентировать внимание занимающихся при передаче мяча на одновременном разгибании ног и рук, энергичном выталкивающем движении кистей в основной фазе, сопровождении мяча кистями после его выпуска; при ловле — на встречном движении руками к летящему мячу, захвате мяча пальцами (не ладонями), амортизационном движении руками и ногами при встрече кистей с мячом, контроле зрением за полетом мяча до момента касания его пальцами.
При передачах на дальность следует постепенно увеличивать дистанцию от 5 до 20 м, выполняя сначала передачи на ориентир, а затем партнеру, стоящему на месте либо начинающему движение. В дальнейшем можно варьировать дистанцию и направление передачи по зрительному или звуковому сигналу. Передачи после прыжков в глубину следует включать в уроки лишь после достаточной прыжковой подготовки занимающихся. Вначале высота спрыгивания не должна превышать 32 см, затем постепенно доводить ее до высоты выпрыгивания, количество таких прыжков в серии 5—6, число серий в уроке 2—3. Необходимо обращать внимание учащихся на пружинящее приземление и мгновенное последующее отталкивание. Для предотвращения травм спрыгивание выполнять на гимнастический мостик или маты. Для эффективного развития скоростно-силовых качеств у занимающихся нужно ориентировать их на взрывные, максимально быстрые движения. Целесообразно упражнения в передачах проводить в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества передач или на их дальность.
II. Сопряженное формирование навыков ловли и передачи мяча с развитием быстроты и координационных способностей
1. Передачи баскетбольного мяча в стену. 1 — в течение 30 сек. с установкой на выполнение максимального числа передач; 2 — с заданием как можно быстрее выполнить определенное количество передач.
2. То же, что упр. 1, но передачи в парах стоя, сидя на полу, лежа на груди.
3. В парах передачи двух мячей. 1 — партнеры выполняют передачи друг другу одноименными руками от 'плеча; 2 — то же, но первый делает передачу двумя руками сверху, второй — двумя руками от груди; 3 — первый — с отскоком от пола, второй — на уровне груди.
4. Передачи двух мячей в стену с элементами жонглирования: 1 — ловля осуществляется после отскока мяча от пола; 2 — то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, прежде чем послать его в стену; 3 — то же, но перед передачей выполнять петлю мячом вокруг туловища (на уровне пояса) или вокруг ног; 4 — то же, но перед передачей выполнить перевод мяча ударом между ног спереди назад и обратно; 5 — ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему опуститься на пол.
5. Передачи двух мячей в две стены, стоя в углу зала (рис. 4).
6. Подбросив один мяч на максимальную высоту, вторым мячом выполнить предельное количество передач в стену до момента приземления подброшенного вверх мяча.
7. То же, что упр. 6, но передачи в парах.
8. «Все мячи — одному»: 1 — два партнера поочередно передают свой мяч третьему, получая от него обратные передачи (рис. 5); 2 — то же, но во взаимодействии игрока с тремя партнерами, передающими ему свои мячи (рис. б); 3 — то же, но в построении 3 —J— 1 против одного игрока (рис. 7); 4 — то же, но в построении 3+2 против одного игрока (рис. 8).
9. В тройках передачи трех мячей по часовой стрелке или против часовой стрелки.
10. Передачи в четверках трех мячей (рис. 9).
11. Передачи свободному партнеру в круге (рис. 10).
12. Передачи в парах одного или двух мячей в беге на месте с высоким подниманием бедра или захлестом голени назад (установка на максимальную частоту движений).
13. То же, что упр. 12, но при параллельном движении партнеров.
14. В парах передачи двух мячей — по сигналу подбросить свой - мяч вверх и поменяться с партнером местами, не дав мячу опуститься на пол.
15. То же, что упр. 14, но успеть до падения мяча возвратиться на свое место.
16. В четверках передачи двух мячей со сменой мест после выполнения передачи (рис. 11).
17. В парах передачи в параллельном движении с заданием пройти площадку, выполнив минимальное количество передач.
Организационно-методические указания. При выполнении упражнений обращать внимание учащихся на сохранение правильной структуры движения, добиваться увеличения скорости выполнения передач за счет энергичного движения кистями и сокращения времени на замах. При передачах нескольких мячей в тройках, четверках и т. д. каждый игрок делает однотипные передачи или каждый выполняет передачу заданным способом, а получающий возвращает мяч партнеру тем же способом. Смену получающего мяч игрока производить через 30— 45 сек. или после выполнения заданного (20— 35) количества передач. При проведении упражнений использовать соревновательный метод.
III. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием координационных способностей
Упражнения на месте
1. Ведение мяча, посылая его в пол поочередно вперед — назад (кисть накладывается на мяч спереди — сверху и сзади — сверху).
2. Ведение мяча ударами о стену: постепенно приседая, сесть на пол, встать и прийти в и. п.; или поочередное ведение правой и левой рукой.
3. Ведение мяча переводом с руки на руку перед собой или за спиной.
4. Ведение мяча переводом с руки на руку вокруг выставленной вперед в выпаде правой (левой) ноги или по восьмерке вокруг обеих ног.
5. То же, что упр. 4, но стоя на одном колене.
6. Стоя на обоих коленях, ведение вокруг себя переводом мяча с руки на руку или одной рукой.
7. «Ванька-встанька». Сидя на полу, ведение мяча поочередно сидя — лежа.
8. В широкой стойке, ведение мяча переводом с руки на руку между ногами вперед — назад.
9. В положении стоя или сидя ведение двух мячей переводом с руки на руку вокруг себя.
Упражнения в движении
1. Ведение мяча по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее.
2. Ведение мяча с продвижением по гимнастической скамейке.
3. Ведение мяча по прямой с остановками через каждые 5—6 м. 1 — после остановки, стоя на одной ноге, переводы мяча с руки на руку под ногой или за спиной; 2— после остановки сесть — лечь — встать, не прекращая ведения.
4. Ведение мяча переводом с руки на руку между ногами на каждый шаг.
5. Ведение мяча с преодолением препятствий; 1 — с подползанием под гимнастическим козлом или перелезанием через него; 2 — с кувырками вперед — назад по ходу ведения; 3 — с преодолением нескольких гимнастических обручей, расположенных симметрично или асимметрично по ходу движения; 4 — с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов: скамейка — козел — маты — конь — обручи.
Организационно-методические указания. Упражнения этого комплекса следует широко использовать с целью восстановления функционального состояния организма после интенсивных заданий, соблюдая при этом принцип постепенности и индивидуализации в зависимости от степени подготовленности занимающихся. Ведение мяча осуществлять толчковыми движениями, добиваться амортизации в лучезапястном и локтевом суставах в момент встречи кисти с мячом (кисть не закрепощать). Мяч вести впереди (не сбоку), направляя его в пол несколько в сторону от стопы, одноименной с ведущей рукой; сохранять положение туловища слегка поданным вперед, голову и спину держать прямо.
IV. Сопряженное формирование навыков ведения мяча с развитием быстроты и координационных способностей
1. Ведение мяча при передвижении вокруг круга области штрафного броска, центрального круга, гимнастического обруча приставными шагами или бегом, направляя мяч в центр круга одной рукой или поочередно двумя с установкой на быстроту преодоления заданного количества кругов.
2. Ведение мяча на месте или с продвижением вперед в сочетании с бегом с высоким подниманием бедра (захлестом голени назад) с установкой на максимальную частоту движений.
3. В парах скоростное ведение мяча с гандикапом: один из партнеров изначально получает преимущество (фору) в 2—3 м, второй пытается догнать его.
4. Скоростное челночное ведение мяча на 20— 60 м.
5. То же, что упр. 4, но с изменением направления движения между набивными мячами или стойками переводом мяча с руки на руку перед собой.
6. Ведение мяча на месте с изменением высоты отскока — по сигналу скоростное ведение по прямой (10—30 м).
7. Сидя или лежа на полу, ведение мяча на месте — по сигналу скоростное ведение до средней линии — обратно ведение в движении спиной вперед.
8. Выполняя прыжки толчком обеих с высоким подниманием бедер, ведение мяча на месте — по сигналу скоростное ведение до противоположной лицевой линии.
9. То же, что упр. 8, но последовательно обвести круг области штрафного броска в тыловой зоне, центральный круг и круг области штрафного броска в передовой зоне.
10. Ведение на месте с переводом мяча вперед — назад ударами между ног — по сигналу скоростное ведение с изменением направления движения между стойками.
11. Выполняя прыжки на одной (смена толчковой через каждые 3 прыжка), ведение мяча на месте — по сигналу скоростное ведение до средней линии — поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведения,— обратно ведение в движении приставными шагами боком.
12. То же, что упр. 11, но набивной мяч находится у игрока в свободной руке в и. п.
13. Выполняя прыжки толчком обеих через гимнастическую скамейку или набивные мячи, ведение мяча на месте — по сигналу скоростное ведение по восьмерке, используя круги разметки баскетбольной площадки.
Организационно-методические указания. Следить за правильностью структуры движений. При повторении ошибок в технике ведения вернуться к упражнениям комплекса III или снизить скорость выполнения заданий до контролируемой. Отрезки скоростного ведения варьировать в пределах 5—60 м. Полезно проводить большую часть упражнений в соревновании на скорость и точность выполнения, при превосходстве одного из партнеров в скоростных качествах использовать принцип гандикапа, заранее отдавая дистанционное преимущество слабейшему.
Развитию скоростных качеств способствует предшествующее скоростным передвижениям выполнение прыжковых заданий (эффект предварительного растягивания мышц), началом скоростного ведения при этом должен служить зрительный или звуковой сигнал. Количество повторений упражнений в серии 5—6; интервалы отдыха между повторениями (1—2 мин.) и между сериями (3—5 мин.) рационально заполнять заданиями из комплексов I, II, III.
V. Сопряженное формирование навыка броска мяча в кольцо с развитием скоростно-силовых качеств и координационных способностей
1. Серийное выполнение завершающей фазы броска в движении с одного и двух шагов.
2. То же, что упр. 1, но отталкиваясь от гимнастического мостика или мата.
3. После получения мяча от партнера многократное выполнение броска в движении справа и слева от корзины с акцентом на максимальную высоту 4. Стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч в обеих руках у пояса — отталкиваясь от скамейки, смена положения ног прыжком (зашагивание на скамейку) с выносом мяча в положение для броска в прыжке.
5. То же, что упр. 4, но с набивным мячом.
6. То же, но с выпуском мяча над собой в верхней точке прыжка.
7. Серийное выполнение бросков в прыжке: 1 — стоя на гимнастической скамейке, бросок в прыжке, отталкиваясь обеими, с приземлением на пол; 2 — стоя на полу, прыжок толчком обеих с ловлей мяча в безопорном положении и приземлением на скамейку (запрыгивание на скамейку) — бросок в прыжке, приземляясь на пол; 3 — то же, но бросок в прыжке выполнять после спрыгивания со скамейки на гимнастический мостик или мат и мгновенного отталкивания вверх; 4—то же, но мяч поймать в прыжке через скамейку.
8. Ловля мяча в прыжке после отскока от щита — бросок в прыжке в кольцо (добивание мяча).
9. То же, что упр. 8, но ловля в прыжке через набивной мяч.
10. 4—6 добиваний мяча в щит после отскока — добивание в кольцо.
Организационно-методические указания. Все броски выполнять из-под корзины или с расстояния до 3 м с установкой на максимально быстрое и мощное отталкивание. При броске в движении тянуться к кольцу и выпускать мяч в высшей точке прыжка. При броске в прыжке мяч выпускать либо при движении тела по восходящей траектории (на начальной стадии обучения— бросок на один счет), либо в высшей точке прыжка (бросок на два счета). Степень поднимания локтя при броске одной рукой в прыжке индивидуальна в зависимости от возраста и уровня развития физических качеств занимающихся (начинать обучение следует с положения: локоть опущен, мяч на уровне плеча). При осуществлении броскового движения следить за плавным разгибающим движением рук, сопровождением мяча кистью после его выпуска, избегать отведения локтя бросающей руки в сторону. При использовании прыжков в глубину руководствоваться рекомендациями комплекса I. В упражнениях, содержащих зашагивание на скамейку и серийное выполнение
6(зосков в прыжке, количество повторений в серии 8—10, количество серий в уроке 4—5.
Игровые задания для комплексного совершенствования физических качеств и двигательных навыков
«Командная перестрелка» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Играют две команды, каждая выделяет 2—3 игрока, располагающихся у лицевой линии площадки в коридоре шириной 2 м (рис. 12)-—зоне стрелков. Остальные играющие каждой команды занимают позиции -в зоне мишеней на противоположной половине площадки (между средней линией и зоной стрелков команды соперников). Задача стрелков каждой команды — осалить баскетбольным мячом ноги (прямым попаданием или с отскоком от пола) полевых игроков команды соперников', используя при этом заданный способ передач. Полевые игроки, передвигаясь указанным способом (бег, прыжки на одной, на обеих и т. д.), стараются увернуться от мяча или поймать его и передать своим стрелкам. Осаленный игрок выбывает из игры. Если полевой игрок поймает мяч, посланный соперниками, один из выбывших игроков возвращается на площадку и продолжает игру. Побеждает команда, первой осалившая всех полевых игроков команды соперников.
Варианты: 1) игра проводится на время с подсчетом количества осаленных полевых игроков; 2) в игру вводятся дополнительные 1—2 мяча; 3) осаленный игрок не выбывает из игры, а пополняет ряды стрелков; 4) полевым игрокам разрешается салить полевых игроков команды соперников в случае ловли ими мяча.
«Пятнашки мячом» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ловля и передача мяча). Выбирают одну или несколько пар водящих. Каждая пара владеет баскетбольным мячом. Водящие, передавая мяч в движении, стараются запятнать касанием мяча кого-либо из играющих. Остальные играющие также владеют одним или несколькими мячами и передвигаются по площадке заданным способом, используя передачи в движении (не нарушая правила пробежки). Игрока, владеющего мячом, пятнать запрещается. Запятнанный игрок становится водящим. Игра продолжается 5—10 мин. Отмечаются участники, которые либо не были водящими, либо были ими наименьшее число раз.
Варианты: 1) варьируются способы пере-движения: приставными шагами, прыжками на одной или обеих ногах, бегом; 2) игра проводится набивными мячами; 3) каждая пара игроков водит в течение определенного отрезка времени (от 30 сек. до 2 мин.), соревнуясь в количестве запятнанных участников.
«Вратарь» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). На ограничительных линиях площадки устанавливают несколько ворот шириной 3—4 м, штангами которых служат набивные мячи. В каждые ворота становится вратарь с мячом. Остальные играющие— нападающие, они равномерно распределяются по своим воротам и выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 6—10 м от них. Каждый из колонны нападающих поочередно пробивает буллит своему вратарю: используя ведение мяча и обманные движения, он пытается прорваться к штанге и коснуться ее рукой -— забить гол. Вратарь, передвигаясь в створе ворот с ведением мяча, стремится сохранить свои ворота в неприкосновенности, для чего ему необходимо мячом в руках осалить нападающего в спину еще до момента касания им штанги. В ходе игры определяются лучшие вратарь и нападающий.
Варианты: 1) вратарь выполняет ведение слабейшей рукой или ведет два мяча; 2) играющие делятся на две команды и пробивают буллиты в ворота соперников, определяя победителей по сумме забитых голов,
«Салки с ведением» (быстрота, координационные способности, ведение мяча). У играющих по баскетбольному мячу. Выбирают одного или нескольких водящих, которые передвигаются по площадке с ведением мяча, водящий стремится свободной рукой осалить кого-либо из игроков. Осаленный становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в число водящих не перейдет большинство играющих.
Варианты: 1) каждый играющий находится в роли водящего в течение определенного отрезка времени (1-—2 мин.) и стремится осалить как можно больше игроков; 2) указывается способ ведения мяча, к примеру только слабейшей рукой, на ограниченных участках площадки заданным способом и т. д.; 3) оговариваются условия осаливания, например перед осаливанием следует осуществить перевод мяча с руки на руку; если убегающий игрок выполняет, перевод мяча с руки на руку заданным способом (по воротом, за спиной, под ногой), салить его запрещается; 4) командные салки — две команды находятся на своей половине площадки, поочередно каждый игрок направляется своей командой на половину соперников и выполняет функции водящего в течение 30 сек., пытаясь опередить водящего команды соперников по количеству осаленных игроков; победитель каждой пары приносит своей команде 1 очко, побеждает команда, набравшая больше очков.
«Воробьи — вороны» (быстрота, ведение мяча). Играют две равные по составу команды, условно названные «воробьи» и «вороны». Каждая команда выстраивается в шеренгу спиной к соперникам у средней линии, распределяясь попарно на расстоянии 1—2 м одна от другой. Учитель, руководитель игры по слогам произносит название одной из команд. Каждый игрок названной команды, передвигаясь с ведением мяча, стремится осалить своего соперника, который также с ведением мяча пытается убежать за лицевую линию площадки, Подсчитывается количество осаленных игроков, и команды возвращаются на исходные позиции (и. п.). Педагог называет одну из команд, акцентированно выделяя последний слог, открывая тем самым новый этап игры. Победитель определяется по суммарному количеству осаленных игроков.
Варианты: 1) изменяется исходное положение: сидя, лежа, стоя на коленях и т. п.; 2) варьируются способы ведения мяча и условия осаливания (см, «Салки с ведением»),
«Чехарда с ведением» — участвуют юноши X—XI классов (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ведение мяча). В составе каждой команды четное количество игроков. Команды выстраиваются в колонны по одному за линией старта и разбиваются на пары. Первые пары каждой команды владеют баскетбольными мячами. Напротив каждой команды по продольной линии на полу на расстоянии 3—4 м один от другого обозначаются 3—5 кругов диаметром 50—60 см. По сигналу направляющие соревнующихся команд начинают ведение мяча в направлении своего первого круга, вбегают в него, и каждый из них, не прекращая ведения на месте, принимает положение полунаклона вперед, упираясь свободной рукой в колено впереди стоящей ноги и опустив голову. Их товарищи по паре, также с ведением мяча приближаясь к первому кругу, посылают мяч вперед, и каждый выполняет опорный прыжок ноги врозь через своего партнера, упираясь руками в его спину. Затем он, продолжая ведение и добежав до второго своего круга, занимает то же положение. Через него с короткого разбега прыгает первый и т. д. Попадая в последний круг, участник поворачивается кругом, сохраняя ту же позу, а перепрыгнувший через него игрок, забежав за финишную черту, выполняет еще один прыжок в обратном направлении. Тем же способом партнеры передвигаются, возвращаясь к месту старта, и, заканчивая чехарду, передают мячи следующей паре, которая продолжает эстафету, передвигаясь в том же порядке, и т. д. Мяч ведется поочередно правой и левой рукой. Побеждает команда, первой закончившая игру.
Вариант: эстафета для каждой пары заканчивается броском после ведения (если бросок неудачен, мяч следует подобрать и добить в прыжке).
«На свои места» (быстрота, скоростно-силовые качества, координационные способности, ведение мяча, бросок в корзину). Начальное построение такое же, как и в игре «Воробьи — вороны». По сигналу участники каждой команды одновременно ведут мяч к своим щитам (на каждый щит 5—6 игроков) и выполняют бросок в корзину после ведения (если бросок неудачен, мяч сле¬дует добить, не нарушая пробежки). После успешного броска каждый участник ведет мяч на исходную позицию. Побеждает команда, пер¬вой возвратившаяся всем составом на свои места.
Варианты: 1) ведение, бросок или добивание мяча в корзину выполняют слабейшей рукой; 2) при неудачном броске в прыжке выполняют 3—5 добиваний мяча в щит и только последующий в корзину,- 3) при неудачном первом броске игрок возвращается с ведением на и. п. и только затем выполняет вторую попытку поразить корзину.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.