Методическая разработка: "четыре игровые формы традиционных вокально-интонационных упражнений
Оценка 4.9

Методическая разработка: "четыре игровые формы традиционных вокально-интонационных упражнений

Оценка 4.9
Игры
docx
музыка
Все классы
25.10.2022
Методическая разработка: "четыре игровые формы традиционных вокально-интонационных упражнений
Предлагаемая методическая разработка представляет собой описание игровых форм выполнения учебных занятий и предназначена для педагогов сольфеджио.
Четыре игровые формы традиционных вокально-интонационных упражнений.docx

ЧЕТЫРЕ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИОННЫХ ВОКАЛЬНО-ИНТАНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

Энглин С.Е.                           

Педагог ДО высшей категории, канд. искуствоведения,ГОУ ДОД Дворец детского(юношеского) творчества Кировского района, г. Санкт-Петербург

 

 

Трудно себе представить  занятие по сольфеджио, которое обходилось бы без пения гамм и ступеневых последовательностей. По крайней мере, уже с того момента, когда ребенок получает самые первые, элементарные сведения о ладе (первый год обучения), подобные задания сопровождают обучающегося вплоть до выпускного экзамена. Как известно , именно гаммы и несколько цепочек ступеней, пропетые и прослушанные учениками , являются , своего рода, «первыми помощниками» , ориентирующими на пути к осознанию ладового пространства и системы звуковых тяготений. Иначе говоря, важность данных форм общепризнанна, что вызвано необходимостью на каждом занятии сольфеджио в той или иной степени приводить интонационно-слуховые ощущения учащихся в нужный тонус вне зависимости от года их обучения.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой описание игровых форм выполнения учебных заданий и предназначена для педагогов сольфеджио Домов и Дворцов детского (юношеского) творчества.

Отделения дополнительного образования общеобразовательных школ, детских музыкальных школ и школ искусств.

Методика апробирована на занятиях сольфеджио в Образцовом коллективе, лауреате международных конкурсов и фестивалей хоровой студии «Гармония». Применение данных форм работы способствует созданию естественной для детей игровой атмосферы, помогает концентрации внимания, а некоторые задания с элементом подвижности вызывают эмоциональную разрядку, которая порою, необходима на таком серьезном занятии, как сольфеджио. В результате процесс освоения материала протекает более легко и радостно,  качество же интонирования от этого только выигрывает , что замечено в процессе апробации методики.

Задачи методической разработки:

·         Познакомить коллег с рядом модифицированных форм традиционных певческих упражнений на сольфеджио ( пение гамм, одноголосное и многоголосное пение ступеней, определение их на слух);

·         Показать, что данный материал может осваиваться в более занимательном виде , чем это практиковалось в традиционной школе преподавания сольфеджио;

Убедить, что качество освоения материала не снижается в результате использования игровых форм.

В целом методическая разработка предназначена для детей в возрасте от семи до тринадцати лет, так как задания описываемые в ней ( пение гамм и ступеней), выполняются на протяжении всего семилетнего курса сольфеджио ( согласно программе «Сольфеджио в студии «Гармония»» ). Безусловно, та или иная «игра» корректируется в зависимости от возраста и уровня сложности самого задания.

Минимальные требования к техническому оснащению: кабинет с фортепиано, картонное пособие «лесенка», несколько игрушечных фигурок (желательно небольших и легких), два игровых кубика.

Методический комплект игр

1)      Гамма – эстафета или «испорченный телефон». Всем знакома игра «испорченный телефон», когда загаданное слово шепотом передается « по цепочке». Нечто подобное можно проделать с гаммой. Один из учащихся поет звук или небольшой отрезок гаммы, последующие же подхватывают в порядке очереди. Пример: педагог сообщает детям, что сейчас каждый из них превращается в фортепианную клавишу , «откликающуюся» на жест ведущего ( педагога или кого то из ребят).

Безусловно , успех здесь во многом зависит от того , на сколько внимательно и качественно учащимся удается мысленно пропеть всю гамму. Поэтому педагог, вводя данную игру, на первых порах должен максимально терпимо относиться к интонационным огрехам группы. Рекомендуется после пробного исполнения гаммы-эстафеты напомнить детям, что все непременно получится, для чего необходимо стараться гамму петь всем вместе, но делать это придется, в основном, мысленно, так как озвучивает конкретную ступень только один или несколько представителей группы («одна клавиша»), остальные же, активно работая внутренним слухом, ждут своей очереди.

Полезно чередовать способы игры в наш « испорченный телефон». Так, группу можно поделить на несколько команд по три-четыре человека в каждой. В таком случае гамма будет складываться из ступеней, интонируемых командами.

Как только дети усвоили данную форму работы и, в основном, не испытывают особых интонационных затруднений, имеет смысл повысить скорость « передачи эстафеты», что детьми, кстати, воспринимается чрезвычайно позитивно. Поэтому данную игру целесообразно проводить и в тот момент занятия , когда возникает необходимость эмоционально зарядить детей .

Эффективным следует признать применение в этом задании игрушечной фигурки, которую дети передают друг другу. Сначала мы с учащимися хоровой студии «Гармония» называли ее «Музыкальным человечком», но впоследствии ребятам показалось более подходящим имя Всезнайка. Ведь по условию нашей игры Всезнайка имеет полное представление обо всех секретах гамм и ступеней, а потому помогает чисто петь.

Сама же игра проходит следующим образом: тот, кто в данный момент держит в руках фигурку Всезнайки, поет один или несколько (что оговаривается заранее) звуков гаммы. Затем фигурка продолжает свой «путь», переходя из рук в руки по цепочке. Впоследствии условия можно усложнить эффектом неожиданности, когда игрушку будет получать не только сосед поющего учащегося, но и любой другой член группы в произвольном порядке. Безусловно, темп игры также возрастает, тем более, если гамма - эстафета поется несколько раз, о чем дети нисколько не жалеют.

С течением времени задание усложняется, исполняются различные звукоряды, включая церковные лады, гаммы, стартующие не только от тоники, но и от другой ступени. В зависимости от психологии конкретной группы меняется «соревновательный» элемент в игре. Прежде всего, нам следует быть особенно в этом смысле осторожными с подростками. Не всегда представляется корректным задаваться  вопросом, « кто испортил телефон» или кто «выбыл из игры, сфальшивив». Педагогу следует подумать, заострять ли внимание на неудаче учащегося (особенно в присутствии его товарищей), но непременно показать, как правильно, наиграв или напев гамму.

2)      «Бросалка» (согласно детской терминологии). Самой игре обычно предшествует пение «цепочки» ступеней всей группой. Ребята следят за перемещением фигурки Всезнайки по «лесенке» («лесенка»- традиционное, широко известное картонное пособие) и поют соответствующие ступени. Далее вместо индивидуального « фронтального опроса», как нам представляется, имеет смысл приступить к игре «Бросалка».

Первый вариант игры. Педагог подбрасывает маленькую игрушку, а дети пытаются ее поймать. Чтобы уровнять шансы играющих, можно усадить детей полукругом и попросить протянуть руки к его центру. Ребенок, оказавшийся самым расторопным, поет заданную ступеневую последовательность. Выглядит это следующим образом: в руках у педагога «лесенка», по которой «ходит» игрушка,  и каждый ее шаг озвучивается одним из учащихся. Все  остальные же поют мысленно и должны быть готовыми к сигналу педагога продолжить петь за своего товарища.

На начальном этапе, когда ступеневые последовательности ограничиваются простейшими поступенными ходами типа «устой-неустой-устой», опеванием устоев и ходами  по тоническому трезвучию, можно использовать, по меньшей мере , два типа игрушек, а именно: а) фигурка, специализирующаяся на движениях по соседним звукам, и б) игрушка, перепрыгивающая через ступень. В хоровой студии «Гармония» мы применяем игрушку-черепашку по имени  По и лягушонка Через. Как только вводятся скачки с I  на  V, появляется «новый герой»-большая лягушка (большой  Через).

Второй вариант игры: Начальный этап («вбрасывание»)  совпадает с описанием выше, но, в данном случае, педагог сообщает детям , что предстоит «игра в критиков». Суть ее в следующем: учащиеся не только внимательно слушают пение отвечающего, но и выступят в роли критиков, указывая на неточности интонации. Если «артист» занижает, то доброжелательные, но внимательные «критики» поднятием пальца вверх показывают ему, что петь следовало бы выше; если же юный певец завысил, то группа сигнализирует нисходящим движением руки. В зависимости от задач конкретного этапа обучения, от сформированности навыков пения тех или иных «цепочек ступеней», могут меняться детали правил игры. Учащемуся представляется «в среднем», выражаясь языком компьютерных игр, «две жизни» то есть, возможность дважды ошибиться. На третий же  раз ход ( право спеть) переходит к самому справедливому среди критиков среди критиков, а в случае если таковых оказывается несколько, то между ними проводится «вбрасывание» игрушки. В ряде групп, особенно младшего возраста, наблюдается тенденция к  «не справедливой критике», возникающей от того , что всем ребятам хочется оказаться на месте отвечающего , и поэтому они вместо внимательной оценки интонации пытаются угадывать и часто беспорядочно жестикулируют. От этого явления предлагается избавляться путем отстранения нечестных судей от игры (разумеется, оставаясь в рамках педагогической этики). Просто при объявлении правил можно оговориться, что те «критики», которые делают знаки, когда артист поет верно, теряют шанс завоевать право ответа на один тур игры. Другими словами , «нечестные критики» смогут продолжить свою работу только во время пения следующего «артиста». Действие подобного пункта правил должно быть кратковременным, зависеть от психологического климата в группе и распространяться только на период активизации пустых «гаданий», что, как показывает практика, является преходящей « болезнью роста».

Уже в работе с ребятами среднего школьного возраста целесообразно начинать розыгрыши права ответа с помощью пары кубиков, распределив каким- то образом членов группы учащихся по порядковым номерам. На данном этапе  так же в большей степени можно привлекать «командный» принцип выполнения задания - пение по два-три человека. Это позволит сгладить ряд возможных нежелательных психологических последствий для учащегося, обусловленных проблемой самооценки , возрастающей критичностью восприятия ребенком своих результатов, важностью качества восприятие его личности со стороны группы. Как известно, педагогу необходимо всячески подчеркивать моменты успешности, убеждать в принципиальной преодолимости «временных трудностей» в процессе дальнейшей совместной работы. Таким образом, педагог позиционирует себя  в качестве помощника детей, а не судьи. Совершенно очевидно, роль «жюри» уже начинают по собственному желанию играть сами «артисты». Педагог поощряет такой самоанализ , не допуская излишне самокритичных оценок.

3)      Тайный совет. Эта игра возникла в процессе работы над темой «Лад». В студии, «Гармония» дети получают первоначальные сведения о ладе по «Сказке про лад» Л.А. Коробейниковой. Согласно сказке, королева (тоника), а так же два ее почтенных советника (III и V ступени) собираются вместе на совет  тональности. В такой образной форме постепенно начинается освоение материала. Дети учатся чисто петь и определять устойчивые ступени в виде шести последовательностей ( I-III-V, V-III-I, I-V-III, III-I-V, III-V-I, V-I-III), что в сказке называется советом, на котором тоника, а так же III и  V ступени, могут выступать в разном порядке. Таким образом, учащиеся интонационно осваивают небольшие скачки по устоям, приобретают навыки определения на слух простейших «цепочек» ступеней.

На развитии   идеи Совета тональности основывается игра. Учащимся сообщается, что некоторые Советы тональности могут быть секретными, и в это можно поиграть. Группа ребят делится на две команды: одна часть приглашается принять участие в Тайном совете, а другая становится «знатоками» - теми смельчаками, кому предстоит разгадать тайну Совета.

После общей для обеих команд тональной настройки педагог играет некую последовательность из трех устойчивых ступеней (см. выше шесть «цепочек» по типу (I-III-V). Одна команда становится полукругом около фортепиано так, чтобы загородить собою клавиатуру для другой части группы, и узнает «тайну» сыгранной «цепочки». Например, педагог может на пальцах продемонстрировать им римские цифры, соответствующие загаданным ступеням. Кроме того, в целях секретности педагог просит «знатоков» (вторая команда) закрыть глаза. Далее «загадывающие) поют сыгранную последовательность нейтральными слогами (например: «ла-ла»). Сначала они стараются интонировать в сопровождении фортепиано, дублирующего их голоса; иначе говоря, пытаются как можно точнее «попасть в звук фортепиано». Педагог так формирует «команды», чтобы учащиеся с более слабой координацией слуха и голоса могли прислушиваться к чище интонирующим. После одного или нескольких пропеваний с фортепиано «загадывающие» пытаются петь,  а capella. Рекомендуется, например, чередовать общее пение всех посвященных в Тайну Совета с солированием некоторых из детей при внимательном слушании остальных, после чего не возбраняется возвратиться к пению с корректированием интонации с на фортепиано. Так или иначе, но следует побуждать ребят прислушиваться к точности интонации.

Наконец, наступает момент, когда педагог призывает команду «знатоков» быть особенно внимательными. Ведь на фортепиано в последний раз будет сыграна «тайна»  трех ступеней. Теперь слово предоставляется «знатокам», высказывающим свои версии по очереди. Но команда «загадывающих»  до самого окончания игры не должна выдавать, какой вариант ответа правильный, а какой – ошибочный. Ради лучшего сохранения «секретности» задания, педагогу предлагается отвлекать внимание «загадывающих» детей, держа в руках, какую-нибудь  игрушку.  В хоровой студии «Гармония» таким хранителем секретов стала маленькая фигурка зайца с закрытой коробкой подарков, и дети сразу же поняли, где именно находятся Тайны Совета!

Только после того, как выслушаны все версии «знатоков», «загадывающие» раскрывают «секрет» - поют с  названием ступеней, и команды меняются ролями.

Описанная форма, сочетая работу над  вокально-интонационной точностью и определением ступеней, подходит и для более сложных заданий.  В то время как учащиеся на практике и в теории усвоят, какие ступени лада относятся к устойчивым, и как в них разрешаются неустои, в Тайный Совет можно включать не только I,III и  V ступени, но и, постепенно, полный диатонический звукоряд.

ступени, но и, постепенно, полный диатонический звукоряд.

4)      Орган. Это задание доказало свою эффективность в качестве средства развития навыков многоголосного пения. Игра может начаться с того, что педагог предлагает детям изобразить орган (учащиеся уже знакомы с небольшими фрагментами произведений для хора и отрывками органной и хоральной музыки). В игровой ситуации ребята «превращаются» в клавиши этого грандиозного  инструмента, а педагог – в импровизатора. Причем,  половина детей станет частью «клавиатуры», на которой будет играть, только левая рука педагога, а другая – сегментом «клавиатуры» правой руки. Теперь, обращаясь к одной или другой партии, педагог говорит: «Вы моя правая (или левая) рука». Первый раз обе партии («руки») поют одноголосно, чтобы усвоить ручные знаки педагога в дальнейшем руководствоваться во время пения.

Знаки, применяемые в этой игре, должны быть очень простыми. Например, ход на тон вверх или вниз можно показать соответствующим движением ладони, как бы имитирующий шаг по ступени. Полтона указывается собранной позицией пальцев, прижатых к большому пальцу, с характерным выдвижением последнего (жест «минимума») в восходящем или нисходящем направлении. Скачек на терцию – через ступень – демонстрируется дугообразно, а именно: рука, согнутая полукругом, будто огибает воображаемую ступень в задуманном направлении. Квартовый ход изобразим, «грозя кулаком» с разгибанием предплечья в локтевом суставе и т. д.

Во всяком случае, движение рук должны быть естественными и хорошо усваиваться детьми. По началу «органными импровизациями» руководит исключительно педагог, добиваясь уверенного исполнения простейших бурдонных  двухголосий  в  мажоре и миноре. Впоследствии на роль «органиста» могут претендовать и дети. С течение времени простейшее двухголосие дополняется поочередным движением голосов  с преимущественно  выдержанным одним голосом, что хорошо зарекомендовало себя в качестве средства интонационного освоения диссонансов в условиях многоголосия. Далее рекомендуется постепенно включать противоположное и параллельное движения совершенными консонансами, что совпадает с введением скачков на терцию (и поначалу только в одном из голосов). По меньшей мере, к пятому году обучения дети должны освоить сложное двухголосие, включающее скачки в обоих голосах, ходы на кварту, квинту, сексту. Трехголосие с движением преимущественно в одном из голосов проходится на шестом году обучения, а к концу года трехголосные импровизации обогащаются параллелизмами на фоне выдержанной третьей партии, ходами шире терции в одном из голосов в условиях плавного движения в двух других партиях. Наконец, аналогичным образом на седьмом году обучения осваивается « четырехголосный орган» - от поочередного движения голосов с минимальными терцовыми скачками   к пению параллельными консонирующими интервалами пары голосов на фоне двух выдержанных.

С самого начала введения  игры в «орган» необходимо стремиться к чистому пению без дублирования на фортепиано, при этом, полезно менять составы  «команд» так, что бы сопрано учились держать «басовую» партию, а альты имели опыт пения в верхних голосах.

Все вышеописанные виды заданий в своей основе предполагают коллективную форму их выполнения, что особенно важно для воспитания хоровых певцов. Эта коллективная суть проявляется даже тогда, когда на «внешнем уроке» кажется, будто поет лишь один ребенок. Напоминаем, что успех в игре «гамма-эстафета» возможен лишь в том случае, если вся группа мысленно поет, ожидая перехода « эстафеты». Участники же «бросалки» активно работают внутренним слухом, как бы поют ступеневую «цепочку» вместе  с отвечающим, будучи настроены на внезапный «перехват озвучивания» по заданию педагога или в результате верной «критики». Групповыми по форме и, главное, по духу являются и «Тайный Совет», и « Орган».

Предлагаемый методический комплект игр представляет собой гибкую форму, в которую облекаются конкретные задания разного уровня сложности. Идеи, высказанные по ходу описания игр, могут быть развиты педагогами, исходя из собственного положительного опыта.

 


 

ЧЕТЫРЕ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИОННЫХ

ЧЕТЫРЕ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ТРАДИЦИОННЫХ

Сольфеджио в студии «Гармония»» )

Сольфеджио в студии «Гармония»» )

С течением времени задание усложняется, исполняются различные звукоряды, включая церковные лады, гаммы, стартующие не только от тоники, но и от другой ступени

С течением времени задание усложняется, исполняются различные звукоряды, включая церковные лады, гаммы, стартующие не только от тоники, но и от другой ступени

Другими словами , «нечестные критики» смогут продолжить свою работу только во время пения следующего «артиста»

Другими словами , «нечестные критики» смогут продолжить свою работу только во время пения следующего «артиста»

Так или иначе, но следует побуждать ребят прислушиваться к точности интонации

Так или иначе, но следует побуждать ребят прислушиваться к точности интонации

По меньшей мере, к пятому году обучения дети должны освоить сложное двухголосие, включающее скачки в обоих голосах, ходы на кварту, квинту, сексту

По меньшей мере, к пятому году обучения дети должны освоить сложное двухголосие, включающее скачки в обоих голосах, ходы на кварту, квинту, сексту
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022