День читательской грамотности
«Новый год»
Литературное чтение
Тема: «Новый год»
Цель: формировать умение читать и анализировать сплошные тексты.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный день. Он называется День читательской грамотности. В этот день на всех уроках, которые стоят в расписании, мы будем работать с различными видами текстов на одну тему.
- Начать я хочу с загадки, которая поможет вам догадаться, что это за тема.
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник... (Новый год)
- Какой же теме будет посвящен наш учебный день?
2. Актуализация знаний.
- Поднимите, пожалуйста, руки, кто любит этот праздник.
- А что вы о нем знаете?
- Как в вашей семье празднуют этот праздник?
- Что хотелось бы вам узнать об этом празднике?
3. Изучение нового материала.
- На ваших столах лежит текст. Прочитайте его название.
- Вы можете предположить, о чем мы будем читать?
1) Работа с трудными словами.
- На доске написаны трудные слова, которые встретятся нам в этом тексте. Давайте прочитаем сначала каждое слово медленно по слогам, а затем быстро, ставя ударение и определим значение этого слова.
БОЛЬ-ШИНС-ТВА
ТРА-ДИ-ЦИ-ОН-НО
ПРАЗД-НО-ВА-НИ-И
ВЕЧ-НО-ЗЕ-ЛЁ-НЫ-Е
2) Первичное самостоятельное чтение текста
- Прочитайте текст самостоятельно жужжащим чтением.
- Подтвердились ли ваши предположения? О чём этот текст?
3) Повторное чтение текста с разбором непонятных слов.
- Теперь давайте прочитаем текст вслух по цепочке. По ходу чтения отмечайте непонятные для вас слова и выражения.
4) Работа над осмыслением текста.
- Определите, какой это текст? Художественный или научно-популярный?
- В какой раздел вы бы поместили этот текст?
· Новогодние рассказы
· Энциклопедические рассказы
· Сказки
- Сколько частей в этом тексте? (5)
- Давайте прочитаем каждую часть, определим главную мысль каждой части и придумаем заглавие, то есть составим план.
1. Долгожданный праздник
2. История праздника
3. Новогодняя ель
4. Дед Мороз
5. Письма Деду Морозу
- Найдите в тексте и прочитайте предложение, которое будет ответом на вопрос.
- Определите, к какой части текста вы отнесете эти слова.
4. Самостоятельная работа.
1. В какой сборник ты поместил бы этот текст? Выбери вариант ответа.
А) Зимние сказки
Б) Энциклопедия «Обо всём на свете»
В) Сказки и рассказы
2. К какому абзацу можно подобрать заголовок «Символ праздника»? Выбери правильный ответ.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Д) 5
3. С какого года в России празднуют Новый год 1 января? Перечитай второй абзац и выпиши предложение из текста, в котором содержатся сведения об этом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Расставь части текста в правильном порядке.
____ История праздника
____ Письма Деду Морозу
____ Долгожданный праздник
____ Новогодняя ель
____ Дед Мороз
5. Рефлексия
- Понравилось ли вам работать с научно-познавательным текстом?
- Какие ваши первоначальные знания подтвердились?
- Что нового узнали о празднике?
- Что было самым трудным? Самым лёгким? Самым интересным?
Новый год
Новый год– это самый любимый праздник большинства взрослых и детей. С нетерпением, волнением и радостью люди ждут наступления торжественной ночи. Подготовка к празднику начинается заранее, и к концу декабря уже вовсю сверкают огнями улицы городов, а в каждом доме стоит наряженная елка. Люди ходят по магазинам в поисках подарков для своих друзей и родных, выбирают самые красивые наряды и продумывают меню праздничного стола. Новогодний стол традиционно должен быть богатым, однако, какие блюда приготовить, каждый решает сам.
В России Новый Год не всегда отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января. В Древней Руси празднование Нового Года совпадало с окончанием зимы.
В 1699 году царь Петр Первый издал указ о праздновании Нового Года 1 января. И с тех пор и до настоящего времени праздник в России отмечают 1 января.
Украшать елку на Новый Год принято во многих странах. Символом праздника может служить не только ель, но и любое хвойное дерево (сосна, пихта и так далее). История этой традиции началась очень давно. С древних времен люди верили в силу Мирового дерева, которое являлось символом жизни. Практически все народы почитали именно вечнозеленые растения. Поначалу их наряжали в лесах или возле домов, не срезая. Позже люди начали ставить деревья в своем доме, до сих пор эта традиция сохранилась, однако на смену живым растениям все чаще приходят искусственные.
Елку принято украшать шарами, огоньками, фонариками, гирляндами, шишками, сладостями. Многие придерживаются определенной цветовой гаммы, которая соответствует наступающему году.
Главным новогодним персонажем является Дед Мороз. В каждой стране его зовут по-разному, но миссия у него одна - дарить подарки и праздничное настроение.
Уже много лет у детей существует традиция писать письма Деду Морозу, который живет вместе со своей внучкой Снегурочкой в городе Великий Устюг, именно оттуда он приезжает в новогоднюю ночь с подарками, которые все ждут с таким нетерпением!
Математика
Тема: «Новый год. Украшение ёлки».
Цель: продолжить формировать умение читать и анализировать несплошной текст.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Мы читали интересный текст про Новый год. А, что является символом Нового года? (ель или ёлка).
- Что происходит с елью в праздник? (ответы детей).
- Чем можно украсить новогоднюю ель? (игрушки, мишура, дождик, гирлянды, звезда на макушку).
- Где же их взять? (что-то есть дома, что-то можно купить или заказать в интернет-магазине с доставкой).
- Предлагаю Вам попробовать самостоятельно подобрать в различных магазинах украшения для новогодней ели и украсить её на свой вкус и денежные средства.
2. Изучение нового материала.
А) Представление текста с ценами на игрушки различных видов в инфографике.
- На ваших столах есть лист.
- Рассмотрите его внимательно. Прочтите надписи. Обратите внимание, как они располагаются? Как выделены? Все надписи и числа одинаковые? Подумайте, почему так?
Б) В заданиях для работы с текстом используем таблицу.
- Запишите в таблицу (правильно записывайте названия, иначе придет не то, что вы выбрали). Какие украшения и по какой цене вы хотите приобрести?
Название украшения |
Цена |
Кол-во |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Подсчитайте сумму вашей покупки.
- Подсчитайте количество игрушек, которые Вы приобрели?
- Что для этого вам надо сделать?
- Каким способом будете делать?
- Какой у вас возникает вопрос? (как оплатить покупку)
- Представим, что в нашей копилке есть 999 рублей.
- Хватит ли вам денег на приобретение желаемых игрушек?
- Какой можно найти выход, если не хватает денежных средств?
Вариантов два:
1. Отказаться от покупки.
2. Уменьшить количество приобретаемых игрушек или найти вариант подешевле.
Работа в паре:
1. Подсчитайте, какое максимальное количество игрушек, я могу приобрести на 50 рублей? Какие игрушки мне надо приобрести?
2. На сколько рублей набор из 24 шаров дороже набора из 6 двухцветных шаров? Одноцветных шаров?
3. На сколько рублей подвеска «Фея» дешевле подвески «Балерина»?
4. Сколько я получу сдачи с купюры 200 рублей, если приобрету набор подвесок «Перо»?
5. На сколько рублей подвеска «Шишка» дороже елочной стеклянной игрушки «Шишка»?
6. Каких новогодних украшений по количеству я приобрету больше: «Цветы» или «Птички», если запланирую потратить на их приобретение 100 рублей?
7. В каком магазине МЕТРО или FIXPRIAS выгоднее приобретать игрушки?
4. Задания для самостоятельной работы.
Виды шаров |
Цена |
Шары новогодние из 24 штук |
|
Шары новогодние из 6 штук одноцветные |
|
Шары новогодние из 6 штук двухцветные |
|
Ответьте на вопросы:
1 На покупку каких шаров мне хватит 85 рублей?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Могу ли я на 200 рублей приобрести 12 одинаковых шаров?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Какие шары выгоднее покупать? По цене или количеству?
по цене по количеству
5. Рефлексия.
-С чем мы сегодня работали на уроке? Понравилось ли Вам?
- Какое задание больше всего понравилось? Какое задание было самым сложным?
-Что нового для себя узнали? Хотели бы Вы еще так поработать на уроке математики?
- Где Вы можете встретить такие тексты?
- Как Вы думаете, нужны ли такие уроки?
Окружающий мир
Тема: «Новый год. Ель обыкновенная как символ нового года».
Цель: формировать умение читать и анализировать инфографичные тексты.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Мы с вами продолжаем наш необычный учебный день. О каком празднике мы сегодня говорим на всех уроках?
- Что является символом праздника Новый год?
Отгадайте загадку:
Ну и платье
Сплошь иголки.
Носят это платье? (ЁЛКИ).
- О чем же мы будем говорить на нашем уроке? О каком символе Нового года?
1. Актуализация знаний.
- У кого уже дома стоит украшенная ель?
- А что Вы знаете про ель?
Может Вам помогут мои вопросы:
· К каким видам деревьев относится ЕЛЬ (хвойные);
· Почему её так называют;
· На что похожи её листики?
- Появилось желание узнать ещё что-нибудь об этой лесной красавице?
2. Изучение нового материала.
- У вас на столах лежит лист, рассмотрите, что на нем нарисовано?
1) Найдите изображение ели. Прочитайте внимательно, что про нее написано.
- Давайте заполним таблицу, чтобы систематизировать знания. Выполните это задание самостоятельно.
Название |
Род |
Высота |
Продолжительность жизни |
Хвоя |
Шишки |
Климат |
|
|
|
|
|
|
|
- Давайте проверим, что у вас получилось. Допишите те сведения, которые вы не смогли найти.
- Как называется эта ель?
- В чём ее особенность?
- К какому роду относится ель обыкновенная?
- Высота ели? Продолжительность жизни? Что записали о хвое, листьях, климате?
- Какие сведения о ели связывают это дерево с праздником?
2) Найдите на плакате сведения о том, как растёт ель.
- Сколько лет ее выращивают?
- Что запрещено законом? Почему?
- Как можно обзавестись елкой к Новому году?
- Какие шаги нужно сделать, чтобы не нарушить закон. Дополните предложения.
· Подать заявление в ________________.
· _______________ выписанную квитанцию.
· Оформить ______________ купли – продажи.
3) Найдите часть плаката, где показано, как правильно поступить с живой елкой после праздника.
- Поиграем в «Да – нет».
- Я буду задавать вопросы по этому рисунку, а вы внимательно рассматриваете рисунок и отвечаете «да» или «нет».
· Елку после праздников нужно выкинуть. (нет)
· Елку на переработку можно сдать до конца февраля. (да)
· Щепки от деревьев будут использовать на экологических тропах и при благоустройстве улиц. (да)
· Щепки нельзя использовать в вольерах для животных и в сельском хозяйстве. (нет)
· Сдать елку можно, только предварительно очистив ее от мишуры, гирлянд и игрушек. (нет)
4) Как вы считаете, обязательно ли на праздник наряжать живую ель? Какие варианты вы используете дома?
- Найдите хит – парад экологичности и назовите, чем можно заменить вырубку живой ели.
- Что такое хит – парад?
- Назовите, что стоит на 1 месте. Как вы думаете почему?
- Что стоит на 2 месте? 3 месте? 4 месте? Почему?
- Чего нельзя делать ни в коем случае.
4. Самостоятельная работа.
1. Допиши предложения.
· Растения, которые любят холодный климат и обилие осадков называются ___________________________________________________________________.
· Еловые хвоинки живут _______________________________________________.
· Время года, возраст дерева и другие факторы не влияют на ________________.
2. Как срубить живую ель. Расставь шаги в правильном порядке. Зачеркни шаг, которого делать нельзя.
Подать заявление в лесничество.
Оформить договор купли – продажи
Оплатить квитанцию
Срубить дерево, которое понравилось.
3.Напиши ответ на вопрос.
· Как называется кодекс Российской Федерации, запрещающий заготовку ели и других хвойных деревьев для собственных нужд граждан?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы сберечь и не нанести ущерб живой ели, какие варианты можно выбрать? Отметь правильные варианты, поставив в нужном квадратике галочку.
Ветками живой ели в вазе Живой сосной
Искусственная ель. Сделать ель из подручных средств
5. Рефлексия.
- Давайте подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке?
- Придумайте и задайте свой вопрос по теме урока одноклассникам.
- Какие выводы для себя сделали?
Русский язык
Тема: «Новый год. Зимние волшебники».
Цель: формировать умение читать и анализировать не сплошной текст.
Ход урока
1. Организационный этап
- Мы с вами продолжаем тему Дня читательской грамотности «Новый год».
- На уроке литературного чтения мы читали текст о празднике Новый год. Что вы запомнили?
- Что еще хотелось бы узнать об этом празднике?
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадку.
С Новым годом поздравляет
Всех мальчишек и девчат
И подарки он нам дарит
Вон они, в мешке стоят.
Добрый он и бородатый,
От мороза красный нос.
Кто же он, скажите, дети,
Громко, дружно: (Дед Мороз)
- Найдите в тексте и прочитайте, что в нем сказано про Деда Мороза.
- А хотите узнать, как называется Дед Мороз в других странах? Как он выглядит?
3. Изучение нового материала.
1) Знакомство с текстом в инфографике
- У вас на столах есть лист. Как он называется? (Зимние волшебники)
- Рассмотрите внимательно иллюстрации и прочитайте, что написано рядом с ними.
- Давайте прочитаем вслух.
- Как называют Деда Мороза в представленных странах?
- На самом деле существует гораздо больше стран и у каждой свой зимний волшебник, но сегодня мы поработаем только с четырьмя.
2) Задания для повторения и развития умения читать текст в инфографике.
Работа ведётся фронтально.
- Найдите и выпишите название страны и имя зимнего волшебника. Какая общая орфограмма есть в этих словах? (заглавная буква в именах собственных)
- Какие еще слова с этой орфограммой есть в тексте? (Снегурочка, Канада, Лапландия, Австралия, Кристкинд).
- В выписанных словах подчеркните эту орфограмму.
- Найдите текст про Санта Клауса.
- Выпишите из текста трехсложные слова, разделяя их для переноса (седыми, опрятной, бородой, усами, колпаке, в оленьей, упряжке, подарки, камина, в Канаде, в рубашку).
- Найдите в тексте слова, которые перенести нельзя. Объясните, почему их нельзя перенести. (одет)
- Найдите текст про Йоулупукки.
- Найдите и выпишите слова с орфограммой «Парный согласный по глухости – звонкости», подбери к ним проверочные слова и обозначь орфограмму. (крупный – крупен, шапку – шапок, куртку – курток, накидки – накидок, чуткие – чуток)
- Найдите текст про Германию.
- Найдите и спишите без ошибок третье предложение. (Приезжают они к детишкам на ослике).
- В этом предложении подчеркните слово, в котором ударение падает на первый слог.
- Найдите текст про русского Деда Мороза.
- Из второго абзаца выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. (ездит, верная). Укажи количество звуков, букв и слогов.
- Найди и запиши предложения с пропущенными словами.
4. Самостоятельная работа
1. Из всех текстов выпиши слова с орфограммой ЧК, ЧН, ЩН. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из всех текстов выпиши приметы, которыми похожи все зимние волшебники.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как Санта Клаус передвигается и куда кладёт подарки? Найди и запиши без ошибок предложение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Спиши предложение, вставляя пропущенные слова.
· Верная ___________ Деда Мороза, его внучка ___________, обычно изображаемая в ____________, ____________ или ____________ шубке.
5. Рефлексия.
- Понравилось ли вам работать с инфографичным текстом?
- Что нового узнали? Что было самым трудным? Самым лёгким? Самым интересным?
- Захотелось ли вам узнать про зимних волшебников других стран? Где вы можете расширить свои знания?
Технология (Изобразительное искусство)
Тема: «Новый год. Елочка из подручных средств».
Цель: формировать умение читать изображение, анализировать, создавать на его основе свою схему работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке технологии (ИЗО) в нашем классе стоит короб. А в нем чего только нет!
- Чуть позже вы сможете выбрать, из чего сегодня будет ваша поделка.
2. Актуализация знаний.
- Мы с вами все уроки посвятили волшебному празднику, который вот-вот наступит!
- Кто из вас запомнил символы этого праздника? (ель, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.)
- Давайте вспомним традиции, о которых мы читали. (все украшают ель, собираются за новогодним столом, поздравляют друг друга и дарят подарки)
- Какой из символов Нового года нужно беречь? (ель)
- О каких вариантах замены ели мы говорили? (сделать своими руками)
- Сформулируйте тему урока.
3. Изучение нового материала
- Вы правильно определили тему урока. Сегодня мы будем создавать ель своими руками на подарочной открытке.
- Перед вами лежит еще один текст. Как бы вы его назвали? (картинка, фотография, иллюстрация)
- Давайте рассмотрим его внимательно.
- Что изображено на картинке? (открытки)
- Из каких материалов можно изготовить открытку? (цветная бумага, ткань, тесьма, бусинки)
- Сколько этапов представлено? (нет этапов)
- Давайте вместе составим план работы.
1) Из плотного цветного картона сделать основу, согнув его пополам.
2) Сделать эскиз.
3) Выбрать материал.
4) Сделать разметку и подготовить детали.
5) Выложить детали на поверхность, а затем приклеить.
4. Практическая часть.
1) Вводный инструктаж - обязательный показ и пояснение рациональных приемов в работе, а также приемов самоконтроля за ее ходом и результатами;
2) Самостоятельная работа учащихся – выполнение учащимися полученного задания;
3) Текущий инструктаж – проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы; проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности; обучение самоконтролю и взаимоконтролю.
5. Организационно-заключительная часть.
- Прием учителем выполненных работ
- Заключительный инструктаж – анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы.
- Сообщение оценки работы каждого учащегося.
- Приведение в порядок рабочих мест.
6. Рефлексия
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».
Музыка
Тема: «К нам приходит Новый год»
Цель: развивать у учащихся позитивные эмоции на основе новогодних песен, умение читать афиши.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Входят в класс под музыкальное сопровождение. Песня из к/ф “Чародеи” Слова: Л. Дербенева, Музыка: Е. Крылатова «Снежинка»
- Я не зря выбрала эту песню. Она олицетворяет для меня чудесный праздник.
Есть немало праздников прекрасных,
Каждый наступает в свой черед.
Но на свете самый добрый праздник,
Самый лучший праздник – ………!
2. Актуализация знаний.
1) Чтение и анализ афиши.
- Тема сегодняшнего урока «Когда приходит Новый год».
- Скажите, вы знаете дату, согласно которой по календарю считается начало нового года?
- Ребята, кто из вас знает, всегда ли в нашей стране праздновали Новый год 1 января?
- А кто ввел эту традицию?
- Как принято встречать Новый год в России?
3. Изучение нового материала.
- Очень весело празднуют россияне Новый год. И наш город не исключение.
- Рассмотрите пожалуйста лист, который лежит перед вами.
- Что это? (афиша)
- Что такое афиша? Зачем она нужна?
- На какой период времени запланированы мероприятия?
- Где они будут проходить?
- Где находится ТРК «ЛОТОС PLAZA»?
- Какие мероприятия запланированы? На какие вы бы хотели пойти?
- Какое мероприятие будет проходить 1 января в 14.00?
2) Прослушивание аудиозаписи «Новогодние мелодии» в исполнении струнного квартета Карельской государственной Филармонии.
- Что такое квартет? Почему он струнный? Как он называется? Какую музыку будет исполнять?
- Давайте послушаем новогоднюю мелодию в исполнении этого квартета. Постарайтесь услышать и определить, на каких струнных инструментах он играет.
- Какие инструменты услышали? (скрипка, альт, виолончель)
3) Просмотр видеоролика «Фольклорный ансамбль на уличные народные гуляния»
- Когда будут происходить уличные гуляния, народные забавы?
- Знаете ли вы как они происходят?
- Просмотр видео: https://www.youtube.com/watch?v=FlTfECo8ei4
4. Повторение ранее изученного.
1) Распевание
- Давайте и мы споем песню «Новогодняя хороводная», но сначала распоемся.
- Распевание «Новогодняя голосилка»
- Исполнение песни «Новогодняя хороводная».
- Скажите, а когда вы исполняете эту песню, какие чувства вы испытываете?
2) «В новогоднем лесу». Музыка: А. Варламова, слова: Е. Шкловского
- Ребята, я знаю, что у вас скоро Новогодний праздник и вы готовите подарок Деду Морозу и учите песню и танец «В новогоднем лесу».
- Предлагаю вместе исполнить эту песню и танец, а я вам буду подпевать.
5. Рефлексия
- Ученикам предлагается оценить своё настроение по системе «Восемь баллов»: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки рисуются на своих нотных станах. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.