Методическая разработка мастер - класса по теме « Экспресс оценка качества меда»

  • docx
  • 15.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала metod_razrabotka_master_klassa.docx

Министерство образования  Ставропольского края

http://fotos.fastimagess.ru/img-q5y5x5n4g4041486a4h4m4i506p5f4t2r4z5/games/3/Pchela_s_medom/Pchela_s_medom.pngГосударственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Александровский сельскохозяйственный колледж

 

 

Методическая разработка 
мастер – класса

 

http://st.depositphotos.com/1967477/2538/v/950/depositphotos_25389001-stock-illustration-bee-cartoon-thumb-up.jpgНа  тему: Экспертиза меда

 

Преподаватель Цуркова И.В.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

 

 

I. Введение.

II.Основная часть.

1.     План мастер –класса

2.     Методика проведения  мастер- класса .

3.      Заключительное  слово

IIIСписок используемой литературы.

IU. Самоанализ  проведенного мероприятия

     Приложение.


 

 

Методическая разработка мастер - класса по теме « Экспресс оценка качества меда» предназначена для преподавателей и студентов сельскохозяйственного колледжа. 

В методической разработке раскрывается  последовательность проведения мастер класса, изучение запланированных вопросов.

При написании методической разработки были учтены: опыт преподавателей с вузов по разработке методических материалов, опыт проведения мастер классов в условиях  ГБПОУ АСХК.

 

Методическая разработка составлена преподавателем И.В. Цурковой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Введение

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»: 

• Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области; 

• Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области: 

• Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать; 

• Специалист, достигший высокого искусства в своем деле

Ближе всего для педагога два последних определения. 
Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли. 

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А.Дистервег считал, что педагог–мастер, и только он имеет познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания.

 А.С.Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты: 

• Психологическую и этико-педагогическую эрудицию; 

• Профессиональные способности; 

• Педагогическую технику;

• Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. 

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации. Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт.

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Мастер–класс – это главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями обучающихся и т.п. 

Мастер - класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. 

Мастер – класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. 

Мастер – класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы следующие характеристики: вызов традиционной педагогике, личность учителя с новым мышлением, не сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др. 

Цель мастер - класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. 

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. 

II.             Основная часть

2.1.      План  мастер- класса

Дата проведения 12.02.2018г

Тема мастер - класса: Экспресс оценка качества меда

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения  при определении  качества меда, проведение  профориентационной работы  с учащимися  школ района.

Задачи мастер-класса

Ø познакомить педагогов с основными методами  определения качества меда;

Ø показать практическую значимость используемых методов ;

Ø передача преподавателем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;

Ø рефлексия собственного профессионального мастерства участникамимастер-класса

Прогнозируемый результат мастер – класса:  Расширение знаний о  классификации  меда  и методов  определения  его качества.

Ø Получение преподавателями  и учащимися практических навыков в определении качества меда  различными способами

Целевая аудитория мастер-класса: педагогические работники колледжа, учащиеся  школ  района.

Организационные параметры мастер-класса:

Ø Время – 20 минут

Ø Количество участников: группы по  12 человек

Требования к помещению и материальному обеспечению мастер-класса: образцы меда, лабораторная посуда, реактивы , микроскоп, компьютер.

Методическое сопровождение: презентация выступления.

 

 

 

Ход мастер-класса:

1.     Организационный момент:  приветственное слово  руководителя мастер класса

Объявление темы мастер - класса, цели, еѐ актуальность, проблемы, практическая значимость, ожидаемый результат. (2 мин.)

 

2.     Основная часть :   изложение   материала  в сочетании с беседой и демонстрацией     методов определения качества меда. (15мин.)

 

1.  Органолептические  показатели (окраска, запах, консистенция, вкус, вязкость)

2.  Лабораторные исследования:  определение  присутствия  муки или крахмала в меде,  определение  присутствия  мела, определение  фальсификации меда  с помощью  сахарного  сиропа.

3.  Проведение микроскопического анализа меда.

4.  Народные методы  определения фальсификации меда.

 

3.     Ррефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.  (2 мин.)

 

4.     Заключительное слово    руководителя мастер класса.(1 мин.)

Раздача участникам  мастер –класса листовок  «Медовая  азбука»

 

 

 

Преподаватель                  Цуркова И.В.

 

 

 

2.2.          МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР- КЛАССА

              «ЭКСПРЕСС ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДА»

 

Вступительное слово:

 

Чтобы купить действительно качественный пчелиный продукт, а не фальсификат, важно знать, как проверить мед на натуральность. С одинаковым успехом это можно сделать как в лаборатории, так и в домашних условиях.

К хитрым народным способам относится проверка при помощи йода, химического карандаша, воды, уксуса, молока и других подручных средств.

Что представляет собой фальсификат.

 Натуральный мед обычно смешивают с сахарным сиропом, свекловичной или крахмальной патокой, сахарином, мелом, мукой и другими примесями.

Как же проверить качество меда?

 Первое, на что стоит обратить внимание при покупке – это его консистенция. Многие сорта кристаллизуются уже спустя 2 месяца после сбора. Замедлить этот процесс можно только хранением продукта в герметично закрытом виде. Однако почти весь мед не остается в жидком состоянии до зимы. Поэтому если вы обнаружите на прилавках такой пчелиный продукт, то, скорее всего, это подделка.

Внимание! Жидкий мед, продаваемый в зимнее время, свидетельствует: о фальсификации продукта; о намеренном выведении из закристаллизовавшегося состояния путем подогревания, что лишает его всех целебных свойств. Стоит опасаться и засахаренного меда летом, так как это означает, что он прошлогодний. Жидкий мед зимой часто оказывается фальсификатом.

 Основная часть:

Органолептические показатели.

Качество и натуральность пчелиного продукта можно определить двумя способами: «на глаз» и с помощью специальных средств.

По вкусу ( участникам  мастер – класса  предлагается провести   дегустацию представленных образцов меда и самим  определить  который из образцов является фальсификатом)

 Вкус натурального янтарного десерта – приятный, терпкий, отдающий цветочным или травяным звучанием. Он должен таять на языке, накрывая покалывающим, немного жгучим послевкусием. Он не оставляет после себя осадка, твердых частиц и кристаллов. Легкий оттенок карамели выдает гретый мед, а приторная сладость – примесь сахара.

По окрасу. Знание сортов меда поможет вам без труда выявить подделку. Как известно, каждый вид пчелиного продукта имеет свой характерный оттенок. Например, липовый сорт отличается янтарным окрасом, цветочный – золотисто-желтым, горчичный – кремово-желтым, каштановый – темно-коричневым. Но все они, вне зависимости от цвета, прозрачны и чисты. Мед-фальсификат же немного мутноват и имеет осадок. Настоящий продукт – прозрачен и чист, не имеет осадка .

По запаху.  Участники  мастер – класса  нюхают представленные образцы.

Качество меда легко определить по аромату. Натуральный продукт благоухает цветочными или травяными нотами, тогда как десерт с примесью сахара, крахмала или муки не имеет никакого запаха – ни приятного, ни резкого.

По густоте и вязкости.  Участники  мастер – класса опускают в мед тонкую деревянную палочку, а затем медленно вытаскивают ее и сравнивают полученные результаты.

 Настоящий мед потянется вслед за ней длинной ниткой. Прервавшись, нить образует на его поверхности башенку, которая затем медленно поглотится продуктом. Если же мед приобретет схожесть с клеем и будет капать с палочки мелкими брызгами, то перед вами суррогат.

По консистенции. Предъявляя требования к качеству меда, обратите внимание и на его консистенцию. Натуральный продукт пчеловодства отличается тонкой, тягучей, нежной структурой. Он хорошо растирается между пальцами, тает и впитывается в кожу, тогда как подделка оставляет на руках комочки, характеризуясь грубой текстурой.

 

 Лабораторные исследования( преподаватель проводит  опыты и делает   вместе с участниками  выводы относительно  фальсификации меда)

В мед примешивают инородные вещества по трем причинам: чтобы скрыть признаки испорченного товара; для придания ему естественного и аппетитного вида; для добавления веса. Однако вывести недобросовестных продавцов на чистую воду довольно просто. Проверку меда можно осуществить йодом, химическим карандашом, уксусом, спиртом, бумагой, соляной кислотой и прочими предметами.

Выявляем присутствие муки иликрахмала. Продукт разведите дистиллированной водой и закапайте в раствор несколько капель йода обыкновенного. Посинение состава – явный признак того, что в янтарный десерт подмешана мука или крахмал.

Внимание! Чем темнее цвет, тем больше крахмала содержится в пчелином продукте.

Проверяем на наличие мела. Растворите мед в воде и добавьте к смеси несколько капель уксусной кислоты (эссенции). Если раствор вскипит, издав характерное шипение и выделив пузырьки углекислого газа – ваш десерт «напичкан» мелом.

«Разоблачаем» сахар. В мед часто подмешивают сахар и воду. В связи с участившимися случаями фальсификации пчелиного продукта многих людей интересует вопрос: как проверить мед на сахар?

1.      На кусочек бумаги (газетной или туалетной), хорошо впитывающей влагу, положите немного янтарного десерта. Если он «размажется» по бумаге, оставив влажные следы, либо просочится сквозь нее – вы купили суррогат с примесью сахарного сиропа или воды.

2.     Капните мед на бумагу и подожгите. Если продукт качественный, обгорит лишь бумага, а мед останется нетронутым – не обуглится, не сгорит и не потемнеет. Фальсификат же приобретет коричневый цвет и слегка расплавится, оставив в воздухе характерный запах жженого сахара.

На меде иногда встречаются яркие доказательства его натуральности –частицы пыльцы или воска, крылышки пчел. Однако и этот факт не может быть стопроцентной гарантией.

 

Микроскопия  мазка  меда (демонстрация мазка  меда под малым увеличением микроскопа)

https://i.ytimg.com/vi/9zVt8VUVqXw/mqdefault.jpgРисунок 1 Мед под малым увеличение микроскопа

 

https://vedgard.com/sites/default/files/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20-%204291/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85/2456-2308.jpgПри рассмотрении тонкого мазка натурального  меда под малым увеличением микроскопа мы можем увидеть  кристаллы глюкозы, обычно звездчатой или игольчатой формы. ( Рисунок 2)

  А в мазках из свекловичного сахара  кристаллы имеют форму крупных глыбок , иногда  правильной геометрической формы. ( Рисунок 3)

https://vedgard.com/sites/default/files/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20-%204291/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8F%D1%85/2456-2309.jpg

 

 

Демонстрация презентации «Снимки пыльцы различных растений»

В натуральном меде  так же  всегда присутствует  пыльца растений

https://bigslide.ru/images/48/47890/960/img15.jpgПыльцевые зерна   различных растений имеют различную форму.

( рисунок 4 Пыльцевые зерна различных растений)

 

 

Швейцарский фотограф Мартин Огерли  с помощью электронного микроскопа и цифрового графического редактора ему удалось создать коллекцию поразительных снимков пыльцы различных растений.

Такая незнакомая пыльца Пыльца айвы. Растение относится к семейству Розовых, и на Востоке имеет овеянную славой репутацию. О её лечебных свойствах писал Авиценна, из её листьев был сплетён венок мифологической Юноны, а у древнеримских новобрачных даже была традиция совместного вкушения плода айвы для преодоления всех будущих жизненных невзгод.

Такая незнакомая пыльца

Пыльца серебристого клёна покрыта липкой жидкостью, которая помогает ей цепляться к шерсти животных и «путешествовать».

 

 

 

 

Такая незнакомая пыльца Пыльца ольхи – одна из наиболее аллергенных, и переносится ветром. Дерево так же известно как природный краситель, способный дать целых пять разных оттенков: ярко-зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый и огненно-красный. Ещё натуралисты не советуют укрываться под ольхой от грозы – по загадочным обстоятельствам в неё очень часто попадает молния.

Такая незнакомая пыльца

Пыльца белого клевера, согласно исследованиям, - богатый источник белка. В народе растение ещё называют трилистником или медовым стеблем. И, кстати, обжитые им луга – идеальное место для пчеловодства.

 

Такая незнакомая пыльца Пыльца герани, или «журавельника», как его называли греки за плоды, похожие на клюв журавля. Разные народы наградили растение и другими названиями: голубиный цвет, орлиная лапка, здравница, грабельник, придорожная иголка.

 

Такая незнакомая пыльца

Пыльца цветков калины – серые гранулы. На фото одно из зёрен прорастает, чтобы передать свою генетическую информацию женскому гаметофиту. Жёлтые гранулы – пыльца другого растения, принесённая ветром.

 

 

 

Такая незнакомая пыльца Берёзовая пыльца на протяжении всей весны является сильным аллергеном, вызывая поллиноз. Мы знакомы только с одним видом, растущим в нашем регионе, - на деле же существует множество разновидностей семейства Берёзовых

Такая незнакомая пыльца

Шипы пыльцы просвирника помогают ей прикрепляться к птичьим перьям. Принадлежит к семейству Мальвовых. К слову, если кому-то из дам интересно, это растение способно увеличить размер груди благодаря содержанию природного гормона фитостерина.

 

Такая незнакомая пыльца Зерно ивовой пыльцы застряло между цветочных лепестков. Иве, - она же верба, ракита, лоза, - мы обязаны открытием салициловой кислоты, в большом количестве содержащейся в одной из её разновидностей.

 

 

 

Такая незнакомая пыльца Зёрна пыльцы незабудки не являются сильным аллергеном, и, кроме того, эти гранулы – самые маленькие по размерам среди всех прочих – 0,0002 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 Народные методы определения   фальсификации меда

Проверка качества  меда с помощью хлеба.

Может определить качество меда и кусочек черствого хлеба. Опустите хлеб в емкость с медом. Если хлеб через несколько минут стал мягким, то придется признать, что мед ненатуральный.

О качестве меда можно судить, намазав его на кусок хлеба. Как правило, натуральный продукт ложится ровным слоем, не капает с краев и довольно быстро превращает мягкий хлеб в твердый.

Проверка натуральности меда водой

Поместите ложечку меда в подогретую воду. Если пчелиный нектар растаял за короткое время, а не лежит комком на дне стакана, то в качестве продукта можете не сомневаться.

Чай с медом – не только вкусный напиток, но и отличный метод определения качества меда.

Если вы опустите ложку меда в чай, то натуральный продукт незамедлительно окрасится в темный цвет.

Метод  определения натуральности меда « Память сотов»

Поместите ложечку меда на блюдце, залейте её небольшим количеством воды. Возьмите блюдце и  круговыми  движениями вращайте воду в блюдце так, чтобы  она омывала  мед. У натурального продукта  появляется сеточка напоминающая рисунок сот.

Время все расставит на свои места.

Если вы не желаете проводить эксперименты, то можете просто оставить медок в покое на несколько месяцев. Время сделает все за вас! Так, если спустя пару месяцев мед начал загустевать и кристаллизоваться, то это говорит о том, что продукт натуральный. Если же мед остался жидким даже спустя полгода, значит, он содержит большое количество фруктозы. В случае, если мед не загустел, а разделился на два слоя – жидкий и густой, то будьте уверены, что вы приобрели невызревший продукт. Он, конечно, не представляет опасности для здоровья, однако характеризуется коротким сроком годности.

 

III.           ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

При покупке, обращайте внимание на основные показатели качества меда –цвет, запах, вязкость и консистенцию. Подвергайте его всем перечисленным способам проверки и наслаждайтесь великолепным вкусом натурального продукта.

Раздача участникам  мастер –класса листовок  «Медовая  азбука»

Приложение 1

http://okeydoc.ru/wp-content/uploads/2016/01/26611-0.jpg

 

 

 

 

IV.            Самоанализ проведенного мероприятия

Целью данного мастер-класса было повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения  при определении  качества меда, проведение  профориентационной работы  с учащимися  школ района. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены основные этапы работы над проектом. Педагоги и  участники мастер- класса познакомились с методами  определения качества меда в домашних условиях.

Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс  демонстрация  лабораторных исследований по определению качества меда..

Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам и участникам  возможность узнать новое.

 Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала наибольший интерес

. В целом мне мастер –класс понравился, результатом я довольна.

И.В. Цуркова.

 

 

V.               СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Дмитриева А. Мед. Природный целитель. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2009. – 156, [4] с. – (Карманный целитель).

2.     Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Рыжакова А.В. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.

3.     Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров.: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 416с.

4.     Беспалов А.Б. Товароведная характеристика меда. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2005. – 238с.

5.     Результаты по экспертизе [Электронный ресурс] : отдел биохимии / Псковская областная ветеринарная лаборатория. – Псков : ГУВПО, 2008. –

6.     Мед [Электронный ресурс] / науч. журн. / Электрон. журн. – М.: МФТИ, 2001. –

7.     Товароведение и экспертиза товаров: проблема качества и потребительские свойства товаров [Электронный ресурс] / Вып. 2 : сб. ст. / ред. кол.: проф. Н. В. Наседкина – Иркутск : ГОУ ВПО ИГУ, 2006. –

8.     Мед. Его хранение и транспортировка. Маркировка. [Электронный ресурс]: Библиотека. – Киев: БФСРПК, 2003. – Режим доступа:

9.     Мед и его хранение. [Электронный ресурс]: Виды тары / М.: ГОУИУС, 2003.

10. Классификация меда [Электронный ресурс] : Справочник по основным видам меда / ЭД и П. – М.: Адепт, ИДДК ГРУПП, 2004. –

11. ГОСТ 19792-2001 МЕД НАТУРАЛЬНЫЙ. Технические условия [Текст]. – введ. 01.07.2002. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 33с.

12. ГОСТ Р 52451-2005 МЕДЫ МОНОФЛОРНЫЕ. Технические условия [Текст]. – введ. 01.12.2007. – М.: Стандартинформ, 2006. – 14с


 

Скачано с www.znanio.ru