Частное учреждение
профессиональная образовательная организация
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Классный час
на тему
"Буллинг среди подростков"
Методическая разработка сценария
внеклассного мероприятия
Разработала преподаватель
истории и обществознания
Киселева И. А.
г. Белореченск, 2024 г.
Цель: формирование адекватной самооценки личности обучающихся и их поведения, ориентируясь на существующие законы.
Задачи: познакомить обучающихся с понятием «буллинг», с типичными особенностями детей, которые становятся преследователями и жертвами преследования; выработать навыки поведения при столкновении с преследованием; способствовать воспитанию законопослушного гражданина.
Ход классного часа
1. Орг. момент
- Добрый день. Наша встреча сегодня посвящена проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Но прежде, чем всерьёз погрузится в эту тему, давайте узнаем кто с какой целью пришёл на эту встречу?
Упражнение «Мои ожидания»
Предлагаю каждому участнику коротко рассказать, что он ожидает от тренинга и на какие вопросы он хочет получить ответы. Все высказывания зафиксируем на доске. Это делается для того, чтобы в конце классного часа проанализировать, какие ожидания участников оправдались, какие нет и почему, а также на все ли вопросы были получены ответы.
Мы узнали кто какую цель преследует сегодня. Кто достигнет своей цели, а кто нет мы узнаем в конце классного часа, а теперь давайте вспомним правила работы в команде, которые нам помогут на этой встрече:
Правило «Один голос» (одновременно может говорить только 1 человек)
Правило «Конфиденциальность» (любая информация личного характера об
участниках должна остаться здесь и не обсуждаться за пределами этого круга после окончания встречи).
Правило «Активность» (участие во всех упражнениях).
Сегодня мы поговорим о таком явлении как буллинг. Думаю, что не каждый из вас слышал это слово, однако многие сталкивались с его проявлением и это явление, к сожалению, нам хорошо известно…
Сегодня попробуем найти ответы на вопросы:
- Что такое буллинг»?
- Является ли буллинг правонарушением и есть ли за это ответственность?
- Как избежать буллинга в своей жизни?
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В переводе с английского языка буллинг (bullying) означает преследование, запугивание, третирование, что часто можно встретить в школьной среде. Такое давление на личность может быть, как психологическим, таки физическим…
БУЛЛИНГ – запугивание или же своеобразный физический и психологический террор одних людей поотношению к другим с целью подчинения их себе на почве страха, преднамеренно вызванного преследователями у их жертв.
«Буллинг: понятие и особенности»
Наиболее распространены два типа буллинга: «непосредственный» - физический и «косвенный» (психологический)– социальная агрессия.
Непосредственный (физический) буллинг – это агрессия и преследование с физическим насилием.
Косвенный (психологический) буллинг может выражаться по-разному. Так, например, если преследователь вынуждает жертву пережить различные оскорбительные для неё и унижающие её чувство собственного достоинства обстоятельства, говорят о поведенческом буллинге. Это чаще всего проявление вербальной агрессии – от сплетен и интриг до вымогательств и шантажа. Кроме этого, преследователи могут объявить бойкот жертве и на фоне моральных издевательств, вплоть до похищения тетрадей с домашними заданиями либо личных вещей жертвы. Когда человека унижают всевозможными непристойными словами, обзывая и дразня его, приклеивая издевательские ярлыки, мы имеем дело со словесным буллингом. В последние годы появилась новая разновидность школьного буллинга, так называемый кибербуллинг, когда жертва получает оскорбительные послания на свой электронный адрес в Интернете или через другие электронные устройства.
Обычно в буллинг вовлечены преследователи и жертвы, между которыми нередко возникают даже своеобразные стабильные отношения, позволяющие одному подростку властвовать над другим.
Для того, чтобы ответить на наш второй вопрос, давайте вспомним:
- Что такое правонарушение?
Ответы студентов. Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.
- Какие виды ответственности существуют и наказания для несовершеннолетних. (Выступления студентов)
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РБ: умышленное причинение телесного повреждения, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, разжигание костров в запрещённых местах, мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам, незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия, незаконные действия в отношении холодного оружия. За данные правонарушения ответственность наступает с 14 лет.
Актуализировав свои знания, давайте ответим на вопрос:
- Буллинг – это правонарушение? Ответы и обоснование.
Жертва буллинга не появляется случайно. Для преследователя это целенаправленный поиск того, на кого можно навесить «ярлык». Выбор жертвы и навешивание «ярлыка» не всегда зависит от того, какими способностями, характером и поведением выделяется человек. Иногда жертва и сама не понимает, почему она стала жертвой. Каково жить с «ярлыком»? Давайте попробуем это прочувствовать на себе в следующем упражнении…
Упражнение «Кто Я?»
Описание упражнения. По окончании обсуждения предыдущего упражнения педагог предлагает обучающимся взять по листу бумаги, ручку и в течение одной минуты записать в столбик 10 слов, определяющих особенности своей личности – как положительные (5 слов), так и отрицательные (5 слов). В заданное время необходимо уложиться.
Затем педагог просит участников отложить свои листы бумаги и говорит о том, что им придётся ещё раз к ним вернуться, но позже.
Сейчас мы с вами попробуем составить «портреты» участников буллинга, то есть описать основные характеристики, черты, признаки, особенности и мотивы поведения всех героев этого явления. Для этого предлагаю вам разделиться на две группы.
Упражнение «Портрет» (работа в малых группах)
Описание упражнения. Все участники формируются в две группы.
Каждой группе даётся большой лист ватмана, карточки с различными характеристиками. Первой группе предлагается выбрать и закрепить на ватмане черты и особенности сверстников, которые становятся преследователями, второй группе – сверстников, которые обычно становятся жертвами буллинга.
На выполнение предложенного задания группам даются пять минут, после чего группы выступают со своими результатами.
КАКИЕ ПОДРОСТКИСТАНОВЯТСЯ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯМИ?
Привыкшие добиваться своих целей, подчиняя себе других;
легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением;
не умеющие сочувствовать своим жертвам;
физически сильные;
желающие быть в центре внимания, стремящиеся к лидерству;
уверенные в своем превосходстве над жертвой;
с высоким уровнем притязания;
агрессивные, «нуждающиеся» в жертве для своего самоутверждения;
не способные на компромисс;
со слабым самоконтролем;
интуитивно чувствующие силу и слабость других членов группы.
КАКИЕ ПОДРОСТКИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ БУЛЛИНГА?
пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
тревожные, не уверенные в себе, с заниженной самооценкой;
склонные к депрессии;
без друзей среди сверстников, предпочитающие общение с взрослыми;
физически более слабые, чем их сверстники;
уже имеющие негативный опыт общения со сверстниками;
из неблагополучных семей;
подвергаемые физическим насилиям дома;
с развитыми комплексами неполноценности;
предпочитающие умалчивать о насилии и издевательствах;
не умеющие просить помощи и не верящие в то, что могут получить защиту от взрослых;
уверенные в том, что заслуживают быть жертвой, и потенциально готовые к принятию насилия со стороны преследователей, смирившиеся с этим насилием;
те, чьё поведение не стандартно для конкретной группы и вызывает раздражение у других членов данной;
подростки с внешними особенностями и особенностями психофизического развития.
- А теперь посмотрите в свои листы, на которых вы писали 10 слов о себе. Проанализируйте свой список молча, наедине с самим собой. Возможно среди тех особенностей, которые вы выделили в своей личности, есть качества, которые могут вас отнести к одной из групп риска – преследователи или жертвы преследования. Я думаю каждому из нас сейчас есть над чем подумать… Возможно, кто-из вас захочет высказаться?
-Оказавшись жертвой буллинга, человек не всегда способен спокойно оценить ситуацию и принять правильное решение для защиты себя. Здесь, сегодня, в этой эмоционально комфортной обстановке есть возможность дать объективную оценку героям ситуаций, которые оказались жертвами давления и преследования. Давайте обсудим эти ситуации и попробуем высказать свою позицию в каждой из предложенных историй…
Метод «Четыре угла»
Описание метода. На четырёх углах (стенах) комнаты вешаются таблички формата А4 с надписями: «Я поступил бы также», «Это не всегда работает», «У меня своя позиция», «Не одобряю такое решение». Затем участникам зачитываются по одному истории, участники анализируют и выбирают позицию у той или иной таблички. После каждой истории предлагается обсуждение выбранных участниками встречи позиций.
-Сейчас я буду зачитывать вам реальные истории из жизни подростков, которые оказались жертвами буллинга и по-своему справились со сложившейся ситуацией. После прослушивания истории, вам необходимо занять позицию возле одного из углов, табличка на котором совпадает с вашим мнением.
История 1.
«Перевелась в другое учебное заведение, влилась в коллектив замечательно – по началу. Но, когда стала находить друзей, завоёвывать авторитет, лидеры почувствовали конкуренцию и ополчились против меня. Моих новых друзей стали перетягивать на свою сторону в качестве союзников. Ну и начались дразнилки. Сначала отшучивалась, потом стала драться. Все прекратилось, когда избила одного из лидеров. Потом зауважали, трогать перестали».
История 2.
«Меня травили целый год. Травила одногруппница, с помощью своих старших подружек. Потом эти подружки «выпустились» из колледжа. Поддержки у неё теперь не стало, никто за неё задачи по математике не решал, а у неё с этим большие проблемы. И ей не оставалось ничего делать, как извиниться передо мной и попросить у меня помощи. Я не смогла ей отказать. Сейчас нормально общаемся, но обиду помню. Потому что было тяжко, дома рыдала, боялась в колледж идти. А травлю я пережила просто полным «игнором».
История 3.
Я уверен, что как только начинают тебя травить –сразу переходи в другое учебное заведение. У нас в группе девочку обижали все, особенно один парень. Она ему отпор давала, а он еще хуже лез. Потом она ему врезала по физиономии, на что он ударил ее в живот изо всей силы. Но эти не закончилось. Он её фотографию в непристойном виде с пошлой надписью разместил в сети. Конечно он там что-то «подфотошопил», но не все это поняли. Её потом все позорили и гнобили в колледже. Она взяла и перешла в другой колледж и все пока вроде нормально, У нее там друзья и даже любовь с одним из одногруппников.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы чувствовали, слушая чужие истории?
- Легко ли вам было представить себя на месте героя?
- Какая из ситуаций оказалась вам наиболее близкой?
- Какие модели поведения вы для себя отметили как самые эффективные?
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- В завершении нашей встречи давайте подумаем о том, как избежать попадания в ситуацию буллинга…
Упражнение «Логическая цепочка»
Описание упражнения. Педагог предлагает первому участнику в кругу продолжить ключевую фразу: «Чтобы не стать участником буллинга, нужно…». Ключевую фразу следующему участнику в кругу тренинг строит на основе той фразы, которую построил предыдущий участник. Например, «Чтобы не стать участником буллинга, нужно… уметь защитить себя в любой ситуации». Затем «Чтобы уметь защитить себя в любой ситуации, нужно… быть уверенным в себе». Таким образом, фраза, обращённая к следующему участнику, будет звучать так: «Чтобы быть уверенным в себе, нужно…». Упражнение проводится до тех пор, пока логическая цепочка не пройдёт по всему кругу участников. В завершении преподаватель ещё раз повторяет свою первую ключевую фразу и заканчивает её той мыслью, которую озвучил последний участник.
- Вы, конечно, убедились в том, что состояние наших проблем зависит оттого, как мы к ним относимся. В ситуации давления и преследования тоже очень важно, как мы реагируем на вызов, брошенный нам. Чтобы не стать жертвой буллинга, учитесь давать себе только позитивные установки и отвечать уверенно и с юмором тем, кто пытается манипулировать вашими эмоциями. Давайте потренируемся…
Рефлексия. Упражнение «Мои ожидания»
Давайте вспомним, с какими целями и ожиданиями вы пришли на эту встречу, насколько ваши цели оказались в итоге реализованными, какие вы испытали эмоции и какой вывод сделали?
- Мы с вами сегодня очень плодотворно поработали, и поэтому мы все - большие молодцы! Надеюсь, что полученные на встрече знания и практический опыт помогут вам в дальнейшей жизни. Но, а для тех, кто не уверен, что сможет самостоятельно справиться с проблемой буллинга я предлагаю взять памятку «Что делать ребёнку – жертве травли?» Всем большое спасибо и до новых встреч!
ПОМНИТЕ!
"НЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО БЫЛО БЫ ТРАВИТЬ".
ПАМЯТКА
Что делать жертве травли?
1. Если вас травят, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, педагогу, старшему товарищу.
Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой.
Запомните: Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.
5. Если не доверяете свою проблему знакомым взрослым, позвоните по телефону доверия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.