МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Оренбургские пуховые кружева»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Оренбургские пуховые кружева»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа
4 кл
06.04.2020
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА  «Оренбургские пуховые  кружева»
Цель написания методической разработки – представить вариант проведения классного часа, основывающегося на работе классного руководителя начальных классов и совместной работы групп обучающихся в содружестве с родителями в форме мини-проектов с использованием современных средств обучения. Материал, который следует подготовить обучающимся к классному часу, посвященному 85-летию образования Оренбургской области и 275-летию образования Оренбургской губернии, обширен и многогранен, поэтому использование метода проектов представляется целесообразным.
классный час Оренбургские пуховые кружева.docx

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение         «Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска»

имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

 

«Оренбургские пуховые  кружева»

 

 

85-летию образования Оренбургской области и 275-летию образования Оренбургской губернии посвящается…

 

 

 

 

  Куликовская Татьяна Геннадьевна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орск, 2019 год

Содержание

 

Введение........................................................................................................... 3

Цели и задачи .................................................................................................. 4

Ход классного часа........................................................................................... 5

Cписок использованной литературы и Интернет-иcточников…………….….13

Приложение……………………………………………………………………... 14                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Методическая разработка классного часа «Оренбургские пуховые кружева» представляет собой опыт классного руководителя Куликовской Татьяны Геннадьевны  по подготовке мини-проектов краеведческой  направленности.                      

Цель написания методической разработки – представить вариант проведения классного часа, основывающегося на работе классного руководителя   начальных классов и совместной работы групп обучающихся в содружестве с родителями в форме мини-проектов с использованием современных средств обучения. Материал, который следует подготовить обучающимся к классному часу, посвященному 85-летию образования Оренбургской области и 275-летию образования   Оренбургской губернии, обширен и многогранен, поэтому использование метода проектов представляется целесообразным.

         Классный час «Оренбургские пуховые кружева» поможет обучающимся познакомиться с историей и традицией вязания оренбургских пуховых платков, тематическими литературными произведениями земляков – оренбуржцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: познакомить обучающихся с историей и традицией вязания Оренбургских пуховых платков.

 

Задачи:

- формирование знаний об исторических традициях, ремеслах, памятных

местах области, известных людях, гордости и славе родного края;

- усиление мотивации для изучения истории родной страны, родного

края, стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

- создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся                          по приобретению новых знаний об исторических традициях, ремеслах, памятных местах области, известных людях, гордости и славе родного края.

 

Оборудование: компьютер, проектор, тематические иллюстрации                                      и фотографии, аудиозаписи тематических песен, выставка книг о традициях                      и ремёслах Оренбуржья.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

- приобретение новых знаний об исторических традициях, ремеслах, памятных местах области, известных людях, гордости и славе родного края.

Метапредметные:

- познавательные: развитие у обучающихся компетентностных навыков, связанных с историческими традициями и ремёслами, вырабатывать умения работать с учебной информацией, делать выводы.                  

- регулятивные: понимание учебной задачи мероприятия, осуществление самоконтроля и самооценки.

- коммуникативные: овладение навыками сотрудничества с учителем, сверстниками, родителями.

Личностные:

- обогащение нравственного опыта обучающихся, развитие их нравственных чувств, формирование уважительного отношения к истории своей страны                    и своего народа, своей малой Родины; стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных                    и духовных ценностей Оренбуржья.

Подготовительный и организационный момент:

- предоставить обучающимся темы мини-проектов для подготовки классного     часа, определить сроки выполнения проектов;

- оказать содействие в подготовке обучающимися выразительного чтения стихотворений наизусть;

- подобрать музыкальное сопровождение мероприятия;

- разучить с обучающимися песни;

- подготовить кабинет для проведения классного часа, используя иллюстративный материал, организовать тематическую выставку.

Ход классного часа

1.Вступление

 

Актуализация опорных знаний

Вера  Шишкина  «Мой край»

Родное Оренбуржье!

Богатая и вольная земля.

Березы белые, пшеница …

Здесь я живу, здесь родина моя!

Учитель

- Ребята, чем богата наша малая Родина - Оренбургская область?

Слушание фрагмента песни «Оренбургский пуховый платок»

Прослушайте  фрагмент  песни,  определите о каком  богатстве Оренбуржья  поётся в песне, назовите тему классного часа.

Ведущий 1

Зимой морозной вьюга ночью злится,

К утру сугробы стынут у дверей

Здесь чудо –шали вяжут мастерицы,

Что греют плечи наших матерей.

Мелькают руки пуховниц,

Их замыслам послушные.

Плывут узоры с тонких спиц,

Как облака воздушны.

И вот рождается мечта

Движеньями искусными.

Зовется эта красота

Платками Оренбургскими.

Ведущий 2

 

Вряд ли найдется во всей России человек, никогда                 не слышавший песню «Оренбургский пуховый платок»    и не видевший это уникальное рукотворное чудо.

Ведущий 3

 

Оренбургский пуховый платок – название собирательное: это  и теплый тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий, ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии                        и порядка.

Ведущий 1

 

Оренбургский пуховый платок - это яркое явление в истории  декоративно – прикладного  искусства России.

Ведущий 2

 

По народному поверью, паутина, летающая в воздухе во время бабьего лета, - не паутина вовсе, а пряжа богоматери. Повезет той рукодельнице, которая сумеет ее поймать, -  всегда-то работа у нее будет спориться!

Ведущий 3

 

Достался бесценный дар  оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине, платках разнеслась по всему белому свету.

Ведущий 1

 

 Существование пуховязального промысла  на протяжении более 200 лет доказывает, что это художественное ремесло настолько же органично для Оренбуржья, насколько шитье из оленьего меха для Севера или керамика для Средней Азии.                                                                                                                                                                  

Игра

Выбери и прикрепи на доску карточки «Изделия пуховязального промысла  Оренбургской области».   

                                                                        Приложение 1

2. Основная часть

Р   Представление  мини – проектов  «Оренбургские пуховые кружева».

Презентация

мини – проекта

«Уникальный климат, уникальный пух»

 

 

Первыми, кто обратил внимание на уникальное качество пуха местной породы коз, был известный русский ученый Петр Иванович Рычков. В своей статье «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году Петр Иванович высказал предложение: организовать в нашем крае пуховязальный промысел. А в 1835 году уже другой ученый, изучавший Оренбургский край, Владимир Иванович Даль поднимает вопрос об уникальном пухе как предмете, достойном государственного интереса. В чем же уникальность оренбургского козьего пуха? Оренбургская порода коз – единственная в нашей стране,  обладающая самым тонким,  эластичным пухом, не грубеющим с возрастом. Его отличают блеск и шелковистость, относительная крепость, естественная однотонная окраска (белая или серая), малая теплопроводность. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение, при его переработке. Но, пожалуй, самым важным является его мягкость. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине. Эти особенности  козьего пуха формируются под влиянием  климата Оренбуржья: суровая зима, и сильные бураны при  20 -30 градусов мороза, постоянные ветра и резкие перепады температуры, разнотравье  степных пастбищ. Существовало множества попыток разведения  оренбургских коз в разных странах, но безуспешных.  Например, любопытна  история, рассказанная   В. И.   Далем о неудачном разведении пуховых коз во Франции: в начале 19 века владельцем парижской фабрики по изготовлению знаменитых шалей (шали-терно) господином Луи Терно было закуплено 1300 коз. Но вскоре оказалось, что при содержании животных в новых условиях  свойства козьего пуха изменились. Французы, к своему изумлению обнаружили, что пух стал непригодным для производственных целей. В дальнейшем предпринимались попытки организовать поставку уже не коз, а козьего пуха. В частности, в той же Франции из привозного пуха вырабатывались шали под названием «Каша». В Англии было организовано крупное предприятие по выработке пуховых платков «Имитация под Оренбург». Но оренбургские платки были настолько хороши, что никакие аналоги не могли с ними сравниться. Они покорили мир.

Пух содержит большое количество ланолина, который способствует заживлению ран и переломов.Козий пух прекрасно испаряет влагу, оставаясь при этом сухим. Прогревание сухим теплом прекрасно лечит лимфаденит, успокаивает ревматические боли в суставах. При простуде или пневмонии врачи рекомендуют прогреть ребенка, завернув его в пуховый платок, вместо того, чтобы мучить банками и горчичниками.Пух дает сухое тепло, препятствует перегреву и действует как экологический фильтр. Пух массирует нервные окончания кожи  и способствует улучшению микроциркуляции крови в капиллярах

Изделия из пуха способствуют излечению от таких заболеваний как радикулит, полиневрит, мигрень, воспаление тройничного нерва, остеохондроз, артроз, помогают в профилактике простудных заболеваний, ангины.

Ведущий 2

И в январские метели

Вспоминают люди мастериц.

В Лондоне,  Брюсселе,

В Праге и Марселе

Тоже прославляют

Наших пуховниц.

Впереди простор безбрежный

Обойди всю землю, облети.

Паутинок нежных,

Как пушинок снежных,

Лучше оренбургских

В мире не найти.

Презентация

мини - проекта

«Покоритель мира»

Своя особая жизнь в степях – глухая, дремотная. Здесь тысячи людей не видали железных дорог. Они знают: есть город Ташкент, Оренбург, Орск, Москва, но многие из них не слышали о Берлине, Лондоне, Париже. Но зато Берлин, Лондон, Париж знают об этих степях, знают, что отсюда идут к ним прекрасные платки из шелковистого пуха.               С каждым годом увеличивается на них спрос, с каждым годом растет их экспорт. Вторая половина 19 века для оренбургских пуховых платков ознаменовалась триумфальным шествием по миру, их с удовольствием демонстрировали на различных выставках. В 1851 году на Всемирной выставке сельского хозяйства и промышленности в Лондоне оренбургские пуховые платки впервые были представлены европейской публике. Они были удостоены одобрения Королевской Лондонской комиссии. Им были присуждены особые медали. В дальнейшем оренбургские платочницы  неоднократно были участниками и призерами различных российских и международных выставок и ярмарок. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру:  Буэнос-Айрес,  Лейбциг, Шанхай, Дели, Стокгольм, Вена. На Всемирной выставке в Брюсселе произошел любопытный случай, подтверждающий высокий статус оренбургского платка: советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии. Хотелось подарить что-то особенно, близкое женскому сердцу. Остановились на пуховом платке. И не ошиблись. Королевской особе подарок очень понравился. Ажурная, белая, как пена, оренбургская шаль была принята королевой с искренней благодарностью и со словами восхищения мастерством пуховниц.           

Носят в Риме и Марселе

В зимний вечер – вечерок

Премированный в Брюсселе

Оренбургский наш платок.

Композиция оренбургского пухового  платка состоит из трех частей - середины, решетки и каймы. Середина может состоять из одного ромба, пяти или полностью вывязана воздушными петлями. Следом за серединой идет решетка - широкая полоса с орнаментом. Обрамляет платок кайма с выраженными зубчиками. Все элементы оренбургского пухового платка гармонично сочетаются и создают единую композицию.

Приложение 2

Ведущий 3

 

Зарумянились зарницы,

Дуют в поле ветры степняки.

Вяжут пуховницы,

Наши мастерицы,

Вяжут всем на радость

Дивные платки.

Под баяна переборы

На окно морозное гляжу,

Снежные просторы,

Чудные узоры

На платок ажурный

Я перевожу.

Презентация

мини - проекта

«Мастерство как наследство»

Проблескивают спицы в невесомом облаке паутинки. Постукивают бусинки. Бабушка, мать, дочь – три поколения, как и двести лет назад, вяжут ажурные узоры. Издавна девочек обучали вязанию в семье, только в семье.  Основные профессиональные навыки передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке, вхождение в общее семейное дело было естественным, как всякий домашний труд. Учили вязанию, как правило, не на образцах, а сразу вязали первый платок  из недорогого материала, чаще из шерсти. Первый детский платок   непременно  продавали. Это было одной из неписанных норм  народной педагогики, служило большим стимулом для дальнейшей самостоятельной  работы будущей мастерицы. К совершеннолетию девочки становились настоящими квалифицированными вязальщицами, сразу вливались в рабочий ритм промысла. Семейная профессия предавалась по наследству, что по сути являлось гарантией жизнеспособности промысла. Незаконченный бабушкин платок довязывала внучка,  продолжая дело ее жизни.   

Ведущий 1

 

Любуюсь я, как руки ходят ловко,

Какая связь меж ниткою и мной!

Узор красив: в нем так негромко чувство,

Так мысль замысловата и тонка, -

Почти на грани чистого искусства

Живая нить дрожит вокруг клубка.

И руки ходят гибкие, как змеи,

И нитки все сверкают как в огне.

Презентация

мини – проекта

«Веками выверен узор»

Сколько платков, столько рисунков, орнаментов. Сколько богатств несет в себе наш край, столько и узоров… То блестит он лучиками солнца, то расстелется полосками, то радует крутой волной реки, то искрится снежным блеском, то струится белой змейкой. То вдруг почудится в них знаменитый уральский цветок, то зашелестят елочки, покрытые инеем.  На протяжении веков рождались и совершенствовались оренбургские узоры. Уже один перечень названий традиционных оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: «Ягодка», «Змейка», «Горох», «Рыбки», «Кошачьи лапки» - все это плод личной изобретательности самих вязальщиц. С помощью комбинаций из разных видов петель и способа их провязывания получаются дырочки разной формы, размера и очертаний. Затем из них                               составляются более сложные элементы.

                                                                        Приложение 3

Ведущий 2

 

Расскажи, моё сердечко,

Что любви счастливой не таю.

Выйду на крылечко.

В золото колечко

Дымку-паутинку

Пропущу свою.

Презентация

мини – проекта

«В мастерской вязальщицы»

 

Мастерство вязальщицы издавна проверялось изящным приемом: ажурный платок протягивали через колечко. Это зрелище всегда завораживает. Огромное облако платка непостижимым образом проскальзывает через крохотное колечко  и снова раскрывается как бутон белой розы. Создание такого платка очень трудоемкий, долгий процесс: от чески  пуха до готового изделия, требующий от мастерицы много сил, терпения,  умения.

Пух сначала перебирают, удаляют крупный сор. Потом стирают и сушат.Затем пух чешут на треуголке (двойная гребенка). Таким образом удаляются остатки мусора и  «мякиш» из пуха. 

Перемешиваем пух и снова чешем, но на дралках (ческах), при этом каждый раз сдергиваем пух с дралок чтобы удалить остатки «мякиша». Снова перемешиваем весь пух и третий раз прочесываем на дралках.

Наступает время прядения. Тут только один проверенный способ – веретено.Заключительный этап изготовления пряжи – сучение. В зависимости от нужной крутизны пряжи, или  веретеном, или на прялке. 

Игра

Выбери и прикрепи на доску карточки «Инструменты пуховязальщицы».                                    Приложение   4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

мини – проекта

«Под сенью музея искусств» 

 

 

Пуховый промысел – часть истории оренбургского края. Есть люди, которые поддерживают этот вид декоративно-прикладного искусства – это работники Оренбургского музея изобразительных искусств. В музее представлены почти все художественные промыслы Уральского региона. Среди них – уникальная, единственная в России коллекция всемирно известных оренбургских пуховых платков. Не все периоды истории промысла отражены в коллекции одинаково полно. Первая половина 20 века показана лишь единичными работами. Авторы  многих платков, как правило, не известны. Одним из самых редких экземпляров является паутинка семьи Бутовских. Это белый ажурный платок самый легкий в коллекции. Он весит всего 40 грамм, когда другие от 80-120 граммов. Наиболее полно представлена вторая половина 20 века, где известны и авторы и место изготовления. Основой коллекции стали работы вязальщиц села Желтое  Саракташского района, которые органично дополняют теплые и ажурные платки мастериц из Оренбургского, Орского, Кувандыкского Медногорского и других районов области. Большая роль в сохранении и развитии традиций ажурного вязания принадлежит Ольге Александровне Федоровой потомственной вязальщице из села Желтого. Ольга Александровна первая и единственная из пуховниц, член Союза художников  Российской Федерации.                                                  На протяжении многих лет она была главным художником комбината Оренбургских пуховых платков. Произведения О.А. Федоровой – это золотой фонд  музея. Ценными источниками пополнения коллекции были и остаются дары от частных лиц, произведения, приобретенные на средства спонсоров и во время проведения выставок. Музей изобразительных искусств остается единственным учреждением, которое старается сохранить и поддержать этот вид декоративно-прикладного искусства. Если не сохранить коллекцию, вымрет присущее только нам, оренбуржцам, уникальное мастерство. 

                                                                      Приложение 5

Заключение

Наталия Ермашова «Оренбургская паутинка»
Мозаикой на стёклах льдинки,
И снег по улицам метёт.
Казачка вяжет паутинку
Из века в век, из года в год.
Сбиваются снежинки в стаи
И вдохновляют на узор.
Она мечты свои вплетает
Невзгодам всем наперекор.
В её руках летают спицы.
Лучины бледный огонёк
Трепещет. И дрожат ресницы.
У ног её мурлычет кот.
Как сладко спят на печке детки
Под куполом из ярких звёзд.
И, замерев на чёрной ветке,
В окно глядит седой мороз.
Обвив её колени, дымкой
Струится трепетный платок.
Казачка вяжет паутинку
Из века в век, из года в год. 

Ведущий 3

 

Рефлексия

– Сегодня я узнал (а)…

– Было интересно…

– Было трудно….

– Теперь я могу…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cписок использованной литературы и Интернет-иcточников

 

1. Борисова, Г. Наш пуховый талисман / Г. Борисова // Оренбургский  край.- 2004.- №4.- С. 40-41.

2. Бушухина, И. Оренбургский пуховый платок [Текст] / И. Бушухина.- Оренбург: печатный дом «Димур», 2005.- 264 с.

3. Бушухина, И. Оренбургский пуховый платок [Альбом]: Т. 1 / И. Бушухина.- Оренбург: ООО «Оренбургское книжное изд-во», 2007.- 160 с.- ил.

4. Бушухина, И. Ромбический круг [О композиции и элементах орнамента оренбургской паутинки] / И. Бушухина // Гостиный двор.- 2001.- № 11.- С. 202-206

5. Даль, В.И. О козьем пухе [Текст] / В.И. Даль // Гост. Двор.- 2001.- №11.- С.222-227.

6. Мелодии степного края [Текст] / Сост. В.И. Хрупин.- Оренбург: изд-во «Летопись».- 2004.- 208 с.

7. Ой ты, батюшка – Оренбург-город [Текст]: сбор. Песен из репертуара оренбургского государственного академического русского народного хора / Сост. Л.И. Райкова.- Оренбург: Оренб. книж. Изд-во, 2000.- 116 с.

8. Свирина, Н. Времен связующая нить / Н.Свирина // Там же.- С. 193-201.

9. Чемерис, Е. Оренбургская паутиночка [Литературно-музыкальная программа]: сценарий / Е. Черемис // Сценар. и репертуар.- 2005.- №17.- С. 28-38

10. Стихи оренбургских поэтов  о пуховом платке http://orenbook.3dn.ru/forum/5-172-1

 

11. Оренбургские платки http://veravverav.blogspot.com/2013/10/blog-post_23.html

 

12. Легенда пуховязания Ольга Фёдорова  http://oren1.ru/paper/events/legenda-puhovjazanija-olga-fyodorova.html

 

 

Приложение 1

Игра «Изделия пуховязального промысла   Оренбургской области»

  

 

 

 Приложение 2

Композиция оренбургского пухового платка

 

 

 

Приложение 3

Элементы узоров оренбургского пухового платка

Элементы узоров оренбургского пухового платка 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Игра «Инструменты пуховязальщицы»   

                               

 

 

 

 

Приложение 5

 

Выставка «Легенда ХХ века» к 80-летию со дня рождения знаменитой оренбургской вязальщицы О.А. Фёдоровой

в галерее «Оренбургский пуховый платок»

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа №38 г

Средняя общеобразовательная школа №38 г

Содержание Введение ......

Содержание Введение ......

Введение Методическая разработка классного часа «Оренбургские пуховые кружева» представляет собой опыт классного руководителя

Введение Методическая разработка классного часа «Оренбургские пуховые кружева» представляет собой опыт классного руководителя

Цель: познакомить обучающихся с историей и традицией вязания

Цель: познакомить обучающихся с историей и традицией вязания

Ход классного часа 1

Ход классного часа 1

Ведущий 3 Достался бесценный дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине, платках разнеслась по всему белому свету

Ведущий 3 Достался бесценный дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине, платках разнеслась по всему белому свету

Французы, к своему изумлению обнаружили, что пух стал непригодным для производственных целей

Французы, к своему изумлению обнаружили, что пух стал непригодным для производственных целей

Лондон, Париж знают об этих степях, знают, что отсюда идут к ним прекрасные платки из шелковистого пуха

Лондон, Париж знают об этих степях, знают, что отсюда идут к ним прекрасные платки из шелковистого пуха

Вяжут всем на радость Дивные платки

Вяжут всем на радость Дивные платки

Уже один перечень названий традиционных оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: «Ягодка», «Змейка», «Горох», «Рыбки», «Кошачьи лапки» - все это плод личной изобретательности самих вязальщиц

Уже один перечень названий традиционных оренбургских рисунков обладает своеобразным колоритом: «Ягодка», «Змейка», «Горох», «Рыбки», «Кошачьи лапки» - все это плод личной изобретательности самих вязальщиц

Презентация мини – проекта «Под сенью музея искусств»

Презентация мини – проекта «Под сенью музея искусств»

Заключение Наталия Ермашова «

Заключение Наталия Ермашова «

C писок использованной литературы и

C писок использованной литературы и

Приложение 1 Игра «Изделия пуховязального промысла

Приложение 1 Игра «Изделия пуховязального промысла

Приложение 2 Композиция оренбургского пухового платка

Приложение 2 Композиция оренбургского пухового платка

Приложение 3 Элементы узоров оренбургского пухового платка

Приложение 3 Элементы узоров оренбургского пухового платка

Приложение 4 Игра «Инструменты пуховязальщицы»

Приложение 4 Игра «Инструменты пуховязальщицы»

Приложение 5 Выставка «Легенда

Приложение 5 Выставка «Легенда

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Оренбургские пуховые кружева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА  «Оренбургские пуховые  кружева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Оренбургские пуховые кружева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА  «Оренбургские пуховые  кружева»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020