муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска» имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева»
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
«Права человека в литературных произведениях» |
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: БРЕЙН – РИНГ |
|
Куликовская Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории
|
НА КЛАССНОМ ЧАСЕ РЕБЯТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПОЗНАКОМЯТСЯ С «ДЕКЛАРАЦИЕЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА», ЧЕРЕЗ ИЗВЕСТНЫЕ ДЕТСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. |
Цель: познакомить ребят с «Декларацией прав человека»;
заинтересовать такой важной темой, как права человека, через известные
литературные произведения.
Задачи: заинтересовать ребят, привлечь по возможности новых читателей, дать им новые знания.
Оборудование: два колокольчика, карточки с изображением простого ума, и
золотого ума, книга «Права человека» с иллюстрациями,
книжная выставка с книгами содержащими ответы на вопросы
Брейн-ринга.
Ход мероприятия:
1. Приветствие гостей.
2. Вступительное слово о возникновении прав человека.
3. Представление команд, капитанов, секретаря, гостей.
4. Условия игры:
а) команда выбирает игрока, который будет подавать сигнал готовности (колокольчиком);
б) НЕЛЬЗЯ ЗВОНИТЬ, пока не дочитан вопрос! (Это фальстарт, и право ответа передается другой команде);
в) на обсуждение вопроса дается 1 мин.; можно давать " 1 досрочный ответ. За правильный досрочный ответ -
2 золотых ума;
г) если команда дала неправильный ответ, право ответа передаётся другой команде. (Цена ответа -1 золотой ум);
д) если ни одна команда не знает ответа, даётся подсказка (время на обсуждение нет). Цена ответа - 1 простой ум;
е) капитан назначает (после совместного обсуждения), кто будет давать ответ или сам даёт ответ.
Вопросы Брейн-ринга
1. В какой сказке во время встречи в лесу на темной дорожке и после непродолжительного диалога героиня могла бы заявить герою: Ст. 3 «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». |
Ответ: Ш. Перро «Красная шапочка».
|
2. Маленький герой встал на защиту своих товарищей и сам стал жертвой коварного злодея. Мужественно терпел он унижения, пытки, бросая в лицо мученику: - Вы нарушаете ст. 4 «Прав человека». «Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах». Мы - не рабы! Свободу! что этот герой, из какой сказки? |
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
|
3. В какой сказке для героя ловля рыбки чуть не закончилась плачевно. Он попал в плен в скверную семейку людоедов, но благодаря находчивости и хитрости сумел их обвести вокруг пальца и убежать со словами: «Помни ст. 5 «Прав человека»: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Подсказка: стр. в книге «Права человека» с иллюстрацией. |
Ответ: народная сказка «Ивашко и ведьма».
|
4. Терпела-терпела эта группа молодцев прихоти девицы-красавицы да и выдала ст. 7, так и не угодив Её Величеству: «Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации». Кто эта девица, из какой сказки? Подсказка: глаза у этой девицы были всегда на мокром месте. |
Ответ: «Царевна Несмеяна».
|
5. Герой этой сказки после освобождения из заточения мог воскликнуть на целый мир: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» (ст. 9). Назовите имя этого героя, в каком произведении он живёт? Подсказка: предметом заточения служил бытовой осветительный прибор или предмет посуды. |
Ответ: Старик Хоттабыч (Лагин «Старик Хоттабыч») или Джин из сказки «Алладин и волшебная лампа».
|
6. Герои развлекались от души. После их игр комната представляла собой свалку. Этого не могла, конечно же, вытерпеть главная управляющая всем имуществом. Она стала угрожать инициатору этого погрома своим орудием труда. В ответ она могла бы услышать следующее: Ст. 10 «Прав человека» гласит: «Каждый человек имеет право на справедливое, беспристрастное и гласное рассмотрение независимым судом предъявленного ему уголовного обвинения». Кто эти герои? Подсказка: В конце перепалки «управительница» пришла к соглашению с инициатором игр, и герои даже отметили примирение танцем в полёте. |
Ответ: Малыш и Карлсон. |
7. В этой сказке положительный герой, совершая добрые дела неоднократно, в конце своего долгого путешествия всё-таки преступил закон, нарушил ст. 11, которая гласит: «1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным и справедливым судом, обеспечивающим его право на защиту». Подсказка: орудие казни - бытовое орудие труда (иголка). |
Ответ: «Царевна- лягушка».
|
«... Несчастная! Когда злодей, Рукою мощною своей Тебя сорвав с постели брачной, Взвился, как вихорь, к облакам... ...И вдруг умчался к своим горам... ...Ты в страшном замке колдуна В одно мгновенье очутилась И бросила в лицо злодея: - Ты ответишь пред законом! «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию». (Ст.12) Кто он, этот герой, нарушивший ст. 12 «Прав человека», из какого произведения, кто эта несчастная? Подсказка: сила злодея была в бороде. |
Ответ: А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», Черномор.
|
9. Ст. 14 (ч.1 и 2) гласит:1. Каждый человек имеет право искать в других странах и находить там убежище от преследований. 2. Это право не может быть использовано в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН. Внимание! Вопрос: В какой сказке героиня пыталась скрыться от преследований, но была разоблачена путём предъявления вещественных доказательств и возвращена на место побега. Подсказка: вещественным доказательством являлся предмет обуви (хрустальный башмачок). |
Ответ: Ш. Перро «Золушка».
|
10. Эту ст. 15 мог придумать герой сказки, поневоле лишённый свободы в младенческом возрасте, выросший до совершеннолетия буквально за один день в тереме заточения: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 3. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». Вопрос: Назовите героя, сказку. Подсказка: «... Объявили царску волю Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в океан - Так велел-де царь Салтан. |
Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
|
11. В этой сказке, конечно же, не обошлось без волшебства, вот уж правду говорят «любовь зла ( полюбишь и козла». Родители всячески препятствовали этому браку, прибегнули даже к крайней мере (заточили возлюбленных в узкое цилиндрическое пространство). Но всё обошлось, опять помогла волшебная сила. Так вот, эта чета и написала ст.16: «1. Мужчины и женщины имеют право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии. 2. Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. 3. Государство должно охранять семью» и предъявила её родителям невесты. Вопрос: Как зовут эту чету, и из какой она сказки? Подсказка: волшебница в этой сказке была рыба-хищница.
|
Ответ: Емеля, Марья-царевна («По щучьему велению»).
|
12. Ст.17 «1. Каждый человек имеет право владеть имуществом. 2. Никого нельзя произвольно лишать его имущества». Эту статью придумал герой сказки, которого преступная группировка пыталась лишить этого самого имущества обманным путём. Назовите героя и название сказки. Подсказка: место вымогательства - название популярной телепередачи. |
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
|
13. Славный герой! Он так любил свою избранницу сердца! Во имя ее он совершал свои подвиги. Но среди населения он был посмешищем. Его перу может принадлежать следующая ст. 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей». Кто этот герой? Подсказка: У него был верный друг-оруженосец (или слово «мельница»). |
Ответ: Дон Кихот (Сервантес).
|
14. Автор ст. 19: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение. Он может свободно искать и распространять информацию и идею любыми средствами и независимо от государственных границ» был горазд на выдумки, большой фантазёр! Им был придуман очень интересный способ передвижения ( правда, очень опасный при посадке, приземлении). Назовите героя сказки. Подсказка: способ передвижения -ядро. |
Ответ: Мюнхаузен ( Распэ «Приключения Мюнхаузена»).
|
15. Группировка эта немногочисленна. Лидер - прекрасная леди. Участники являются инициаторами ст.20: «1.Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний. 2. Никого нельзя принуждать к вступлению в какую-нибудь группу или организацию». Назовите сказку и её героев. Подсказка: численность участников группировки равна количеству дней недели. |
Ответ: «Белоснежка и семь гномов».
|
16. Героиня этой сказки заявила: «Каждый человек имеет право на социальное обеспечение, и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной областях», но ее жажда этого обеспечения была настолько беспредельна, что пришлось, в конце концов, пенять на себя и остаться ни с чем. Подсказка: А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садись не в свои сани!» |
Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке». |
17. Ст.23 (3,4): «3. Каждый работающий имеет право на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его самого и его семьи. 4. Для защиты своих интересов каждый человек имеет право создавать профсоюзы и быть их членом». Члены этого кооператива огородников-любителей за свой труд действительно получили огромное вознаграждение. Вопрос: В какой сказке это произошло? |
Ответ: «Репка».
|
18. Герой этой сказки использовал право на образование ст. 26 (1, 2, 3): «1. Каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должно быть бесплатным. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное - общедоступным. 2. Образование должно содействовать полному развитию личности. 3. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей». Он отправился в школу, но до оной не дошёл. Нашлись занятия по-интереснее. Кто он и из какой сказки? Подсказка: азбука за 5 монет. |
Ответ: Буратино (А. Толстой «Золотой ключик»).
|
19. Ст.27: «1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек, являющийся автором научных, литературных и художественных трудов, имеет право достойное вознаграждение». Этот герой получил в дар произведение искусства и научного прогресса, использовал его в своих целях до поры до времени, пока, как говорится, бес в ребро не саданул. Но смерть принял он от принятого в дар произведения искусства и научного прогресса. Подсказка: в роли беса - Шамаханская царица |
Ответ: А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
|
20. Ст.29: «1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом. 2. Права и свободы каждого человека могут быть ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей. 3. Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям принципам ООН». Герои какого произведения воспользовались этой статьёй, дабы избежать неприятностей от неожиданного гостя, вторгшегося в их владения. Подсказка: «Великан и букашки» |
Ответ: Свифт Д. «Путешествия Гулливера в стране лилипутов»
|
Литература:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.