Методическая разработка Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"
Оценка 5

Методическая разработка Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"

Оценка 5
Игры
pdf
правоведение
11 кл +1
11.03.2024
Методическая разработка Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"
Разработка предназначена для оказания методической помощи в подготовке игры "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"
Метод_разр_Игра Прав_лабиринт.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

"ЛУГАНСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ АРХИТЕКТОРА А. С. ШЕРЕМЕТА"

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"

 

 

 

 

 

Вакуленко Игорь Александрович, преподаватель общественных дисциплин

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики "Луганский архитектурностроительный колледж имени архитектора А. С. Шеремета"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Луганск

2023

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Введение .................................................................................................................................... .... 4

2.  Методические рекомендации по подготовке и проведению игры ...................................... .... 5

3.  Заключение ................................................................................................................................ .... 7

4.  Список использованных источников ...................................................................................... .... 8

Приложения .................................................................................................................................. .... 9

 

 

АННОТАЦИЯ

к Методической разработке "Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"

 

Настоящая методическая разработка отражает требования ГОС СПО ЛНР. Приведенные в ней материалы соответствуют действующему законодательству Луганской Народной Республики.

Разработка предназначена для оказания методической помощи в подготовке игры "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь".

Во введении отражена основная цель: формирование у студентов уважения к закону, мотивирование навыков активного изучения права как науки и воспитание студентов в духе неукоснительного выполнения норм права, развитие правового сознания личности и формирование на этом фундаменте высокой правовой культуры, активной гражданской позиции и гражданской ответственности.

В разработке приводится в целом структурно-логическая схема игры, порядок подготовки и основные этапы игры, закрепление полученных знаний и умений.

Особый интерес вызывает форма изложения юридических задач в виде ситуаций из жизни сказочных персонажей и соотношение их деяний и ответственности сообразно действующему законодательству Луганской Народной Республики.

Методическая разработка предназначена для преподавателей при проведении воспитательной и правопросветительской работы со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования Луганской Народной Республики. Может представлять интерес для воспитателей и учителей всех образовательных организаций.

 

 

 

Педагогическая идея в виде инфографики

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование духовного мира человека, особенно молодого, имеет актуальное значение для дальнейшего развития нашей Луганской Народной Республики. Процессы построения новых экономических, политических и социальных отношений на Луганщине проходят в сложной обстановке. Недостаточная правовая грамотность населения не позволяет еще в полной мере сформировать у граждан Республики высокое правовое сознание и правовую культуру. Это может породить деформированное сознание, бездуховность и своеволие в различных слоях общества, особенно в молодежной среде.

Эффективным средством борьбы против этих негативных явлений является формирование у подрастающего поколения высокой правовой культуры. Высокие моральные принципы, эстетические вкусы, политическая культура молодого человека формируются в неразрывной связи с овладением необходимым объемом правовых знаний.

Одним из путей формирования правового сознания и правовой культуры молодежи является усвоение основ права на занятиях по учебной дисциплине Право.

В то же время для усиления воспитательного воздействия на умы и души подрастающего поколения необходимо осуществлять целенаправленную воспитательную работу, проводить различные воспитательные мероприятия.

И здесь особое значение приобретают игровые формы. Они позволяют сделать процесс познания более интересным и увлекательным. Под игрой понимают интересную деятельность в условных ситуациях. Игровая деятельность — это моделирование событий и явлений, которые изучаются на занятиях. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия различных, в частности, юридических понятий, учит процессу анализа практических ситуаций и принятия верных решений для их решения.

Правовой лабиринт является одной из динамичных "мозговых" игр, основанных на методе "мозгового штурма".

Дидактической и воспитательной целью проведения правового лабиринта является формирование у студентов уважения к закону, мотивирование навыков активного изучения права как науки и воспитание студентов в духе неукоснительного выполнения норм права, развитие правового сознания личности и формирование на этом фундаменте высокой правовой культуры, активной гражданской позиции и гражданской ответственности.

Настоящая методическая разработка включает в себя все необходимые материалы для подготовки и проведения игры.

Разработка дополнена необходимыми приложениями с примерными юридическими задачами.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ИГРЫ

Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь" состоит из трех этапов: подготовительного, собственно игры и подведения ее итогов.

На подготовительном этапе руководитель игры должен приготовить:

1)                 плакат-макет "лабиринт" (Приложение 1). Если планируется проведение игры в учебной аудитории, то возможно для большей наглядности разместить плакат на стене, ученической доске и т. д.;

2)                 фишки для "запирания" прохода по лабиринту. Здесь возможны самые различные варианты: от цветных самоклеящихся стикеров, до планок на магнитах и проч. Главное — чтобы они наглядно преграждали дальнейший путь по лабиринту;

3)                 набор юридических задач. Условия задач могут как просто оглашаться участникам, так и быть в качестве раздаточного материала (примерные задачи см. в Приложении 2);

4)                 лист для наглядного отражения результатов (можно результаты оглашать устно);

5)                 секундомер (если планируется решение задач на время); 6) необходимые канцелярские принадлежности.

Можно пофантазировать со звуковым таймером. Если планируется командное участие, можно придумать атрибутику команд, их представление и проч.

Допустимо приготовить комплект (если будет командная игра нескольких команд — по комплекту на каждую команду) кодифицированных нормативных правовых актов (кодексов), в первую очередь: Гражданского, Гражданского процессуального, Арбитражного, Трудового, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного.

Можно разрешить ими пользоваться при решении задач.

Необходимо заранее предупредить участников о том, что поиск верного пути по лабиринту будет сопряжен с решением юридических задач.

Этап проведения игры. Руководитель игры объявляет о начале "похода" по лабиринту. На плакате-схеме лабиринта обозначено начало движения. По команде руководителя участники игры подсказывают верное направление движения. Его можно каким-либо образом помечать (приклеивать самоклеящиеся стикеры-стрелки, обозначать направление движения какими-либо линиями и т. д.). Дойдя до определенного места лабиринта, руководитель перекрывает дальнейшее движение какими-либо предметамифишками ("запирает" проход по лабиринту).

Руководитель объявляет, что для дальнейшего продвижения необходимо решить юридическую задачу (примерные задачи см. в Приложении 2).

Начинается процесс решения задачи. При решении возможны различные варианты:

— решение на время (кто быстрее); — выработка командного решения;

— "мозговой штурм" предложений (на наибольшее количество правильных); — разбор условий задачи вместе с руководителем и др. При этом, алгоритм решения задачи примерно следующий:

а) в каких отраслях права нарушены те или иные права героев, фигурирующих в

задаче;

б) какие юридические факты являются абсолютно точными и известными, а какие

требуют дополнительных доказательств;

в) какие кодексы регламентируют ответственность за нарушенные права героев;

г) какая конкретно ответственность предусмотрена;

д) какие действия необходимо совершить потерпевшим для восстановления своих

нарушенных прав.

После решения юридической задачи путь по лабиринту продолжается. В случае, если участники игры не найдут правильного ответа, разбор условий задачи и ее решение осуществляется вместе с руководителем.

Можно перекрывать дальнейшее движение столько раз, сколько необходимо руководителю. В итоге участники игры находят верный выход из лабиринта. На этом проведение данного этапа игры заканчивается.

Подведение итогов игры. Руководитель объявляет о подведении итогов. Далее возможны различные варианты:

— лучшая команда;

— лучший игрок в команде; — лучший игрок всей игры;

— балльная система оценки результативности и активности участников;

— выставление тех или иных оценок;

— награждение победителей и призеров и проч.

Для большей объективности оценивания правильности ответов участников игры возможно создание игрового жюри. В него могут включаться приглашенные работники юстиции, правоохранительных органов, преподаватели правовых дисциплин и др. Они же могут давать правовую оценку тем или иным моментам принятия решений, акцентировать внимание участников на ошибках и неточностях, давать необходимые рекомендации как по решению конкретных юридических задач, так и по схожим жизненным ситуациям для воспитания уверенности в своей правоте, в точном соблюдении предписанных государством правовых норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке приведен порядок организации и проведения игры "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь".

Эта игра является одним из видов интерактивного общения и несет в себе большой воспитательный эффект: участники не только развивают когнитивную сферу развития, но и эмоционально-волевую, приобретают навыки практического применения норм права и воспитываются в духе соблюдения действующего законодательства, высокого правового сознания и правовой культуры.

Одновременно с этим, игра имеет некоторый шутливо-юмористический литературноправовой уклон, изложение и решение шутливых юридических задач из жизни сказочных персонажей настраивает на веселый и дружеский лад.

В то же время, как говорится, "сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок". Игра позволяет как будто бы "примерить" изложенные ситуации на свои примеры в реальной жизни.

Кроме того, игра — это ещё и работа в команде, своевременные подсказки и предложения сплачивают игроков, учат уважать и учитывать другое мнение и делать правильные выводы.

В целом, предлагаемая игра имеет большое познавательное и воспитательное значение при проведении воспитательной и правопросветительской работы со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования Луганской

Народной Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                  Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст. — Луганск, 2022. — 38 с.

2.                  Гражданский кодекс Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц.

текст. — Луганск, 2022. — 889 с.

3.                  Кодекс Луганской Народной Республики об административных правонарушениях (с изменениями): офиц. текст. — Луганск, 2022. — 660 с.

4.                  Семейный кодекс Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст.

— Луганск, 2022. — 84 с.

5.                  Трудовой кодекс Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст. — Луганск, 2022. — 313 с.

6.                  Уголовный кодекс Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст.

— Луганск, 2022. — 348 с.

7.                  Уголовно-процессуальный кодекс Луганской Народной Республики (с изменениями): офиц. текст. — Луганск, 2022. — 417 с.

8.                  А. И. Танцюра. Интерактивные технологии на уроках правоведения. / Библиотека журнала "История и правоведение". — Х., 2013. — 94 с.

9.                  Игра "Правовой лабиринт". [Электронный ресурс]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/prochee/meropriyatia/ighra-pravovoi-labirint, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.03.2022).

10.              Нетрадиционные      уроки по        основам          правоведения.           /           Составитель

Н. В. Томашевская. — Х.: ТОРСИНГ ПЛЮС, 2018. — 224 с.

11.              Правоведение. 11 класс. Разработки уроков: Профильный уровень / Т. М. Филипенко, В. Л. Сутковой. — Х., 2012. — 408 с.

12.              Харитонова Ю. А. Игра "Правовой лабиринт". [Электронный ресурс]. — URL:

https://infourok.ru/pravovaya-igra-pravovoy-labirint-3717031.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.03.2022).

6.       Учебная познавательная игра "Правовой лабиринт". [Электронный ресурс]. — URL:

https://www.mgpu.ru/uchebnaya-poznavatelnaya-igra-pravovoj-labirint/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2022).

7.       Основы правовых знаний: пособие для учителя. / Сост.: И. А. Вакуленко,

В. В. Басакин, И. И. Ковалёва. Под общей редакцией Благушиной Л. В. — Луганск, 2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://rcro.su/osnovy-pravovyx-znanij-posobie-dlya-uchitelya//; раздел "Издания РЦРО", свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.04.2022).

 


Приложение 1

 

Примечание. "Точками" обозначены места возможных "препятствий" движению

Приложение 2

 

Примеры юридических задач

 

Праздник Мальчика-с-пальчик

 

Мальчику-с-пальчик должно было исполниться 16 лет. Король сказочного королевства пригласил именинника во дворец отпраздновать данное событие. На сказочном балу Мальчик-с-пальчик много веселился и развлекался вместе с гостями. Как только часы пробили полночь, его друг Принц, который недавно с таким же размахом отпраздновал свое 20-летие, предложил покурить в сказочном саду сказочных сигарет. Мальчик-с-пальчик, естественно, согласился, так как любил всё новое и неизведанное. Хотя в саду отдыхали гости Короля, юноши уединились на одной из лавочек и сладостно затянулись сказочным дымом. За этим занятием их и застал патрульный наряд стражей сказочного королевства.

 

Дайте правовую оценку ситуации, опираясь на действующее законодательство Луганской Народной Республики. При этом отдельно укажите правовую оценку государством проступка Принца и проступка Мальчика-с-пальчик. Кто и какую ответственность должен понести?

 

(Примерное направление мысли: возраст, с которого наступает административная ответственность. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Административные наказания)

 

Будка Шарика

 

Когда к дяде Федору пришла комиссия из бюро технической инвентаризации, возникла неожиданная проблема с Шариком. Пес стал требовать, чтобы была инвентаризирована находящаяся в его собственности будка жилой площадью 1 кв. м. Комиссия зашла в тупик. 

 

Является ли собачья будка недвижимым имуществом? 

 

(Примерное направление мысли: Виды объектов гражданских прав)

 

Муха Цокотуха

 

Муха, Муха Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар.

 

Как видно из рассказанной истории, гражданка Мухина нашла и обратила деньги в свою собственность. А имели ли она на это право? 

 

(Примерное направление мысли: Способы приобретения права собственности. Являются ли вообще деньги вещами?)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Луганск 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1

Луганск 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1

Луганской Народной Республики.

Луганской Народной Республики.

Методическая разработка Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"

Методическая разработка Игра "Правовой лабиринт: если задачки ты эти решаешь, значит закон на "отлично" ты знаешь"

ВВЕДЕНИЕ Формирование духовного мира человека, особенно молодого, имеет актуальное значение для дальнейшего развития нашей

ВВЕДЕНИЕ Формирование духовного мира человека, особенно молодого, имеет актуальное значение для дальнейшего развития нашей

Настоящая методическая разработка включает в себя все необходимые материалы для подготовки и проведения игры

Настоящая методическая разработка включает в себя все необходимые материалы для подготовки и проведения игры

Этап проведения игры. Руководитель игры объявляет о начале "похода" по лабиринту

Этап проведения игры. Руководитель игры объявляет о начале "похода" по лабиринту

Для большей объективности оценивания правильности ответов участников игры возможно создание игрового жюри

Для большей объективности оценивания правильности ответов участников игры возможно создание игрового жюри

В целом, предлагаемая игра имеет большое познавательное и воспитательное значение при проведении воспитательной и правопросветительской работы со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования

В целом, предлагаемая игра имеет большое познавательное и воспитательное значение при проведении воспитательной и правопросветительской работы со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования

Уголовно-процессуальный кодекс

Уголовно-процессуальный кодекс

Приложение 1

Приложение 1

Примечание. "Точками" обозначены места возможных "препятствий" движению

Примечание. "Точками" обозначены места возможных "препятствий" движению

Пошла Муха на базар И купила самовар

Пошла Муха на базар И купила самовар
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024