Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности»
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
"Орловская детская хоровая школа"
Мартюшева Светлана Юрьевна
Методическая разработка
«Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности!»
Подготовила:
Руководитель театральной студии «ТЕАТР ДЕТСТВА»
Мартюшева Светлана Юрьевна
Г. Орел
2024 год
Введение
Актуальность.
Последние годы мне приходилось работать с детьми, которых приводили в театральную студию , за год до школы или учеников младших классов. В основном, это были «домашние» дети. Многие из них были очень зажаты, застенчивы, неуверенны в себе. Я принимала их с любовью и теплотой, и сразу же вовлекала в театрализованную деятельность, которая доминирует в моей педагогической деятельности.
Именно, посредством театрализованной деятельности, ребята заметно раскрепощались и преображались. Пропадала неуверенность в себе, активизировались все имеющиеся возможности, развивались ведущие психические процессы.
Цель методической разработки - устранение психологического недоразвития личности ребенка с помощью театрализованной деятельности.
Задачи:
-изучение специальной литературы по данной теме;
-приобщение родителей к театрализованной деятельности детей;
-сочинение авторских сказок;
-подбор художественного материала для театрализованной деятельности; -распределение ролей и стимулирование творческой инициативы детей; -диагностическое исследование детей.
Основная идея моей педагогической деятельности.
За много лет работы с детьми, я для себя поняла, что именно театрализованная деятельность - это лучшая возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитать творческую личность. Ведь , посредством театрализованной деятельности, ребенок развивает свое воображение, приобщается к литературе, музыке, фольклору, овладевает выразительными средствами общения, словесными (регулирование темпа, громкости, интонации) и вербальными (жесты, мимика, позы, пантомимика).
И кроме этого, обогащается его словарный запас, развивается диалогическая и монологическая речь, развивается память, выразительность исполнения основных видов движений. В театрализованной деятельности, ребенок может самореализоваться.
Моя педагогическая задача - раскрыть каждого ребенка, помочь ему поверить в себя, в свой талант, почувствовать свою успешность, Я стремлюсь в каждом ребенке "зажечь звезду.
Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.
Я стараюсь применять театрализованную деятельность во всех своих занятиях, во время игры и отдыха детей. Театрализованная деятельность отчетливо проявляется и в самостоятельной деятельности детей.
Мой накопленный опыт поможет коллегам реализовать всю магию театрализованной деятельности, на примере своих детей.
Детский психолог А. В. Запорожец считал, что непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям, являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия ребенка.
Театрализованная деятельность создает атмосферу радости, праздника, а жизнь ребенка становится ярче, радостнее, разнообразнее,
Благодаря костюмам, декорациям, театральным атрибутам, перед детьми открываются возможности для создания образа, с помощью цвета, формы, конструкции.
Посредством театрализованной деятельности снимаются стрессы, создается положительный эмоциональный настрой, снимается напряженность. Родители удивляются, переменам в своих детях. Некогда, зажатые и закомплексованные малыши, превращаются в настоящих артистов. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, приобщает ребенка к духовным ценностям. Развивается эмоциональная сфера ребенка, ребенок сочувствует персонажам, сопереживает. В театрализованной деятельности, ребенок связывает художественное творчество и личные переживания. Выступление перед зрителями, способствует реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время, накоплен большой теоретический и практический опыт, организации театрально-игровой деятельности в детском саду и школе. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представленных в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской,
А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности, получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр, является одной из самых ярких, красочных и доступных, восприятию ребенка, сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка, театрализованной деятельности, по праву, принадлежит почетное место, рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность, является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе, его творческих способностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В театральной студии, мы ставим спектакли, обсуждаем их, подготавливаем и разыгрываем сказки, инсценировки, сценки, стихотворения, играем в творческие игры или театрализованные игры, занимаемся ритмопластикой (ритмические, пластические, музыкальные упражнения и игры), и все это, для подготовки ребенка к участию в спектакле. Именно, спектакли учат согласовывать свои действия с другими детьми, воспитывают доброжелательность и контактность, в отношениях с друзьями, развивают чувство ритма и координацию движений. Выбирая материал для инсценировки, я отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей. При выборе ролей, мы вместе советуемся, но главная задача - это сохранить детскую непосредственность, наивность, веру и предоставить ребенку больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Я считаю, что у каждого ребенка есть талант, надо только помочь его раскрыть. Прежде чем вжиться в роль, ребенок должен научиться анализировать поступки своего героя, оценивать их, понимать. Ребенку надо представить своего героя, его переживания, обстановку, в которой он живет. И очень важен, личный опыт ребенка : чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли, ребенок должен владеть мимикой, жестами, интонацией, речью. Для маленького артиста очень важно, как он сыграл, понравилось ли зрителям. Поэтому, я всегда хвалю детей, восхищаюсь их игрой и мы обязательно обсуждаем наши спектакли. Наши занятия в театрализованном кружке, помогают детям вести себя на сцене непринужденно, уметь передать характер своего героя. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, дети видят себя уже как зрители. Мы обмениваемся мнениями, впечатлениями. Ребенок видит свои промахи, если они были, критически оценивает отдельные моменты игры, что очень важно, для дальнейшего совершенствования игровых умений в дальнейшем. Но, ни с чем не сравнима , радость от успеха. Ведь, чтобы сделать ребенка счастливым - надо возвысить его духовно, приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания, потребность в признании, в доброте, любви.
Я рекомендую, всем коллегам, использовать в своей работе театрализованную деятельность, как основную, в творческом развитии детей.
Итак, в результате анализа психолого-педагогической литературы и собственного практического опыта, я пришла к выводу, что для гармоничного развития личности школьника необходима системная, целенаправленная работа по становлению театрализованной деятельности, что является эффективным средством развития творческого воображения.
Значение, применения такой формы работы , как театральная деятельность, велика.
Данную методическую разработку , можно использовать в практике работы других педагогов.
Список литературы
1. Артемова Л. В. Театрализованная деятельность. М: Просвещение, 1996.
2. Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации
''Содружество педагогов вальдорфских детских садов''. – М., evidentis, 2001. Авторский коллектив: Аринина О. Н., Бойко Н. В., Варникова С. В. и д. р.
3. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников : Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.
4. Венгер И. А., Мухина В. С. Психология. М. : Просвещение, 1988.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.
6. Доронова Т. Н. Играем в театр : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. :
Просвещение, 2004.
7. Ершова А. П. Вреден ли дошкольнику театр? //Обруч// №4, 1999.
8. Леоннтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М. : Издательство Московского государственного университета, 1981.
9. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.
10. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. – М. : Linka- Press, 1997.
11. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
12. Меличева М. В. Культура здоровья дошкольника. -СПб. :Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
13. Немов Р. С. Психология. – М. : Владос, 1998.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.