Методическая разработка
классный час в 3 классе на тему:
«Что такое конфликты и пути их решения»
Разработала: Г. Н. Сшивнова
учитель начальных классов
2023-2024 учебный год
Цель: учить распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Задачи:
ü формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
ü Уточнить значение понятие «конфликт» и рассмотреть его как общее понятие, определяющие отношение между людьми;;
ü Формировать навыки бесконфликтного общения
ü воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование:
ü ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
ü Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
ü Запись песен «Настоящий друг» и «Давайте восклицать»
ü Запись мультипликационного фильма «Конфликт»
ü Листы бумаги
ü Шкатулка со звёздами
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Обсуди с родителями, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай в библиотеке или по словарю, что такое конфликт?
2. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
Ход классного часа
I.Организационный момент:
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись,
Улыбнулись и садитесь,
И с усердием трудитесь.
***
II. Подготовительная часть:
Ребята, я предлагаю вам посмотреть м/ф и угадать какое у него могло быть название?
(Дети смотрят м/ф «Конфликт». Если дети после просмотра затрудняются в названии м/фа, предлагаю им выбрать из групп слов слово, подходящие для названия)
· КОНФЛИКТ
· СОТРУДНИЧЕСТВО
· МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.
Кто из вас может объяснить что такое конфликт?
III. Сообщение темы:
Итак, тема нашего занятия «Учимся жить без конфликтов»
Слайд №1 (На экране выставляется тема «Что такое конфликт и пути их решения»).
Мы выясним:
· Что такое конфликт
· Какие эмоции рождает конфликт
· Причины конфликта
· Способы выхода из конфликта.
Это и будет нашей задачей
(Слайд №2) .
IV. Основная часть:
В толковом словаре С.И Ожегова даётся определение «Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор»
- Почему возник конфликт у жителей спичечного коробка? (одна спичка отличалась от других). По каким признакам можно определить в м/фе, что происходит конфликтная ситуация? (установка границ, ссоры, драки)
-Чем закончился конфликт в мультфильме?
- Какой можно сделать вывод? ( конфликты – очень опасная ситуация, которая может привести к разрушению и гибели).
- Вспомните, какие эмоции и чувства возникли в м/ф во время конфликта: Я вам показываю букву, а вы приводите примерна эту букву: А – агрессия, Г – гнев, С – страх, О – обида, З – злость, Р – раздражение, Г- грубость, В – вспыльчивость.
- Какие это эмоции? (Правильно, отрицательные неприятные)
Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм жизни, вызывают только неприятные эмоции. Почему же люди, зная, последствия конфликта, всё равно создают конфликтные ситуации? Для того чтобы решить этот вопрос предлагаю вам:
Коррекционное упражнение.
Чтобы понять природу конфликтов. Я хочу предложить вам упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам;
2. Оторвите правый верхний уголок;
3. Опять сложите лист пополам;
4. Снова оторвите правый верхний уголок;
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок.
Теперь раскройте свои снежинки. Посмотрите у всех они разные. А почему? Как вы думаете? (нет одинаковых людей, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая)
Вот так и в жизни. Люди по - разному реагируют и по - разному ведут себя в различных ситуациях.
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
Слайд
Из-за чего возник конфликт?
- Главное, чего не смогли сделать девочки?
(Понять друг друга и договориться).
- Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться
(Слайд «Причины возникновения конфликтов: неумение договориться)
2. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.
Теперь я предлагаю вам проблемные ситуации обсудив которые вы попробуете определить причину конфликта. (анализ ситуаций)
Детям предлагается разделиться на группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А) Карточка № 1 для 1 группы. – Саша, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Саша и убежал.
А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
- Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
Б) Карточка № 2 для 2 группы. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?
( на слайде – «несдержанность»)
I. Вова, я сломал твою ручку тихо и робко сказал Максим, что ты наделал? И вообще ты мне не друг – закричал Вова и убежал. А Максим даже не успел сказать, что взамен сломанной, он купил новую и хотел отдать другу. (Проанализируйте и определите по какой причине возникла конфликтная ситуация. Ответ: неумение слушать)
II. На соревнованиях мальчики проигравшей команде стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему здесь возник конфликт? (Ответ: невоспитанность)
III. Анализ стихотворения «2 козла»
(демонстрация картинки)
- Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля боднул,
Другой из них тихонечко приятеля лягнул.
Один боднул приятеля немножко посильней.
Другой боднул приятеля немножко побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос
Ну уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Знакома ли вам такая ситуация. Какое качество послужило причиной конфликта. (Несдержанность)
Учитель: Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
3. Вывод.
После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
- неумение договориться,
- неумение слушать;
- несдержанность;
На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
(Слайд №4)
- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.
- А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.
Конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Давайте рассмотрим способы разрешения конфликтов.
- Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные.
(Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).
(Слайд №9)
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
Перед тем как ответить, давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В.Орлов.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Какой совет вы бы им дали?
- Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации. (юмор, уступка)
(Слайд №7)
- Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, пришло время узнать, как избежать конфликта?
- Посмотрите на рисунки осликов. Как осликам удалось избежать конфликта? Наши герои сумели договориться, уступить друг другу. Такой путь решения конфликта с помощью уступок называется КОМПРОМИСС.
(словарное слово, давайте прочитаем его хором)
- Некоторые считают, что предложить помириться первым, значит проявить слабость характера. Но, тот кто не боится идти на компромисс чаще выходят из конфликта. Самый лёгкий и общедоступный способ избежания конфликта – юмор. Можно обойти любой конфликт или ответить с улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют.
Существует много способов положительного разрешения конфликтов
- А ещё я хочу вам предложить, чтобы у вас под рукой были вот такие памятки.
Правила бесконфликтного общения»
(Дети читают по очереди)
1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Старайся прийти на помощь товарищу: не жди, пока тебя об этом попросят.
5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношение.
6. В споре будь сдержан и тактичен.
7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
8. Никогда никого не упрекай. Если всё – таки упрёки прозвучали и ссора произошла скорее помирись.
9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Заключительная часть.
- Человека, который ни с кем никогда не ссорился встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Поэтому надо избегать конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Если же ссора всё-таки состоялась старайтесь достойно выйти из этой ситуации.
- Давайте вспомним, какие эмоции вызывает любой конфликт?
Но как всякое общественное явление конфликт имеет свои положительные и отрицательные стороны.
VII.Итог:
Наше занятие подходит к концу.
- Так что же такое конфликт?
- Что такое компромисс?
9.Волшебный сундучок
Здесь, в сундучке « Счастья», для каждого из вас есть звёздочка с пожеланием. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твоя звёздочка, — предназначено именно тебе.
(Каждый подходит, достаёт звезду с пожеланием и прикрепляет её на доску.
Пожелания
Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
В споре умей выслушивать собеседника до конца
Уважай чувства других людей
Любую проблему можно решить.
Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
Не сердись, улыбнись.
Начни свой день с улыбки.
Будь уверен в себе.
Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь
Будь обаятелен и добр.
Извинись, если ты не прав.
Не забывай выражать свою благодарность.
Выполняй свои обещания.
Уметь ставить себя на место другого, посочувствовать, договариться.
Не критикуй постоянно других
Внимательно выслушивай мнение других людей
Научись уступать друг другу, не всегда настаивают на своем.
В споре будь сдержан и тактичен
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе
Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- У нас получилось новое созвездие, как мы его назовём? (Дружба)
Дети встают полукругом
V. Итог классного часа.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
( Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы)
- Что такое конфликты?
- Из-за чего происходят конфликты? (Главное – из-за неумения общаться, слушать, договариваться).
- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.
- Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?
- Предоставляю вам слово, ребята. (чтение стихов)
Чтение стихотворения (подгот.ученик)
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Будем вместе улыбаться,
Песни петь и танцевать,
Летом в озере купаться
И клубнику собирать,
На коньках зимой кататься,
Баб лепить, в снежки играть,
На двоих делить конфеты,
Все проблемы и секреты.
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссоры
Из любого спора. (В.Орлов)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! (Ю.Энтин)
Поссорились чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются,
Скоро на кухне, на полке,
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно-
Это очень, поверь, опасно!
Исполнение песни «Дружба крепкая»
- А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо.
Исполнение песни «Дружба крепкая»
Самоанализ
внеклассного мероприятия «Что такое конфликты и пути их решения»
Данное внеклассное мероприятие входит в тематический цикл «Моя школа, мои друзья»
Важной характеристикой личности является способность учащегося к саморегуляции
поведенческих реакций, к самоорганизации своей жизни, умение планировать свою и
чужую деятельность, иметь и отстаивать свои убеждения, реализовывать свои проекты.
Для этого необходимо сформировать следующие нравственные качества личности:
целеустремленность, инициативность, организованность, ответственность,
самостоятельность, чувство долга, дисциплинированность, самоконтроль, честность,
справедливость.
Форма занятия: беседа с элементами игровых ситуаций.
Цели:
·Познакомить детей с
понятием конфликта, его причинами, развитием. Найти
различные пути решения. Выработать правила поведения в классе, которые
помогу избегать конфликтов.
·На материалах литературных произведений рассмотреть различные конфликтные
ситуации.
·Развивать у детей чувство такта, взаимопонимания, поддержки.
·Воспитывать уважение, понимание, терпимость к окружающим людям.
При подготовке к занятию мною были учтены возрастные и индивидуальные
особенности учащихся. Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию
учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. В проведении
мероприятия использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные
методы: изобразительная наглядность; практические; частично -поисковый.
Формы организации деятельности:
групповая.
Активность учащихся на разных этапах была различной, но большинство детей проявили внимательность и заинтересованность в данной беседе. Плодотворно поработали над составлением правил поведения в нашем классе: что можно, а что запрещено. Для того чтобы постараться избегать конфликтов и в дальнейшем эти правила соблюдать. На одном из этапов беседы ученикам предлагалось рассмотреть несколько ситуаций из жизни и подумать, как можно было не допустить конфликта. Если мы хотим не
допускать конфликтов, то каждый должен начинать с себя. Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: беседа прошла достаточно интересно, с высоким темпом. Все поставленные
задачи занятия удалось реализовать.
Я надеюсь, что после данного занятия в нашем классе
будет меньше конфликтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.