Методическая разработка
Оценка 4.9

Методическая разработка

Оценка 4.9
doc
17.12.2019
Методическая разработка
Согласные звонкие и глухие.doc

              Тема : Согласные звонкие и глухие

 

Цели :

1) дать понятие об особенностях образования звонких и глухих согласных;

2) показать особенности звуковой организации русской речи, познакомить с аллитерацией как фонетическим средством выразительности русской речи;

3) повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

 

Задачи урока:

Образовательная:

создать условия для выяснения усвоения программного материала при

изучении данной темы.

Воспитательная:

создать    условия    для    воспитания    культуры    речевого    поведения,

коллективной ответственности,   взаимопомощи,   формирования

личности      обучающихся      через трудолюбие, внимания на уроке,

интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.

Развивающая:

создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных

при изучении звукового состава и логического мышления.

Тип урока: освоение новых знаний по теме: «Фонетика. Орфоэпия.

Орфография».

Форма урока: урок-практикум.

Ведущий принцип: доступности, научности.

Подход: личностно - ориентированный.

Оборудование урока: видеопроектор,

Дидактические средства: таблицы для самостоятельной работы, Карточки-тесты презентация.

-,


1.   Введение в тему

Сообщение учителя с элементами беседы:

- Отгадайте загадку

Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно (звук)

 

-  Тысячи разных звуков окружают человека: звон металла, завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, треск сухих веток, пение птиц, раскаты грома, шелест листьев... Но в учебнике «Русский язык» об этом нет ни строчки. В самом деле, какое отношение к языку имеет скрип дерева?

Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

                                                                                    В. Бурмако

-  Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

-  На какие группы делятся звуки речи? -.

 Какие звуки являются гласными?

-  Какие звуки являются согласными?

-Все ли звуки важны для построения речи?

 

1 слайд

 

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук то подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг. И, право, иное  название еще драгоценнее самой вещи. Н. В. Гоголь

–  Кратко объясните, что хотел нам передать  этим высказыванием Н.В.Гоголь?

–С каким произведением Н.В Гоголя мы, ребята,  с вами уже познакомились?

Понравилось ли оно вам?

Впереди, конечно,  вас ждет еще много-много поучительных и увлекательных произведений.

Гоголь в своем высказывании говорит, что звуки нашей речи намного превыше драгоценностей.

 

Так давайте же постараемся сохранить чистоту нашей речи, сделаем ее краше и богаче.

 

-  Ребята, как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

-  На какие группы делятся звуки речи?

 Какие звуки являются гласными?

Назовите их

-  Какие звуки являются согласными?

Какие согласные мы различаем?

Какие звуки носут больше информации? Почему?

 

 

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ЧИСЛО,  КЛ.РАБОТА

1 СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

 

В тумане яркое солнце съело (1) ледок. В тумане полились (2)  воды, затрещали(2) и сдвинулись льды (4)

 

Паралельно словарный диктант

Снежная метель, вязкое болото, колючий свитер, добрый друг, совестливый товарищ, ненастный день, легкий характер.

 

2.( слайд) проверка

 

Сообщение темы урока.

Ребята мы с вами определили твердость и мягкость согласных,

Могут  ли они быть парными ?

Какие еще согласные звуки мы знаем?

Давайте сформулруием тему урока

 

-Исходя из темы урока ,попробуйте сформулировать задачи , которые мы должны решить.

(Научиться находить, узнавать, слышать звонкие согласные ;понять, чем они отличаются от глухих.)

 

(3 слайд) тема урока

 

2.Новая тема Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

 

    Работа с текстом после прочтения:

  Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

      Какая информация была новой? +

    А о чём вы думали иначе?

   Что осталось непонятным?

 

(4 слайд)

 

- Рассмотрим  внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

 

 

— Назовем по таблице все парные звонкие и глухие согласные.

1 задание Упражнение устно 284

Игра в слова

Замени звонкий (глухой ) согласный парным ему.

дом том,  балка, тело, почка, горка , злой., жар, точка .колос.

 

Вывод:   это упражнение и дано для того, чтобы вы поняли, что парные звонкие и глухие согласные хоть и похожи , но разные звуки, с их помощью мы называем разные предметы, признаки действия.

— Какие глухие звуки не имеют парных? Что это значит? Как вы понимаете, что звук [л] — звонкий, но не имеет парного глухого?

(Это значит, что нет такого согласного, который произносился бы так же, как [л], но без голоса.)

 2 задание  Запишите пословицы: (у доски)

1) У Лёвки всё ловко. 2) Дорог хлеб, коли денег нет.

- Какие звуки мы слышим на месте букв Б, В, Г на конце и в середине слов?

- Почему произносятся другие звуки, не совпадающие с буквами? (Происходит позиционное чередование.)

- Звонкие согласные на конце слова и в середине слова (если находятся перед глухой согласной) "теряют голос" и оглушаются. В русском языке есть звуки-"двойняшки", т.е. похожие звуки, парные.

- Вспомните, какие парные согласные по звонкости-глухости вам известны? ([б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш]).

- Представим, что все звонкие и глухие согласные расположились в вагоне поезда: звонкие - на верхней полке, глухие - на нижней.

- Сколько существует пар по глухости-звонкости? (Шесть.)

- Какие звуки не имеют пары по глухости, т.е. являются звонкими? ([л], [м], [н], [р], [й'].) Эти звуки, кроме [й'], называют ещё сонорными. При образовании этих звуков голос преобладает над шумом.

- Какие звуки не имеют пары по звонкости, т.е. являются глухими? ([х], [ц], [ч'], [щ'].)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  3 Итог работы с теоретическим материалом учебника по теме. «Звонкие и глухие согласные».     Составление таблицы.

— А теперь попробуем себя в роли строителей.   Мы построим для наших согласных дом. Начнем с первого этажа. Учитель дает глухие , а дети называют пару и вносят в таблицу.

-Сколько пар по глухости - звонкости?    Какие согласные мы называем

звонкими? Глухими?

-=А теперь расселим непарные согласные

— Теперь найдем среди согласных шипящие ,выделим их цветом.

 ДОМ, ГДЕ ЖИВУТ СОГЛАСНЫЕ подл музыку

2-й

шум+ голос,

 

 

этаж

поэтому

 

 

 

звонкие

[Б][В][Г][Д[Ж][3]

][М   ][Н ]

[Л]

[И' ]

 

 

парные

непарные

1-й

шум,

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С]

[X ][ Ц][Ч' ]

этаж

поэтому

 

 

(тихий)

глухие

 

[ Щ']

Таблица готова

 

 

 

Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок над головой; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки в сторону.

Д, х, к, щ, н, о, к, э, ш, г, в, з.


 

Посчитаем, сколько звонких и глухих согласных в первых двух строках стихотворения С. Есенина:

Я навек за туманы и росы

 Полюбил у березки стан,

 И ее золотистые косы,

 И холщовый ее сарафан.

                                        С.Есенин.

 

Звонкие согласные: [и'], [н], [в'], [з], [м], [н], [р]. [л'], [б'],] [б1] [р'], [н] = 13 Глухие согласные: [к], [т], [с], [п], [с], [к'], [с], [т] = 8.

Вам понравилось это стихотворение? При помощи изобразительно-выразительных средств автору удалось очень ярко описать красоту русской березки.

(эпитеты,олицетворение)

С точки зрения фонетики «звонкими» строки Есенина получились благодаря использованию гласных и звонких согласных . Эти строки стали музыкальными ,в них слышится песенная интонация,

 

Давайте продолжим наблюдения над работой согласных звуков    в изобразительно- выразительных целях.

Задача: какие звонкие ,глухие согласные помогли ребятам нарисовать яркую ,богатую звуками картину?

Опережающее индивидуальное задание.

Чтение собственных произведений.

 «Тише,тише!Шум на крыше.

Завелись на крыше мыши.

4 Задание: перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3

 Учитель: это фонетический прием выразительности -аллитерация

(запись в тетрадь)

Вывод :какую роль играют согласные звуки в выразительности русского языка?

-Вспомните орфограммы с согласным в корне слова? Какие?

(проверяемые согласные в корне слова , непроизносимые согласные, непроверяемые согласные)

 

 Игра-эстафета «Не подведи свой ряд»

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:

           мо...г,  дро...д,   ска...ка,  ру…ка,  гво..дь, гру...ть, гро...дь,  ду..., ло...ка, звё.. .д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба,огоро… .

 

                                                                                             

 Проверочная работа. Тест.

Работа состоит из трёх частей.

Проверьте, пожалуйста, свою работу и оцените её.

Выполнение 1 части оценка «3»,

2 части - «4»,

3  части- «5».

1 часть

1 .В каком ряду расположены только звонкие согласные звуки?

 А.   (з), (р), (м), (й).

Б    (ж) ,(т), (о), (ф).

В    (т), (с), (ч) , (щ)

2 часть

Вставьте пропущенные буквы в словах.

Сер..це, чудес..ный , голс.ка, ре..кий , фу..бол, учитель стро..,

шокола..ка, ужас..ный ,ненас..ный , со..нце,во..зал, рю.за

 

3 часть

Составьте с данными предложениями связный текст.

Подчеркните слова с непроизносимой согласной .                                     ;

А.В ненастный осенний день упало с нее яблоко .

Б. Росла в местном саду гигантская яблоня.

В.Птицы склевали это яблоко, и только одно чудесное зернышко спряталось

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке вкусные яблоко.

Д. Весной из зернышка выросло маленькое дерево.

1                                         . i

 

Ответы                                      

1   часть. 1 - А,

2 часть.

Сердце, чудесный , головка, редкий , футбол, учитель строг , шоколадка, ужасный .ненастный , солнце,вокзал, рюкзак

3  часть. БАВДГ.

 

Итог урока

-Что нового вы узнали о согласных?

-Чем отличаются звонкие от глухих?

-Назовите парные и непарные согласные.

-Какую роль играют согласные в поэтических текстах?

-А чтоб упрочить ваши знания ,даю домашнее задание.

упр. 276

или

сочинить стихотворение с использованием фонетических средств выразительности к приближающемуся празднику «День Матери»

 

 

 

 

                                                    САМОАНАЛИЗ УРОКА

         Урок, который бьл предложен вашему вниманию, это пятый урок по теме «Фонетика». На предыдущих уроках учащиеся знакомились с анализом звучащей речи, выделением звуков в звучащем слове, постоянным сопоставлением звучания и написания; путем от звука к букве (от того, что слышится, к тому, что пишется); анализом  устной связной речи, ее     произносительной стороной

       Данный урок - урок усвоения новых знаний.                                                        

      Цели урока соответствуют структуре данного урока. Урок разработан по технологии развивающего обучения русскому языку. В практическом плане это означает, что школьники при помощи наводящих вопросов сами формулируют тему ( «Согласные звонкие и глухие») и цель урока («научиться находить узнавать ,слышать различать звонкие и глухие согласные»)    , предопределяют виды и содержание учебной деятельности на отдельных этапах , принимают активное участие ;в овладении учебным материалом, сами делают выводы и обобщения.. При подготовке к  уроку я ориентировалась на дифференцированный подход, в основу которого положена   способность учащегося пользоваться пройденным материалом, способностью строить монологическую речь, высказываться о прослушанном, способностью работать с незнакомым текстом по теме.

На этом уроке задействованный учебный материал объединен изучаемой темой, сквозной воспитательной линией Урок начался с мобилизующего момента, который позволил ученикам вспомнить нужный

материал и самостоятельно сформулировать тему урока. Для решения поставленных задач школьники осуществляли с предложенным лингвистическим материалом такие мыслительные операции, как обобщение фонетических единиц в группы по определенным признакам;

Сразу после формулирования темы урока учащиеся приступили к определению и формулированию образовательной цели урока, используя опыт аналогичной работы на предыдущих уроках.                                                         

Активная деятельность во время изучения нового материала обеспечивалась за счет опоры на жизненный опыт, за счет разнообразных форм работы: фронтальная, практическая, творческая, индивидуальная.

. Основу этого процесса составляло речевое действие. В основе процесса обучения лежит корректирующая и направляющая деятельность учителя.

Была предусмотрена последовательность мыслительных операций, разнообразие видов деятельности учащихся . Учащиеся поэтапно формулировали часта нового правила, а затем обобщали изученное.                                                

На этапе освоения новых знаний учащиеся самостоятельно работали с теоретическим  материалом .     Этот путь анализа звучащих слов подсказывали рисунки, используемые в учебнике в материалах для наблюдений, (стр.110)Так, называя слова, которые обозначают нарисованные предметы, ученики выделяли именно в звучащих словах гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные. Этой же задаче - усвоению основ фонетического строя языка различению звонких и глухих согласных- подчинено практическое упражнение - наблюдение за работой речевого аппарата, основанное на сходстве и различии произнесения звуков разных групп.(Ученики безошибочно определили и назвали по таблице согласные).

 

       Итогом работы с теоретическим материалом стало составление таблицы «Дом , где живут согласные».Такой вид работы позволил обобщить новые знания   , дал осознание основной группировки звуков (выделения групп звуков), основание выделения парных и непарных согласных, сонорных, звонких и глухих , а этот материал представляет особые

трудности.                                                                                       

«Минутка отдыха» дала возможность не только изменить местоположение ученика в кабинете ,отвлечься от сложной работы ,но и организовать наблюдения над произносительными нормами, их усвоением.(чтение хором скороговорки с увеличением темпа).                                                                                                                                    

«Минутка отдыха» дала возможность «перекинуть мостик» к анализу поэтического текста ,где был сделан акцент на фонетические средства выразительности. Такой вид работы предоставляет большие методические возможности для фиксации внимания учащихся на тех или иных средствах выразительности звучащей речи. Была включена словарная работа - введение нового понятия- аллитерация. На данном этапе был предложен новый вид 

работы-  опережающее задание творческого характера.(Два ученика сочиняли      стихотворения с использованием фонетических средств выразительности)Такая работа очень понравилась детям , цель была достигнута.                                                                            

Необходимым условием эффективности урока является использование приобретенных знаний в практической деятельности учащихся.Ребята вспомнили орфограммы,с согласными и подошли к практической работе в рамках технологии разноуровневой дифференциации. На карточках были предложены тесты .Каждый  ребенок  выбирал задание «по силам»,сам оценивал ее.                                                                                              

В результате учащиеся продемонстрировали высокую работоспособность и интерес.                                                       

На уроке были созданы благоприятные условия для речевых ситуаций, позитивный настрой, раскованность, активность.                                              

 

Теоретик и практик - вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня « я –ученик» к уровню «я - исследователь» , « я - творец »                     

 

 


1 часть

1 .В каком ряду расположены только звонкие согласные звуки? А.   (з), (р), (м), (й).

Б   (ж) ,(т), (о), (ф).                                                     :

В    (т), (с) , (ч) , (щ)

2 часть

Вставьте пропущенные буквы в словах.

Сер..це, чудесный , голо..ка, ре..кий , фу..бол, учитель стро..,

шоколадка, ужасный ,ненасный , со..нце,во..зал, рю.зак

,    ; ■

;                                                                                                      ■ !

3 часть

Составьте с данными предложениями связный текст.

Подчеркните слова с непроизносимой согласной .                                      ;

А.В ненастный осенний день упало с нее яблоко .

Б. Росла в местном саду гигантская яблоня.

В.Птицы склевали это яблоко, и только одно чудесное, зернышко спряталось

Г. А через пять лет выросли на новой яблоньке вкусные яблоко.

Д. Весной из зернышка выросло маленькое дерево.

 

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка

Методическая разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019