Тема урока: В. А. ЖУКОВСКИЙ. БАЛЛАДА «КУБОК»
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой; показать своеобразие позиции автора в сравнении с первоисточником сюжета.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметьсамостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Учебник : ЛИТЕРАТУРА 5 класс, автор В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, презентация.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Мотивация. (Картина)
- Как называется репродукция картины Г.Н. Чернецова?
- Как вы думаете, о ком из своих спутников А.С. Пушкин сказал:
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль»?
(Портрет В.А. Жуковского)
- Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание(Совместно с учителем формулируют тему урока)
Запись темы урока
3. Вступительное слово учителя.
С 1808 года В. А. Жуковский начинает писать баллады. Именно в первые два десятилетия XIX в. творчество поэта достигает наибольшего расцвета. Он много пишет о своих чувствах, уходит в свой внутренний мир, в мечты, что уводит его от действительности. Критики уже давно определяли его творчество как романтическое. Итак, Жуковский – поэт-романтик.
Большую известность приносят поэту баллады «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Кубок» и другие.( См презентацию)
Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
2. Чтение и запись в тетради определения баллады (с. 90, в рамке).
--Что же такое баллада? Найдем определение в учебнике и запишем в тетрадь.
Баллада - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай.
Многие баллады связаны с историческими событиями или преданиями, с фантастическими или таинственными происшествиями.
Вывод: мы видим, что в балладе реальные события могут сочетаться с фантастическими; баллада имеет сюжет, героев; выражает мысли и чувства.
Словарная работа.Рыцарь – тяжеловооруженный конный воин из родовитой семьи. Рыцарь должен был соответствовать определенному набору требований: смелость, благородство, уважительное отношение к даме. Эти качества и теперь часто называют рыцарскими.
Латник – рядовой боец, воин в доспехах из крупных металлических пластин (лат).
Паж – мальчик дворянской фамилии, прислуживавший знатной или коронованной особе.
Епанча – широкий плащ без рукавов.
Чрево – внутренность чего-либо.
Жерло – узкое глубокое или горлообразное отверстие.
Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом.
Мокой – рыба морской волк, род акулы.
4.Чтение учителем текста баллады (учебник, с. 84–89).
– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?
ФИЗМИНУТКА
5. Работа в группах
-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания.
1 группа: Найдите в тексте примеры звукописи. Какие слова и звуки передают шипение и рев моря?
2 группа: Какими эпитетами описывается пучина?
3 группа: С чего начинается баллада? Что Жуковский называет "бездной"? В чем уверен царь, когда предлагает отыскать кубок? Чем заканчивается баллада?
4 группа: Какое впечатление произвела на вас баллада? Закройте глаза, представьте, что вы стоите на высоте и перед вами глубинная тьма. (рисунок)
6.Обобщение
-Морских чудищ удобнее с помощью сказки описать, а Жуковский выбрал жанр баллады.
-Что такое баллада? Определение.
7. Чтение и обсуждение учащимися статьи «Из истории создания баллады „Кубок”» (с. 89–90).
8. Анализ произведения по вопросам в учебнике «Размышляем о прочитанном» (с. 90).
На основе ответов на вопросы учащиеся выявляют особенности баллад В. А. Жуковского.
9. Творческая работа в группах.
Создание коллажа титульного листа к произведению В. А. Жуковского «Кубок». Конкурс (защита учащимися своих работ).
С творчеством В. А. Жуковского ребята встретятся в 9 классе, где более подробно познакомятся с жизнью и деятельностью романтического поэта.
Учитель. Более полувека своей жизни отдал Жуковский литературе и по праву занял свое место в истории русской поэзии. В. Г. Белинский писал: «…одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
10.Рефлексия
-А теперь ваше настроение покажите смайликами.
-Заинтересовала вас тема?
-Будете ли вы в дальнейшем читать баллады?
-Выставите отметки друг другу.
11.Домашнее задание: Я предлагаю вам самим выбрать д/з:
Жёлтая карточка: 1 уровень сложности:-Чему нас может научить эта история?
Оранжевая карточка: 2 уровень сложности-Совершил ли паж подвиг ради других?
Розовая карточка: 3 уровень сложности- Где вы видите место своего подвига?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.